Талантливому и яркому коллективу Чихачевцев,
от скромного зрителя
СОДЕРЖАНИЕ:
Рецензии на Чихачевку
Эпиграммы на Чихачевцев
Москва 2012 год
РЕЦЕНЗИИ НА ЧИХАЧЕВКУ
Волшебники, дарящие Сказку
Свезло тут мне попасть на спектакль Чихачевки - «Садко и Царевна Морская». В первую очередь, это, конечно, детский спектакль, хотя не все с этим спектаклем так просто, но начнем с его детской составляющей.
Всё-таки давненько я не был на детских спектаклях, и тут понял, насколько же изменился современный мир детей. Ну, во-первых, когда по громкой связи девочек и мальчиков в купе с дядями и тётями попросили выключить мобильники, десятки крох достали широчайший диапазон девайсов мобильной связи вплоть до смартфонов и айфонов, и стали с абсолютно серьезными и деловыми мордашками отключать звук, изредка советуясь друг с другом. Цивилизация Хайтек рулит.
А когда начался спектакль, то выяснилось, что для многих маленьких зрителей Мир Русской Сказки несколько внове.
Например, когда начали показывать Подводное царство и на сцене появились первые морские жители, по залу прошел как бы шелест: «Пришельцы, пришельцы, пришельцы…».
Или когда Фея Моргана сверкнула алым платьем на сцене, один мальчик даже помянул испуганным шепотом Князя тьмы. Талантливо Людмила Городецкая выдала харизму отрицательной героини, я бы даже сказал -инфернальненько.
Что интересно, спектакль подан в очень широком возрастном диапазоне: есть линия для совсем юных зрителей, для детей постарше и вплоть до старшеклассников. Причем, на фоне сказки просматривается даже некая социально-политическая линия: бунтующий под Дубинушку народ, злой и жадный олигарх, коварная гламурная Дама, окрутившая олигарха, и модели социума, что на земле, что под водой, весьма узнаваемы и. т. д. Короче, тут и Мейерхольд, и Маяковский, но, в первую очередь, конечно - Чихачев. И вот еще о чем не могу не сказать…
Только человек, плохо знающий Театр, может сказать, что детские спектакли легче ставить и играть, чем взрослые. Ан нет!
Взрослые могут иногда и не заметить не искренность, но дети - никогда!
Я уже привык к высочайшему уровню реквизита, костюмов и аксессуаров Чихачевке, но тут, костюмеры, художники, декораторы, опять и настолько поразили своим искусством, что ваш покорный слуга долго пытался найти некое восторженное определение к этим, не всегда, увы, заметным труженикам сцены, и таки нашел - НАСТОЯЩИЕ ЧИХАЧЕВЦЫ!
Из персонажей, всем зрителям от мала до велика, весьма и весьма понравились Акулы Людмилы Полянской и Натальи Замниборщ. Этим великолепным актрисам как никому удалось совместить, так сказать в одном флаконе, сказочных полуотрицательных героев с комическими отрицательными героями старых советских оперетт, - типа полицейских из «Вольного ветра», и ведь как здорово получилось.
И еще детям очень понравился Черепах, Григория Захарьева, хотя чувствовалось, что совсем маленькие зрители Черепаха немного побаивались, а когда Черепах встал на задние лапы, некоторые крохи реально испугались (наверное, родители им рассказали, что в прошлой жизни Черепах был Пилатом). Нет, я конечно выступаю с позиции взрослого зрителя, но флер Чихачевской «Плахи» витал в воздухе настолько, что обсуждая позже этот спектакль с Дмитрием Юрьевичем, я как-то невольно называл Гордея Гордеича ( Евгения Башлыкова) Гришаном¸ а Садко (Константина Скрипалева) - Авдием.
Кстати, когда приказчик Сергея Смолина лихо карал бунтующий пролетариат верным кнутом, у меня сложилось впечатление, что некоторым актерам-пролетариям кнутом попадало отнюдь не по-театральному, но, скорее всего, меня ввела в заблуждение талантливая и реалистическая игра Сергея.
Очень здорово был сыгран Натальей Репич и Татьяной Петровой эдакий антидуэт на контрастах - Морской Царевны и Любавы.
И, наконец, о самом главном… Хрустальные россыпи детского смеха, а также всплеск интереса и эмоций маленьких зрителей очень много сказали мне и о спектакле, и об уровне игры актеров. Ведь это и есть настоящее чудо и доброе волшебство. Думаю, что именно ради этого и стоит жить сценой.
Низкий Вам поклон за это, дорогие Чихачевцы.
ИХТИАНДР С РЯЗАНСКОГО ПРОСПЕКТА
И снова Добрые Волшебники из Чихачевки подарили нам Сказку. Известный всем по старому фильму, сюжет Беляева ожил на сцене театра Геннадия Чихачева, и живет там двенадцать лет, хотя в не совсем канонической трактовке.
Был все тот же, блестяще сыгранный, Чихачевский коллектив. Голоса, пластика, игра - все на высоком (обычном для Чихачевцев) уровне.
Большое впечатление произвела музыка Виктора Семенова, очень органично звучали в ней голоса Ихтиандра (Константина Скрипалева) и Гуттиэре (Евгении Янковской). Две зрительницы во время арии Гуттиэре даже слегка всплакнули (что позже не помешало им сказать, что Зурита классный мужик).
Позабавил эпизод, когда простодушный Ихтиандр внезапно весьма тонко сострил. Это когда Гуттиэре отказалась взять жемчуг. Тогда Ихтиандр сказал, а ты, мол, ежели не хочешь жемчуга, отдай его Ольсену, он уж точно не откажется. Но милейший Юрий Красов, силой своего обаяния и дальнейшим развитием сюжета, убедил зрителей, что Ольсен гораздо лучше, чем показалось изначально.
Когда на сцену вышла Долорес Педровна Зурита (мать Зуриты), один небольшой зритель громким шёпотом спросил у отца: «Это мама Джека Воробья?»
И, действительно, блистательная Людмила Полянская выглядела как истинная пиратка, ей, пожалуй, разве что не хватало пары пистолетов за кушаком. А когда во втором действии она перевоплотилась в Леди в бальном платье, ее даже не узнали в первые секунды. Не успели зрители привыкнуть к этому перевоплощению, как Леди ловко прибрала к рукам бутылку рома, как бы показав, что, мол, официоз - официозом, но нам пиратам важнее ром, чем правила истеблишмента. Долорес в исполнении Людмилы Полянской, безусловно, тот персонаж, без которого спектакль был бы гораздо менее ярок.
Но, сами понимаете, все хорошо быть не может. Спектакль задумывался и ставился на большой сцене, но по известным причинам в этот день шел на малой, и это, естественно, сковывало и сюжет и актеров. Меньше было места для танцев и драк, и представляю, как намучились сотрудники сцены, компонуя декорации. И был в этом плане интересный момент…
Ввиду нехватки сценического пространства, открытое море было воссоздано в уголке, размерами где-то метр на два. И когда туда прыгали то Гуттиэре, то Ихтиандр, из динамиков раздавалось бух-плюх, но назад герои вылезали абсолютно сухими, в результате чего неокрепшие души из молодых зрителей стали подхихикивать. Но у Чихачева не забалуешь даже в зале… Короче, когда Ихтиандр бух-плюхнулся в море в очередной раз, назад он вылез мокрый по настоящему. Вот такой высокий класс сценической работы.
Кстати, прочитав в программке термин «девушки в порту», я испугался, что театральные новации зашли так далеко, и что докеров будут изображать женщины (такие вот могутные дамы в оранжевых жилетах), но (слава Творцу!) обошлось - был фееричный ансамбль молодых красавиц в стиле «карнавал в Рио».
Если посмотреть на спектакль несколько отстраненно, то на переднем плане мы видим как бы две пары основных персонажей (ИМХО, естественно). Это ребята в белом - Ихтиандр и Гуттиэре, и, соответственно, ребята в черном – Зурита и Пачита. У обоих пар своя музыкальная тема и свой, соответственно, шарм. На мой взгляд, дуэт Зурита (Сергей Смолин) и Пачита (Людмила Городецкая) за счет некой отрицательной харизмы выглядит ярче. Это нисколько не бросает тень на героев Константина Скрипалева и Евгении Янковской, - они играли прекрасно, но положительные герои сказок, увы, всегда несколько пастельнее что ли, чем отрицательные. Тут, конечно, большая «вина» Сергея Смолина… Ведь задача у Сергея была сверхсложная: сыграть Зуриту после Великого Михаила Казакова - не каждый актер за такое возьмется, а Сергей Смолин взялся и победил.
Его не лишенный инфернальности образ эдакого пирата и контрабандиста (с явным флером Ташчайнара), его великолепный голос разделил женскую часть зрительного зала на две части: одна была за Зуриту, а другая, соответственно, за Ихтиандра. Когда Зурита, сменив морской наряд на элегантнейший белый костюм жениха, вскочил на сцену, очень многие зрительницы (особенно из старшеклассниц) восхищенно ахнули. Причем, мне показалось, что после этой сцены голосов за Зуриту прибавилось.
