-- : --
Зарегистрировано — 124 048Зрителей: 67 100
Авторов: 56 948
On-line — 6 971Зрителей: 1353
Авторов: 5618
Загружено работ — 2 134 317
«Неизвестный Гений»
Секрет влияния
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
24 мая ’2013 03:03
Просмотров: 21263
Секрет влияния
(согласно размышлениям Чжуанцзы)
Янь Юань учеником был у Конфуция любимым,
Однажды от него уйти просить стал разрешенья,
Он был средь всех учеников наставником ценимым,
Конфуций не мог в сердце скрыть такого огорченья.
Его спросил печально он: «Куда пойдёшь отсюда?»
- «Хочу я в царстве Вэй преподавать ваше ученье».
- «Но в царстве все ожидают, вот-вот возникнет смута.
Зачем тебе со всеми там испытывать лишенья»?
- «Я слышал, царь в расцвете сил там правит самовластно,
О своенравие его идёт молва в народе,
Там жителям страны всей стало жить не безопасно,
Людей убитых в царстве - точно хвороста в болоте.
Не думая, на смерть он шлёт людей всех без разбора,
Бездумно тратит силы царства, без страха ошибиться,
А недовольных выявляет всех ищеек свора,
Народу среди произвола не к кому обратиться.
Хочу, чтоб злодеяний в стране люди не вершили,
Всех угнетённых чтобы не оставляли без приюта.
Учитель, ведь от вас я слышал, как вы говорили:
«Покинь царство, где порядок, иди в царство, где смута».
Хочу я страстно разделить несчастье с тем народом,
Злодея даже может укротить совет полезный,
Стекаются больные же к аптекарским воротам,
Хочу, чтоб это царство излечилось от болезни.
- «Боюсь, что тебя казнят там! - Конфуций восклицает, -
Ты ошибаешься в подходе. Ведь моё ученье
Объединения однородного не допускает.
Ведёт беспорядок к скорби, а от скорби нет спасенья.
Везде разнородное к множеству всегда приводит,
А где есть множество, там возникает беспорядок.
От истинного Пути беспорядок всех уводит,
Где к Истине пути нет, наступает там упадок.
Берёг человек древности в самом себе ученье,
Затем хотел, чтоб и в других ученье сохранилось,
Как можешь с деспотом вступать ты по вопросам в пренья,
Когда учение и в тебе самом не утвердилось?
Знать можешь ты ли, как расточается добродетель?
Откуда в нашем мире появляются все знанья?
Как может повести себя с тобой твой благодетель?
И как достичь с непримиримым в споре пониманья?
Обычно расточают благодетель из-за славы,
Из-за соперничества появляются все знанья.
Друг друга ради славы вытесняют - это нравы,
Орудие соперничества всех - это познанье.
Зло это есть, и прибегать к нему совсем не стоит,
Добродетелью и верностью если обладаешь,
Характер человека ты, как распознать, не знаешь.
То вряд ли намерения свои тебе откроет.
И если с деспотом говорить будешь напрямую,
Где милосердье и справедливость укором будут,
Ошибку все против тебя использует любую,
Напомнить при расправе с тобой это не забудут.
И помни, что твои достоинства возненавидят,
Ведь там, где зло есть, проявленья доброты не любят,
При проявленье доброты любой тебя обидит,
Я за тебя страшусь, что в царстве том тебя погубят.
И если добродетельным твой царь вдруг претворится,
И скажет, что к власти решил закрыть путь всем порочным,
И твоё сердце покорит. Ведь может так случится?
Ты станешь средь представителей зла сам полномочным.
Ты будешь подражать ему в речах и всех поступках,
Тебе придётся приспосабливаться в поведенье,
Ты даже в мыслях своих потеряешь счёт в уступках,
Ведь это - то же, что спасать водой – от наводненья.
Народ многие мудрецы жалели и любили,
Того презирают, кто деспота слугой стать вздумал,
Но слава и нажива многих мудрецов губили.
И всё же попытайся мне сказать, что ты задумал».
- «А что, нельзя действовать со всей прямотой, но скромно,
Усилья прилагать все, оставаясь себе верным,
Неужто не способен страной править царь бескровно,
И можно попытаться изменить его, наверно».
- «Нельзя, - сказал Конфуций, - царь ведь щедро силы тратит,
И в настроенье переменчив, кто ему перечит?
Любое чувство подавлять ему уменья хватит,
Произвол свой насаждая, ценит свои лишь речи.
Добродетелью овладеть он просто не способен
Всё будет ему равно, что б не говорили люди.
Он не изменится, найдёт путь, что ему удобен,
Хоть внешне согласится, раскаяния не будет».
