Эпиграф А.С.Пушкина к седьмой главе Евгения Онегина:
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
Из стихотворения от 1795 года «Освобождение Москвы» Ивана Ивановича Дмитриева
Как не любить родной Москвы?
Из стихотворения от 1821 года «Пиры» Евгения Абрамовича Баратынского
Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.
Слова Александра Чацкого на фразу Софьи Фамусовой из комедии в стихах от 1824 года Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»
Ольга быстро забывает Ленского. Она выходит замуж за офицера:
Мой бедный Ленский! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить…
Татьяна все так же любит Онегина. Она просит слуг пустить ее внутрь дома Онегина, где рассматривает его вещи, думает о нем, читает книги. Благодаря отметкам в книгах Татьяна лучше узнает душу Онегина.
Мать Татьяны решает ехать с ней в Москву, чтобы выдать замуж. Татьяна грустит: не хочет покидать деревню и природу ради города. Зима. Татьяна и мать её едут 7 суток в Москву и, при этом, Пушкин мечтает о том, чем будет заниматься Министерство транспорта РФ:
(Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир…
В Москве они останавливаются у тетки Татьяны – княжны Алины, кузины матери Татьяны. Татьяна посещает балы и вращается в высшем обществе. Она все так же любит Онегина и грустит о нем. На одном из вечеров какой-то генерал замечает Татьяну (позже читатель узнает, что этот генерал является дальним родственником сироты Евгения Онегина).
По маршруту Лариных можно прогуляться и в наши дни: въезд в Москву по Петербургскому тракту через Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, дом 40). В 1812 году, спасаясь от пожара в Москве, во дворце недолго жил император Наполеон Бонапарт. Далее через Тверскую заставу, по Тверской. Татьяна видела «львов на воротах». Автор имел в виду здание Английского клуба (Тверская улица, дом 21).
Возможно дальше их путь пролегал мимо Кремля в район церкви Святого Харитония, где сейчас – Большой и Малый Харитоньевские переулки. Этот район знаком Пушкину с детства. До сих пор там находится дворец Волковых-Юсуповых, где Пушкины снимали деревянный флигель в 1801-1803 годах (Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4).