Друзья! Мы подводим итоги анонимного музыкального авторского конкурса в стиле джаз-блюз "Осенняя меланхолия" от сообщества "Купалинка" в рамках проекта "Браво!".
Перед тем как рассказать о конкурсе, мы просим авторов-финалистов - указать в превью ваших работ - авторство стихов, музыки, а также имя исполнителя, если это песня.
Ну а теперь позвольте выразить огромную благодарность всем участникам конкурса и неравнодушным слушателям за внимание к работам конкурсантов! Мы были вместе, и это было здорово!
За время конкурса (почти три месяца) по нашим подсчетам было загружено 158 работ!! И это те, которые мы успели увидеть и внести в общий список. На самом деле работ было больше, некоторые мелькнув в конкурсе, снимались самими авторами.
Как вы понимаете, отобрать лидеров из такого количества работ сложно. К тому же призовых мест (по техническим причинам) на сайте - только пять, увы! Поэтому, дорогие участники, то, что вы попали в финал, оказавшись в тридцатке - это уже победа!! И вы все получите (а некоторые уже успели получить) те или иные награды от нашего сообщества.
Выбрать победителей в этом конкурсе для жюри было сложным не только по причине большого количества работ, но и вот еще почему. Как только мы начали специализироваться на этом формате (формате джаз-блюза) — мы выяснили, что не знаем о нём ровным счётом ничего, потому что один только корпус звукозаписей, с которыми нужно ознакомиться, составляет несколько тысяч наименований, и список этот всё время увеличивается.
Что такое ДЖАЗ и БЛЮЗ, в чём особенности жанра, какие направления и стили можно определить - обо всём этом можно прочитать, например, здесь http://jazz-jazz.ru/?action=static&altname=about_jazz (это один из источников, которым мы пользовались при изучения этой темы). На время проведения конкурса джаз нас просто поглотил, потому что приблизиться к постижению этого жанра в полном объёме практически невозможно. Почему так? Дело в том, что, согласно эстетическим принципам этого вида музыкального искусства, в нём отсутствует понятие оригинала, понятие эталона. Но всё же...
Если коротко, то принадлежность работы к формату конкурса мы определяли, опираясь на следующие моменты:
Зародившись в начале 20 века, джаз поначалу представлял собой сочетание африканской музыки, смешанной с европейскими стилями, но по мере распространения он развивался и изменялся. Современный джазовый оркестр состоит как минимум из следующих инструментов:
- Контрабас. Деревянный четырехструнный инструмент, придает джазовой музыке особую гармонию.
- Барабаны. Главная движущая сила музыки. В джазовых оркестрах есть несколько ударных инструментов, одним из самых распространенных является бас-барабан, далее - малый барабан и тарелки, которые используются, чтобы подчеркнуть, акцентировать внимание слушателей на каких-то музыкальных моментах.
- Фортепиано. 88 клавиш позволяют играть как самые высокие, так и самые низкие ноты, можно играть очень быстро, создавая эффект перкуссии, или наоборот - очень мягко и медленно.
- Духовые инструменты: труба и саксофон, иногда к ним добавляется тромбон.
Некоторые джазовые группы используют еще кларнет и флейту.
Но всё-таки в джазе (блюзе) определяющим является ритмическая основа и ритмический рисунок мелодии, если она конечно есть. Очень минорно – значит блюз. Мажорная кода и импровизация – это джаз. Блюз и Джаз имеют одни афроамериканские корни. Достаточно схожий набор музыкальных инструментов.
Блюз, как правило, должен быть грустным, тоскующим, ностальгирующим. На 99% он должен сопровождаться готовым текстом и вокалом.
Джаз – это импровизация и инструментальная и вокальная, если он с вокалом. И джаз оптимистичен. Он по своей сути не может быть минорным. Но, если это микс из этих стилей – то кода в любом случая должна быть мажорной, оптимистичной.
Особняком идёт сельский блюз (кабацкий, фолк, народный, захолустный и т.д). Он очень архаичен. Акустика и иногда с губной гармошкой. И конечно же баллады Гэри Мура. Это его стиль фирменный. И у него есть патентованное название, на сей день – это блюз-рок. Где блюз – первым словом. Это не рок-баллады, а блюз-рок баллады. Для миллионов и миллионов человек Гэри Мур – БЛЮЗмэн, создавший новое направление в музыке.
