-- : --
Зарегистрировано — 123 481Зрителей: 66 559
Авторов: 56 922
On-line — 22 291Зрителей: 4404
Авторов: 17887
Загружено работ — 2 124 013
«Неизвестный Гений»
Певец Стас Бартенев
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
01 февраля ’2011 21:38
Просмотров: 27820
Добавлено в закладки: 1
Газета «Православная Москва», 2011 № 2
РЯДОВОЙ ВОИН ГАРМОНИИ
Станислав Бартенев – автор-исполнитель православно-патриотических песен, лауреат крупных фестивалей духовной музыки и поэзии, проходивших в Санкт-Петербурге, Костроме, подмосковной Дубне и белорусском городе Витебске. Многим он известен как лидер столичной рок-группы «Если», выступления которой, по откликам слушателей, не раз покоряли огромную аудиторию сочетанием высокого исполнительского мастерства с яркими национальными мотивами и глубокими разноплановыми текстами. В предисловии к книге Бартенева «Мысли о смысле…», изданной приходом московского храма Духа Святого сошествия на бывшем Лазаревском кладбище, говорится, что Станислав (в крещении Вячеслав) – один из тех русских музыкантов, которые с радостью поддержали православное миссионерство в молодежной среде. А еще он – гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик и автор слов многих песен – принимает участие в благотворительных акциях, бывая с концертами в детских домах и в домах престарелых, в воинских частях и в исправительно-трудовых колониях, в приюте для бездомных и в больницах.
Думается, нашим читателям будет интересно узнать из первых уст о духовном поиске одаренного человека, который в книге «Мысли о смысле…» написал: «Счастье – это исполнение своего долга».
– Станислав, давайте начнем наш разговор с того момента, когда Вы впервые ощутили присутствие Божие в своей жизни. Как это было?
– Точно уже и не вспомню, в каком году – то ли в 1984-м, то ли в 1985-м – произошел переворот в моем сознании. До этого подобно многим другим людям, воспитывавшимся в советское время, я читал лишь атеистическую литературу о Боге. Например, книги известного польского писателя Зиновия Косидовского, который, как нам тогда казалось, в весьма занимательной, даже увлекательной форме критиковал Библию. Правда, знакомство с Федором Достоевским, с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее, с другими произведениями живописи на библейские темы подготавливало почву для иного восприятия вопросов веры и безверия. И вот однажды знакомый дал мне почитать Евангелие со словами: «Через три дня, пожалуйста, верни». Начав читать эту – запретную по тем временам – книгу, я испытал настоящее потрясение. Помня, что скоро мне нужно будет ее возвращать, решил взять напрокат печатную машинку и попросил жену моего брата перепечатать, сколько успеет. У нее был маленький ребенок, молодая мама разрывалась между малышом и печатной машинкой. В общем, успела перепечатать полностью Евангелие от Матфея и частично – Евангелие от Марка. По этой перепечатке я начал изучать Новый Завет.
– Вы чем тогда занимались?
– Учился по классу классической и эстрадной гитары в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных.
– Итак, учащийся знаменитой Гнесинки, которую образно называют волшебной страной, появившейся на карте российской музыкальной культуры еще в позапрошлом веке, потянулся к Богу. Что было дальше?
– Дальше я взял свою маленькую дочь, и мы вместе с ней, моим братом, его женой и их ребенком отправились в один московский храм, находившийся рядом с военным госпиталем, чтобы принять святое крещение. Прочитав фамилии «Бартенев, Бартенева, Бартенев…», священник даже прослезился: чуть ли не вся семья пришла креститься! А недавно, три года назад, я выступал в том госпитале перед солдатами, тяжело раненными в Чечне и в других горячих точках, и после концерта пошел на могилу батюшки, крестившего нас. Столько всего вспомнилось! И эти воспоминания были пронзительными…
– Пронзительными становятся и многие Ваши концерты. Я сама на них была, а также слышала отзывы многих моих знакомых. Еще подкупает то, что Вы охотно принимаете предложения выступить благотворительно, не думая о том, как бы хоть какую-то копейку взять с устроителей общественных мероприятий.
