https://www.chitalnya.ru/users/Kordikova.Elena39/
© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Г. Малер. Симфония N5. До-диез минор (1902)
Введение
Первая часть. Траурный марш. До-диез минор
Вторая часть. Аллегро. Ля минор
Третья часть. Скерцо. Ре мажор
Четвёртая часть. Адажиетто. Фа мажор
Финал. Рондо. Ре мажор
Введение
Я видел душу обнажённой.
Она вздымалась надо мной
И простиралась сокрушённо
В таинственный ландшафт, иной,
С его пугающею бездной,
Тесниной, бедами стихий,
Со страхом кары неизбежной,
В которых мир фантазий жил.
И, буйство обнажая красок,
Потусторонний падал свет,
Мистичность открывая глазу,
Сраженье сил, борьбы ответ,
Сопротивление природы
Воздействию ей чуждых сил.
В мучительном волненье всходит
Противоборствие среды
И бьётся, чтоб достичь гармоний,
Понять и ощутить себя
На фоне чуждых какофоний
И вечной драмы бытия.
Мысль мелодическая ищет
Средь звуков свой любви очаг,
В котором пламень счастья плещет
И отражается в очах.
Первая часть. Траурный марш. До-диез минор
Труба призывно открывает
Песнь восходящую свою
И с возгласом фарфарным тает.
Глас обретая, с ней поют
В строю торжественно тромбоны.
Бас настороженный звучит
И в траурных литаврах тонет.
Печаль уходит вверх и зрит
С высот на траурное шество.
Звук резкой боли выдаёт
Скорбь проникающего действа
И напряжённость создаёт,
Тревогу, жалобно, тоскливо.
Марш траурный в висках стучит.
Мучительно и в сердце зримо
Скорбь безграничная звучит.
И резкий бурный взрыв тревоги -
В больных, мятущихся басах.
И снова звук в верхи уходит,
Ища спасенье в небесах.
Потоком льётся бесконечным,
То повторяет мысли вслух
И строй смыслов меняет вечных,
То изменяет тона звук,
Становится лучами солнца,
Минутой просветлённых чувств,
Улыбкой скорбной рукотворца
Иль вновь печаль вмещает, грусть
И простодушие планеты,
Тоску и мировую скорбь,
Уныние, безбожность света,
Неверье в счастье и любовь.
Боль ощущается утраты
И в фоне хроматичных труб,
И в бурных вскриках, безотрадных,
И в жалобных стенаньях струн...
Вторая часть. Аллегро. Ля минор
Марш траурный идёт, чеканя
С литаврами свой скорбный шаг.
Призывы духовых, страданья
Имеют классовый размах
Скорбь и отчаянье в контрасте
С патетикой высоких чувств.
Картину траурного шества
Рвут взрывы безысходных труб.
Звучат басовые мотивы.
Аккорды сыплются сквозь них.
И возглас духовых рутинно
В пассажах струнных групп звучит.
Порывистых волнений много
У духовых, скрипичных струн
Их не скрываема тревога.
Мятежность романтичных струй
То вверх волной уходит тихой,
А то нисходит водопадом;
Стремится ввысь с волненьем скрипок,
То бьёт в литавры камнепадом
Порывисто, меняя громкость,
Наплывом, волнами несёт
Воспоминаний живость, звонкость
И вновь с крещендо вширь растёт.
Марш траурный идёт, чеканя
С литаврами, свой скорбный шаг.
Призывы духовых, страданья
Уходят в отголосках в мрак.
Третья часть. Скерцо. Ре мажор
Разнообразный звук, цветистый,
Богатый красками настрой
Природы в среднем из регистров,
Где всё звучанье вразнобой,
Ткань музыкальную слагает.
Полифоничность тонких чувств
Всем настроением играет
И вызывает радость, грусть, -
Палитру разных ощущений
Готовых вместе мощно встать,
Осознанно, назло круженью
И суете миров, восстать,
Оставив за собою силу
И цельность образов и тем,
Чтоб их построив воедино,
Создать готический шедевр
Из вальсов городских и сельских,
Простых и акварельных чувств
В калейдоскопе настроений,
Где мягкая лиричность муз
На флейтах радужных играет,
В гобоях с песнями звучит,
Архитектонику слагает
Собора, изменяя ритм
Мелодий, звуковых гармоний
Гобоев, скрипок и валторн,
Ведя мир к лучшей из симфоний,
К которой ты полжизни шёл.
...
8.11.2022. Krasnodar
G. Mahler / V. Gergiyev. Symphony N5. Mariinskiy Full Orchestra. TV Channel “Culture”