Имя не требует пояснений. Даже те, кто не очень "ослеплены" импрессионизмом (или пост-), и даже те, кто против, не будут критиковать его: это почти святое...
Но знают ли его горячие поклонники, что рисовал он, надеясь на коммерческий успех, а не просто из любви к искусству?! Он писал брату: "Мы так много вложили, а не получили взамен ничего". Винсент вложил труд и талант, его брат Тео – деньги (художник не скромничал: МЫ вложили – не только деньги решают). И эти деньги надо было вернуть...
Продана была лишь одна его картина, даже даримые им работы принимались с трудом...
Это все знают! А знают ли то, что всего через пять лет после его кончины, коллекционерам уже приходилось разыскивать (!) работы Ван-Гога?
Его брат Тео вскоре после смерти Ван-Гога сошел с ума, а через небольшое время тоже умер!! От чего: у них была наследственная семейная предрасположенность к психиатрическим заболеваниям или смерть брата, на которого возлагались такие надежды, потрясла психику Тео?
Да, его картины были непривычны... Однако только ли это мешало восприятию его творчества хотя бы в среде коллег художников?..
У одного из его современников проскочило словосочетание "картины этого странного человека". Вспомните его автопортрет и посмотрите на него не как на портрет ВАН-ГОГА, а просто как на портрет некоего человека. Странное остается впечатление, не очень выигрышное и даже не очень солидное! И этот внешний вид мешал: он был несимпатичен и, следовательно, его картины тоже. Многие не хотели с ним общаться, а уж тем более – смотреть его картины.
У нас осталось вот такое впечатление от жизни Ван-Гога в тот, названный арлезианским период, когда он создавал свои шедевры: бедный, одинокий человек просто пишет картины, никому не нужен и мало кому вообще известен... А теперь вот благодаря Ван-Гогу провинциальный городишко Арль стал известен всему миру и вошел во всемирную историю искусств.
А знаете вы, что граждане Арля написали прошение, в котором просили избавить их город от недостойного человека по имени Ван-Гог?
Да и великие – понимали ли они его творчество? Гоген написал о своем пребывании в гостях у Ван-Гога в Арле: я тогда уже был сложившимся художником, а он только... И еще такой эпизод (правда или нет – не знаю, но один автор описал в своей книге) с рисованием домовладелицы. Винсент рисовал, а Поль приговаривал: "Мадам... мадам... Ваш портрет будет висеть в Лувре". И действительно этот портрет сейчас там висит, так что пророческие способности были у Гогена еще до переезда на Таити!
Воспользовались ли родственники Ван-Гога его наследием в материальном смысле? Вдова брата продала его картины за несколько лет (это при том, что родственники после смерти мужа говорили ей: "Да выбрось ты этот хлам!"). Очевидно, что недорого: мода на Ван-Гога началась после Первой мировой войны (а дороги его работы стали уже после Второй). Однако жить надо было, тем более что мужа уже не было, а на руках – крохотный ребенок. Ван-Гог таки отблагодарил Тео тем, что его картины помогли его семье выжить. Обогатили же они коллекционеров и торговцев картинами, правда (будем справедливы), самым дальновидным и незашоренным, хотя и не самым бедным из них (чтобы покупать даже и по дешевке, нужны были хотя бы небольшие деньги).
Ван-Гог первым не прятал, не маскировал мазок, а выставил его напоказ, заставил работать на посыл картины. И вот в третьем тысячелетии недостойные эпигоны великого мастера и великого новатора прежде всего смотрят в картине на мазок, а уж потом (если вообще смотрят) на сюжет, колорит, линию и т. п. Мастера умирают, а эпигонство бессмертно.