Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором осень нам танцует вальс-бостон…
А.Розенбаум
Мой маленький бонсай прошлого...
Я адрес не помню, но это неважно,
Где был трёхэтажный дом в стиле ампир.*
В доме том жила мамина портниха.
— Кто вам сказал, что тётя Роза шьёт только на идеальные фигуры? Совсем даже наоборот. Это она делает любую фигуру идеальной. Не верите? Тогда идите к другой швее. Или будем проверять мои слова на деле? Давайте уже вашу ткань. Становитесь прямо, будем снимать ваши размеры, а завтра приходите на примерку. Вы удивляетесь, что так быстро? Тётя Роза отложит все остальные заказы и займётся вами, чтобы показать свою правоту, — подобную тираду в различных вариациях можно было услышать, проходя мимо открытых окон квартиры волшебницы, шьющей эксклюзивные наряды и одевающей местных женщин не хуже парижанок.
А для меня тётя Роза была владелицей несметного богатства — разноцветных лоскутков из самых разнообразных тканей, названия которых будоражили воображение. Примерно раз в неделю, прихватив с собой коробку из-под обуви, я приходила к ней за сокровищами из обрезков бархата, крепдешина, шифона, крепжоржета, атласа, шевиота, бостона…
— Золотко моё, я могу предложить вам шикарную ткань бостон. Мы сошьём из него костюм-тройку и вы будете одеты на несколько лет вперёд, меняя блузки. — Заметив некоторое замешательство в глазах мамы и понимая его причину, тётя Роза тут же добавляла: — а для вас я сделаю скидку и продам в рассрочку. Не сомневайтесь, а то ваша красавица-фигура будет на вас в обиде. К слову сказать, работать с вашей фигурой — сплошное удовольствие и даже отдых после того, как я пошью на эту… — тут тётя Роза, оглядываясь на окна, приглушала голос до шёпота и продолжала: — …на эту капризную наряженную лошадь — первую леди города. Но вы знаете, на неё таки выгодно шить, она всегда покупает ткани больше, чем необходимо. Я ей говорю, зачем вы тратите лишние деньги на ненужный вам отрезок материи, ведь я всегда называю точные размеры для выбранных моделей. А она отвечает, что всё любит с запасом, боясь, что не хватит. Оставляйте тогда этот несчастный кусок мне, говорю я ей, он у вас всё равно заваляется, а я сошью красивое платьице какой-нибудь крошке.
— Иди сюда, моя радость, мы будем снимать мерки и шить тебе платье из остатков того крепдешина в горошек.
— Дорогуша, купите малышке детскую швейную машинку, я научу её шить коврики из лоскутков. Посмотрите, какие у неё пытливые глазки, я вижу, что её легко будет научить это делать, — сказала как-то тётя Роза маме.
В следующий поход к тёте Розе я отправилась, бережно держа в руках швейную машинку.
— Это делается очень просто, деточка, но потребуется много твоего терпения. Надо взять кусок плотной ткани такого размера, каким хочешь видеть свой коврик. Затем берёшь лоскутки, нарезаешь их полосками примерно четыре на три сантиметра и пришиваешь близко один к другому на самый край основы. Следующий ряд пришиваешь на расстоянии в два-три миллиметра, и так дальше до самого другого края.
Если ты ещё не знакома с сантиметрами и миллиметрами, я их тебе сейчас покажу на линейке. А теперь садись рядом и смотри, как я буду шить то, о чём только что рассказала.
Да, чуть не забыла главное. Лоскутки подбирай по цвету, чтобы они были в одной гамме. Ты не знаешь что такое цветовая гамма? Это, когда ты смотришь на то, что вышло из-под твоих рук и слышишь красивую музыку.
— Мамочка, посмотри быстрее, что у меня получилось, — кричу я, расстилая на полу яркий, пушистый, разноцветный, словно сотканный из осенних листьев, — коврик.
— Я же говорила, что из этой девочки выйдет толк, — воскликнула тётя Роза, увидев мою работу. — Она умеет слушать умных людей и делать по-своему.
***
Иногда я достаю это чудо из потайного уголка памяти, чтобы полюбоваться им и услышать красивую музыку:
«На ковре из жёлтых листьев...»
—————–——–——
* — строки из стихотворения С. Беликова «Февраль»