И еще одну театральную тайну открою Вам напоследок, дорогие друзья…
Служанка Педро Зуриты, Долорес, на самом деле -Анна Каренина.
Король, Золушка и другие обитатели Чихачевки
В театральных кулуарах бытует два мнения... Одни утверждают, что Шварца играть легко, мол, уж больно хорошо написаны его пьесы. Другие убеждены, что Шварца играть безмерно трудно, ибо слишком много в его пьесах глубокого смысла. Я лично придерживаюсь третьего постулата - Шварца надо играть так как надо, то есть – так, как его играют в Чихачевке. Я посмотрел Золушку по-чихачевски, и мнение составилось самое положительное. Труппа играла великолепно. И не мудрено: ведь в роли короля выступал сам Мэтр. Это наложило свой отпечаток на весь спектакль: ведь актеры понимали, что художественный руководитель сейчас с ними на одной сцене.
Очень, кстати, интересным было решение с перенесением основных смысловых акцентов именно во второй акт: там действие пошло как-то ярче и, я бы сказал, энергичней, но это, естественно, ИМХО.
Большинство из нас, когда смотрят любую версию Золушки, невольно сравнивают её с каноническим фильмом с Гариным и Жеймо, и Чихачевцы с честью выдерживают это сравнение...
Итак, начнем с короля. Мэтр был истинным королем, харизматичным и вальяжным, строгим и справедливым.
Принц Константина Скрипалева был и романтичен, и близок к жизни, плюс играл с известной долей иронии, не заметной детям, но хорошо понятной взрослым зрителям.
Золушка очаровательной Евгении Янковской мало того, что была очень мила, но и выказывала чудеса сценического профессионализма. Переодевание Золушки из домашнего платьица в бальный наряд происходило за считанные секунды, причем абсолютно незаметно для зала. Тот самый высокий класс конгломерата актерского таланта и высокой режиссуры.
Очень ярко был прописан Константином Котовым образ капрала, и навевал почему-то мысли о реформе полиции.
Кстати, интересен был сам по себе состав зрителей: взрослые люди и очень маленькие дети, подростков практически не было, причем каждая группа воспринимала спектакль по своему, но искренне.
Взрослая часть зала пришла в восторг о сцены, когда маленький мальчик, пораженный коварством мачехи, пытающейся развести короля на брак принца с её дочерью, крикнул на весь зал: « ОНА ВРЕТ!». Дети периодически шумно сопереживали действиям на сцене, а это, согласитесь, многого стоит.
Очень умилили несколько крохотуль в бальных нарядах.
Ну, и взрослые зрители тоже не остались в стороне... В антракте один джентльмен весьма громко вопрошал, мол, а что будет с Золушкой, если по дороге домой она попадет в пробку. (Проходивший мимо я не выдержал и сказал, что в таком случае Золушку, видимо, придется выковыривать из тыквы).
Ну, а мачеха и её дочери - это вообще отдельная песня. Людмила Полянская, Елена Соколова и Наталья Репич создали потрясающий ансамбль вроде бы и отрицательных героинь, но иной раз более ярких, чем положительные. Людмила Полянская, пожалуй, единственная на моей памяти актриса, которая смогла сравниться с Великой Раневской, и не безуспешно. Ну, а Анна и Марианна были просто блистательным фейерверком. Их танцы, песни, репризы просто поражали (в хорошем смысле).
Да простит меня Золушка, но будь я принцем, не её я бы выбрал.
Красная шапочка, Белая собака и другие
Итак, снова Чихачевка, снова Шварц, и на этот раз - «Красная Шапочка».
Находясь на детском спектакле, по-моему, надо смотреть и на сцену, и в зал. Всё-таки реакция детей очень много говорит о спектакле, и когда со сцены идут в зал потоки тепла и доброты под прекрасную музыку Виктора Семенова, и вы видите, как это буквально впитывают в себя маленькие зрители, то становится понятно - спектакль удался.
Главное, что актеры играли искренне, талантливо, и было видно, что им приятно работать в этом спектакле.
Красная Шапочка в исполнении Зинаиды Громоздиной сразу завоевала расположение маленьких зрителей. Вообще, Зинаида не перестает поражать разносторонностью своего таланта: диапазон её ролей от Тоси до Алёны-Лёньки, Долли Облонской и, наконец, Красной Шапочки прекрасно ею отрабатывается, и, что не может не восхищать, – везде она разная.
В спектакле немало скрытых (и не очень) легких театральных гегов…
Например, фраза «Ну, здравствуй, Белая собака», вызывала веселое оживление и у детей, и у взрослых. Или философично настроенный Уж (Константин Барышников), настолько узнаваемо торчащий из дерева, что взгляд по неволе ищет яблоко.
Когда лесные жители за еду из корзины Красной Шапочки стали выдавать ей любую закрытую информацию, либо в прямую нарушать устав караульной службы, я было удивился, но в антракте я понял, что пирожки в корзине были из буфета уважаемого Шамиля. Здесь все понятно - никто не устоял бы: ни люди, ни зверюшки.
Любимым героем у маленьких зрителей сразу стал Заяц (Евгений Башлыков), и когда он пообещал загрызть волка, одна маленькая девочка закричала: «Молодец!».
Ну, а бабушка Красной Шапочки, в исполнении Натальи Замниборщ, вообще вызвала всеобщий восторг своей энергией и бесподобными акробатическими этюдами. Описать это невозможно, это надо видеть.
Лесник вызвал у зрителей кучу положительных эмоций, в смысле – Наши пришли! (Кстати, не знаю, так ли это было, либо музыка навеяла, но вроде бы в момент прибытия Лесника на помощь жертвам Волка, в музыке мелькнули мотивы марша «Но от тайги до британских морей, Красная Армия всех сильней»). Великолепная харизма Александра Городецкого как всегда сыграла в нужную точку. Очень понравилось, что в комплект амуниции лесника входили красные флажки, которые он в зависимости от ситуации то расставлял против волков, то дарил пейзанкам и зверюшкам.
Кстати, Волк (Станислав Широков) и Лиса (Наталья Репич) понравились зрителям несколько больше, чем положено отрицательным героям. Детям очень понравилось, как Волк превращался в Белую собаку, а хитрость Лисы даже вызвала аплодисменты.
И вот что хочется сказать в финале…
Я считаю, что сияющие глаза детей и хрустальный детский смех были главной оценкой работы и лучшей наградой для Актеров Чихачевки.
Спасибо Вам большое.
Генератор детского смеха
Старая добрая сказка о Волке, Козе и, что характерно, о козлятах. Обычно их семь, и в этом спектакле их было тоже семь, но… седьмой козленок был младенцем! И это было не последнее интересное решение в спектакле. Известная всем сказка заиграла Чихачевскими красками и поделилась своей радугой с маленькими зрителями.
Музыка Николая Орловского органично, образно и четко впитала в себя действие на сцене. И, что очень показательно для этого театра, дети в зале искренне чувствовали музыку, хотя и по-своему. Например, один маленький мальчик воскликнул во время увертюры, еще при закрытом занавесе: «Это же зайчик!».
Музыкальное решение вообще очень интересно, в частности, основная музыкальная тема спектакля и темы положительных героев решены в русских музыкальных традициях, а вот плохой волк шел исключительно в теме джаза и кантри.
Поразил шириной своего диапазона голос Натальи Замниборщ: от низкого свинга, до высоких оперных нот. К слову, Наталья играла Волка… Нет, когда я прочитал в программке что волка играют Константин Котов, Наталья Замниборщ и Елена Соколова, я, честно говоря, изумился таким подменам, но оказалось, что у Волка две партии, мужская - до встречи с Кузнецом, и женская после (именно так и менялись актеры).
Весьма порадовал прекрасный дуэт Ирины Химиной (она играла Ворону) с Кузнецом (Евгением Бодяковым). Кстати, в роли Кузнеца Евгений был даже несколько харизматичнее своего Каренина (но это ИМХО)
Как всегда в Чихачевке - шикарное решение костюмов и декораций. Капуста вообще была супер, лучше настоящей. Еще привел в дикий восторг складной боевой мультитул системы «Ташчайнар» - рогатка и лук в одном флаконе, этот девайс, кстати, придумал актер Сергей Смолин.
Что очень важно… спектакль сделан в таком ключе, что оказался интересен и детям, и взрослым, то есть - эмоции проявляли и дети, и родители. По крайней мере, над фразой волка «Ну, как же всё-таки поет эта коза?», смеялись и дети, и взрослые. А когда на сцену вышел волк, и часть детей испугалась (и было чего, см. фото ниже), девочка постарше стала успокаивать братика: «Не бойся, это собачка».
Помню у Стругацких прочитал в своё время термин - «Генератор Детского Смеха», и тогда я не мог себе представить, что это такое, а теперь понял, - это Чихачевские детские спектакли.