– Я много езжу и порой вижу столь горестные картины, от которых сердце сжимается. Скажите, какие деньги, какие копейки можно запрашивать в детском доме? А тем более в таком, где заместитель директора, как, например, в Саратове, получает всего три тысячи рублей в месяц? Но она, та добрая мужественная женщина, так привязана к сиротам, что ее не повергает в отчаяние столь низкая материальная оценка ее труда! Можно ли вообще думать о деньгах, когда ты выступаешь перед солдатами, пришедшими в часть после сражения с врагами или готовящимися принять бой? Обычно запоминаются те поездки, в которых было особенно тяжело. Поэтому скажу о Чечне. Наша рок-группа «Если» летела на военном самолете в Дагестан, а уж оттуда нас на наземном транспорте везли в горячую точку России. Но и в Дагестан мы летели вместо двух часов более шести, так как самолет обстреливали. В Чечне группа давала по семь концертов в день. Потом, вернувшись в Дагестан, мы еще выступили на военных кораблях, где тоже пели для морских пехотинцев военно-патриотические песни. Да, было трудно и опасно, но никто из нас не пожалел, что отправился в Северо-Кавказский регион, чтобы морально поддержать наших ребят. Я сам ведь служил в армии и знаю, как хорошие слова, переложенные на музыку, могут поднять дух солдата или офицера.
– Я с интересом узнала, что осенью минувшего года Вы принимали участие в благотворительном концерте, средства от которого пошли на строительство храма-памятника воинам – освободителям Болгарии в поселке Сахарово Тверской области. Наша газета не раз рассказывала о подвижническом труде священника Геннадия Ульянича, настоятеля храма Преподобного Иосифа Волоцкого в этом поселке, который на протяжении многих лет собирал исторические документы и свидетельства о выдающемся земляке – генерал-фельдмаршале Иосифе Гурко, герое Русско-турецкой войны, отличившемся во время сражения под Плевной. Рассказывали мы и о музыкальных выступлениях пастыря, проникновенно поющего под гитару духовные и русские народные песни. Наверное, поездка в Сахарово тоже из разряда особо запоминающихся?
– Еще бы! Нашу группу «Если» пригласили туда вместе с музыкантами таких известных групп, как «Карнавал» и «Парк Горького». Концерт вел сам отец Геннадий Ульянич, к слову сказать, член Союза композиторов Российской Федерации. Пришли чуть ли не все жители поселка, и много народа приехало из Твери. Что касается денег, то люди давали кто сколько мог. Но главное – давали от души. Во-первых, потому что на храм. Во-вторых – смею надеяться, что длившийся четыре часа концерт им понравился.
– У Вас и у рок-группы «Если» вышло немало музыкальных альбомов с философскими и лирическими названиями: «Ночное зрение», «Мои дорогие», «Златая Русь», «Мы пьем из чаши бытия» и другие. Поражает их разноплановость. Вы пишете песни как на стихи классиков русской поэзии – Лермонтова, Есенина, Северянина, так и на стихи современных поэтов.
– Знаете, некоторых поэтов нашего времени я считаю мощными, поэтому с радостью, с вдохновением пишу музыку на их стихи, и мы исполняем эти песни на многих концертах. Кстати, стихи Григория Вихрова из Тулы переведены на двадцать языков мира. Это о чем-то говорит? Большой поэтический дар есть у Николая Колычева из Мурманска и у другого туляка – художника и поэта Александра Карташова. Их стихи вдохновляют – в душе рождается мелодия.
– Еще я слышала Ваши песни на стихи православных священников – отца Игоря Моисеева из Самарской епархии и отца Андрея Логинова из Костромской. Песню отца Андрея «Цесаревич» в исполнении группы «Если» невозможно слушать без слез. Какую реакцию она вызывает в зале?
– Конечно, слезы. Иногда я говорю пришедшим на концерт: «У кого есть носовые платки, заранее достаньте!» Действительно, лишь людей недалеких или жестокосердных могут оставить равнодушными такие слова песни:
Только кротость в тебе, отрок,
только свет,
Только правда и святая доброта.
Но возвел тебя Господь в тринадцать лет
На вершину Всероссийского Креста.
Многие плачут, когда слышат «Песню неродившегося ребенка». Так и не удалось выяснить, кто автор слов. Да это, может, и не так важно. Важно, что берет за душу этот крик «безродной души», которая не появилась на свет и ощущает себя колючим холодком в душе врача и узелком, разрубленным сплеча.
