-- : --
Зарегистрировано — 123 283Зрителей: 66 383
Авторов: 56 900
On-line — 4 674Зрителей: 890
Авторов: 3784
Загружено работ — 2 121 122
«Неизвестный Гений»
МОЙ ДЕД
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
16 марта ’2016 08:17
Просмотров: 16142
В 2015 году мы отмечали 70-летие победы СССР над фашистской Германией. Много разноплановых событий и средства массовой информации обращали наше внимание на ушедшие в историю времена. Так или иначе, мы задумываемся о своей причастности к ним. Очень мало уже осталось тех, кто был живыми свидетелями страшных и долгих четырех лет войны. Сейчас мы больше вспоминаем наших предков и через наследие их памяти осознаем и свою связь с подвигом, совершенным поколением, на плечи которых лег груз военных лет. Иногда вспоминаем, а иногда и забываем. Так вот случилось, к сожалению, в нашей семье. И своим рассказом я хочу исправить эту несправедливость.
Так сложилось, что лет до 30 про своего родного деда, Кожевникова Александра Васильевича я ничего ровным счетом не знала. Не слышала никогда никаких рассказов. И если бы не одни занятия, на которых нам предложили нарисовать свой род, так бы, наверно, и не узнала. Только из анализа рисунка я поняла, что есть на нем «белые пятна», и одно из них – мой родной дедушка, папин отец.
Дальше была почти детективная истории поиска информации о нем. Кроме обрывочных воспоминаний моего папы, Пономарева Василия Александровича, да нескольких старых фотографий в альбоме у меня ничего не было. Я знала, что он родился в 1914 году, в деревне Верхние Гари, работал трактористом, был женат, стал отцом двух сыновей, воевал, после возвращения с фронта оставил семью и жил несколько лет с моей бабушкой. У них родился сын, мой папа. А затем он уехал поднимать целину, где и погиб при невыясненных обстоятельствах. Случилось это в пятидесятых годах прошлого века. Бабушка на момент пробуждения моего интереса к корням уже, к сожалению, умерла. А больше никто толком про деда рассказать не мог. Связи с его семьей были утеряны, деревня перестала существовать.
Как о человеке, о нем сохранилось воспоминание, что он пил, играл на гармони и орал песни. Добром его не вспоминали, да и не добром тоже. Вообще, никак не вспоминали. Вычеркнут он был из семейной истории и забыт. Как будто и не было его.
На протяжении нескольких лет я так почти ничего и не выяснила. Пока не надоумили меня съездить в архив, где хранятся документы на воевавших в Великую Отечественную Войну. Волновалась я ужасно. С того момента, как я заинтересовалась своими корнями, прошло уже лет пять, потребность продвинуться, узнать что-то новое была крайне велика. Как будто ехала знакомиться с живым дедушкой. Казалось бы, что такого? Давно ушедший в прошлое человек, умерший еще до моего рождения. Но для меня это было важно. Ведь не зря же образно сравнивают человека с деревом. Корни – это наша связь с родом, с нашими предками. Она нас питает и дает силы для роста. Ствол – сам человек. И конечно, без поддержки корневой системы он не укрепится, не устоит в сложные времена и не сможет поддержать крону, на которой взрастают «плоды» нашей жизни. Это и наши дети, и наше творчество, и наша профессиональная реализация. И когда мы не знаем своей семейной истории, забываем кого-то в силу былых обид, связь теряется, а у потомков даже и не устанавливается. Получается, что человек живет, но как-то не на полную мощность. И опоры не ощущает, и сил нет, и не ладится что-то. Вот и у меня было похожее состояние, которое хотелось изменить.
Было очень волнительно взять в руки листы из личного дела моего деда. Они, ведь, того времени, сороковых годов прошлого века. Я вчитывалась в них, разбирала почерки заполнявших, знакомилась с сухими фактами биографии. Но для меня это была не просто какая-то статистическая информация, передо мной разворачивалась картина жизни одного человека, в целом, самого обычного. Но именно через него мне передался дар жизни. Не было бы его, не было бы и меня. Поэтому, для меня он уникален, ценен и важен. И уж совершенно точно достоин того, чтобы его помнили.
Вот что, я узнала из архивного дела моего деда Кожевникова Александра Васильевича. Родился он 15 августа 1914 года. Окончил 4 класса Замостовской начальной школы Оханского района в 1928 году. Был крестьянином, трактористом, командиром тракторной бригады. С октября 1938 года по март 1940 года участвовал в войне с Финляндией. Дальше был, видимо, дома и второй раз призван на службу 10 июня 1941 года. Но сразу его на фронт не отправили. Первым в списке числится довольно забавная запись графе «должность, часть и т.д.»: стрелок, банно-прачечный отряд, г. Улан-Удэ, Забайкальский военный округ. С 7 октября 1942 года дед – курсант, учился на курсах младших лейтенантов истребительно-противотанковой бригады Забайкальского фронта.