- «Тогда начну я, оставаясь твёрдым, пресмыкаться,
Своё говорить буду, чтоб за дурака считали,
При этом на добродетель древних буду ссылаться,
Последователем древних меня чтоб называли».
- «Нельзя, - сказал Конфуций, - слишком замыслов уж много,
Не избежать тебе в заискиванье осужденья,
Когда мерилом обладаешь, тебя судят строго,
Неправильное о себе сложишь у людей мненье.
Учиться если нет у собеседника желанья,
То будет очень трудно научить его чему-то,
Ты не окажешь никакого на царя влиянья,
Народ за его приспешника примет тебя в смуту».
- «Тогда мне нечего сказать, прошу у вас совета», -
Сказал друг Ян, в поклоне перед мудрецом склонившись,
Конфуций тут удостоил ученика ответа,
К изложению своего ученья обратившись:
- «Поведаю, как сможешь в клетку царскую проникнуть,
Гуляя, равнодушным к царской славе оставаясь,
Пой - если сможет слушать, и в твои идеи вникнуть,
Умолкни – если станет издеваться, забавляясь.
Ты как бы вынуждено поселился в этом доме,
Без покровителей, без ненавистников, шагая,
Ходи легко и мягко, будто ходишь по соломе,
Но невозможно ведь ходить, следов не оставляя.
Лицемерие в человеке может проявляться,
Но лицемерие в себе природа не имеет,
Известно, с крыльями можно на небо подниматься,
Нет крыльев у кого – высоты не преодолеет.
Известно всем, кто мудр, тот знаниями обладает,
Но слышно ль, чтоб мудрым был тот, кто знаний не имеет?
Во тьму свет через дыру в двери даже проникает,
Будь с тем, кто доброе знаменье понять умеет.
Если во внутреннее ты проникнуть в состоянье,
И разумом своим, сердцем к внешнему обратишься,
То на людей и духов сможешь оказать влиянье,
И во всём мире ничего уже не убоишься.
В основе знаний ученья лежит секрет влиянья,
Он все враждующие стороны приводит к дружбе,
Меж друзьями сохраняет взаимопониманье,
Его необходимо знать стоящим всем на службе.
Когда народ молчит, знай, это – затишье перед бурей,
Молчанье – золото, но также смуты начинанье,
Народ Вэй царства убьёт царя, став роем пчёл как улей.
Зло - сила, добро ж исходит от доброты влиянья».
(философские стихи из авторского сайта vlasov2046.ucoz.ru)
(согласно размышлениям Чжуанцзы)
Янь Юань учеником был у Конфуция любимым,
Однажды от него уйти просить стал разрешенья,
Он был средь всех учеников наставником ценимым,
Конфуций не мог в сердце скрыть такого огорченья.
Его спросил печально он: «Куда пойдёшь отсюда?»
- «Хочу я в царстве Вэй преподавать ваше ученье».
- «Но в царстве все ожидают, вот-вот возникнет смута.
Зачем тебе со всеми там испытывать лишенья»?
- «Я слышал, царь в расцвете сил там правит самовластно,
О своенравие его идёт молва в народе,
Там жителям страны всей стало жить не безопасно,
Людей убитых в царстве - точно хвороста в болоте.
Не думая, на смерть он шлёт людей всех без разбора,
Бездумно тратит силы царства, без страха ошибиться,
А недовольных выявляет всех ищеек свора,
Народу среди произвола не к кому обратиться.
Хочу, чтоб злодеяний в стране люди не вершили,
Всех угнетённых чтобы не оставляли без приюта.
Учитель, ведь от вас я слышал, как вы говорили:
«Покинь царство, где порядок, иди в царство, где смута».
Хочу я страстно разделить несчастье с тем народом,
Злодея даже может укротить совет полезный,
Стекаются больные же к аптекарским воротам,
Хочу, чтоб это царство излечилось от болезни.
- «Боюсь, что тебя казнят там! - Конфуций восклицает, -
Ты ошибаешься в подходе. Ведь моё ученье
Объединения однородного не допускает.
Ведёт беспорядок к скорби, а от скорби нет спасенья.
Везде разнородное к множеству всегда приводит,
А где есть множество, там возникает беспорядок.
От истинного Пути беспорядок всех уводит,
Где к Истине пути нет, наступает там упадок.
Берёг человек древности в самом себе ученье,
Затем хотел, чтоб и в других ученье сохранилось,
Как можешь с деспотом вступать ты по вопросам в пренья,
Когда учение и в тебе самом не утвердилось?
Знать можешь ты ли, как расточается добродетель?
Откуда в нашем мире появляются все знанья?
Как может повести себя с тобой твой благодетель?