– Станислав, Вы, думается, по праву стали лауреатом многих православных фестивалей духовной песни. Но вот один из блоггеров на музыкальном форуме пишет: «Нет ничего хуже, когда играют в религию и имитируют веру. (Не буду обвинять пока группу С. Бартенева – подозрения есть, но требуют проверки.)» Итак, у человека, интересующегося музыкой, есть подозрения, что вера нужна Вам в качестве пропуска на фестивали, которые проводятся под эгидой Русской Православной Церкви. У священника-поэта Игоря Моисеева подобных подозрений нет. Отец Игорь утверждает, что Ваша жизнь и жизнь группы «Если» мало похожа на жизнь обычных рок-групп, будь то «звезды» или «второй эшелон». По его словам, Вы равнодушны к славе, популярности, дипломам и наградам. «Как он выживает?» – спрашивает священник в своей статье о Вас и отвечает: «А он не выживает. Он просто сочиняет и играет хорошую музыку». Что Вы сами о себе можете сказать?
– Скажу, что действительно не стремлюсь выживать. Потому что выживать, как мне думается, – просто плыть по мутному течению в грязное болото. А мое оружие – слово и гитара. Поверьте, это не пафос, не поза: я на самом деле считаю себя рядовым солдатом гармонии Вселенной и стараюсь делать что могу, что умею, чему научился. Что касается веры, то это великое счастье – узнать Бога и полюбить Его. Иными словами, в моей жизни и, к счастью, в жизни близких мне людей произошло чудо встречи со Спасителем, и мы стараемся помнить об этом каждый день.
– И Вы написали: «Опускаясь в глубь своей души, поднимаешься к Богу». Эти слова тоже вошли в книгу «Мысли о смысле…» Кстати, в ней Вы заявили, что рок-музыка – открытая и честная музыка.
– Да, и готов отстаивать свою позицию. «Рок», если переводить с английского (а название «рок-музыка» произошло именно от английского слова «rock»), значит «камень, скала», нечто твердое. То есть «rock» – это основание твердое и крепкое. И рок-музыка – очень твердая. Это мощная воинствующая музыка, которая заставляет думать, а вовсе не музыка «для ног», для «кислотных дискотек», где танцуют всю ночь напролет, принимая таблетки ЛСД или экстези.
– Созвучно Вашим мыслям такой авторитетный человек, как доктор социологических наук, заслуженный работник культуры России, автор научных трудов по истории славянских народов Владимир Кириллович Сергеев, написал в предисловии к энциклопедии «Русский рок», что рок-культура целостна, органична, опирается на мощные пласты традиции и в то же время она обладает высокой способностью к трансформации, вбиранию в себя всего нового, живого, подлинного.
– Другой авторитетный человек, говоря о разных формах православной миссии среди невоцерковленной молодежи, отметил: «Большинство священников Русской Православной Церкви, родившихся в 60-е – 70-е годы, в той или иной степени соприкасались с этим явлением. Слушали рок почти все, а очень многие будущие батюшки играли на каком-либо музыкальном инструменте в рок-группе. Тогда это называлось “вокально-инструментальный ансамбль”. И надо сказать, что в нашем поколении рок-музыка принесла более положительных, нежели отрицательных плодов, самый главный из которых заключается в том, что она заставила нас задуматься в обстановке бездушного безбожного “совка” о нравственных и духовных ценностях, добре и зле, о смысле жизни, в конечном итоге – о Боге». Я процитировал слова игумена Сергия (Рыбко), который бывает на наших концертах, поддерживает нас.
– Наверное, многие интересуются, почему ваша музыкальная группа так несколько необычно называется – «Если»?
– Да, спрашивают и журналисты, и зрители, и музыканты из других групп. Я с улыбкой отвечаю, что это слово само нашло меня, будто с неба упало. Когда нас активно стали приглашать на концерты, названия еще не было. Из множества вариантов, на наш взгляд, ничего не подходило. И вот однажды по дороге на репетицию я отчетливо услышал в себе это слово, и хотя оно неброское, все равно всем пришлось по вкусу. Что касается смысла, то каждый может додумать его сам. Может быть: если не ты, то кто? Или: если человек стремится к Богу, то Спаситель обязательно придет к нему.