В июле 1943 года деда переводят в действующую армию, назначают командиром взвода 120 мм минометов на 3-м Украинском фронте. В августе 1943 года перебрасывают на 1-й Белорусский фронт командиром взвода 76 мм пушек. В его составе дед участвовал в боях за взятие Берлина, за что получил медаль. Дальше остался служить в Германии и был уволен в отставку по болезни 12 ноября 1946 года в звании старшего лейтенанта.
За годы службы был награжден орденами «Красная Звезда» и «Отечественная война» II степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Был три раза тяжело ранен в 1940, 1943 и 1945 годах, контужен в 1945 г. В плену и окружении не был.
На оба ордена в архиве хранятся наградные листы, в которых присутствует описание боевого подвига. Вот одно из них: «Гвардии лейтенант Кожевников А.В. в боях за деревню Бетше 29 января 1945 года своими орудиями уничтожил 3 пулемета, 15 гитлеровцев и 10 повозок с военным имуществом. На Одрском плацдарме в бою за деревню Рошток 2 марта 1945 года при отражении контратаки немцев прямой наводкой разбил две пулеметные точки с расчетами и подавил огонь ПТО, чем способствовал не только отражению контратаки, но и продвижению своей пехоты вперед. Товарищ Кожевников за время зимних наступательных боев уничтожил 10 немцев и 8 взял в плен. За умение руководить взводом, за проявленное мужество в бою, товарищ Кожевников А.В. достоин правительственной награды орден «Отечественная война» 2 степени».
Так же прояснилось, где же дед провел последние годы жизни и когда умер. Жил он в селе Дмитриевка, Татарского района, Новосибирской области, а скончался 17 апреля 1964 г., в возрасте 49 лет.
Таковы основные факты. И они не позволяют сомневаться, что мой дед – герой войны. С октября 1938 г. по ноябрь 1946 г. – восемь лет военной жизни. От Байкала до Берлина – тысячи километров военных дорог. Невозможно представить, что пережито за это время, что пройдено. За каждой записью в личном деле стоит целая история. Взять, например, ранение. Что переживает человек, когда смерть проходит совсем рядом, задевая краем своего савана? Что чувствует, когда видит умирающих рядом таких же солдат, как и он? Что испытывает, когда возвращается снова на передовую, и снова смотрит смерти в лицо? И так повторяется не раз и не два за годы войны.
Конечно, в такой свехчеловеческой обстановке и тело, и психика переходят в другой режим, позволяющий выжить в условии сверхперегрузок. Сомневаюсь, что мы, дети относительно мирных поколений, можем понять это в полном объеме, в лучшем случае - отдаленно представить. И пребывая такое длительное время в столь сложных условиях, человек не может не измениться, вбирая в себя весь свой пережитый опыт. Я не знаю, каким уходил дед в 1938 г., в свои 24 года. Но могу с абсолютной уверенностью сказать, что, когда он вернулся в 1946 г. – это был другой человек. И я не удивляюсь тому, что он не смог остаться в своей прежней семье. За восемь лет разлуки редкие отношения между мужем и женой сохраняться. Так же за это время у деда сформировалась определенная психическая структура, которая была нужна для выживания в военных условиях. Внутренне он так и не смог вернуться с войны и адаптироваться к мирной жизни. О психологической реабилитации тогда даже и не слышали, понятия такого не существовало. Хотя, вернувшимся с войны было куда себя приложить – страну нужно было поднимать из руин. Но не все и не сразу перестраивались на новые рельсы.
С новыми отношениями, которые начались с моей бабушкой, у деда тоже не сложилось. И где-то в 1952 г. он уехал на целину. Видимо, там сражение с природой и опять же сложные условия жизни были чем-то схожи с военными и давали место для проявления качеств командира и борца. Хотя, это уже мои размышления, основанные на общих представлениях о психологии. Думаю, что человеком он был достаточно жестким, волевым и резким. Но, чтобы пройти его путь, нужен был именно такой характер. Мягкий, уступчивый и покладистый мужчина просто не справился бы с теми задачами, которые поставила перед ним жизнь.
Чтобы там не произошло между моими бабушкой и дедушкой, какие бы личные обиды не накопились, такой подвиг нельзя забывать. Нам, потомкам, важно отдать дань уважения жизни и судьбе человека, без которого не было бы и всех последующих поколений. Не бывает однозначно хорошего или плохого, все очень переплетается. И судить об этом уж точно не нам. Мы лишь принимаем историю своей семьи из рук старших поколений, сохраняем и передаем дальше, добавляя что-то от себя. Могу лишь сказать: «Вечная память тебе, дед! Спи спокойно. Мы тебя помним.».