Р.С.
Подсознательно, до самого конца спектакля, я ждал, что козлята запоют песню про Коня (эдакое дежавю после Чихачевского капустника).
ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА, ИЛИ РУССКИЙ ТЕАТР ЖИВ
Наконец-то у меня получилось посетить Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва, тот театр, в котором уже побывали многие мои друзья ИМХОНЕТовцы, и теперь я жалею о том, что так не спешил…
У интеллигентов, как известно, театр начинается с вешалки, но у нас, офицеров, он начинается с буфета. И буфет, надо сказать, произвел на меня прекрасное впечатление. Во-первых, вместо типичной театрально-общепитовской буфетчицы за стойкой буфета я увидел джентльмена, похожего на Берримора и Джеймса Бонда одновременно. А цены так просто потрясли своей дешевизной. Например, чашка кофию со сливками плюс шоколадка стоят (страшно подумать) – 90 рублей. Дешевле только даром. Но, хватит шуток, перехожу к главному - к спектаклю...
Когда я шел смотреть «Женитьбу Бальзаминова», я больше всего боялся, что труппа, как и все мы, не один раз смотрела известный фильм с Вицыным, и чисто подсознательно будет его копировать, но мои страхи были напрасны. Трактовка пьесы была абсолютно своя.
Несмотря на то, что гротеск и ирония у Островского особо не трактуются (кроме, пожалуй, «На всякого мудреца»), Геннадий Чихачев через весь сюжет протянул тонкую линию иронического гротеска, сделавшего спектакль как бы бинарным. С одной стороны узнается старый добрый русский водевиль, но с другой стороны - элементы иронического гротеска показывают, что в этой комедии присутствует подтекст современной сатиры.
Бальзаминов, в прекрасном исполнении Кирилла Гордеева, как бы связывает героя Островского с современными бальзаминовыми, которым несть числа. На сцене - Бальзаминов из купеческой Москвы позапрошлого века, который хочет устроить жизнь, женившись на богатой. И мы сразу вспоминаем офисный планктон, мечтающий жениться на немолодой и некрасивой дочке босса, халявщиков из Дома-2 и прочих «героев» нашего времени. Ну, эти умствования, естественно, ИМХО. Так что продолжу о спектакле...
Музыка А. Кулыгина мне очень понравилась, она органична и несет заряд позитива. Ну, а игра актеров - выше всяческих похвал: там нет ролей второго и третьего плана, все роли главные, как и положено было в русском театре. Еще я обратил внимание на то, что не смотря на то, что спектакль в репертуаре театра уже достаточно давно, актеры, тем не менее, выкладываются как на премьере. Нет игры через силу, нет скрываемой скуки, видно, что актерам интересно работать, а ведь мы зрители это любим.
И все-таки за что я люблю именно музыкальные театры, так это за то, что там у всех актеров хорошие голоса. Попсовая микрофонная халтурка тут не проходит.
Понравились некоторые не совсем стандартные решения. Например, слугу Химку и собаку играет одновременно один актер, или игра Анфисы и Раисы в «Эрудите». Ну, а подарочные башенные часики - это просто класс.
Сваха, в исполнении Елены Соколовой, была гимном таланту перевоплощения, поначалу я даже не узнал очаровательную Елену.
Ну, и работа художника стоит на высшей планке: очень прочувствован стиль и дух тех времен, и на этом фоне очень улыбают гротескный халат Бальзаминова, ожерелье из баранок у Белотеловой и кобуры-кармашки для курительных трубок на изнанке сюртука Лукьян Лукьяныча (его, кстати, играл солист-вокалист Олег Зимин). Меня поразила вальяжная харизма этого актера, роль явно была для него мала, на мой взгляд, Чебаков у Островского - эдакий мелкий мышиный жеребчик потертого плана, а тут некая смесь Кречинского и Принца-администратора. Одно слово – Харизма. Еще бы хотел выделить очаровательную Надежду Красилову - Раису, не побоявшуюся ассистировать мне, когда я не удержался и попробовался на роль Бальзаминова. Посмотрели на меня театральные деятели, загрустили безмерно и сказали, что Бальзаминова я не потяну, а вот Лукьян Лукьяныча… пожалуй
Короче зарядился хорошим настроением на неделю и чувствую, что у Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва, появился еще один преданный зритель.
ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО ДМИТРИЮ ЮРЬЕВИЧУ, ЗА ТО, ЧТО ПОЗНАКОМИЛ МЕНЯ С ЭТИМ ПРЕКРАСНЫМ ТЕАТРОМ!
БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА, КОТОРУЮ ЗАЖЕГ ГЕННАДИЙ ЧИХАЧЕВ
Русский Театр Жив! Это я первым делом хочу сказать после посещения спектакля Театра Геннадия Чихачева «Астрономия любви».
Сегодня, я лишний раз убедился в том, что Актеры этого замечательного коллектива не просто играют… они живут жизнью своих персонажей, а это дорогого стоит.
Пьеса М. Себастьяну "Безымянная звезда" достаточно известна и любима театрами. Был еще замечательный фильм Казакова «Безымянная звезда», было много театральных постановок, но версия Театра Геннадия Чихачова явно выделяется из этого ряда.
Во-первых, музыкальное решение. Музыка Марка Самойлова очень органично встроена в действие, но одновременно царит над спектаклем. Живая музыка, прекрасные голоса актеров и хорошая постановка оставляют незабываемое впечатление…
Константин Скрипалёв очень хорошо показал провинциального учителя Марина, очень талантливо и очень искренне. Но царила на цене Мона - Наталия Репич: она играла именно душой, не отделяя себя от персонажа, и это было хорошо видно. Когда на сцену вышла счастливая и влюбленная женщина, Настоящая Женщина, Полюбившая Первый Раз в Жизни, от её счастливой улыбки, казалось, стало светлее в зале. Поверьте, я знаю о чем говорю, ибо имел честь и счастье наблюдать счастливых женщин неоднократно (только женат был три раза, не считая легких увлечений). А когда её улыбка по сюжету ушла, то стало как-то тоскливо без неё.
Очень интересным является решении по введению хора в сюжет, ведь это музыкальный спектакль, и хор тут нужен (простите, но у меня просто язык не поворачивается назвать кого-то из этих талантливых актеров «массовкой»). Так вот, в нужные моменты на сцене одновременно проявляются герои классических опер: Ромео и Джульетта, Квазимодо и Эсмеральда, Отелло и Дездемона, и принимают участие в действии, и это просто здорово. Причем, эти классические пары периодически разыгрывали свои собственные мини-интермедии. Мне очень понравилось, когда Отелло с вопросительным видом достал платок, а Дездемона в ответ предъявила еще один. И хочу отметить прекрасный голос очаровательной Эсмеральды (Ирины Химиной).
Ну, а когда вся труппа стала бить профессиональный степ, это было вообще нечто. А если бы финальный хор в первом акте и песню Грига и его друзей «Мона-Мона» записали и вывесили в Ютубе, то счетчик посещений там точно зашкалил бы. Кстати, о Григе…
Играть и трактовать роль, после её исполнения Михаилом Казаковым, я думаю очень непросто и для актера, и для режиссера, но тут все получилось «на отлично». Когда Григ (Владлен Михалков) вышел на сцену в компании друзей, то все стало на свои места: это был настоящий Григ, Григ именно из пьесы Себастьяну. И очень тонким было костюмное решение: его белый костюм настолько гармонировал с платьем Моны, что было понятно –они уйдут вдвоем. Владлен Михалков был в этой роли харизматичен и великолепен.
(А когда я заметил, что на Владлена Михалкова весьма похож Джон Траволта, то понял, что Владлен и Наталья, очень добрые и гуманные люди. Почему, спросите вы? А потому что, не будь они гуманными, то сделали бы клип с твистом из «Криминального чтива» и послали бы в Голливуд, и тогда Траволта отравил бы Уму Турман (чтобы не мучилась от зависти) и повесился бы от оной же).
Еще мне очень понравилось, как сыграла Мадемуазель Ку-Ку, Татьяна Петрова, с её поистине великолепным даром перевоплощения. Почти до конца спектакля она играла комическую роль, но буквально в последние минуты буквально сверкнула трагедией души, одинокой провинциальной учительницы, понявшей что она тоже женщина.
Ну, и конечно, очень согрело душу феерическое исполнение роли гимназистки Земфиреску - Евгенией Янковской.
Так что, очередной раз говорю огромное спасибо коллективу театра Геннадия Чихачева.
Р.С. Прошу читателей не пенять мне на то, что в рецензии сплошные позитивные термины. Но вот понравился мне спектакль и дал мне кучу положительных эмоций (не верите ?… так спросите у Леверлина, он свидетель. Ему кстати очень понравилась игра концертмейстера скрипок Ксении).
Звери, в отличие от людей, своих не распинают…
Именно этой цитатой из либретто я назвал свою рецензию на спектакль «Плаха» театра Геннадия Чихачева.