– А в конце беседы мне бы хотелось подробней узнать об одном Вашем детище – музыкальном альбоме «Невский князь». В нем звучат и народные песни, и песни исторического плана, написанные Вами. Как родилась идея создания этого альбома?
– Полагаю, многие помнят тот интересный проект телеканала «Россия», когда россиянам предложили выбрать величайшего исторического деятеля нашего государства за все времена, «имя России», национальный идеал. Из двенадцати личностей, претендующих на победу, среди которых были Пушкин, Суворов, Столыпин, Ленин, Сталин, люди большинством голосов выбрали святого благоверного князя Александра Нев-ского. Митрополит Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, назвал этот выбор судьбоносным для страны, отметив, что этим мы обогатили свою национальную жизнь. Но еще в дни бурных дебатов я вспомнил свою песню о святом благоверном князе Александре Невском. Вспомнил и другую песню, которую посвятил руководителям народного ополчения, спасшего Москву от польских интервентов, – Минину и Пожарскому. И подумал, что хорошо бы собрать их вместе – песни, проникнутые духом патриотизма, любви к Отечеству на разных его этапах.
Великий полководец, спаситель и устроитель России Александр Невский для меня дорог как святой. Бывая в Александро-Невской лавре, где находятся его мощи, я особенно остро это чувствую. А с наместником лавры епископом Выборгским Назарием мы познакомились на международном молодежном фестивале в Беларуси «Небо славян», и я рад, что владыка тоже тепло, с пониманием относится к нашей музыкальной миссии.
* * *
9 февраля в 19.00 в Общественном международном фонде славянской письменности и культуры в Москве состоится концерт Стаса Бартенева и его музыкантов «За веру, Царя и Отечество». Рамки газетного материала не позволили мне рассказать о казачьих корнях Станислава (вот откуда у него какой-то особый размах и полет в напевах!), а также о его дружной семье – жене и двух дочерях, во многом помогающих певцу, гитаристу, композитору. Но те, кто придет на его концерт, наверняка почувствуют симпатию и уважение к этому живому непосредственному человеку, для которого песня стала проповедью вечных ценностей. И он в ней предельно искренен, как и в жизни.
Беседу вела Н. СТАВИЦКАЯ
РЯДОВОЙ ВОИН ГАРМОНИИ
Станислав Бартенев – автор-исполнитель православно-патриотических песен, лауреат крупных фестивалей духовной музыки и поэзии, проходивших в Санкт-Петербурге, Костроме, подмосковной Дубне и белорусском городе Витебске. Многим он известен как лидер столичной рок-группы «Если», выступления которой, по откликам слушателей, не раз покоряли огромную аудиторию сочетанием высокого исполнительского мастерства с яркими национальными мотивами и глубокими разноплановыми текстами. В предисловии к книге Бартенева «Мысли о смысле…», изданной приходом московского храма Духа Святого сошествия на бывшем Лазаревском кладбище, говорится, что Станислав (в крещении Вячеслав) – один из тех русских музыкантов, которые с радостью поддержали православное миссионерство в молодежной среде. А еще он – гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик и автор слов многих песен – принимает участие в благотворительных акциях, бывая с концертами в детских домах и в домах престарелых, в воинских частях и в исправительно-трудовых колониях, в приюте для бездомных и в больницах.
Думается, нашим читателям будет интересно узнать из первых уст о духовном поиске одаренного человека, который в книге «Мысли о смысле…» написал: «Счастье – это исполнение своего долга».
– Станислав, давайте начнем наш разговор с того момента, когда Вы впервые ощутили присутствие Божие в своей жизни. Как это было?
