16+
Лайт-версия сайта

Старое море...

Литература / Стихи / Старое море...
Просмотр работы:
28 августа ’2015   21:19
Просмотров: 17043

                                                      … Море ходит. Море пишет книгу.
                                                      Книгу о себе. О старике…
                                                      …
                                                      … Что такое старость? Поединок.
                                                      С берегами. С временем. С судьбой.

                                                      Ю. Левитанский. "К птичьему прислушиваясь крику"



Подводные рифы, прибрежные скалы –
их тысячелетия море ласкало,
волнуясь, чертило на них письмена.
И снова стирало их пенным накатом
под крик альбатроса над валом девятым,
и снова писало – иное, другое,
себя раскрывая до дна…

И снова писало – иное, другое,
когда вспоминало себя, молодое –
то время, когда в обрамленье глубин,
проснулось – и в небо взглянуло впервые…
когда динозавры огромные плыли…
А ныне – кораллы на скалах стареют
и мелкий резвится дельфин.

А ныне – кораллы на скалах стареют,
а море – мелеет… И нужно скорее
закончить свой каторжный труд.
И море, под старость, стирает и пишет…
А волны всё ниже, и ветер всё тише.
Подводные рифы, прибрежные скалы –
сжимают, и силы крадут…

_______________________________
Но море сражается! Море всё резче!
И берегу кажется – волны всё круче!
И скалы дробятся! И рифы – трепещут!
Но волны – в них столько седин!
Они ещё в силе – рыбацкие снасти
легко разрывают… И правильно – пусть их!
Но только песок оседает – блестящим…
единственно здесь – молодым…






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 сентября ’2015   17:31
Я скажу о том, что не понравилось. Потому что остальное всё очень нравится по умолчанию. ))) Итак: "огромные динозавры" не плавали. Плавали ихтиозавры и те, которых потом отнесли к рыбам (типа акул). Далее. "...пенным накатом
под крик альбатроса над валом девятым..." - это всё к месту, но невольно напрашивается слово "штамп". )) И убойный оптимизм концовки с кучей восклицательных знаков - это испортило хороший стих. Я пока не стану оценивать и голосовать, подожду: вдруг что изменится... )))

Оставлен: 24 сентября ’2015   17:47
Да, и ещё одно: "писало" - кто-то может прочесть по-своему... Вариант: "...а после вписалось иное, другое..."

Оставлен: 24 сентября ’2015   18:25
Олег, если вдаваться в палеонтологию, то ты прав, но для большинства всё, что жило давным-давно, было громадное и заканчивается на "завр" - динозавр.

Оставлен: 24 сентября ’2015   18:37
Прости, но даже самый распоследний двоешник, лишь посмотрев фильмы Камерона, уже знает, что динозавр - это сухопутное. Что неправильно - должно исправлять.

Оставлен: 24 сентября ’2015   18:43
Спасибо!
Понял, Антон.
Я могу ответить.
"Динозавры". Ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, которые плавали в море не являются наземными животными и, тем самым, к динозаврам не относятся. Это если следовать формальной классификации. А вот если следовать бытовому обозначению, то все эти завры, морские ли, сухопутные - люди называют динозаврами. Всех, без разбору. Это как некий собирательный образ... торговое название. Приходишь в книжный, покупаешь яркую книжку с картинками и названием "динозавры" - а там все: и сухопутные, и нет... Я принимаю замечание. Подумаю что можно сделать, но особой проблемы не вижу... (кстати, рыбы - это совсем-совсем другие звери... )
"Накат и альбатрос". Ну да, встречаемо. А что не встречаемо? Ведь всё уже было... Важно - к месту или нет, точно или нет, гонка за образной красивостью или за образной выверенностью? ИМХО - и к месту, и точно. и выверено. Но это субъективно всё, конечно... Здесь спорить просто невозможно. Поэтому я говорю: понимаю Вас, услышал Вас. И больше мне сказать нечего.
Оптимизм концовки. А где он? Только песок молодой. А море не молодеет. Ничего не меняется... оно продолжает мелеть, разрушать берега и умирать, несмотря на все усилия. Но я не понимаю, честно говоря, что здесь вообще можно назвать оптимистичным, а что пессимистичным ходом развития процесса. Зарисовка...
"Писало". Ну, а ударение то не вытаскивает ситуацию? Я что, должен свой лексикон обеднить: забыть о слове "как", о слове "писать"... Так что-ли?.. Нет, думаю. Я не боюсь их использования, если смысловаой контекст чётко указывает на лексический смысл этих слов.