И как достичь с непримиримым в споре пониманья?
Обычно расточают благодетель из-за славы,
Из-за соперничества появляются все знанья.
Друг друга ради славы вытесняют - это нравы,
Орудие соперничества всех - это познанье.
Зло это есть, и прибегать к нему совсем не стоит,
Добродетелью и верностью если обладаешь,
Характер человека ты, как распознать, не знаешь.
То вряд ли намерения свои тебе откроет.
И если с деспотом говорить будешь напрямую,
Где милосердье и справедливость укором будут,
Ошибку все против тебя использует любую,
Напомнить при расправе с тобой это не забудут.
И помни, что твои достоинства возненавидят,
Ведь там, где зло есть, проявленья доброты не любят,
При проявленье доброты любой тебя обидит,
Я за тебя страшусь, что в царстве том тебя погубят.
И если добродетельным твой царь вдруг претворится,
И скажет, что к власти решил закрыть путь всем порочным,
И твоё сердце покорит. Ведь может так случится?
Ты станешь средь представителей зла сам полномочным.
Ты будешь подражать ему в речах и всех поступках,
Тебе придётся приспосабливаться в поведенье,
Ты даже в мыслях своих потеряешь счёт в уступках,
Ведь это - то же, что спасать водой – от наводненья.
Народ многие мудрецы жалели и любили,
Того презирают, кто деспота слугой стать вздумал,
Но слава и нажива многих мудрецов губили.
И всё же попытайся мне сказать, что ты задумал».
- «А что, нельзя действовать со всей прямотой, но скромно,
Усилья прилагать все, оставаясь себе верным,
Неужто не способен страной править царь бескровно,
И можно попытаться изменить его, наверно».
- «Нельзя, - сказал Конфуций, - царь ведь щедро силы тратит,
И в настроенье переменчив, кто ему перечит?
Любое чувство подавлять ему уменья хватит,
Произвол свой насаждая, ценит свои лишь речи.
Добродетелью овладеть он просто не способен
Всё будет ему равно, что б не говорили люди.
Он не изменится, найдёт путь, что ему удобен,
Хоть внешне согласится, раскаяния не будет».
- «Тогда начну я, оставаясь твёрдым, пресмыкаться,
Своё говорить буду, чтоб за дурака считали,
При этом на добродетель древних буду ссылаться,
Последователем древних меня чтоб называли».
- «Нельзя, - сказал Конфуций, - слишком замыслов уж много,
Не избежать тебе в заискиванье осужденья,
Когда мерилом обладаешь, тебя судят строго,
Неправильное о себе сложишь у людей мненье.
Учиться если нет у собеседника желанья,
То будет очень трудно научить его чему-то,
Ты не окажешь никакого на царя влиянья,
Народ за его приспешника примет тебя в смуту».
- «Тогда мне нечего сказать, прошу у вас совета», -
Сказал друг Ян, в поклоне перед мудрецом склонившись,
Конфуций тут удостоил ученика ответа,
К изложению своего ученья обратившись:
- «Поведаю, как сможешь в клетку царскую проникнуть,
Гуляя, равнодушным к царской славе оставаясь,
Пой - если сможет слушать, и в твои идеи вникнуть,
Умолкни – если станет издеваться, забавляясь.
Ты как бы вынуждено поселился в этом доме,
Без покровителей, без ненавистников, шагая,
Ходи легко и мягко, будто ходишь по соломе,
Но невозможно ведь ходить, следов не оставляя.
Лицемерие в человеке может проявляться,
Но лицемерие в себе природа не имеет,
Известно, с крыльями можно на небо подниматься,
Нет крыльев у кого – высоты не преодолеет.
Известно всем, кто мудр, тот знаниями обладает,
Но слышно ль, чтоб мудрым был тот, кто знаний не имеет?
Во тьму свет через дыру в двери даже проникает,
Будь с тем, кто доброе знаменье понять умеет.
Если во внутреннее ты проникнуть в состоянье,
И разумом своим, сердцем к внешнему обратишься,
То на людей и духов сможешь оказать влиянье,
И во всём мире ничего уже не убоишься.
В основе знаний ученья лежит секрет влиянья,
Он все враждующие стороны приводит к дружбе,
Меж друзьями сохраняет взаимопониманье,
Его необходимо знать стоящим всем на службе.
Когда народ молчит, знай, это – затишье перед бурей,
Молчанье – золото, но также смуты начинанье,
Народ Вэй царства убьёт царя, став роем пчёл как улей.
Зло - сила, добро ж исходит от доброты влиянья».
(философские стихи из авторского сайта vlasov2046.ucoz.ru)
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Интересные подборки: