Научи меня плакать сухими глазами,
Чтобы я не ослеп от горячего пепла.
Я три тысячи дней матерился словами
Православной молитвы и афганского пекла.
Научи меня видеть сквозь ткань плащаницы
Все, чего я боюсь или не понимаю.
Подскажи, как мне жить разрисованной птицей,
Что вернулась из плена в родимую стаю.
Сделай так, чтоб я понял, зачем равнодушно
Я с тобольским жидом возле стен минарета
Самодельным вином заливаю удушье...
Я родился до срока и не знаю ответа.
Дай мне силы понять, как сквозь дым "Портагаса"
Не пополнить ряды ветеранов и нищих.
Обожженной душой или пушечным мясом,
Посоветуй, чем лучше мне принять пепелище?
Научи меня плакать сухими глазами...
Подскажи, как мне жить разрисованной птицей...
Действительно, это целая история. Помнится, еще в юности я прочитал историю о птице, которую поймали деревенские дети, разукрасили ей перья и отпустили на свободу. Птичка конечно летит к своим. А куда ей еще лететь? А родимая стая заклевала до смерти.
Много лет спустя эта птичка трансформировалась в две строчки и долбала меня целых полгода. В результате, я только перевел кучу бумаги, и все впустую. Нет, вру, не впустую. Мелодию написал. Но на двух строчках далеко не уедешь. Песню не споешь. Плюнул и забыл как страшный сон. А спустя месяца два, не больше, стучится ко мне в Одноклассниках школьный дружок Андрюха. Лысый, толстый, весь в морщинах... И говорит, обыденно так говорит, привет, дружище, как живешь? Тут у меня крышу сорвало, и я в один присест написал весь текст. Правда, еще с недельку потом шлифовал.
Так вот это история дружка моего Андрюхи, который сгинул с свое время в Афгане, на целых восемь лет, прошел там через черти что, а когда вернулся, очень тихо собрался и уехал в неизвестном направлении... и много лет ни с кем из прошлой жизни не общался.
Саша, спасибо за замечание. Уже около года исполняю эту песню, и никто этой фишки не заметил. В стихосложении добавление 1-2 безударных слогов называется дольником. Но вся красота видна, если стихотворение изобразить графически. Первый, третий и четвертый катрены абсолютно идентичны и имеют следующую схему
--!--!--!--!-
--!--!--!--!-
--!--!--!--!-
--!--!-
--!--!-
первые 3 строки - четырехстопный анапест, четвертая же строка за счет того, что в ней добавлена еще одна слабая доля, разбита на две одинаковых синтагмы.Что мы видим? Тот же анапест, но только двухстопный.
Если же взглянуть на схему катрена второго
--!--!--!--!-
--!--!--!--!-
--!--!--!--!-
--!--!--!--!-
Классический анапест сохраняется во всем четверостишии. Графологически это оправдано, потому что в последней строке этого катрена говорится о возвращении на Родину из плена.
Саш, ну ты же знаешь. Я ничего просто так не делаю.
К сожалению, я свои познания черпаю из книги Н.Шульговского "Занимательное стихосложение". Там никаких дольников нет, есть только амфимакр или кретик, применительно к анапесту. Видимо, поэтому мне резнула по ушам разница в кол. слогов.
Спасибо. Пишу песни, ставку делаю на текст и, соответственно, стараюсь, чтобы тексты могли существовать отдельно от музыки. Получается не всегда. С Птицей вроде все получилось. Вот только песню записать по-хорошему чё-то не получается. Но мы над этим работаем.
Чтобы так написать... надо что-то пережить!.. И в этом "что-то" вся суть!.. Преклоняюсь перед мужетсвом тех, кто был там и не сломлен душевно!..Очень впечатлили стихи!.. очень!.. ))))
Наташа, я формалист и поэтому для меня было важно во 2-ом катрене не сохранить, а именно вернуться к классическому анапесту. В отличие от 1,3 и 4 катренов, в нем 4-ая строка не сломана на две абсолютно равноценные синтагмы, как я это сделал в вышеозначенных катренах. Это строка о возвращении на Родину, и в ней нет отклонений от классического размера, потому что с Родиной-то все в порядке, какой она была такой и осталась. Это ведь не ей, это тебе выкрасили перья.
Кстати, спасибо за то, что обратила на эту деталь внимание. Мне это безумно приятно.
И профессионально изложено...
И даже хочется поинтересоваться,раз уж есть такая возможность,историей написания.Не поделитесь?