Но я Вам ОЧЕНЬ благодарен за прочтение и анализ, неважно согласен я с ним полностью, частично или не согласен совсем. Скажем, я согласен процентов на 30. Но даже будь несогласие полным - это не умалило бы ценности рецензии. Собственно ради этого я и здесь... Не ради каких то побед, а ради получения стороннего мнения, которого не хватает автору, учащемуся писать... Спасибо, Антон.


Оставлен: 24 сентября ’2015   18:52
Абсолютно правильное принятие рецензии на мой взгляд. Огульно соглашаться никогда и не надо. Главное, чтобы в мозгу червячок завёлся... ))) Успехов и до новых встреч! )))

Оставлен: 24 сентября ’2015   18:58
Ну, так... )))

Оставлен: 22 октября ’2015   11:51
Олег, ну ты решил, как будешь голосовать за эту работу, от твоего решения зависит, пройдет она в АИ или нет?

Оставлен: 22 октября ’2015   18:31
Я не могу найти адекватное решение, тем более, что мои замечания не были учтены. Я воздерживаюсь.


Оставлен: 24 сентября ’2015   18:27
Мне стих понравился, хотя и соглашусь, что многовато восклицаков в конце.

Оставлен: 24 сентября ’2015   18:56
Спасибо, Татьяна! Я пока ответ Антону писал - Вы уже частично ответили... ) Спасибо и за это тоже.
О восклицаниях. Вы правы. Голимая патетика в конце, за исключением "собственно финала". Ну что сказать?.. Таково моё осознанное композиционное решение. Антитеза к первым трём семистишьям, в том числе и в интонациях. Так сказать: спокойно, спокойно, спокойно... потом взрыв!.. и снова спад...
Вообще, схему рифмовки и фразопостроения заметьте: она циклична и закольцована в первых трёх семистрочьях. Тем самым первые три блока вроде бы как самодостаточны. Никуда не втиснуться - всё, стих окончен. Как разбить кольцо? Иной тональностью, иначе никак. Отсюда появился взрыв и "восклицаки". А нужно ли было разбивать это "кольцо", продолжать стих? Нужно. Поскольку иначе бы никакого сопротивления, борьбы бы не было. Было бы просто тихое загнивание. Воспоминания... воспоминания... просто и скучно... А море - не такое! Оно борется! Стих был написан "по эпиграфу" и должен был этот эпиграф раскрывать. Вот я и раскрывал... )

Спасибо, Татьяна!


Оставлен: 24 сентября ’2015   23:13
Не надо никаких дополнительных объяснений про фразопостроение, семистрочья и тональности--если стих интересный, то читатель оценит его гармонию не прибегая к алгебре. Я например видела и море, и волны, слышала шум прибоя и крики чаек, и плывущие динозавры выглядели для меня вполне естественно. А под конец я наблюдала самый настоящий шторм--благодаря множеству восклицательных знаков. (попробуйте как без них прочитать--какой же это шторм?) В общем--мне понравилось...)

Оставлен: 24 сентября ’2015   23:28
Спасибо, Наталья! Очень рад Вашим словам. Значит, получилось у меня что-то... )

А вот насчёт объяснений... Вот знаете, здесь я не уверен, что Вы правы и что они излишни. Да, когда читаешь стихи в книжке или где либо ещё, не имея обратной связи - тут полагаешься на восприятие. Что-то нравится, что-то нет. Но здесь, как и на любом литсайте мы все имеем возможность общения и обратной связи. Важно сделать её положительной, говоря физическим языком. Мы же все учимся. И поэтому объяснения - естественны. Они помогают и автору, и критику. Площадок, на которых обсуждение не скатывается в "стипломы" или, извините, в срач - мало. Их, такие, надо беречь, ценить - и пользоваться! Вот я и пользуюсь... и присматриваюсь, конечно... Я же учусь писать-то. Что я, поэт, что ли? Вовсе нет! Я - ученик. Слава Богу, уже не младших классов, но всё ещё ученик...
Поэтому объяснения (любые, сколь угодно критичные, но доброжелательные) считаю полезными. Я же работаю с текстами. А это - не просто, сами знаете. Вот я и прислушиваюсь к мнению окружающих. И объясняю свои технологии... По-моему так правильно. И честно. )

Ещё раз спасибо, Наталья! ) Повторюсь - рад!

Оставлен: 25 сентября ’2015   00:06
Я не против общения автора с читателем или критиком--сама поболтать люблю, но все же считаю, что стихи не надо объяснять, кроме случаев, когда сам читатель или критик просит что-то пояснить. Вот Вы Татьяне Геннадьевне целый реферат по стихосложению написали--а зачем? Она великолепный специалист в вопросах поэзии, она сама увидела и поняла оригинальность ритмики, и все закольцовки--а Вы давай ей это растолковывать, как несмышленой школьнице. Может она даже немного обиделась... Так что: обсуждать--да! объяснять--нет! А вот Ваш подробный разбор стихотворения burleskа "...ты разбей..." мне очень понравился--неравнодушно подошли к этому делу. Думаю и автору приятно было читать.))