Критерии классического блюза. (Есть еще не классический блюз, выраженный в современной музыке). 1. Синкопированный ритм. Но это условие не обязательно. 2. Блюзовые ноты — пониженные III, V и VII ступени в звукоряде натурального мажора или минора. 3. Блюзовое звучание — характерная для жанра блюзовая гармония, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Однако возможны и отклонения от этой схемы. 4. Блюзовый звукоряд — определённые составляющие ноты, выраженные в т.н. блюзовой мажорной или минорной гамме. 5. По манере исполнения. Блюзовый удар — способ игры на духовых инструментах, при котором высота тона непостоянна, лабильна, а тембр имеет специфически «блюзовую» окраску. На других инструментах возможна имитация. 6. Форма блюза 12-ти тактовая, бывают и отклонения.
7. В мелодии блюза используется пентатоника. То есть блюз имеет модальную природу.
8. При песенной форме блюза, текст является трёхстрочным. Причём поэтическая строка короче музыкальной, а паузы вокалиста заполняются оркестром.
Большинство этносов с древними корнями свой фольклор строили на протодиатонике, а именно на пентатонике. Славянский этнос свою музыкальную культуру взрастил тоже на пентатонике, потому многим, подсознательно, близок блюз. Кстати многие этносы аккумулированные Русью сохранили до сих пор народное творчество, построенное на пентатонике (марийцы, татары, удмурты и т.д.).
Джаз — это очень серьёзный вызов для музыканта. Если музыкант хочет решать действительно интересные, сложные задачи в каком-то жанре, в котором есть сложившиеся, хорошо формализованные правила игры — то, ему остается только джаз. Тот уровень задач, которые академический музыкант решает, сидя в оркестре и играя симфонии, допустим, Бетховена, где-нибудь там за четвёртым пультом в группе вторых скрипок каждый вечер (очень хорошо, прекрасно, замечательно, красиво играя) — всё-таки этот уровень задач не сопоставим с теми, которые решает саксофонист, когда он импровизирует, скажем, на тему Джона Колтрейна «Giant Steps». Это тема с очень сложной гармонической сеткой, обыграть которую непросто.
...и последнее (касательно теоретической части нашей отчетной темы)).
Джазовая музыка в своём классическом виде, в том виде, в каком она зафиксирована в грамзаписи уже 50-60 лет — это сложная музыка. Поэтому всем музыкантам, которым интересно решать небанальные задачи, от сообщества Купалинка низкий поклон и пожелание только вперёд к новым идеям!
НУ А ТЕПЕРЬ - ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ! ПЕРЕХОДИМ К НАГРАЖДЕНИЮ ФИНАЛИСТОВ! Вот имена и названия работ тех героев, которые дошли до финала.Пока только названия - и работы можно послушать в самом конкурсе (ссылки здесь не позволяет давать движок форума, потому что конкурс анонимный, но через двое суток они здесь появятся - для истории и для рекламы творчества этих авторов):
1. Autumn mood - GarikKo
2. Lady Autumn - SergeiDubovkin
3. А может - жить уже не стоит? - GoGaTM
4. Без пятнадцати осень - scaut1418
5. ВОПРЕКИ ПОГОДЕ - svidko
6. Вот и осень - DMITRYSHL
7. Где же то лето? - Garbuzov_V_1980
8. ДЖАЗ ДЛЯ ДВОИХ - mk5809
9. Дождь - Litvine
10. Желтое дерево - sheeban
11. МЕЛОДИЯ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ - lubow_puzikowa
12. Монотонно – автор неизвестен
13. Монохромный блюз - cap_tree
14. Музыка ветра - adg12
15. Неизбежность осени - Uljana
16. Ноябрь - Malyavka
17. Осенний Блюз - aurus52
18. ОСЕННИЙ БЛЮЗ - uhbu
19. "Осенняя история.." - AlexAdamenko
20. Осенняя меланхолия - Bonan
21. Осенняя меланхолия vladR
22. Осень в Одессе - Brys
23. Осень пришла chief
24. Последний луч солнца valeryhryhoryk
25. После лета не будет лета evgesh
26. Сага осени Gamma
27. Сентябрь NICZHARKOV-1945
28. Тропка через поле ivionash
29. ЭТОТ БЛЮЗ ТЕБЕ... tatka4426
30. Я сказала тебе: «Уйди!» Menlist
А теперь пару слов о каждой работе. Ну и обещанные плюшки!))
Autumn mood (GarikKo) - работу автор определил вначале по стилю как хард-боп, но потом просто отнес к джазу. Мы определили ритм аргентинского танго.
