Исполненные Е.Соболевой три романса, «Задержи закат», «Осень желаний» и «Забудем или не забудем», объединяет психологическая проблематика завершения нашего пребывания на Земле. Первый романс – размышления о жизненном закате поёт героиня, ещё полная энергии и желания «продлить осенние дни золотые». Второй – это уже не ранняя осень, период переживания утраты желаний, столько лет составлявших счастье жизни. И вот в сегодняшнем романсе перед нами героиня в финале жизненного пути. Естественно мы ждём от певицы максимального нарастания трагических нот. Ждём, уже высоко оценившие Е.Соболеву не только как вокалистку, но и как драматическую актрису. Но тем и интересен талантливый драматический актёр, что он способен развернуть драму какой-то совершенно неожиданной стороной. И вот перед нами максимально трагическая тема, но мы слышим не трагику, а какую-то необычайно светлую вокальную трактовку этой темы.
Как Е.Соболева наполняет светлыми нотами эту «арию на прощальном крыльце»? Трагизм не исчезает, более того, показан трагизм не просто ухода, а ухода в одиночестве, в диалоге с зеркалом, поскольку больше поговорить не с кем. Показан трагизм безнадёжной жажды остаться на Земле и самого человека и его зеркального отражения, тоже чувствующего боль расставания с этим миром… Откуда же светлые ноты? Ход совершенно неожиданный – героиня «легкомысленна». Вместо того, чтобы ужасаться прощанию с жизнью, она переживает не этот реальный, всех пугающий ужас, а занята совершенно второстепенным переживанием – как жаль, что «там, далеко, куда зовут неземные зарницы» не сможет вспомнить эту прекрасную жизнь.
Конечно, методологический вопрос допустимости разных текстов к одной и той же мелодии остаётся и, скорее всего никогда не разрешится однозначно. Сегодня – очередной эксперимент. Следуя своей оригинальной трактовке, Е.Соболева выбирает для сопровождения любимую аранжировку замечательной советской певицы Н.Бродской. Близкие по характеру аранжировки использовались для аккомпанемента «Скоро осень» и другими исполнителями и самим Я.Френкелем – большим мастером лирического вокала. Все эти исполнения оставляли «Скоро осень» в прекрасном жанре советской дворовой песни. И вместе с этим мы видим, что с исполнением Е.Соболевой музыка гармонично перешла в неповседневную тематику соприкосновения миров. Интересной составляющей смысловой связки здесь послужила выраженная голосом гипотеза молодости героини. Надо сказать, что версия молодости героини романса «Забудем или не забудем» принадлежит Л.Кирьяновой: в её ролике совершенно неожиданно после Л.Чурсиной, Е.Васильевой героиней оказывается совсем молодая женщина, разглядывающая себя перед зеркалом. И только тут понимаешь, что, действительно, сюжетные линии и вопросы романса вполне могут возникнуть и в юном сознании.
Ничего не понял, но ладно)
Вы подставляете Лену, как автора публикации, прячетесь за ее красивыми женскими плечами. Авторские права на оригинальную песню заканчиваются как минимум в 2036 году, и если дело случайно дойдет до правообладателя, а им в наши времена может быть кто угодно, не считая родственников Гофф/Френкеля, то может быть шкандаль и иски.Вы мужественно останетесь в стороне.
Исполнение Е.Соболевой – это интереснейший вокально-драматический эксперимент. И очень интересно сопоставить его с тоже сравнительно недавней декламацией «Забудем или не забудем» Н.Первиной, где саундтреком стала не замечательная лирическая аранжировка, под которую поёт Н.Бродская, а «космическая» аранжировка «Скоро осень» для эстрадного оркестра, потрясающая тема «космического зова», рождающаяся из мелодии популярной песни, которая звучала во всех дворах 1960-70-х. Хочу заметить, что с этой потрясающей, «космической» аранжировкой текст И.Гофф о проблемах юношеской любви принципиально не гармонирует. Так что же делать, если не допускать новых текстов к старым мелодиям: запретить эту аранжировку, как «не соответствующую тексту», запретить петь под неё что-нибудь гармонирующее? Или запретить сочинение вокальных произведений на основе сюиты Г.Свиридова, поскольку в ней цитируется романс «Не уходи, побудь со мною»? Мне кажется, что самое важное – открытое объявление, невуалирование авторства конкретного композитора. Вот здесь у музыкальной культуры есть действительные проблемы.
"Или запретить сочинение вокальных произведений на основе сюиты Г.Свиридова, поскольку в ней цитируется романс «Не уходи, побудь со мною»?
))) а вот не надо) Там совпадают только первые 4 ноты)
А вот вы занимаетесь нарушением авторских прав.
Аранжировки вообще не имеют отношения к теме. Например, оркестровок и аранжировок "Бесамемучо" существует более тысячи, но автор один - маленькая девочка Консуэла Веласкес)