Ставить на сцене роман, тем более роман знаковый, это очень трудно, вернее, практически невозможно, но для коллектива театра Чихачева невозможного на подмостках нет. Это я понял, посмотрев спектакль «Плаха». Официально жанр этого спектакля называется мюзикл-притча, но ощущения от просмотра гораздо сложнее. И, да простят меня фанаты Айтматова, но трактовка театра Чихачева мне показалась сильнее самой книги.
Начать свой рассказ я хочу с костюмов. За костюмы 10+ по десятибалльной шкале. Иногда создается впечатление, что костюмы играют вместе с актерами. Костюмы волков, ручной работы, описать невозможно, это надо видеть, ну, а инфернальный костюм Пилата, пусть и не канонический, да вкупе с игрой Григория Захарьева, вообще нечто.
Создается впечатление, что каждая сцена - это отдельный спектакль, но не конгломерат, а одно целое. Лишний раз убедился, что Чихачевская школа - это абсолютное понимание того, что в Спектакле мелочей не бывает, как и не бывает второстепенных ролей. Все актеры играли в полную силу и безмерно талантливо, что ни в коей мере не умаляет прекрасную работу по главной теме Константина Скрипалева и очаровательной Евгении Янковской. (Как же ей идет электроскутер).
Все сцены и планы вельми хороши, но хочу выделить «волчью» тему и восточный базар. Волчья стая в спектакле - это некий микрокосм. Волки тут некая смесь жизненной философии и мудрости природы.
Ну, а Базар великолепен и воистину Восточен: типажи сочны и ярки, все торговцы - Ходжи Насреддины, а торговки – восточные гурии, и когда на базаре появляется милиционер, удивляешься диссонансу и начинаешь ждать, когда же появятся стражники султана, посадят милиционера в мешок и заставят его кричать: «Тот, кто носит медный щит, тот имеет медный лоб», кстати, Валерий Семенов так четко играл мента, что позже, уже хотелось, чтобы им занялись не стражники Султана, а ССБ МВД РФ.
Очень проникновенно сыграл Волченка Вадим Поповичев, я бы даже сказал - пронзительно, особенно это стало ясно, когда его линию в спектакле пресекли браконьеры. Волченка стало не хватать и многие зрители даже прослезились. Ну, и, конечно, блистала самая очаровательная и грациозная Акбара из Айтматовской Стаи в исполнении прелестной Елены Соколовой
По традиции театра, актеры порой играли несколько ролей в одном спектакле, но хочу выделить некоторые из них….
Евгений Башлыков потрясающе сыграл Гришана, пахана анашистов. Актер настолько проникся ролью, так сильно играл, что когда по ходу действия он оказался рядом со мной, я даже почувствовал флер опасности.
Кстати, зрителям очень повезло с тем, что спектакль давали на малой сцене, камерность только усилило впечатления.
Варнава был на сцене буквально несколько минут, но Юрий Красов заставил отложиться его образ в памяти не меньше, чем его блестящая работа в образе Обера. А Птица Людмилы Городецкой олицетворяла своей красотой и изяществом Совесть и Милосердие, по крайней мере, я так понял её трактовку этого персонажа.
И, конечно, меня опять восхитила своей игрой Татьяна Петрова. Он играла пожилую забавную докторшу. Вроде бы почти водевильный образ, и вдруг как ушат холодной воды, рассказ про то, как НКВД приходили за её дедушкой. И сразу образ меняется на порядок. Образ немолодого человека, много плохого повидавшего в жизни, но оставшегося добрым к людям.
Нет, бесполезно перечислять всех актеров и все нюансы постановки, надо просто прийти и посмотреть спектакль. Единственное, что еще раз скажу – РУССКИЙ ТЕАТР ЖИВ!
Ну, что еще добавить… Дмитрий Юрьевич сидел за пультом, какой я раньше видел только на подводной лодке и управлял многотонными механизмами сцены, и, судя по тому, что актеры на него испуганно не косились, они полностью доверяли его мастерству, и как благожелательно было сказано профессором культурных наук: «Оказывается в театре Чихачева есть специально обученный Машинист».
Как всегда, в течении спектакля за сценой, а в финале лично, нас порадовала виртуозным вдохновением своего смычка наша любимая концертмейстер Ксения.
И, конечно, отдельное спасибо великолепному Бармену Шамилю, чей сервис и коньяк, как всегда, выше всяких похвал. Не зря всё-таки наш друг Леверлин уважительно прозвал его Арчибальд Арчибальдович.
ЗАБЫТАЯ И РОДНАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРЕТТА
Жила была Советская Оперетта. Жила она на блистающей медью волторн и тарелок, да веселым ситчиком скромных по покрою девичьих платьицев, Большой станции на Великой музыкальной магистрали, наполненной задорными инженю в рабочих комбинезонах и симпатичными спортсменами прямо с Первомайской демонстрации. Но прошли годы, и большая станция стала заштатным полустанком, на котором остались пожилые матросы и смутно знакомые лица в шляпках ностальгического покроя, и блестящие экспрессы Музыкальной жизни проносились мимо без остановок…
Но Театр Геннадия Чихачева сдетонировал и вернул к жизни этот ностальгический мир старой доброй Советской оперетты. Лучше всего видно издалека, и оглянуться на прошедшее нам помог этот прекрасный коллектив. Я уже писал неоднократно, и буду еще писать о том, что в театре Геннадия Чихачева нет массовки, тут все солисты, и это еще раз было показано в спектакле "Даёшь оперетту!". Все актеры работали прекрасно и от души: это передалось и зрительному залу. Когда звучал финальных хор из «Вольного ветра», многие в зале прослезились (автор этих строк тоже).
Очень интересно сыграла Ирина Химина, эдакая квинтэссенция Марецкой и Гурченко, оперетта и старые музыкальные комедии в одном флаконе. Очень ностальгично, но это ни в коем случае не повтор, полностью самостоятельный образ. И как всегда понимаешь, что для Чихачевцев нет мелочей. Очень хорошо соблюдена мера опереточности в оперетте. Увы, многие труппы с эти перебарщивают, но не театр Чихачева. Очень тонко проведена грань театральной условности, ни в коем случае не переходящий в гротеск. Мне очень понравился маленький штришок условностей, сделанный точно по законам настоящей Оперетты. Старый моряк начищает рынду, расположив её у себя на коленях, одет он в кипенно-белые брюки, и на брюках не пятнышка.
А как удивили художники и декораторы. За кулисами уместился и оркестр, и даже настоящий паровоз. Когда он загудел, включил прожектора и поехал на зал, я думаю, что многие еще раз посочувствовали Анне Карениной.
И опять потрясает многоплановость каждого актера этого театра. Любовался игрой Юрия Красова, играющего режиссера и вдруг понял, что это же Обер Варавва из Плахи. Или в застенчивом деревенском комсомольце, в исполнении Вадима Поповичева, узнаешь Волчонка из той же Плахи.
Спектакль смотрится на одном дыхании, и эта феерия музыки, прекрасных голосов, юмора и хорошего настроения дает заряд бодрости очень надолго. И хочу отдельно отметить очаровательную Людмилу Городецкую в роли Примадонны и прозападной противницы Советской оперетты. Как изящно она сыграла свою партию. Будучи изначально отрицательной (в стиле оперетты, естественно) героиней, она спокойно и без видимых усилий, успешно противостояла всему легиону положительный героев. Заранее успокою читателей, в конце спектакля она будет «за нас».
Должен еще отметить, что даже один и тот же спектакль этого театра в разные дни является разным (в хорошем смысле этого слова). На сцене постоянно происходит некоторая ротация актеров, которая делает каждый следующий спектакль отдельным произведением искусства.
Ну, и, безусловно, огромный респект Шамилю за его коньяк, и Дмитрию Юрьевичу неоднократное спасибо за то, что он открыл для меня этот прекрасный театр.
А СПЕКТАКЛЬ ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!
СОВМЕСТИМЫ ЛИ ТРАГЕДИЯ И ОПЕРЕТТА?
Островский… Как, практически, для каждого школьника начала шестидесятых годов прошлого века, так и для меня это означало серую скуку.
Серьезные и фальшиво-трагичные дяденьки и тетеньки вели на сцене умные разговоры, периодически заламывая руки, иногда травясь, топясь, стреляясь и не доставаясь никому, но вот как-то до самой души все это действо не пронимало.
Нет, когда в Малом театре в спектаклях участвовали Мэтры и играли в полную силу, а порой и прикалывались, было интересно, но это было скорее исключение, нежели правило. И уж никак не казался совместимым с высокими трагедиями Островского такой легкий жанр, как оперетта. Не совместимы для всех… , кроме коллектива театра Геннадия Чихачева. Для них любой жанр серьезен и возможен!
Сказать, что я был удивлен или поражен, это, значит, ничего не сказать. Театр поставил оперетту «Без вины виноватые», далеко не самую худшую пьесу Островского, хотя её столько раз ставили, что эмоции на многочисленных подмостках перешли в некоторую рутинность, но не в этот раз.