– Точно уже и не вспомню, в каком году – то ли в 1984-м, то ли в 1985-м – произошел переворот в моем сознании. До этого подобно многим другим людям, воспитывавшимся в советское время, я читал лишь атеистическую литературу о Боге. Например, книги известного польского писателя Зиновия Косидовского, который, как нам тогда казалось, в весьма занимательной, даже увлекательной форме критиковал Библию. Правда, знакомство с Федором Достоевским, с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее, с другими произведениями живописи на библейские темы подготавливало почву для иного восприятия вопросов веры и безверия. И вот однажды знакомый дал мне почитать Евангелие со словами: «Через три дня, пожалуйста, верни». Начав читать эту – запретную по тем временам – книгу, я испытал настоящее потрясение. Помня, что скоро мне нужно будет ее возвращать, решил взять напрокат печатную машинку и попросил жену моего брата перепечатать, сколько успеет. У нее был маленький ребенок, молодая мама разрывалась между малышом и печатной машинкой. В общем, успела перепечатать полностью Евангелие от Матфея и частично – Евангелие от Марка. По этой перепечатке я начал изучать Новый Завет.
– Вы чем тогда занимались?
– Учился по классу классической и эстрадной гитары в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных.
– Итак, учащийся знаменитой Гнесинки, которую образно называют волшебной страной, появившейся на карте российской музыкальной культуры еще в позапрошлом веке, потянулся к Богу. Что было дальше?
– Дальше я взял свою маленькую дочь, и мы вместе с ней, моим братом, его женой и их ребенком отправились в один московский храм, находившийся рядом с военным госпиталем, чтобы принять святое крещение. Прочитав фамилии «Бартенев, Бартенева, Бартенев…», священник даже прослезился: чуть ли не вся семья пришла креститься! А недавно, три года назад, я выступал в том госпитале перед солдатами, тяжело раненными в Чечне и в других горячих точках, и после концерта пошел на могилу батюшки, крестившего нас. Столько всего вспомнилось! И эти воспоминания были пронзительными…
– Пронзительными становятся и многие Ваши концерты. Я сама на них была, а также слышала отзывы многих моих знакомых. Еще подкупает то, что Вы охотно принимаете предложения выступить благотворительно, не думая о том, как бы хоть какую-то копейку взять с устроителей общественных мероприятий.
– Я много езжу и порой вижу столь горестные картины, от которых сердце сжимается. Скажите, какие деньги, какие копейки можно запрашивать в детском доме? А тем более в таком, где заместитель директора, как, например, в Саратове, получает всего три тысячи рублей в месяц? Но она, та добрая мужественная женщина, так привязана к сиротам, что ее не повергает в отчаяние столь низкая материальная оценка ее труда! Можно ли вообще думать о деньгах, когда ты выступаешь перед солдатами, пришедшими в часть после сражения с врагами или готовящимися принять бой? Обычно запоминаются те поездки, в которых было особенно тяжело. Поэтому скажу о Чечне. Наша рок-группа «Если» летела на военном самолете в Дагестан, а уж оттуда нас на наземном транспорте везли в горячую точку России. Но и в Дагестан мы летели вместо двух часов более шести, так как самолет обстреливали. В Чечне группа давала по семь концертов в день. Потом, вернувшись в Дагестан, мы еще выступили на военных кораблях, где тоже пели для морских пехотинцев военно-патриотические песни. Да, было трудно и опасно, но никто из нас не пожалел, что отправился в Северо-Кавказский регион, чтобы морально поддержать наших ребят. Я сам ведь служил в армии и знаю, как хорошие слова, переложенные на музыку, могут поднять дух солдата или офицера.
– Я с интересом узнала, что осенью минувшего года Вы принимали участие в благотворительном концерте, средства от которого пошли на строительство храма-памятника воинам – освободителям Болгарии в поселке Сахарово Тверской области. Наша газета не раз рассказывала о подвижническом труде священника Геннадия Ульянича, настоятеля храма Преподобного Иосифа Волоцкого в этом поселке, который на протяжении многих лет собирал исторические документы и свидетельства о выдающемся земляке – генерал-фельдмаршале Иосифе Гурко, герое Русско-турецкой войны, отличившемся во время сражения под Плевной. Рассказывали мы и о музыкальных выступлениях пастыря, проникновенно поющего под гитару духовные и русские народные песни. Наверное, поездка в Сахарово тоже из разряда особо запоминающихся?
– Еще бы! Нашу группу «Если» пригласили туда вместе с музыкантами таких известных групп, как «Карнавал» и «Парк Горького». Концерт вел сам отец Геннадий Ульянич, к слову сказать, член Союза композиторов Российской Федерации. Пришли чуть ли не все жители поселка, и много народа приехало из Твери. Что касается денег, то люди давали кто сколько мог. Но главное – давали от души. Во-первых, потому что на храм. Во-вторых – смею надеяться, что длившийся четыре часа концерт им понравился.