Так сложилось, что лет до 30 про своего родного деда, Кожевникова Александра Васильевича я ничего ровным счетом не знала. Не слышала никогда никаких рассказов. И если бы не одни занятия, на которых нам предложили нарисовать свой род, так бы, наверно, и не узнала. Только из анализа рисунка я поняла, что есть на нем «белые пятна», и одно из них – мой родной дедушка, папин отец.
Дальше была почти детективная истории поиска информации о нем. Кроме обрывочных воспоминаний моего папы, Пономарева Василия Александровича, да нескольких старых фотографий в альбоме у меня ничего не было. Я знала, что он родился в 1914 году, в деревне Верхние Гари, работал трактористом, был женат, стал отцом двух сыновей, воевал, после возвращения с фронта оставил семью и жил несколько лет с моей бабушкой. У них родился сын, мой папа. А затем он уехал поднимать целину, где и погиб при невыясненных обстоятельствах. Случилось это в пятидесятых годах прошлого века. Бабушка на момент пробуждения моего интереса к корням уже, к сожалению, умерла. А больше никто толком про деда рассказать не мог. Связи с его семьей были утеряны, деревня перестала существовать.
Как о человеке, о нем сохранилось воспоминание, что он пил, играл на гармони и орал песни. Добром его не вспоминали, да и не добром тоже. Вообще, никак не вспоминали. Вычеркнут он был из семейной истории и забыт. Как будто и не было его.
На протяжении нескольких лет я так почти ничего и не выяснила. Пока не надоумили меня съездить в архив, где хранятся документы на воевавших в Великую Отечественную Войну. Волновалась я ужасно. С того момента, как я заинтересовалась своими корнями, прошло уже лет пять, потребность продвинуться, узнать что-то новое была крайне велика. Как будто ехала знакомиться с живым дедушкой. Казалось бы, что такого? Давно ушедший в прошлое человек, умерший еще до моего рождения. Но для меня это было важно. Ведь не зря же образно сравнивают человека с деревом. Корни – это наша связь с родом, с нашими предками. Она нас питает и дает силы для роста. Ствол – сам человек. И конечно, без поддержки корневой системы он не укрепится, не устоит в сложные времена и не сможет поддержать крону, на которой взрастают «плоды» нашей жизни. Это и наши дети, и наше творчество, и наша профессиональная реализация. И когда мы не знаем своей семейной истории, забываем кого-то в силу былых обид, связь теряется, а у потомков даже и не устанавливается. Получается, что человек живет, но как-то не на полную мощность. И опоры не ощущает, и сил нет, и не ладится что-то. Вот и у меня было похожее состояние, которое хотелось изменить.
Было очень волнительно взять в руки листы из личного дела моего деда. Они, ведь, того времени, сороковых годов прошлого века. Я вчитывалась в них, разбирала почерки заполнявших, знакомилась с сухими фактами биографии. Но для меня это была не просто какая-то статистическая информация, передо мной разворачивалась картина жизни одного человека, в целом, самого обычного. Но именно через него мне передался дар жизни. Не было бы его, не было бы и меня. Поэтому, для меня он уникален, ценен и важен. И уж совершенно точно достоин того, чтобы его помнили.
Вот что, я узнала из архивного дела моего деда Кожевникова Александра Васильевича. Родился он 15 августа 1914 года. Окончил 4 класса Замостовской начальной школы Оханского района в 1928 году. Был крестьянином, трактористом, командиром тракторной бригады. С октября 1938 года по март 1940 года участвовал в войне с Финляндией. Дальше был, видимо, дома и второй раз призван на службу 10 июня 1941 года. Но сразу его на фронт не отправили. Первым в списке числится довольно забавная запись графе «должность, часть и т.д.»: стрелок, банно-прачечный отряд, г. Улан-Удэ, Забайкальский военный округ. С 7 октября 1942 года дед – курсант, учился на курсах младших лейтенантов истребительно-противотанковой бригады Забайкальского фронта.
В июле 1943 года деда переводят в действующую армию, назначают командиром взвода 120 мм минометов на 3-м Украинском фронте. В августе 1943 года перебрасывают на 1-й Белорусский фронт командиром взвода 76 мм пушек. В его составе дед участвовал в боях за взятие Берлина, за что получил медаль. Дальше остался служить в Германии и был уволен в отставку по болезни 12 ноября 1946 года в звании старшего лейтенанта.