Все началось уже с вешалки. Зрители мирно толпились в вестибюле, когда вдруг в привестибюльном бельэтаже появилось светское общество, а милые девушки в платьях XIX века стали подходить к зрителям и интересоваться, когда же приедет поезд с Кручининой, ко мне также подошла красавица со смутно знакомым лицом, и я, напрягши память, вспомнил, что она подозрительно похожа на юношу, собиравшего коноплю в Айтматовских степях, и решил, что это обычное театральное дежавю. (Это была очаровательная Зинаида Громоздина).
А тут вдруг прямо в толпу зрителей поехал паровоз и стало не до ассоциаций (а паровозов, как я понял за время знакомства с этим театром, в депо имени Г.А. Чихачева, весьма немало).
Вот такое было начало у спектакля, и было оно гораздо ярче и живее, чем когда-то на Таганке в «Десяти днях». А потом действо перенеслось в зал…
В первую очередь и в не первый раз аплодирую художникам. Костюмы выше всяческих похвал, прочувствована сама суть оперетты, но оперетточностью и не пахнет, и главное, - есть флер эпохи.
Очень понравилось решение с платьями местных красавиц: будучи провинциально скромными, их наряды в секунду превращались в феерические костюмы для канкана, хотя, согласитесь, что канкан для Островского - это круто… Но в театре Чихачева это было в самый раз, и вполне органично.
Лишний раз убеждаюсь, что описывать спектакли театра Чихачева бесполезно: всё равно невозможно переложить на бумагу эмоции, полученные там, эти спектакли надо смотреть, и смотреть не один раз.
Кстати, некоторые зрители пошли на «взрослые спектакли», познакомившись с детскими спектаклями театра Чихачева, и нисколько не пожалели. Но вернемся к «Без вины виноватым»…
У Островского в пьесе воленс-ноленс центральными фигурами в разных постановках становилися дуэт Шмага-Незнамов (это ИМХО конечно). Все-таки фраза Шмаги: «Мы актеры, и наше место в буфете» живет уже третий век и будет жить и дальше, хотя у меня свое мнение о корнях популярности этой фразы, видимо, на премьере пьесы в Малом 1884 года в буфете был такой же отменный коньяк, как у Шамиля, так отсюда и пошло.
Сергей Смолин и Вячеслав Амосов сыграли блестяще, полностью показав суть двух основных театральных масок - комедии и трагедии, как говорится в одном флаконе. Вообще, спектакль идет и смотрится на одном дыхании. Когда для актеров каждая роль главная, а для режиссера не существует мелочей, Зритель всегда выигрывает. Еще раз повторюсь, что в который раз восхищает то, что в этом театре все актеры солисты.
Очень интересным было сценическое решение, когда второй акт начался непосредственно в буфете, который вместе с Шамилем (а как же без него?) был перенесен в вестибюль, а потом, вместо продолжения мелодрамы, пошел фрагмент героико-исторической пьесы (кстати, упоминавшийся Островским в другом произведении).
А зал бурлил эмоциями, и были там и смех, и слезы. Это я и называю настоящим Театром. Действие переносилось из оперетты в драму и обратно, и это было прекрасно. И еще одно очень интересное решение - две ипостаси главных героев: в юности и годы спустя.
Был поражен силой воли нашего любимого концертмейстера Ксении: буквально у её ног неоднократно разворачивалась трагическая мизансцена, но смычок в её изящной деснице не нарушил ни одного спиккато.
И как же восхитительно-вальяжен был Нил Стратоныч Александра Городецкого.
Нет, все актеры были, как всегда, молодцы, но хочу отметить игру Елены Соколовой...
В театре Чихачева, как я заметил, не принято играть равнодушно, но тут искренность игры была так сильна, что было ощущение, что Елена сама в данную минуту переживает все эти трагизмы в реале: она играла и душой и сердцем. Очень сильно было все показано, единственное, на мой взгляд, была несколько высока для персонажа Кручининой доля изящного аристократизма, который очень явно был виден, но Актрисе виднее, как трактовать роль. Браво Елена!
Кстати, в театре было много молодежи и им было также интересно, что Дмитрию Юрьевичу и его очаровательным помощницам почти не пришлось наводить порядок.
Огромное спасибо коллективу театра, а тем кто еще не видел их работ, вельми рекомендую весь репертуар. Тем более, что театр Чихачева полезен не только для души, но и для здоровья. Почему спросите вы? Объясняю…
Сами знаете, как много всего забывают в театральных гардеробных, так вот, в гардеробной Театра Геннадия Чихачева как-то забыли инвалидную коляску. То есть, - инвалид, посмотрев спектакль, перестал страдать недугом, мешающим ему ходить.
Вот она – ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА.
ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ ОБЛОНСКИХ,
НО ГЕННАДИЙ ЧИХАЧЕВ ВСЕ РАЗЪЯСНИЛ
Посмотрел я, наконец, Анну Каренину от Чихачева и даже не знаю с чего начать…
Впечатление весьма эмоциональное (в хорошем смысле этого слова), ведь из достаточно затянутой инкунабулы Льва нашего Николаевича, сделать интересный спектакль, да еще музыкальный, это надо постараться. И Чихачевцы постарались, да еще как.
Начну, опять же, с костюмов… Ну, не любят в этом театре экономить на костюмах, и низкий за это поклон от зрителей. Что в этом плане очень важно, так это то, что чувствуется глубокая проработка собственно дизайна, то есть, - с одной стороны ясно, что это, в первую очередь, театральный костюм, но как же при этом чувствуется флер эпохи, это надо видеть самому.
А про бесконечную трансформацию декораций, которые практически делают из малой сцены большую, нужно таки писать отдельную статью: декорации четко вписаны в либретто до самых мелочей, начиная с игрушечных дрожек с фигуркой Вронского, и заканчивая инфернальными колесами. Само либретто Геннадия Чихачева я выделил бы как отдельное произведение искусства. Кстати, в спектакле играется как бы два спектакля, то по отдельности, то органично объединяясь. Все главные герои, кроме Анны, представлены в двух возрастах, и это очень интересно смотрится.
Я никогда не питал пиетета к Анне Карениной (о чем писал неоднократно), но в пронзительном исполнении Натальи Репич, Анна настолько искренне беззащитна и несчастна, что самый ярый домостроевец забудет про мужской шовинизм и пожалеет женщину, попавшую по собственной слабости в безжалостные жернова судьбы. В данной трактовке - это трагедия трех людей: Анны, Каренина и их Сына (это ИМХО, конечно). Очень трудно выделять актеров в этом спектакле, все играли как одно целое: ощущение того, что на сцене не отдельные люди, но единый организм (причем, многие актеры играли по нескольку ролей).
Весьма интересно решение со стаей призраков-железнодорожников: иногда, право, аж мороз по коже. Прямо нечто Шекспировское.
Я всегда симпатизировал Стиве (ну, что наехали на мужика из за интрижки с горничной?) и тут молодой Стива в исполнении Юрия Красова попал в самую точку.
И еще очень интересное сценическое решение… помимо двух основных линий сюжета (прошлое и настоящее), некоторые сцены смотрятся как некие спектакли в спектакле, особенно сцена в салоне Бетси. Людмила Полянская (княгиня Мягкая) исполняла такие элементы блюза, что куда там Элле Фицжеральд с её тремя октавами.
А очаровательная Елена Соколова, в образе юной Бетси Тверской, показала бездну изящества, таланта и присущего ей аристократизма, и весьма к лицу ей были и красное бальное платье с турнюром, и черная амазонка. Елена безусловно совсем по-новому трактовала этот образ, она показала бездну присущего ей изящества, таланта, аристократизма и грациозности. И именно эти оттенки изящной грациозности и безудержной Фолибержеровской энергии, в сцене Салона Бетси, несколько отеплили образ холодной светской красавицы.
Что еще радует, так это то, что в зале было много молодежи, хотя, судя по всему, далеко не все они читали этот роман, ибо, когда Анна сказала, что она беременна, часть зала ахнула.
Да, эмоций в зале вельми хватало… Когда призрак железнодорожника склонял бедного Вронского к суициду с помощью револьвера ( Наган образца 1895 года) и данный револьвер выстрелил, в зале так же раздались испуганные ахи. Хорошо, что у Шамиля в буфете коньяк лечебный, только он и спасал зрителей со слабыми нервами.
И, естественно, во всех музыкальных моментах прекрасной музыки Михаила Самойлова чувствовался виртуозный смычок концертмейстера Ксении, за что ей огромное наше мерси.
Ну, и еще, благодаря этому спектаклю, я узнал подлинную правду про Дмитрия Юрьевича…
Во-первых, он не так молод, как выглядит, ибо, как выяснилось, он лично танцевал с Анной Карениной (я сам видел). А, во-вторых, на самом деле он - Князь Щербацкий.
Так что, спектакль искренне рекомендую и скажу еще раз – именно это я и называю Театр. Русский Театр.