– У Вас и у рок-группы «Если» вышло немало музыкальных альбомов с философскими и лирическими названиями: «Ночное зрение», «Мои дорогие», «Златая Русь», «Мы пьем из чаши бытия» и другие. Поражает их разноплановость. Вы пишете песни как на стихи классиков русской поэзии – Лермонтова, Есенина, Северянина, так и на стихи современных поэтов.
– Знаете, некоторых поэтов нашего времени я считаю мощными, поэтому с радостью, с вдохновением пишу музыку на их стихи, и мы исполняем эти песни на многих концертах. Кстати, стихи Григория Вихрова из Тулы переведены на двадцать языков мира. Это о чем-то говорит? Большой поэтический дар есть у Николая Колычева из Мурманска и у другого туляка – художника и поэта Александра Карташова. Их стихи вдохновляют – в душе рождается мелодия.
– Еще я слышала Ваши песни на стихи православных священников – отца Игоря Моисеева из Самарской епархии и отца Андрея Логинова из Костромской. Песню отца Андрея «Цесаревич» в исполнении группы «Если» невозможно слушать без слез. Какую реакцию она вызывает в зале?
– Конечно, слезы. Иногда я говорю пришедшим на концерт: «У кого есть носовые платки, заранее достаньте!» Действительно, лишь людей недалеких или жестокосердных могут оставить равнодушными такие слова песни:
Только кротость в тебе, отрок,
только свет,
Только правда и святая доброта.
Но возвел тебя Господь в тринадцать лет
На вершину Всероссийского Креста.
Многие плачут, когда слышат «Песню неродившегося ребенка». Так и не удалось выяснить, кто автор слов. Да это, может, и не так важно. Важно, что берет за душу этот крик «безродной души», которая не появилась на свет и ощущает себя колючим холодком в душе врача и узелком, разрубленным сплеча.
– Станислав, Вы, думается, по праву стали лауреатом многих православных фестивалей духовной песни. Но вот один из блоггеров на музыкальном форуме пишет: «Нет ничего хуже, когда играют в религию и имитируют веру. (Не буду обвинять пока группу С. Бартенева – подозрения есть, но требуют проверки.)» Итак, у человека, интересующегося музыкой, есть подозрения, что вера нужна Вам в качестве пропуска на фестивали, которые проводятся под эгидой Русской Православной Церкви. У священника-поэта Игоря Моисеева подобных подозрений нет. Отец Игорь утверждает, что Ваша жизнь и жизнь группы «Если» мало похожа на жизнь обычных рок-групп, будь то «звезды» или «второй эшелон». По его словам, Вы равнодушны к славе, популярности, дипломам и наградам. «Как он выживает?» – спрашивает священник в своей статье о Вас и отвечает: «А он не выживает. Он просто сочиняет и играет хорошую музыку». Что Вы сами о себе можете сказать?
– Скажу, что действительно не стремлюсь выживать. Потому что выживать, как мне думается, – просто плыть по мутному течению в грязное болото. А мое оружие – слово и гитара. Поверьте, это не пафос, не поза: я на самом деле считаю себя рядовым солдатом гармонии Вселенной и стараюсь делать что могу, что умею, чему научился. Что касается веры, то это великое счастье – узнать Бога и полюбить Его. Иными словами, в моей жизни и, к счастью, в жизни близких мне людей произошло чудо встречи со Спасителем, и мы стараемся помнить об этом каждый день.
– И Вы написали: «Опускаясь в глубь своей души, поднимаешься к Богу». Эти слова тоже вошли в книгу «Мысли о смысле…» Кстати, в ней Вы заявили, что рок-музыка – открытая и честная музыка.
– Да, и готов отстаивать свою позицию. «Рок», если переводить с английского (а название «рок-музыка» произошло именно от английского слова «rock»), значит «камень, скала», нечто твердое. То есть «rock» – это основание твердое и крепкое. И рок-музыка – очень твердая. Это мощная воинствующая музыка, которая заставляет думать, а вовсе не музыка «для ног», для «кислотных дискотек», где танцуют всю ночь напролет, принимая таблетки ЛСД или экстези.
