Собор Спаса Нерукотворного Костомаровского Свято-Спасского женского монастыря. (монахини его называют еще Верхний храм), названный в честь Спаса Нерукотворного, вмещает до двух тысяч человек во время богослужения. Его своды держат большие меловые колонны. В полумраке, при редком мерцании зажженных свечей и лампадок, теряешься в его огромном пространстве.
Собор Спаса Нерукотворного образа покоится на 12 огромных меловых колоннах. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду.
Это самый древний монастырь на нашей земле, основанный еще до официального принятия Русью христианства, находится в ее южных приделах, в самом центре Черноземья. Это Свято-Спасский женский монастырь (Воронежско-Липецкая епархия).
Среди необозримых плодородных полей и зеленых лесов, в 150 километрах от Воронежа перед вами вдруг возникают белесые, с мелкой и бедной растительностью холмы. Это меловые горы, в которых в седой древности были выкопаны христианами пещеры, положившие основание монастырю. По преданию, в них обретался и проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, здесь находили убежище от преследований и первые христиане.
По другой версии, он основан в 12 веке н.э.
Свято-Спасский женский монастырь в селе Костомарово называют Русской Палестиной. Здесь есть места, удивительно повторяющие палестинские пределы, есть своя Гефсимания, свой Кедрон, гора Фавор, своя Голгофа... Вдали, на ровной линии горизонта можно увидеть небольшую гряду деревьев, очень напоминающую ту, которую обычно изображают на иконах бегства Святого Семейства в Египет.
Монастырь закрывали 2 раза. Первый раз - в 1917 году, затем во время Второй мировой войны он был открыт.
Второе закрытие - самое страшное было не так давно - в 1958 году.Следы этого варварства остались и до сих пор. Богоборцы, испытывавшие необъяснимую ненависть к храму, ворвавшись сюда, сначала стреляли в иконы, а потом белые стены его постарались до черноты полностью закоптить сажей. Зрелище, по словам очевидцев, было страшное. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат. Целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца.
Это ныне самая драгоценная святыня обители. При разорении обители ее спасли, а потом вернули монастырю. Когда в нее стреляли, пули разлетались в разные стороны, ни одна из них не попала в лико Пречистой. Всего у иконы шесть ранений. Икона часто мироточит. Сначала были замечены две капельки, потом потекло их много…
После бесчинств безбожники стали взрывать храм изнутри и снаружи, надеясь, что все рухнет и следов их ужасающего беззакония не останется. Но совершилось чудо. Господь, вразумляя безумцев, сохранил храм, он не рухнул. Свод, когда раздался взрыв, поднялся на метр в воздух и потом опять встал на свое место. Чинившие этот страшный разбой тогда в страхе разбежались. Но с тех пор в пещерах пошли нарушения в циркуляции воздуха, появилась большая влажность, чувствуется сильная сырость, по стенам и иконам стекает вода. И что удивительно – с некоторых икон тем не менее не сходят краски, они сохраняют яркость и свежесть. Когда стоишь перед иконой "Святое Семейство", перед которой молились матери о своих сыновьях и мужьях во время войны, создается впечатление, что она написана совсем недавно, и можно было подумать, что это список с той иконы. Оказалось, та самая…
Тяжелая участь постигла тех, кто разрушал эти храмы. Приезжала как-то женщина из Москвы, у которой все предки из Костомарова. Очень плакала и говорила, что жизнь у нее лично и у ее родных очень тяжелая. Кто-то сошел с ума, кого-то убили, очень страшные у всех судьбы. Она теперь поняла, что это оттого, что ее предки разрушали эти храмы. Сильно страдает.
Реставрация монастыря началась в 1993 году силами светских энтузиастов. Только в 1997 году здесь поселились первые монашки. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса.
И теперь, по словам монашек, жители близлежащих сёл не одобряют существование монастыря. Тем не менее, в штате монастыря около 20 монашек, построена хорошая монастырская гостиница, здесь кормят паломников, особенно в храмовые праздники.