Конфуций в пятьдесят лет о Пути ещё не слышал,
И в мыслях у него не возникало стать даосом.
Решив отправиться на юг, из царства Лу он вышел,
Когда достиг Пэй, то был встречен Лаоцзы вопросом:
- «Я слышал, ты Добродетельным с Севера зовёшься,
Обрёл ли Путь уже ты»? Тот ответил отрицаньем.
- «Но как искал его ты? И на юге чем займёшься»?
- «Искал я в мерах, числах, за пять лет не обрёл знанья».
- «И в чём твой поиск состоял? Что делать ты собрался»?
- «Искал я в силах холода и жара, но напрасно,
Так десять лет я потерял, даже засомневался,
Найду ли я его, но обрести желаю страстно».
- «О если б Путь кому когда-то в дар бы подносили,
То я его поднёс государю бы непременно,
Но нет в истории такого, чтоб его дарили,
С ним происходит всё всегда не так обыкновенно.
Когда нет главного внутри, не может задержаться,
Не подойдёт к тому он, кто ему совсем не пара,
Когда он в нас внутри, не может вне восприниматься,
От мудреца не перейдёт он в качестве товара.
Но чтоб извне вошёл он внутрь, его необходимо
Там сделать в сердце главным, и не может быть иначе,
Тогда начнёт лишь действовать сам Путь неодолимо,
И мудрый человек всегда его внутри себя не прячет.
Ещё скажу: слава – общественное достоянье,
И много от неё забрать – ни у кого нет права,
Для всех не может превратиться слава в состоянье,
Она изменчива, ввиду изменчивого нрава.
Милосердье и справедливость – двор постоялый
Государей древних, где ночь переночевать можно,
Однако жить в нём постоянно будет очень сложно,
Иначе укорять тебя начнёт большой и малый.
Дорогой милосердия все предки проходили,
Искали небольшое поле, чтобы прокормиться,
У справедливости порой ночлег свой проводили,
Чтоб в беспредельные пустоты в странствие пуститься.
На малом поле вольготно жили в Недеянье,
От небольшого поля легко было прокормиться,
Чтоб займов не отдавать и не делать заниманья,
Ведь то, что не заложено, в свободе сохранится. (1)
Так сбором истинного древние всегда считали
Не власть, богатство, славу, где с потерей ждут мученья,
А странствие, в котором они дух свой устремляли,
Когда приходит человеческое к исправленью.
Кто обладает богатством, славой, властью – страдает,
Ни у кого из них нет зеркала, чтобы увидеть
Себя, когда другие у них это отбираю,
Удел их – огорчаться и других всех ненавидеть.
Гнев, милость, взиманье, возврат, советы, обученье,
Жизнь, казнь – эти восемь действий – орудья исправленья.
Лишь тот способен находить им в жизни примененье,
Кто, за великим следуя, следит за измененьем.
«Исправит тот лишь, кто правильнее всех поступает», (2)
Стаёт убийцей природного тот, кто нарушает
Процесс природного развитья, что всем управляет,
Живущим сердцем же Природа Врата открывает».
Примечания:
(1) Быть независимым, обходится малым – отрицание богатства – главная установка Лаоцзы.
(2) Общепринятая в Китае фраза.
(философские стихи из авторского сайта vlasov2046.ucoz.ru)