ВОПРЕКИ ПОГОДЕ (svidko) - интро в стиле Гараняновского джаза. В партии гитары блюзовые выдохи. Вокал чудесный, хотя его партия вряд ли джазовая (в классическом понимании).
Вот и осень (DMITRYSHL) - не хватило немного по регламенту. Аранжировка совсем не блюзовая (гитары), но по настроению меланхолия.
Где же то лето? (Garbuzov_V_1980) - Песня в ритме босса-нова очень светлая, вокал приятный. В аранжировке соло саксофона.
ДЖАЗ ДЛЯ ДВОИХ (mk5809) - по стилю песню можно отнести к блюз-року. Немало претензий к автору текста. Сама музыка интересная - она и позволила выйти в финал.
Желтое дерево (sheeban) - вполне такая жизнеутверждающая работа, смесь поп, софт-рока и джаза. Немного меди в конце придают работе джазовое направление.
Осенний Блюз (aurus52) - блюз. Исполнение очень характерное, на любителя). Претензии к автору текста по орфографии и содержанию. Но тем не менее - Вы в финале.
"Осенняя история.." (AlexAdamenko) - красивая композиция для эстрады в стиле смус джаз.
Осенняя меланхолия (vladR) - смус джаз написана в темпе 60 ударов в мин, имеются синкопы. А аккордовые последовательности джазовые. Кроме того в гитарных партиях манера исполнения блюзовый удар и исполнены в блюзовом ладу в отличие от аранжировочной части. Налицо модальный диссонанс, что типично для джаза. Так как применены пэды характерных для стиля атмосферик, то можно более точно определить стиль этой вещи как "атмосферик смус джаз".
Осень пришла (chief) - песенка в ритме самбы, танцевальность. Очень чистое исполнение, детское даже. В аранжировке на чуть саксофон появился и рояль, но общее впечатление не джазовое. Меланхолии нет совсем. Но песенка понравилась - и вы в финале!
Тропка через поле (ivionash) - декламация на легком джазовом фоне. Спасибо за оригинальность - прочитано очень сердечно - тронуло!
ЭТОТ БЛЮЗ ТЕБЕ... tatka4426 - песня в стиле блюз-шансон. Поздравляем с выходом в финал!
Награды: каждый из авторов вышеназванных работ-финалистов награждаются от нашего сообщества дополнительными услугами: по 3 услуги "Трибуна" и по одной - "Сыграй на радио сам" и "Покажи себя сам", бурными аплодисментами и запечатлением этих работ в итоговой теме от Купалинки, где каждый желающий сможет ее найти и послушать (при условии, конечно, что автор ее не удалит - не удаляйте, пожалуйста! - как только станет возможным, здесь появятся ссылки на работы), а на самой работе появится поздравление от Купалинки.
_________________________________________________________
Вышедшие в финал работы-фавориты членов жюри:
Lady Autumn (SergeiDubovkin) - фаворит Оксаны Михайловой
Автор определил стиль работы soft pop jazz. Очень приятное впечатление остается, светлое послевкусие. 4 закладки.
Дождь (Litvine) - фаворит Оксаны (Седьмого неба)
Песня в ритме Сальсы. Другое мнение - софт-рок с элементами латинского джаза. Третье мнение - это постагузаровский рок-н-рол. Четвертое - песня вообще не формат для этого конкурса, но тем не менее - как минимум троим членам жюри она понравилась, а одному из них - чертовски понравилась). 4 закладки, 2 скачивания. Поздравляем!
Музыка ветра (adg12) - фаворит Анатолия Вешница
хорошая песня в ритме босса-нова, но по стилю это поп. Приятный дуэт с прекрасным профессиональным вокалом.
Осень в Одессе (Brys) - фаворит Галины Совенко
Немного не хватило по регламенту. Работа очень простая, даже бесхитростная, но мы теперь знаем какая она, осень в Одессе. Хоть и простая, но красивая!)
Последний луч солнца (valeryhryhoryk) - фаворит Татьяны Филинковой
Мнения жюри несколько разошлись. Это софт-рок, в стиле ранней «Машины времени» или хард-бол (ярким представителем этого стиля является Zachary Breaux). По ритму это босса-нова. 3 закладки.