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ, МЮЗИКЛ ИЛИ ТРАГЕДИЯ?
Итак, я расскажу вам о своих впечатлениях от посещения еще одной работы Музыкального театра Геннадия Чихачева – «Униженные и оскорблённые", русский мюзикл А. Журбина, по мотивам романа Ф. Достоевского, автор либретто - В. Вербин.
Скажу сразу, что я не фанат Журбина, но ведь любое музыкальное либретто - это просто сосуд, и его содержание зависит от работы труппы, и лишь после этого он уже становится либо просто емкостью, либо хрустальным кубком, инкрустированным драгоценными смаградами мастерства и яхонтами таланта. Именно в искрящийся хрустальный кубок превратили этот мюзикл Чихачевцы.
И опять я восхищен костюмами: здесь мало, что выдержан стиль эпохи, так очень тонко в расцветках и фасонах выделяется каждая группа персонажей. И, кстати был тот редкий случай, когда цилиндры выглядели, действительно, элегантными головными уборами, а не шутовскими колпаками, как в некоторых иных театрах
Ну, а талант к перевоплощению у Чихачевцев превзошел все и вся. Я, кстати, с первого раза даже не узнал Евгения Башлыкова в Князе Валковском и Юрия Краснова в Маслобоеве. Вот что делает талант актеров, художников, гримеров, костюмеров, и это именно то, на чем и стоит настоящий Театр.
Всё-таки изобразить на сцене истинную «Достоевщину» (в хорошем смысле этого слова) весьма непросто, но и тут Чихачевцы не подкачали. Очень понравилось решение Константина Скрипалева в его работе над ролью Алеши.
Надо быть очень смелым режиссером, чтобы, ставя Достоевского, показать на одной сцене и храм, и бордель, но Геннадий Чихачев не испугался, и был абсолютно прав. Зрители поняли и оценили.
Великолепный в своей харизматичности Алексей Городецкий и изящно-трагичная Елена Соколова, как некой соединительной канвой, пронзают своими партиями весь спектакль. На мой взгляд, именно они олицетворяют здесь флер Достоевского. Это великолепное решение с окошком в верхней части декорации, из которого являлись то грозная инфернальность Алексея Городецкого, то нежная грусть Елены Соколовой, оказало на зрителей достаточно сильный эффект.
Елена Соколова так искренне играла (впрочем, как и всегда) юную мать Нелли, что я поймал себя на том, что хотел буквально выйти на сцену и защитить её от милейшего Евгения Башлыкова, так отчетливо и глубоко сыгравшего князя Волковского, внеся в его образ соответствующую отрицательную харизму.
Ну, впрочем, как я знаю, это был не первый случай, когда талант Елены Соколовой подвигал зрителей на подвиги. Мне рассказывали, что в одном из детских спектаклей Елена так талантливо сыграла лису, что один юный зритель бросился на сцену спасать от нехорошей лисы несчастных зверюшек. О, эта волшебная сила искусства!
Стоит еще раз добавить огромный респект декорациям. Флер Питера удался с блеском. Мостик через Фонтанку, ростральные колонны… было именно такое ощущение, как когда приезжаешь в Питер и выходишь из Московского вокзала. Эдакое ощущение Невского проспекта.
И как на этом фоне трагически красиво смотрится ладья Харона – Смита – Городецкого и мать (Елена Соколова), и дочь (Евгения Янковская), идущие рядом по поверхности реки
Кстати, сцена с перевоплощением Нелли в дух так отработана, что зрители даже не заметили, как она умудрилась одновременно быть и на мосту, и на реке. Опять был показан высочайший класс.
Еще одно очень интересное решении, когда в одну из кульминаций актеры вручили зрителям первых рядов зажженные свечи. Впрочем, неинтересных решений в Чихачевке не бывает.
Возвращаясь к игре актеров (а все актеры играли прекрасно), хочу отдельно отметить игру Юрия Красова. Его Маслобоев, некая смесь не до конца отрицательного героя, с героем не до конца положительным, этакий Спилейновский Майкл Хаммер – дерзкий, элегантный и немного инфернальный. По крайней мере, дамы из зала глаз с него не сводили. Причем, как мне показалось, образ Маслова гораздо больше привлек зрительниц, нежели даже прекрасная роль Юрия в «Даёшь оперетту!».
Еще очень понравились прекрасные театральные хохмы на уровне гэгов. Чего только стоит любовница Маслова, меняющая гитару на аккордеон, а аккордеон - на контрабас. Или политкорректный медведь у цыган. Ну, а наша любимая концертмейстер Ксения в легкомысленном прикиде, играющая на скрипке возле ресторанного столика, - это вообще супер. Ванесса Мей опять нервно курит в углу.
Нет, это только в Чихачевке зрители смеются во время пьесы Достоевского, это то, что я называю высокий класс. Причем, люди также искренне плакали, некоторых пришлось даже успокаивать.
Ну, а главной оценкой этой работы Чихачевцев были длительные и не прекращающиеся овации.
Ну, и конечно коньяк Шамиля был как всегда на высоте !
И СНОВА ПЛАХА
Честно говоря, идучи на Плаху второй раз я испытывал некоторую тревогу. Спектакль уже далеко не премьерный, и во многих театрах актеры со временем меняют премьерный пыл на некоторую рутинность, так бывает во многих театрах… но не в Чихачевке!
Уже через какое-то время я забыл, что уже видел этот спектакль, и смотрел его как будто в первый раз. И это, конечно, не в последнюю очередь благодаря прекрасной музыке и её профессиональному исполнению.
Ингу в этот раз играла Наталья Репич, и её трактовка Инги несколько отличалась от исполнения Евгении Янковской, но, естественно, не во вред роли. Просто были несколько иные оттенки и полутона, но Инга уже смотрелась несколько иначе, но не менее искренне.
Ну, Константин Скрипалев, естественно, выше всяких похвал, и у многих его зрительниц не только сентиментально, но и, я бы сказал, благосклонно блестели глаза.
И так же, как и на премьере, была стремительно пластична Алена-Ленька Зинаиды Громоздиной.
И великолепный грустный юмор доктора Бромберг, как всегда, талантливо явила зрителям прекрасная актриса Татьяна Петрова.
И снова поразил Алексей Городецкий: как он всё-таки умеет заполнять своим персонажем всю сцену, вот это и называется - настоящая артистическая харизма. Честно говоря, его образ пастыря был настолько убедителен, что хотелось подойти и в чем-нибудь покаяться.
И еще раз восхитился работой Чихачевских костюмеров. Григорий Захарьев, безусловно, очень талантливый Пилат, но в своем костюме он был еще «Пилатистее» настоящего Пилата (мне тут, правда, по секрету рассказали, что трактовка костюма несет не только древнеримские аспекты, но профессионалам виднее).
А Восточный базар своей зрелищностью не уступал настоящему.
И как были очаровательны суслики и сайгаки. Так и хотелось их защитить от браконьеров.
Ну, а Стая волков, это, безусловно, «нечто». Бешенная энергетика вкупе с поражающими воображение костюмами и ярко выделяющиеся Вожак Сергея Смолина, органично влившегося в эту роль, и блистательная Акбара Елены Соколовой со своей бездной грации, изящества и творческой энергии. В какой бы роли Елена не играла, она везде разная, одинаков только талант, с которым она работает над ролью. И пронзительный образ волчонка в прекрасном исполнении Вадима Поповичева.
Опять удивил, в хорошем смысле этого слова, Юрий Красов. Его Варава снова зацепил яркостью образа, несмотря на краткость этой сцены, ну, а Красовский - Обер - просто излучал некие эманации опасности.
В этот раз я понял, что не совсем правильно трактовал спектакль после первого просмотра. Я тогда вывел для себя главной концепцией спектакля Айтматовскую фразу: «Звери, в отличие от людей, своих не распинают», но спектакль всё-таки гораздо глубже.
Тут очень серьезно прописана опасность Зла, захватывающего людские души. Тут, пожалуй, подойдет ещё одна цитата: «Не хочешь верить в Христа – не верь, не хочешь верить в Магомета – не верь, но тогда придет Дьявол и заставит верить в себя».
И очень сильно и талантливо тут сыграли главные отрицательные герои: Гришан - Евгения Башлыкова, Обер – Юрия Красова и, безусловно, Милиционер - Валерия Семенова. Валерий сыграл блестяще, у него даже моторика была милицейской. Все мои друзья, смотревшие спектакль, это отметили.
Кстати, когда ребята изображали пьяных, это было гениально. Театральные байки гласили, что в старых театрах на сцене для реализма нужна настоящая водка, но не для Чихачевцев. Очень сложно играть пьяного будучи трезвым, но им это удалось. Правда, как честный человек, скажу об одной небольшой, но, увы, накладке… Бутылки были вызывающе звонко пусты. Мелочь, конечно, скажете вы, но вот я уже как-то привык, что в Чихачевке мелочей не бывает.
А общее резюме будет такое: все актеры, как всегда, были на высоте и играли в полную силу.
