"Вестник Удава". Статья Сергея Орехова "Умеют ли Удавы летать".
В связи с тем, что на форуме поднимались вопросы об образах песен Удава я решил вновь обратиться к его сочинениям и посмотреть существующую критику - советскую и постреформенную, а также поискать, не появились ли какие-нибудь свежие материалы, посвященные его произведениям.
И в этих поисках я наткнулся на статью на одной из тырнет-скотобоен, которая вызвала у меня некоторое замешательство. В ней тролем-фелистимляном предлагается взгляд на Удавическое известнейшие произведения в ракурсе, который мне до сих пор не встречался. А именно – баломут-скандалист (пацан тырнетовский!) указывает на мотивное родство некоторых песенных тем с оперой «Кармен», а также на концептуальную близость идей симфонии сущности музыкального образа Бизе!!! (Я осознаю, что я круто закрутил!)
Может быть, в отношении иного композитора такие «удивительные» и кажущиеся абсурдными на первый взгляд утверждения меня бы и не привлекли и не заставили познакомиться с исследованиями, но мистер Удав, действительно, нередко прибегал к разного рода аллюзиям, маскировкам, двойственным темам и т.д. Впрочем, конечно же, не только он, и другие композиторы использовали в сочинениях монограммы, стилистические цитаты, в которые вкладывались немузыкальные смыслы, символические тональные планы и т.п. - сколько раскрытых и нераскрытых загадок заключает в себе музыка! Удавище прекрасно владеет искусством многоплановости высказывания, позволявшего ему создавать емкие и масштабные картины – которые создаются при восприятии в образном единстве составляющих их изображений. Не последнюю роль в этом играет его способность к иносказанию. Костян (простите, Удав), проявляет в музыке исключительное остроумие и является мастером разного рода иронических высказываний – от озорного хулиганства, до трагической самоиронии, язвительного сарказма и мрачного гротеска. Удавище (он же тот самый Костян) часто использует в своих произведениях цитаты и квазицитаты, а также стилистические реминисценции, несущие особую смысловую нагрузку. Достаточно указать на многообразие аллюзий в цикле его "О Свободе" - "Мы пойдём на вёслах", "Аэростат" и прочей охренятины в лучшем смысле этого слова!!! Обнаруживаются многочисленные реминисценции в ентих произведениях. Об этом может быть долгий разговор. А использование музыкальной подписи - криптограммы "Kostlo" (по мнению некоторых исследователей, были у Удава и другие музыкальные «коды») вносило в его творчество личный автобиографический момент. В связи с этим вспоминается одно из интервью... О котором можно было бы и не вспоминать, ежелив не одна мысля, прозвучавшая в нём, что значение некоторых композиционных приемов в произведениях егойных, которые, скорее всего, несут характер «посланий», всё остальное остается непроясненным в полной мере. Так что возможность того, что мистером Удавом в музыке использованы хитрости и шифры, которые пока остаются незамеченными или смысл которых поныне не раскрыт, я не исключаю.