– Созвучно Вашим мыслям такой авторитетный человек, как доктор социологических наук, заслуженный работник культуры России, автор научных трудов по истории славянских народов Владимир Кириллович Сергеев, написал в предисловии к энциклопедии «Русский рок», что рок-культура целостна, органична, опирается на мощные пласты традиции и в то же время она обладает высокой способностью к трансформации, вбиранию в себя всего нового, живого, подлинного.
– Другой авторитетный человек, говоря о разных формах православной миссии среди невоцерковленной молодежи, отметил: «Большинство священников Русской Православной Церкви, родившихся в 60-е – 70-е годы, в той или иной степени соприкасались с этим явлением. Слушали рок почти все, а очень многие будущие батюшки играли на каком-либо музыкальном инструменте в рок-группе. Тогда это называлось “вокально-инструментальный ансамбль”. И надо сказать, что в нашем поколении рок-музыка принесла более положительных, нежели отрицательных плодов, самый главный из которых заключается в том, что она заставила нас задуматься в обстановке бездушного безбожного “совка” о нравственных и духовных ценностях, добре и зле, о смысле жизни, в конечном итоге – о Боге». Я процитировал слова игумена Сергия (Рыбко), который бывает на наших концертах, поддерживает нас.
– Наверное, многие интересуются, почему ваша музыкальная группа так несколько необычно называется – «Если»?
– Да, спрашивают и журналисты, и зрители, и музыканты из других групп. Я с улыбкой отвечаю, что это слово само нашло меня, будто с неба упало. Когда нас активно стали приглашать на концерты, названия еще не было. Из множества вариантов, на наш взгляд, ничего не подходило. И вот однажды по дороге на репетицию я отчетливо услышал в себе это слово, и хотя оно неброское, все равно всем пришлось по вкусу. Что касается смысла, то каждый может додумать его сам. Может быть: если не ты, то кто? Или: если человек стремится к Богу, то Спаситель обязательно придет к нему.
– А в конце беседы мне бы хотелось подробней узнать об одном Вашем детище – музыкальном альбоме «Невский князь». В нем звучат и народные песни, и песни исторического плана, написанные Вами. Как родилась идея создания этого альбома?
– Полагаю, многие помнят тот интересный проект телеканала «Россия», когда россиянам предложили выбрать величайшего исторического деятеля нашего государства за все времена, «имя России», национальный идеал. Из двенадцати личностей, претендующих на победу, среди которых были Пушкин, Суворов, Столыпин, Ленин, Сталин, люди большинством голосов выбрали святого благоверного князя Александра Нев-ского. Митрополит Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, назвал этот выбор судьбоносным для страны, отметив, что этим мы обогатили свою национальную жизнь. Но еще в дни бурных дебатов я вспомнил свою песню о святом благоверном князе Александре Невском. Вспомнил и другую песню, которую посвятил руководителям народного ополчения, спасшего Москву от польских интервентов, – Минину и Пожарскому. И подумал, что хорошо бы собрать их вместе – песни, проникнутые духом патриотизма, любви к Отечеству на разных его этапах.
Великий полководец, спаситель и устроитель России Александр Невский для меня дорог как святой. Бывая в Александро-Невской лавре, где находятся его мощи, я особенно остро это чувствую. А с наместником лавры епископом Выборгским Назарием мы познакомились на международном молодежном фестивале в Беларуси «Небо славян», и я рад, что владыка тоже тепло, с пониманием относится к нашей музыкальной миссии.
* * *
9 февраля в 19.00 в Общественном международном фонде славянской письменности и культуры в Москве состоится концерт Стаса Бартенева и его музыкантов «За веру, Царя и Отечество». Рамки газетного материала не позволили мне рассказать о казачьих корнях Станислава (вот откуда у него какой-то особый размах и полет в напевах!), а также о его дружной семье – жене и двух дочерях, во многом помогающих певцу, гитаристу, композитору. Но те, кто придет на его концерт, наверняка почувствуют симпатию и уважение к этому живому непосредственному человеку, для которого песня стала проповедью вечных ценностей. И он в ней предельно искренен, как и в жизни.
Беседу вела Н. СТАВИЦКАЯ
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор