Можжевеловый куст на камнях у степного ключа,
Расскажи, как хлестнула джигита цветная камча*,
Как соперник касался любимой коралловых уст,
Расскажи мою боль небесам, можжевеловый куст.
Может, небо пошлет поутру ветерок озорной,
Чтобы он рассказал ей, что ныне творится со мной.
Проигравший, не в силах поднять я глаза на неё.
Мен оны сүйемін, но несбыточно счастье моё.
По седым ковылям ухожу, уношу свою грусть.
Ты ей все расскажи обо мне, можжевеловый куст.
* Речь идет о «Кыз-куу» - популярной в Казахстане древней игре, название которой переводится на русский как «догони девушку». Наездница начинает скачку, а всадник должен догнать ее и сорвать с руки платок. Того, кто это сможет сделать, девушка поцелует. Но горе всаднику, который проиграл соревнование: ему нужно убегать, чувствуя на своей спине удары камчи - кнута наездницы.
Хорошо написано!
Плюсы - за тему, познавательную и интересную, за неплохую образность и за вставку на казахском - звучит очень интимно!)
Минусы (небольшие) - за инверсию "любимой коралловых уст" (красиво, но утяжеляет восприятие) и за сползание ударения в "мОю боль" и "свОю грусть" (можно вообще не обращать внимания - знаю, что многие этого в упор не слышат, а мне вот - как железом по стеклу..((()
Все равно лезет в уши, особенно "свОю грусть".
Володя, я раньше тоже не слышала этих сползаний и также писала, но после того, как несколько раз на серьёзных форумах серьёзными поэтами была жестоко ткнута в них носом... В общем, теперь слышу...
Но Вы, почему-то, хотите прочитать 4-ю строчку:
--//-/--/--/--/
а 9-ю:
--/--/--/--//-/.
Вероятнее всего, потому что Вы в словах "мою" и "свою" ставите смысловые ударения. А Автор, и я, вслед за ним, смысловые ударения ставим в словах "боль" и "грусть". И при этом не нарушаем (я бы сказал - "железобетонной") ритмики стихотворения))).
Да бог с ними, со схемами! Я сама их столько раз рисовала в ответ на придирки, пытаясь убедить оппонентов, что злополучные "мою/твою", или "меня/тебя" попадают в абсолютно безударную яму между двумя ударными слогами. И классиков в примеры приводила, и корифеев (не сетевых, признанных). На что меня немилосердно тыкали в собственное ударение в этих коротеньких словах и в то, что абсолютно проглотить их, как ни старайся - не удастся! Всё равно вылезет ударный слог, этакое "полуударение", как его называют. В общем, я с тех пор опасаюсь с этими "мою/твою" связываться и в чужих стихах они меня корябают здорово... Последний раз, не так давно, допустила вольность, написав строчку: "ОкружИ меня крУжевом" - так за это неявное "мЕня" меня расстреляли без суда и следствия! В общем, зареклась я...))))
Ритмически - да. Но слова собственного ударения не лишишь, не проглотишь - вот они о чём... Я периодически натыкаюсь на полемику по этому вопросу и вижу, что мнения разделяются. Но на конкурсах за такие якобы безударные словечки - оценки всегда снижают. Людям с поэтическим слухом они слух режут...
Насчет конверсии - это специфическая особенность построения предложений в казахском языке, почему бы не использовать и в русском. Вообще казахской поэзии присуща цветистость (как и любой восточной имхо). А насчет "сползания ударения" - не может сползти то, что безударно. Ведь стихо - конструкция ритмическая, и в нем такие "безударные" слова имеют место быть
Отлично.
Небольшая по объёму работа, но сказано настолько много, что и десяти строк вполне достаточно.
Вот только глоссарий не совсем понятен. Камча это ведь не Кыз-куу?.. Как понимаю камча - это что вроде плети? Поэтому лучшее уточнить, чтобы не было никаких недоразумений, так как я, например, не сразу поняла что к чему, пытаясь найти определение именно этому слову, а не более обширному понятию, которое Вы описали.
Работа очень хороша.
Попал автор и с ритмом работы и с образами. Ритм - стук копыт скачущей лошади. Само построение стиха - рассказ ЛГ о своём горе кусту можжевельника - это очень характерно.
Интересная работа, очень в тему конкурса. Автор, мне кажется, женщина. Мужчина бы не просто поплакался в кустик, действия какие-то по этому поводу обозначил. А со сползанием ударений - современная тенденция, теперь на подобное не обращают внимания. По моему - со времен Лайоша Кооша, с его песней "Черный поезд". Это у Татьяны такое обостренное чувство ритма. И вкус тоже эдакий... (В литературном смысле, конечно, я ее самое не пробовал.)
Ну угадали, автор - ага, она самая ))) А вот насчет действий - ну тут все по правилам Кыз-куу: получил плеткой повдоль спины, и никакой тебе невесты, иди на все 4 стороны пока не исправишься
Удивила, Тыковка! Ты написала стихотворение, в котором мне не к чему придраться (кроме неё-моё).
Отличная работа, очень яркая и самобытная.
Мне следовало догадаться, что это ты =) Казахский колорит как бы намекал =).
Поздравляю с окончанием конкурса! Имхо, "Можжевеловый куст" один из самых сильных и красивых твоих стихов.
Ой, Катюш, дай отдышаться после "плодотворного отпуска". Но я попробую, хотя и не обещаю - фик его знат, придет ли что в голову. Тебе ж абы чё подсунуть не получится - выпорешь прилюдно
Ну угадали, автор - ага, она самая ))) А вот насчет действий - ну тут все по правилам Кыз-куу: получил плеткой повдоль спины, и никакой тебе невесты, иди на все 4 стороны пока не исправишься
Это - одна часть образовавшейся ситуации. С женским видением - ну, кинула тебя судьба, поплакалась подруге или же подушке, девичьей подружке. А для мужчины так: если он слезу пустил, да еще жалуется, да еще из-за пьенциальной гаремной функционерки - значит он чувствует себя опозоренным, унижение великое, а не просто проигрыш в спортивном состязании. Позор должен быть смыт, иначе не поймут-с, Азия. Вспомните "Мцыри".
Если мужчина плачет, то об этом кое-кто поплачется. Кто и как - возможны варианты...
непростительно долго не была у тебя, а тут такие умные люди, такие страсти... это здорово, когда есть Что обсуждать, а твои стихи - ЧТО!!!!!!!! И к моей огромной радости - это про мою Родину.. и к моему непреходящему горю - никогда больше мне там не побывать... Спасибо, Света, за то, что написала об этом, ностальгия до слез...