"Вместо куполов - скульптура и золоченая корона, вместо скромных гладких стен - сплошная резьба. Перед нами - экзотический цветок, церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах. Она была возведена в краткий и прекрасный период развития русского зодчества - 1680-1690-е годы, когда появились в Москве и ее окрестностях необычные яркие храмы «нарышкинского» (или «московского») барокко.
... церкви в таком стиле заказывали выходцы из высших слоев общества. Дубровицкий храм был выстроен по инициативе князя Бориса Алексеевича Голицына - ученика Симеона Полоцкого и приближенного Петра Первого. Некоторое время Голицын был в немилости царя - результатом многочисленных придворных интриг стала его «ссылка» в деревню, а точнее, приобретенное им незадолго до этого село Дубровицы. А в 1690 году в знак примирения с царем князь задумал создать новый храм на месте деревенской церкви Илии Пророка, которую перенесли в соседнее село. Петр Первый также активно участвовал в создании новой, Знаменской церкви. Через семь лет ее строительство было завершено, но здание оказалось в самом центре столкновения двух эпох. Еще несколько лет храм стоял неосвященным: Патриарх Адриан не дал на то своего благословения.
Рассмотрим внимательнее облик храма - что могло так смутить Патриарха Адриана?
В плане церковь напоминает цветок - ее центральная квадратная часть окружена четырьмя полукружиями (восточное служит в качестве алтарной части). Таким образом, получается, что в ее основе использован так называемый квадрифолий, то есть четырехлистник, элемент, который характерен для западного искусства. Но при этом на квадратной основании - четверике - стоит восьмерик (центрическая восьмигранная призма). Такая конструкция к концу XVII века уже использовалась в русском деревянном зодчестве, была вполне традиционной. Сам храм выстроен из местного белого камня.
Вряд ли именно непривычная конструкция храма могла вызвать сомнения у Патриарха. Действительно, прежде всего зрителя поражает декорация церкви - скульптура, резьба и, конечно, его глава - золоченая корона. Сейчас уже никто точно не знает - возможно, как раз великолепная корона и стал одной из главных причин отказа освятить церковь, ведь она могла ассоциироваться с попыткой насадить государственную власть. Не менее сомнительным с точки зрения традиционного церковного искусства могло показаться скульптурное убранство храма - как само по себе (а мы знаем, что скульптура почти не использовалась в древнерусском зодчестве), так и с точки зрения использованных сюжетов.
Спасибо! Очень люблю этот храм. Он у меня есть в десятках различных обработок, и везде прекрасен. Здесь он почти без обработки, только небо чуть-чуть вытянула...
Извините, но с этим я никак не могу согласиться. Здесь, на мой взгляд, наоборот, можно еще мягкости добавить - излишняя резкость не совпадает с образом храма, который у меня в душе.