Я сказала тебе: «Уйди!» (Menlist) - фаворит Ирины Науменковой
Отличная блюзовая песня! Шикарно исполнена - спасибо исполнительнице! Не хватило по регламенту, но работа очень эмоциональная, женская характерность... Как сложно бывает сказать: прости! А надо) Гордыня... Глупость правит миром... Шикарно!
Награды: каждый из этих авторов получит кубок фаворита от члена жюри на свою страницу, поздравления, аплодисменты и набор дополнительных услуг: 3 трибуны, по 2 "Сыграй на радио сам" и "Эскалатор" и 1 "Покажи себя сам".
_________________________________________________________
СУПЕРФИНАЛ
Следующие работы после обсуждений и ряда голосований прошли в суперфинал. Часть из них боролась за главные призы. Некоторые не смогли бороться за пятерку лидеров только по причине недостаточной длительности композиции (по условиям конкурса работа должна быть от 3 до 6 минут).
А может - жить уже не стоит? (GoGaTM)
Георгий, Ваше авторство у нас не вызывало сомнений. Жизненная история, коих... Но всё же жить всегда стоит) Нет конкретно указания осени, но и в условиях конкурса заявлены отношения (разлука, чувство потери), поэтому все соответствует. Исполнение не всем пришлось по душе, но а как можно петь вприпрыжку, когда зеркала разбиты? - никак(((( Как написала Оксана: Надежды рухнули... меланхолия, сплин, пустота... (вот ей, кстати, Ваше исполнение пришлось по душе - даже на песне описала возникшие ассоциации, почувствовав гармонию составляющих работы). 3 закладки. Спасибо Вам за участие!
Без пятнадцати осень (scaut1418)
Наш родной блюз-шансон с элементами софт-рока. Минора в теме нет. Зато в гитарном проигрыше Муровский блюзон. К блюзу относится только по ритму (в его расширенном понимании). Так же песню можно отнести к блюз-року. Но работа очень понравилась. 4 закладки. Качественная запись - всем участникам группы пожелания никогда не сдаваться и идти вперёд!
Ноябрь (Malyavka)
Работа совершенно потрясающая по энергетике! Отмечена всеми членами жюри как одна из лучших. Полностью соответствует формату конкурса, но не попала в финал из-за регламента (меньше 3 мин). 5 закладок.
ОСЕННИЙ БЛЮЗ (uhbu)
Песня в стиле смус джаз. Есть претензии к автору текста по рифме и не только. Вокалист старается исправить это и делает успешно. Так же есть погрешности в сведении, но песня оставляет приятное впечатление, о чем говорит 4 закладки и 1 загрузка. Спасибо Вам за участие
После лета не будет лета (evgesh)
Песня в стиле блюз, по настроению и исполнению - осенняя меланхолия, но мужская. Наверное поэтому в аранжировке гитара и барабаны, но всё равно остаётся блюзовое послевкусие. Очень понравился текст - настроенческий, (уверены, что автору стиха будет очень приятно узнать об этом). Нескольких баллов работе не хватило для того, чтобы попасть в пятерку лидеров. 5 закладок, 2 загрузки
Сентябрь (NICZHARKOV-1945)
4 закладки и 1 загрузка. Ваша песня заставила нас поспорить на соответствие формату. Мы определили стиль как джаз вальс из-за размера. Меланхоличное настроение из-за ушедшей любви - так светло взгрустнулось) А душа все равно надеется и ждёт - на том и стоим. Скэт в конце очень хорош, солистка показала мастерство. Спасибо за участие!
Монотонно – автор неизвестен,
Автор, спасибо Вам за участие! Наше мнение по стилю работы совпало с Вашим - это джаз фанк, фьюжн. Тема очень короткая монотонно повторяется и создаётся гармонией, которая здесь не стоит на месте - все же это интересно. Ваша работа соответствует настроению поздней осени - такой серой и унылой.
К сожалению работа канула в небытие - автор ее удалил из конкурса, поэтому останется без награды.
Награды: эти работы награждаются кубками фаворита от сообщества "Купалинка", бурными овациями, поздравлениями, наборами дополнительных услуг: "Трибуна" - 5, "Сыграй на радио сам" - 3, "Эскалатор - 2", "Покажи себя сам" - 1 и, конечно же, рекламой на этой странице (как только станет возможным выставить ссылки на работы).
__________________________________________________________
И на десерт - ПЯТЕРКА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
5 место - МЕЛОДИЯ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ (lubow_puzikowa)
5 закладок! Исполнение - полное наслаждение, вокалистка очаровала всех, опьянила и обворожила. В сопровождении солирующий саксофон хорош, но все же на первом плане вокал. По тексту - это меланхолия, но с жизнеутверждающим финалом, поэтому это свинговый джаз.
Вновь забытая льётся мелодия,
Повторяя признаний слова.
Листья кружатся,
С вьюгой сдружатся.
Счастье сбудется – я права!
Спасибо Вам за пояснения, возникшие во время обсуждения работы. Желаем Вам любви пьянящей и новых работ!
4 место - Сага осени (Gamma)
Работа очень специфичная. Здесь масштаб отличается от других работ. Эпическая баллада в джазовом стиле с кульминационными подъёмами и уходами. Композиционно построение интересное, не шаблонное. Вкрапление звуков воды (ручья, дождя) создаёт очень приятное впечатление. Губная гармошка несомненно оживила восприятие. Меланхолия присутствует, но оптимизм торжествует - за что большое спасибо! Отличный саундтрек!
4 закладки, однако)
3 место - Осенняя меланхолия (Bonan)
Автор-победитель (1 место) в нашем музыкальном конкурсе "Четыре стихии". Спасибо Вам за настроение, за аргентинское танго. Вы стали фаворитом у слушателей (6 закладок и наибольшее количество просмотров, загружено 5 раз) говорит, что Вы подняли всех с диванов и построили по парам). Состав инструментов (солирующий аккордеон и гитара) не совсем джазовый, но контрабас постарался на славу. Все кайфуют) Поздравляем Вас с победой и ждём новых работ!
2 место - Неизбежность осени - Uljana
Автор, Вы нас заставили поволноваться.
Цитата автора: "Осень на ветках тихонько шуршала.. Златом пылала... И опадала... " как нельзя лучше передаёт настроение меланхолии. Всё живое, студийная запись, музыканты кайфуют (и мы вместе с ними). Диалог духовых настолько харАктерный, что хочется потушить свет, задымить сигарой и налить виски. Это настоящая профессиональная работа высокого качества, которая достойна быть победителем. 3 закладки нам говорят об интересе и желанию вернуться и насладиться ещё и ещё. Удачи Вам! Всему составу группы низкий поклон!
1 место - Монохромный блюз cap_tree
У этой работы есть один недостаток: в тексте нет конкретного упоминания об осени, НО это не помешало ей стать победителем конкурса и вот почему. Как написала Оксана (Седьмое небо), здесь атмосферная осень без прямого указания на нее; пишущие люди нас поймут. Здесь все признаки блюза. Текст безупречен с лит стороны (рифмы, ритм) - меланхолия, даже депрессия в каждой строке - полная безнадёга. Разве это не про нашу сегодняшнюю жизнь?.. Исполнение такое же пессимистичное. Состав инструментов хорош: соло рояля, медь (труба и кларнет), инструментальные импровизации на повторяющемся монотонном фоне, что усиливает меланхолию. Появление дождя и кульминация после этих слов:
В грязной рюмке тусклый блеск,
Привкус горьковат.
Чёрный холмик, белый крест,
Нимб на тыщу ватт.
вообще взрывают атмосферу - это говорит о программности сюжета, сложной композиции и потрясающей энергетике. Автору пришлось укоротить работу по просьбе жюри, тк превышение заявленных 6 мин вызвало спор. Сложилось впечатление, что это не просто песня, а фрагмент мюзикла. 3 закладки нам тоже говорят - к Вам хочется вернуться. Спасибо Вам за качественное сведение и удачи!
Награды: Победители получили кубки победителей и премиум-аккаунты на месяц от нашего сайта! От нас же и от зрителей - поздравления и нескончаемые аплодисменты!!!
Итоговая статья подготовлена Ириной Науменковой и Оксаной (Седьмым небом). Регулярные просветительские лекции на тему "Джаз, блюз и иже с ними" для жюри проводил Анатолий Вешниц. Они же и остальные жюристы, слушали, анализировали, изучали, спорили (порой очень сильно), голосовали, радовались за удачные композиции, огорчались, когда красивые вещи удалялись авторами, злились, когда многие из конкурсантов ну совсем не читали правила конкурса, но тут же об этом забывали, наслаждаясь следующей красивой и качественной авторской вещью, соответствующей регламенту конкурса.
Главным итогом этого конкурса считаю, что удалось вскрыть целый пласт вполне профессиональных авторов и исполнителей, которые на сайте пребывают в забвении. Собственно говоря это и было целью этого конкурса.