Оставлен: 25 сентября ’2015   00:28
Не думаю, что Татьяна обиделась. )

Тут вот какое дело: мы часто не доверяем авторам. И когда "наводим критику" - высказываем свои соображения, не задумываясь над тем - осознанно или не осознанно автор реализовал тот или иной формализм или "сутевое" решение. Мы как бы находимся в разных плоскостях восприятия. В то же время, предположив, что автор "всё обдумал" - критика, возможно, поменяет акценты.
Вернёмся к моему диалогу с Татьяной. Ей понравились стихи, но она высказала соображение, что "восклицаков много". Я ответил, что они обусловлены некоей целью. Дал разъяснение. В итоге, мы с Татьяной обозначили "стартовые позиции". Вот теперь критика потенциально может стать очень конструктивной. Мы перешли "в одну плоскость". Возникло понимание, что ни я, ни она - не занимаемся просто болтовнёй: я - в стихах, она - в критике.
Мы поняли друг друга, уверен. Но теперь Татьяна может спросить меня о причинах размещения каждого препинака. Задать конкретные вопросы, высказать предложения, выразить собственные ощущения... А я ведь не уверен, что правильно знаки-то стоят... например нужен ли восклицательный знак после "седин"?.. и не нужен ли после "волн"? Речь-то идёт о выверении интонационного порядка.
И теперь, если Татьяне будет интересно - она вполне может продолжить общение. Мы очень продуктивно можем обсудить стих. Но я не знаю - будет интересно или нет. Но вот если бы я, в ответ на её соображение, ограничился просто благодарностью, не втягиваясь сам (и не втягивая её) в общение (сказал "Спасибо!" - и всё) - то ей бы точно обсуждать что-то дальше было бы неинтересно...

Как то так я думаю... )


Оставлен: 25 сентября ’2015   00:37
Ой, WhiteBox, мне казалось что я тут главная болтушка, но, похоже, Вы меня подвинули...  )))))))))))))))))))))))

Оставлен: 25 сентября ’2015   00:39
У меня опыт большой... )))))))))))))))


Оставлен: 25 сентября ’2015   21:04
Мне понравилось, но в строке "Но волны – в них столько седин!" может лучше многоточие в конце поставить, ведь в "сединах" предыдущая старость проглядывает, и тогда концовка будет выглядеть так: море штормит и вдруг вспоминает о своей старости, но сила еще есть, хотя молодость и прошла - получается подъём-спад-подъём-спад, как волны...
За!

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:08
Спасибо! )

Вот я об этом тоже думал! О записи: "Но волны! - в них столько седин..." Мнение принято и я считаю его значимым.
Кстати, вопрос: а как прочитываются "седины"? Как "непонятное украшательство" или как барашки на волнах?..

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:14
В связи со всем предыдущим контекстом "седины" воспринимаются именно как седины старости.

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:19
Ну, то есть это слово в восприятии не привязано к пене, к барашкам, и значит к отмелям... к утраченной глубине около берега? То есть образ получился совсем абстрактным, не имеющим под собой реального воплощения? Так?

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:24
Нет, конечно - это реальная морская пена, но в данном стихе она имеет и второй подтекст - старость.

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:26
Ну, значит образ удался... ))) А то я уж испугался... )))

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:28
А как такая запись:

...
Но волны! – в них столько седин...
Они ещё в силе! – рыбацкие снасти
легко разрывают… И правильно – пусть их!
...

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:49
Нормально, но по мне лучше так:

Но волны – в них столько седин...
Они ещё в силе – рыбацкие снасти
легко разрывают… И правильно – пусть их!

А то и правда - сплошные восклицаки получаются... )))

Оставлен: 25 сентября ’2015   21:51
Понял... )))
Сенькс... )


Оставлен: 27 сентября ’2015   01:57
Мне многое здесь нравится. Музыкальность, зримость, настроение. Не нравится второй катрен. Если нужно, могу объяснить. "За", потому что читалось с интересом, ошибки не смертельные.))) Одна вот только явная - "в обрамленьИ глубин".

Оставлен: 27 сентября ’2015   01:58
Опа! Точно! Сейчас поправлю. Спасибо!

И вообще, спасибо!

Конечно, объяснить! )

Оставлен: 27 сентября ’2015   01:59
Нет... А у меня правильно написано. По правилам языка "в обрамлении", но "в обрамленье"

Оставлен: 27 сентября ’2015   02:14
У Вас по смыслу - в обрамлении - предложный падеж. А в обрамление ( в обрамленье)- винительный. Правильно ли писать с мягким знаком - сомневаюсь... По-моему, это уже вариант просто удобный... Но лучше я ошибусь, зато Вы проверите.)))