За годы службы был награжден орденами «Красная Звезда» и «Отечественная война» II степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Был три раза тяжело ранен в 1940, 1943 и 1945 годах, контужен в 1945 г. В плену и окружении не был.
На оба ордена в архиве хранятся наградные листы, в которых присутствует описание боевого подвига. Вот одно из них: «Гвардии лейтенант Кожевников А.В. в боях за деревню Бетше 29 января 1945 года своими орудиями уничтожил 3 пулемета, 15 гитлеровцев и 10 повозок с военным имуществом. На Одрском плацдарме в бою за деревню Рошток 2 марта 1945 года при отражении контратаки немцев прямой наводкой разбил две пулеметные точки с расчетами и подавил огонь ПТО, чем способствовал не только отражению контратаки, но и продвижению своей пехоты вперед. Товарищ Кожевников за время зимних наступательных боев уничтожил 10 немцев и 8 взял в плен. За умение руководить взводом, за проявленное мужество в бою, товарищ Кожевников А.В. достоин правительственной награды орден «Отечественная война» 2 степени».
Так же прояснилось, где же дед провел последние годы жизни и когда умер. Жил он в селе Дмитриевка, Татарского района, Новосибирской области, а скончался 17 апреля 1964 г., в возрасте 49 лет.
Таковы основные факты. И они не позволяют сомневаться, что мой дед – герой войны. С октября 1938 г. по ноябрь 1946 г. – восемь лет военной жизни. От Байкала до Берлина – тысячи километров военных дорог. Невозможно представить, что пережито за это время, что пройдено. За каждой записью в личном деле стоит целая история. Взять, например, ранение. Что переживает человек, когда смерть проходит совсем рядом, задевая краем своего савана? Что чувствует, когда видит умирающих рядом таких же солдат, как и он? Что испытывает, когда возвращается снова на передовую, и снова смотрит смерти в лицо? И так повторяется не раз и не два за годы войны.
Конечно, в такой свехчеловеческой обстановке и тело, и психика переходят в другой режим, позволяющий выжить в условии сверхперегрузок. Сомневаюсь, что мы, дети относительно мирных поколений, можем понять это в полном объеме, в лучшем случае - отдаленно представить. И пребывая такое длительное время в столь сложных условиях, человек не может не измениться, вбирая в себя весь свой пережитый опыт. Я не знаю, каким уходил дед в 1938 г., в свои 24 года. Но могу с абсолютной уверенностью сказать, что, когда он вернулся в 1946 г. – это был другой человек. И я не удивляюсь тому, что он не смог остаться в своей прежней семье. За восемь лет разлуки редкие отношения между мужем и женой сохраняться. Так же за это время у деда сформировалась определенная психическая структура, которая была нужна для выживания в военных условиях. Внутренне он так и не смог вернуться с войны и адаптироваться к мирной жизни. О психологической реабилитации тогда даже и не слышали, понятия такого не существовало. Хотя, вернувшимся с войны было куда себя приложить – страну нужно было поднимать из руин. Но не все и не сразу перестраивались на новые рельсы.
С новыми отношениями, которые начались с моей бабушкой, у деда тоже не сложилось. И где-то в 1952 г. он уехал на целину. Видимо, там сражение с природой и опять же сложные условия жизни были чем-то схожи с военными и давали место для проявления качеств командира и борца. Хотя, это уже мои размышления, основанные на общих представлениях о психологии. Думаю, что человеком он был достаточно жестким, волевым и резким. Но, чтобы пройти его путь, нужен был именно такой характер. Мягкий, уступчивый и покладистый мужчина просто не справился бы с теми задачами, которые поставила перед ним жизнь.
Чтобы там не произошло между моими бабушкой и дедушкой, какие бы личные обиды не накопились, такой подвиг нельзя забывать. Нам, потомкам, важно отдать дань уважения жизни и судьбе человека, без которого не было бы и всех последующих поколений. Не бывает однозначно хорошего или плохого, все очень переплетается. И судить об этом уж точно не нам. Мы лишь принимаем историю своей семьи из рук старших поколений, сохраняем и передаем дальше, добавляя что-то от себя. Могу лишь сказать: «Вечная память тебе, дед! Спи спокойно. Мы тебя помним.».
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 28 марта ’2016 18:09
Подписываюсь под каждой строкой. Жаль, что я поздно прочитал ваши "Фронтовые записи". Необходимо, чтобы наши внуки, наши правнуки помнили тех кто погиб, или еще жив из героев защищавших нашу Родину от фашистов. Как это помним мы, дети фронтовиков. Вечный покой тем кто уже не снами. И Вечная слава всем еще живущим !
|
vassilii_REM28
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Интересные подборки: