Белый снег на донском берегу,
Да низовка сулит непогоду.
Я, разутый, стою на снегу
И смотрю на холодную воду.
Справа шепчет молитву сосед,
Снег кровит из недавнего шрама,
Он, как я, тоже бос и раздет.
Слева – батюшка с нашего храма.
Руки связаны крепко у всех,
Палачи не жалели верёвок.
Слышим сзади их ругань и смех
Вместе с лязгом затворов винтовок.
Жизнь намётом в глазах пронеслась,
Знать, не брешут об этом в романе.
Эй, пичуга, слетай-ка на баз,
Передай мою вестку мамане.
Расскажи про расстрел, про затон...
Надели её, Господи, силой!
Ох, не думал, что батюшка-Дон
Казакам станет братской могилой...
Мимо медленно льдинка плывёт.
Целься! Пли! Принимай, Боже, души...
Вот и всё. Девятнадцатый год.
Циркулярный приказ* не нарушен.
*(Википедия) 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б), после обсуждения 6-го пункта повестки дня — «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам», принимает секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией:«Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли»[3]. Эта директива, подписанная 29 января Председателем ВЦИК Я. Свердловым[3], и положила начало расказачиванию.
Из Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»[36]:
…учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…
По разным данным в двадцатые годы по всей России было расстреляно от двух до трёх миллионов казаков...
Я ещё прочитал в инете письмо Дзержинского к Ленину: Дзержинский спрашивает: что с пленными казаками делать? Их несколько сотен тысяч "набралось". Ленин отвечает: расстрелять всех до одного! Самый "человечный человек"...
Хрен его знает, Саш. Мы ж досить почти ничего о них не знаем. Вот того же Берия взять. Одни пишут - зверь, другие - серьезный мужик, отец-основатель многих государственных проектов, на которого бывшие "соратники" потом всех собак навешали. И про Сталина разные мнения от поросячьего визга до памятника. А правду мы вряд ли узнаем. Большинство документов под грифом или уничтожено. Может внуки...
Отличная работа! Стихи - пронзительные, исполнение замечательное.
И тема не понаслышке знакомая - с обеих сторон казачьи корни. Закапывали оружие и амуницию в амбарах, чтоб не попасть под этот циркуляр.
Привет,Лиля! Не знал про твои казачьи корни. А для меня тема очень неожиданной оказалась- не знал ничего про массовые репрессии казаков. Вот,Женя просветил- теперь буду знать.
Несколько дней под впечатлением песни, искала подходящее видео, но к сожаления нашла "летний расстреле" а тут зима... но все равно Жене отошлю. без опубликования, а тебе не буду - ты не любишь видео, но спел так пронзительно, что не сразу и отзыв смогла написать, браво!!!
При вет, Рая! Женя мне показал этот текст уже озвученный одним автором. Мне не понравилось, как этот автор его озвучил, решил сам попробовать,хотя и не пою обычно по- второму разу. Ждал тебя на этой песне- знал,что тебя тронет. Спасибо!
Почти сто лет прошло, а память жива...
Россия. Январь. Девятнадцатый год.
Визжит циркуляра кровавая строчка:
– Казачий народ поголовно в расход!
Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!
Такого не знала страна до сих пор,
Поставлен народ за чертою закона.
Расправил крыла большевистский террор,
В итоге погибших под два миллиона.
Сдавайся! Смирись! Ворохнуться не смей!
Иначе в леваду под дробь пулемёта.
Репрессии, ссылки, расстрелы семей.
И старых, и малых под корень без счёта.