Пускай по жизни ты – босяк, факих* достойный,
Средь роскоши себя всегда веди спокойно.
Свои амбиции и норов обуздав,
Ты гнев и огорченье схватишь за рукав.
Но если и сидишь на самом дальнем месте,
Ты не лишён ни радости, ни чести.
Тебе средь нас от неба сан высокий дан –
О том меж строк вещают Библия, Коран.
Будь терпелив, поскольку небу то по нраву,
Будь мудрым ты – не скорым на расправу.
Без страха и сомнений к богачу садись,
А он, коль человек, тебя не сбросит вниз.
Когда о людях по себе бездумно судишь,
То сам, окажется, вне общества ты будешь.
Пускай наличностью подняться ты не смог,
Тем самым избежал коварства подлый рок.
Среди гостей слух о тебе пусть будет чёрным,
Но ангелы небесные играют в горны.
Пусть богачи к тебе напраслину ведут –
Не огорчайся, будь невозмутимым тут.
Пускай они шипят, свои вздувают шеи –
Молчи, мой друг, смотри на это веселее.
Пускай они ведут свой бестолковый спор,
Когда свой дух ковром пред Богом распростёр.
Им не понять тебя, и судят справа, слева,
Но благодарен им – в себе не видишь гнева.
Тебе не стоит злобу против них вести –
Твоя душа познала мудрости пути.
Кто мудр, спокоен, духом и умом – могучий,
И выйдет победителем из всякой бучи.
Учили нас, людей, Христос и Магомет,
Что мудрость человека – спасение от бед.
Пусть судят о тебе сидевшие сильнее,
Но сам держись – гуляй по радости аллее.
Те говорят, сто ты бедняк? Так дело в чём?
Берёшь ты лаской слов, не грубости мечом.
Они тебя вовек пусть не признают знатью,
Молчи и радуйся – прими то благодатью.
Отбросив злато, богача увидишь суть,
А что увидишь, ты того не обессудь.
Прими, как есть и пожалей, бедняк, вначале –
Ты лучше всех сидящих, как бы не кричали.
Да, их богатство украшает в этот час,
Но суждено, что каждый в скупости увяз.
Лишь при деньгах они бывают дерзновенны,
А денег нет, со страху пустят кровь из вены.
А ты живи, тебя проблема эта не печёт,
Коль сам творишь свою судьбу, тебе – почёт.
Хоть ты – бедняк, но сам – от неба дарованье,
Когда любой богач, не вру, «зерно» баранье.
Богач искал доход, приблизился к нему,
А ты творил свой мир по сердцу и уму.
Тебе богатства, роскоши, мой друг, не надо,
Когда деяньям благородства сердце радо.
Златой телец в большом почёте средь людей,
Любой пред ним готов склониться в пять локтей.
Но ты к нему давно не ведаешь почтенья –
У жизни для людей берёшь уроки чтенья.
Богач – ничто, всего лишь жадности сосуд,
И будет тем средь нас, как деньги подадут.
Пускай богач в парчу и в золото одет,
Но только голова пуста – там мыслей нет.
Завидя рядом бедняка, забыл про милость –
Вся сущность богача, как бык, тотчас взбесилась.
Он говорил, его чалма собой богата,
Когда из Индии она, но это – вата.
Сам по себе пустяк, но делает лишь вид,
Что он – умён. Так разве этим удивит?
Вскочил лишь прыщик на носу – случилось горе
Для богача. Тебе ж дана любовь во взоре.
И ветер перемен, ломает, как тростник
Тебя – не гнёшься ты, и многое достиг.
В ком нет участья к ближнему, то он – калека,
Когда любовь творит из глины человека.
Один застыл душой, доход свой отыскав,
Другой дарует дух и умножает нрав.
Тот богачом не станет, уж если не обманет,
А тот по доброте светить, как солнце, станет.
Любой богач гордится лишь мошной набитой,
А ты – мудрец среди людей, равно – средь быта.
И к бедняку богач бывает так суров,
Что Боже упаси – других не вижу слов.
Он к бедняку один питает столько яда,
Когда сто тысяч змей ему совсем не надо.
Когда ж сидит, как шах, среди прекрасных книг
Чтоб глупость не сказать, как мышь молчит.
Начнёт беседу, ржавый меч увидишь скоро,
А ты возьмёшь победу из любого спора.
Богатых злоба, как топор, людей разит,
А ты даруешь свет, не ведая обид.
И, как шайтан**, от жадности богач – жестокий,
В тебе – терпения скрываются истоки.
Как лев бросается, за меч обид держась,
На бедняка богач, и кровь течёт из глаз.
Твой гнев, бедняк, опал, в пустыню удалился,
А ты, как лист, росой приветствия умылся.
Пусть богачи вокруг свой поднимают крик:
«Скажи нам, муарриф***, как он сюда проник?»
«Куда не бросишь взгляд – достоинство повсюду!
А тут сидит бедняк. Так не к добру, а к худу!»
«Какое горе вам, – тут муарриф сказал, –
Когда Аллах для всех людей открыл свой зал?!»
Пересказал лишь то, мой дорогой читатель,
Что Саади давно изрёк, как зачинатель.
*Факих – законник, законовед у мусульман, кто говорит и объясняет, как надо жить по закону и справедливости для всех, - автор;
** Шайтан – в мифологии народов Ближнего Востока это злобный дух, вроде русского чёрта и он же сатана, дьявол, – автор;
*** Муарриф – слуга, который, по обычаю своему, исходя из социального статуса входящих гостей, рассаживает по своим местам: кого – поближе к хозяину, а кого – на дальние задворки,–автор.
10-12.09. 2024