Когда после спектакля в опустевшем вестибюле я еще раз узрел громаду гидравлических площадок (которыми так профессионально управлял Дмитрий Юрьевич), то в реале осознал, какой всё-таки гигантский и поистине неподъемный труд лег на плечи рабочих сцены. Тех самых незаметных зрителю тружеников, без которых нет Театра.
Ну, и, как всегда, огромный респект Шамилю. А вот, впрочем, и рассказ о Театральном буфете…
Если место актеров в буфете, то куда тогда деваться зрителям?
Я думаю, что мало кто оспорит постулат о том, что пускай если театр и начинается с вешалки, то продолжается он и буфетом тоже. Именно поэтому я ввел в название этого эссе цитату из пьесы Островского "Без вины виноватые".
Я хочу поговорить о так известном всем друзьям Чихачевки буфете Великолепного Шамиля. Но сначала легкий экскурс в историю…
В большинстве театральных буфетах, увы, вольно или невольно вспоминаются Булгаковские строки об осетрине и девушках, доливающих воду в самовары. В принципе, ничего конкретного, но неприятный осадок иногда остается. Нет, конечно, храмы Кулины-Мельпомены в Большом, Малом или Дворце съездов даже во времена дефицита были на высшем уровне, но вот чего всегда не хватало во многих театральных буфетах, так это ощущения того, что они именно театральные, ну, и сервис был, как правило, не так навязчив, как этого бы хотелось.
И вот, когда я в первые попал в царство уважаемого Шамиля, я ощутил, что пришел именно в театральный буфет. Эдакая атмосфера уюта, комфорта, благожелательности и постоянное ощущение того, что сцена рядом и главное чудо еще впереди. И, кстати, на счет чуда… показатель цена-качество у Шамиля выше всяческих похвал, как было сказано в ИМХОНЕТовской среде задолго до моего посещения Чихачевки: «Это самые большие пятьдесят граммов коньяка в Москве».
И сервис замечательный. Очереди, в её плохом смысле, практически не бывает. Шамиль работает быстро и четко, но если народу становится много, прямо из воздуха материализуется красивая девушка, и процесс продолжается с такой же динамикой.
Очень по-домашнему выглядит то, что все зрители сами приносят использованные приборы на столик в углу с неброским объявлением. Причем, абсолютно добровольно.
Кстати, в спектакле «Без вины виноватые», где так блистает несравненная и очаровательная Елена Соколова, в антракте, по воле режиссера, зрители и актеры оказываются на общем пространстве, и туда же перемещается Шамиль с корзинами, переполненными яствами и питием. И все это очень оживляет спектакль.
И прекрасно себя чувствуют в этом буфете все, кто туда заходят (и даже гусары).
Так что, огромное спасибо Шамилю за хорошее настроение, прекрасный коньяк и истинно театральный дух его заведения, и продолжу я это эссе полной версией своей эпиграммы, посвященной Буфету Чихачевки и его командиру Шамилю…
Все прекрасно в Чихачевке:
Гардероб, актеры, сцена.
Но зайти к Шамилю в гости
Надо вам всенепременно!
Самса, коньяк, прекрасный сервис,
И дух театра в полной мере.
И не понятно, где же лучше:
В буфете или же в партере.
Эпиграммы на Чихачевцев
«Да простят меня Чихачевцы и их зрители за немного дружеских эпиграмм. Поверьте, это все от души и в знак восхищения талантами Чихачевцев ».
Владимир Чекмарев
Часть первая. АКТЕРЫ
Геннадий Чихачев
Король, Гусар, Есенин пылкий,
Наставник – строг, но справедлив.
Профессор театральных гитик,
Талантов собиратель с театральных нив.
Алексей Городецкий
Его Каренин потрясает:
Владыка – сверх харизматичен.
Он сцену, право, заполняет
Своим талантом безграничным.
Валерий Семенов
Талант его так строит образ
С ментовской грозною улыбкой,
Что в зале как-то сразу зябко:
Вдруг подойдет и даст дубинкой.
Владимир Янковский
Он элегантен, словно денди.
Жрец Мерты, в нотах растворенный
Его десница над оркестром
Рапирой мнится мушкетерской.
Григорий Захарьев
Была на сцене решена
Пренепременно сверхзадача:
Пилат, в Советской оперетте
Предстал простым советским мачо.
Дмитрий Апыхтин
Во время Плахи все актеры
Спокойны, всё идет отлично:
Ведь князь Щербацкий наблюдает
За пультом сцены самолично.
Евгений Башлыков
Актер могуч во всех диапазонах.
И так всегда он убедительно играет,
Что зритель, право, ожидает -
Вдруг князь Волковский от Отелло пострадает.
Евгений Бодяков
Трагичен, добр, суров – одновременно.
Вельможа, муж, отец и чести пленник.
Диапазон души - от света и до тени.
Вот так звучит для нас его Каренин.
Евгения Янковская и Надежда Красилова
Ах, Нелли, Кити, Земфиреску…
Для всех ролей они пригодны.
Но, как Пижоновы-сестрички,
Они в дуэте бесподобны.
Елена Соколова
Её Акбары грациозность,
Очаровательная Бетси…
В изящество во всех моментах
Слились в блистательном букете.
Елена Соколова
В спектакле «Униженные и оскорбленные»
Несет её пронзительная грусть
Флер призрачный над мрачною Невою,
Пронзает это зрителям сердца,
Пронзает жалостью и болью.
Идет сражение с тяжелою судьбой
Без фальши и без всякой задней мысли.
Играть тут надо сердцем и душой,
И это, право, удалось Актрисе.
Зинаида Громоздина
Ей по плечу любые роли:
Алёна-Ленька, Тося, Долли,
И комсомолка, и княжна -
Любима зрителем всегда.
Ирина Химина
Она блистает и играет
На сцене, право, не по-детски:
Её Змеюкина такая…
Что круто даже для Марецкой.
Константин Скрипалев
Влияет на судьбу Героев он
Своим сценическим талантом:
С его подачи деревенский Астроном
Стал в Плахе Авдием и даже Ихтиандром.
Ксения Плужникова
Она смычком владеет и пером,
На сцене с ролью справилась опасной.
Ну, а еще у Ксюши множество друзей,
А значит человек она прекрасный.
Людмила Полянская
Её Галчиха так лукаво-алчна,
А свинг у Мягкой потрясающе звучит,
И, стоя, аплодирует Островский,
Что Элла Фитцжеральд завистливо грустит…
Наталья Осипова
Цыганка, Заяц, Чебурашка
Княгиня и Имажинистка
Ролей сыграть так много может
Лишь настоящая артистка
Наталья Репич
На скутере от браконьеров
Умчалась Инга, как стрела.
Но Анна, полная печали,
От паровоза не ушла.
Николай Безлепкин
Да, многолик талант у Николая:
И пианист, и может даже дерево сыграть.
Но… как велосипедом он владеет,
То никаким пером не описать.
Олег Зимин
Изящны чубуки у Чебакова.
И Стиве вицмундир пошит с иголки.
Ну, а когда в степи он на охоте,
С дороги убегают даже волки.
Татьяна Петрова
Ваш доктор Бромберг поражает,
Мадам Куку вгоняет в грусть и в смех.
Диапазон таланта восхищает -
Любая ваша роль несет успех.
Шамиль
Самса , коньяк, прекрасный сервис,
И дух театра в полной мере.
И не понятно… где же лучше:
В буфете или же в партере.
Юрий Красов
Варава, избежав креста,
Ушел стрелять сайгаков бедных.
Но, передумав, вдруг вернулся
На сцену старой оперетты.
* * *
Часть вторая. ДЕТСКИЕ СПЕКТАКЛИ
Волк и семеро козлят
Коза ушла на легкий шопинг.
А Волк решил поймать момент,
Козой коварно притворившись -
Такой вот здесь дивертисмент.
Не бойтесь дети за козлят -
Ведь будет с ними все отлично.
А Волк, хотя и отрицательный герой,
Но, право, очень симпатичный.
Теремок
Зверюшки как-то в теремке
Гурьбою дружною собрались.
Пусть теремок и не ковчег,
Но много их туда забралось:
Лягушка, Мышка, Ежик, Волк.
Есть все тут, нету только Зайки.
И как задорно петуха
Лиса поймала на лужайке.
Золушка
Мы эту сказку видели не раз,
Но тут она по-новому блистает:
Лесник вальяжен, а Король велик
(Недаром Мэтр его на сцене воплощает).
Сюжет мы с вами знаем наизусть:
Всем, кроме Золушки, была обувка Уже.
Принц выбрал падчерицу, младшую сестру,
А старшая была отнюдь не хуже.
Ну, Волк, погоди!
На сцене старый мультик оживает,
И громко радуются дети:
Лось с контрабасом зажигает,
Играет филин на кларнете,
Волк сер, забавны заяц и енот,
И все зверюшки так одеты модно.
Блестяще скрипка Белкина поёт,
Ну, а Сорока просто бесподобна!
Садко и Царевна Морская
Садко - герой былин народных,
На дне морском деяния свершает.
Хоть величав Морской король на троне,
Гусляр его, конечно, побеждает.
Прекрасна музыка, стремительны Акулы,
Морские зрители танцуют рьяно,
Красавицы – Царевна и Любава,
Но, право, ослепительна Моргана.
Грибной переполох
В лесу идет грибная сказка:
Грибы ведут с грибами бой.
Сморчки, Волнушки, Мухоморы
Кипят цветастою гурьбой.
Но… чу! Одна деталь на сцене
Особо радует ребят:
Изящным блеском перламутра
Поганка поражает взгляд.
Человек Амфибия
На сцене малой воссоздать
Лишь чудом можно целый мир:
Корабль, море и таверну,
И свадебный весёлый пир.
Зурита с матушкой пираткой,
И Гуттиэре с Ихтиандром
На радость зрителям Московским
У рампы мерялись талантом.
Красная Шапочка
Волк страшен и Лиса коварна -
Путь Красной Шапочки суров.
Но есть друзья: Уж, Птицы, Ёжик,
Полна корзина пирожков.
Да, просчиталась Белая собака:
Все будет с Красной Шапочкою в норме.
И тут лесник с ружьём не нужен,
Коль бабушка её в такой прекрасной форме.
* * *
Часть третья. ВЗРОСЛЫЕ СПЕКТАКЛИ
ПЛАХА
О, Авдий, ты не верь Мишашу!
Тебя зовут в смертельный номер.
Хоть обаятелен Варава,
Но он сегодня так же Обер.
Зачем тебе сайгаков жизни?
Зачем тебе судьбы удары?
Тебе, чем люди, ближе Стая
Очаровательной Акбары.
Даёшь оперетту
Былого флер сверкнул со сцены:
Матросы, графы, комсомольцы.
Сюжет с наивною интригой
И хор советско-молодежный.
Да, было время в оперетте…
Спасибо за спектакль ёмкий:
Как ностальгически танцуют
В носочках белых комсомолки.
Униженные и оскорблённые
Трагедия витает в Петербурге:
Затих под пеленою грусти Невский.
Смит - Нелли - Катя – Маслобоев,
Валковский - Миллер = Достоевский
Роман тяжелый превратился в сказку,
И зритель смотрит веря и не веря:
На Смита с Белым призраком в ладье Харона,
И девушку со скрипкой у борделя.
Без вины виноватые
Летит по сцене паровоз,
В канкане девушки блистают,
И от партера до галерки .
Сердца Кручинина пронзает
Да неожиданный вираж:
Для тонкой публики Московской
Вот так трактуется блестяще
Островский тут, по-Чихачевски.
Женитьба Бальзаминова
Москва в купецкой сладкой дреме
Чаи гоняет во садах.
Себе найти стремиться пару
Чиновник мелкий впопыхах.
Все четко в образе Актеры
Преобразились не помалу:
Не видно в Чебакове Стиву,
А в Свахе не узнать Акбару
* * *
Часть четвертая. ЭПИЗОДЫ
Восточный рынок в Плахе
Базар восточный, право, бесподобен:
Торговцы экзотичны и милы девчонки.
Ну, а арбуз такой шикарный,
Что курит нервно Бухара в сторонке.
Сценка с Осликом в «Даёшь оперетту»
(Вика Микулина, Вадим Поповичев, Антон Фадеев, Станислав Широков)
Увидев эту сценку в оперетте,
И взрослые смеются словно дети.
Лишь гениальные актеры Чихачевки
В одном флаконе - ослики и волки.
Пьянка в Плахе
(Юрий Красов, Вячеслав Амосов, Олег Зимин,
Валерий Семёнов, Антон Фадеев)
Талант велик у Чихачевцев.
Их артистизм бесспорно пылок:
Ведь надобно уметь напиться
Из наглухо пустых бутылок!
Суслики и Сайгаки из Плахи
(Дарья Кузьмина, Оксана Кучменко, Полина Панкова, Наталья Реброва, Татьяна Ямпольская, Вера Поповичева-Ляшенко, Софья Кучменко)
Увидев эту грациозность
И танца грации полеты,
Все зрители мужского пола
Ушли в защитники природы.
Анна Альт и Юрий Красов в «Униженных и оскорбленных»
Ведь, кажется, нет места смеху
У Достоевского в романах.
Но вы придите в Чихачевку -
Экспромтам здешним нету равных.
Вот, например, в разгаре драмы
Лукаво-пьяный Маслобоев
Вдруг призывает Александру,
И явит нам она внезапно
С лицом трагичным, но серьезным.
В буффосинхронной эскападе
И контрабас с аккордеоном,
и перезвон гитары нежный.
Вот это я и называю
По-Чихачевски юмор дерзкий:
И отступила бесконечность,
И улыбнулся Достоевский.
Униженные и оскорбленные (табор)
(Людмила Полянская, Ирина Химина, Лариса Хомякова, Полина Панкова, Наталья Осипова, Оксана Кучменко, Валерий Семенов, Сергей Смолин)
На грустном фоне Достоевском
Вдруг звон гитары, шелест шелка.
Прелестны и милы актрисы
О, Дщери Школы Чихачева…
Цыгане и примкнувший к ним медведь
Танцуют, право, боевито.
Недаром в таборе Бароном -
Долорес Педровна Зурита.
Незаметным труженикам сцены, без которых нет театра
(Безлепкин Николай Владимирович, Клянченков Николай Александрович
Локоленков Сергей Сергеевич, Локтев Сергей Александрович,
Платонов Владимир Владимирович, Гончаров Алексей Иванович,
Семилетов Юрий Сергеевич).
Их труд так сразу незаметен,
Но без него не быть спектаклю.
Без декораций нету сцены,
Не сделать без подмосток Плаху.
Работа их сродни Сизифу
Или строителям Хеопса.
И вам мои аплодисменты,
Атланты сцены Чихачевской!
Всем танцующим цыганкам, этуалям, сайгакам и комсомолкам Чихачевки
(О. Кучменко, Д. Кузьмина, С. Кучменко, В. Микулина, Н. Осипова, П. Панкова,
В. Поповичева-Ляшенко, Н. Реброва, Л. Хомякова, Т. Ямпольская)
Не счесть красавиц в Чихачевке славной.
Не только в ариях театр сей силен.
Гурьба цыганок, стайки этуалей,
Латинской самбы бурный перезвон.
Сайгаки вихрем пролетают стаей,
В лощину гонят их Акбара с Ташчайнаром,
Рисует тут талант балетной группы
Вязь танца, элегантным мадригалом.
Эпизод из капустника в День Театра
(Елена Соколова, Людмила Полянская ,Татьяна Петрова)
Три Грации на сцене так блеснули,
Что с яблоком Парис смутился, право…
Смех и овации смешались в бурном зале -
Вот так, наверно, и приходит слава.
Эпизод из Анны Карениной
(Елена Соколова, Людмила Полянская, Дмитрий Апыхтин)
Да-а-а, в грусть вогнать Толстой умеет.
Финал Карениной. Все в горе…
Княгиня Бетси загрустила,
Княгиня Мягкая в Миноре.
У зрителей глаза на мокром месте,
Но Князь Щербацкий строг и собран:
Что в кабинете, что на сцене
Серьезен и всегда спокоен.
Эпизод из Женитьбы Бальзаминова
(Елена Соколова, Людмила Полянская, Дмитрий Апыхтин)
Тут костюмеры бесподобны,
Гримеры в маскировке ассы:
Актеров не узнать порою
Под ролью, привнесенной маской,
И бедный зритель в непонятках -
Кому цветы нести за рампу?
Сквозь грим узнать Людмилу и Елену
Тут можно только по таланту.
К постеру «Даёшь оперетту»
Такое лишь в театре может быть.
На сцене три героя разместились ловко:
Джульетта, Обер, Примадонна.
Ну, что тут скажешь? Чихачевка!
Когда театр интересен,
когда репертуар талантлив,
То зритель, знающий конечно,
Толпой рванется в Чихачевку.
Тут коллектив трудолюбивый,
В горниле спаянный таланта,
Блеснет со сцены как зарница,
Подарят всем тепла частицу
Худрук, Актеры и Актрисы,
Гример, Художник, Реквизитор,
Маэстро, Бутафор, Буфетчик,
Рабочий сцены с Костюмером
Директор, Билетер с Кассиром.
И Музыкант и Осветитель,
И Хореограф, Концертмейстер,
Ну, и Хормейстер, безусловно,
И Гардеробщик , без него как?
В театре - в самом он начале!
В театре все важны, как профи,
Такой конгломерат чудесный,
Букет талантливых цветов
На радость зрителям Московским
Собрал Геннадий Чихачев
Специальное дополненное издание
для Московского музыкального театра Геннадия Чихачева
Владимир Чекмарев. Москва 2012 год
Издательство «Альтернатива»