Оставлен: 27 сентября ’2015   02:21
Сейчас ссылку пришлю... )

Оставлен: 27 сентября ’2015   02:24
Я завтра посмотрю и напишу) Спасибо за ссылку!

Оставлен: 27 сентября ’2015   02:26
Я тоже раньше "ньи" писал в этих случаях... Потом переучивался... )))) Да и сейчас правлю, автоматом "ньи" пишется. В этом стихе, например, правил... ))

Оставлен: 27 сентября ’2015   11:30
Я почитала по сноске. Спасибо, буду знать.

Теперь, что обещала - пояснения.

Начало стихотворения очень нравится! Картинка просто классная и точная. А последняя строчка «себя раскрывая до дна…» – находка.
Второй катрен:
Не нравится мне обрамленье глубин – образ странный… Море – это и мель и глубина. Как оно может быть в обрамленье глубин? Что это такое – обрамленье глубин, из чего оно состоит? И море, впервые взглянувшее в небо, меня не убеждает… Получается, что проснулось нечто, называемое морем, обрамляемое глубинами, и взглянуло в небо тогда, когда динозавры плыли… То есть, мало того, что море взглянуло впервые в небо в молодости ( а куда оно смотрело в детстве?), так ещё и динозавры уже плыли, а море только небо увидело… Динозавры прежде моря появились? Вы слишком увлеклись одушевлением моря. Ну и дельфина я бы мелким не назвала. До полтонны веса – это не мелочь, не « килька несчастная»)))))) Ну и троекратное «когад» мне не нравится. Мне кажется, что без этого катрена стихи ничего не теряют. За – я уже сказала. Дальше Вам решать.)

Оставлен: 27 сентября ’2015   13:21
Мария, день добрый. )

Теперь моя очередь небольшой тай-аут взять на ответ. Вероятно, завтра только смогу ответить, но ответ у меня есть. Но Ваши резоны ясны. Обсудим... )))

Спасибо! Удачи! )

Оставлен: 27 сентября ’2015   13:52
Конечно, с удовольствием.) Мне очень интересно.
И Вам спасибо за конструктивный, как любил выражаться один господин - товарищ - барин))), подход. Не торопитесь. Куда спешить?)


Оставлен: 23 октября ’2015   12:51
Андрей, можно разместить еще одну работу!

Оставлен: 23 октября ’2015   13:00
Понял... )



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Разгульные годы (песня)

Присоединяйтесь 




Наш рупор




Интересные подборки:

  • Стихи о любви
  • Стихи о детях
  • Стихи о маме
  • Стихи о слезах
  • Стихи о природе
  • Стихи о родине
  • Стихи о женщине
  • Стихи о жизни
  • Стихи о любимой
  • Стихи о мужчинах
  • Стихи о годах
  • Стихи о девушке
  • Стихи о войне
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о русских
  • Стихи о даме
  • Стихи о матери
  • Стихи о душе
  • Стихи о муже
  • Стихи о возрасте
  • Стихи о смысле жизни
  • Стихи о красоте
  • Стихи о памяти
  • Стихи о музыке
  • Стихи о дочери
  • Стихи о рождении
  • Стихи о смерти
  • Стихи о зиме
  • Стихи о лете
  • Стихи об осени
  • Стихи о весне
  • Стихи о классе
  • Стихи о поэтах
  • Стихи о Пушкине
  • Стихи о школе
  • Стихи о космосе
  • Стихи о семье
  • Стихи о людях
  • Стихи о школьниках
  • Стихи о России
  • Стихи о родных
  • Стихи о театре
  • Стихи о Алтае
  • Стихи о Оренбурге
  • Стихи о Софии
  • Стихи о Серафиме
  • Стихи о Италии
  • Стихи о Пскове
  • Стихи о замках
  • Стихи о молоке
  • Стихи о мачехе
  • Стихи о Мордовии
  • Стихи о витаминах
  • Стихи о шарике
  • Стихи о воробушке
  • Стихи о Кронштадте
  • Стихи о справедливости
  • Стихи о смелых
  • Стихи о дельфинах
  • Стихи о существительном
  • Стихи о жаворонке
  • Стихи о следах
  • Стихи о казачке
  • Стихи о десантниках
  • Стихи о раскрасках
  • Стихи о бабках
  • Стихи о карандашах
  • Стихи о судьях
  • Стихи о васильках
  • Стихи о ежике
  • Стихи о горечи
  • Стихи о Арине






  • © 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

    Яндекс.Метрика
    Реклама на нашем сайте

    Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

    Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft