Общество и государство, неизменно взаимосвязанные полюса человеческого развития. И тем самым, ориентированы на воспроизводство формальной структуры (социальных институтов, системы власти) и стабильность духовной традиции. Однако, эти цели не могут быть достигнуты при простом воспроизводстве численности населения. Формирование гражданских, культурных и духовных ценностей возможно только в семье, поскольку для их усвоения необходимо постоянное и продолжительное общение ребенка, с так называемым «со-человеком», т.е. непосредственно, это воспитатели, учителя, социальные работники и т.д. Передача культурных и духовных ценностей детям через систему государственных воспитательных учреждений, малоэффективна. Именно, поэтому государство в значительной степени заинтересовано в благополучии института семьи; оно оформляет семейные отношения (супружеские и детско-родительские) с помощью определенных документов (свидетельств) и карает за нарушение этих отношений (лишает родительских прав). В идеале, конечно интересы семьи должны охраняться законодательно полностью, а не частично, по некоторым пусть даже самым важным вопросам, как это, к сожалению, происходит на сегодняшний день.
Но в тоже время, ни один другой вид человеческих отношений не подвергается такому жесткому контролю со стороны государства, как семейные (если сравнивать, например, с дружескими, любовными и рабочими отношениями).
Функции семьи – это способность семьи удовлетворять определенные потребности самих членов семьи, а также общества и государства в целом.
Эмоциональная функция семьи – способность семьи удовлетворить потребности человека в принятии, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите. От исполнения этой функции зависит психическое здоровье человека, включая душевное состояние.
Функции обеспечения физического комфорта (бытовая функция) – удовлетворение потребности человека в жилье, в собственной территории, качественном, привычном способе питания, полноценном отдыхе. Значимость этой семейной функции нельзя переоценить. Исследования психологических особенностей людей, лишенных крова (бездомных), свидетельствуют о необратимых травматических последствиях такого опыта для личности.
Функции духовного общения обеспечивает потребность человека в культурных и семейных корнях, в духовном обогащении, наследовании исторических традиций того слоя, к которому относится семья, независимо от ее статуса.
Сексуально-эротическая функция обеспечивает удовлетворение физических (сексуальных) потребностей в супружеской подсистеме.
Функция создания и поддержания мира субъективной реальности. Семья представляет собой малую группу, существующую в социуме и отделенную от него внешней границей. Принято считать, что граница разделяет два мира человеческого существования – социальный мир с незыблемой структурой правил, жесткими ролями, временными ограничениями и мир субъективной реальности, частный, приватный в большей мере принадлежащий человеку. Одна из функций семьи – это создавать и поддерживать этот мир приватности и «защищать человека от полного стирания индивидуальности» под натиском «требований современности полной эмоциональной и интеллектуальной самоотдачи».
Функция воспроизводства удовлетворяет не только биологическую потребность человека в продолжении рода, но и потребность исполнять родительскую роль и в самореализации в ней. Продолжение рода – это мощная потребность человека, значение которой становится очевидным из наблюдений за развитием областей медицины, связанных с репродукцией (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, банки репродуктивного материала и др.). И, как уже было отмечено в данной статье, функция воспроизводства удовлетворяет не только потребности человека, но в этом также заинтересовано и государство, поскольку таким образом поддерживается программа по увеличению численности коренного населения.
Функция воспитания и первичного социального контроля обеспечивает удовлетворение социальной потребности родителей в том, чтобы вырастить ребенка личностью, привить ему нормы социального поведения и морали, знания и ценности культуры общества, в котором он живет. Выполнение этой функции очень важно, так как от того, каким будет человек, усвоивший данные условия для его полноценной адаптации и принятия в социум, зависит его существование, как равноправного гражданина.
Функция преумножения и передачи по наследству частной собственности тоже важна для семьи и государства. Наличие капитала обеспечивает детям большие стартовые возможности и более высокий уровень жизни, а стремление приумножить семейный бюджет ведет к увеличению экономической активности населения.
В зависимости от политической обстановки и исторического времени значение одних семейных функций повышается, а значение других – наоборот, снижается (например, в тоталитарных государствах, где требования унификации людей и послушания высоки, воспитательной функции будет уделяться больше внимания).
Неспособность семьи удовлетворять одну или несколько из перечисленных потребностей ведет к напряжению семейных отношений, их разрушению и, в конечном счете, – к распаду семьи.
Включая во внимание, все вышеизложенное, далее будет описано, как с течением времени постепенно формируются данные потребности семьи, суть, которых детально рассмотрены в содержании этой статьи. И необходимо начать со следующего, а именно с раннего детства. Ведь человек с самого рождения стремится установить отношения с внешними объектами, способными удовлетворить его потребности. Многие ученые современности утверждают в своих работах, что ребенок ищет не столько удовлетворение инстинктивных желаний, сколько установления отношения с теми, кто находится с ним рядом. Поскольку ребенок нуждается не только в материнском молоке, но и в заботе, теплоте, привязанности. Для развития ребенка имеет значение, каковы были главные, родительские фигуры в мире ребенка, как он их переживал, какие впечатления он сохранил. В его внутреннем мире возникают психологические дубликаты реально существующих людей и отношений: возникает образ себя (я-репрезентация) и образ значимого другого (объект-репрезентация), т.е. того на кого хочется быть похожим.
Следует отличать реальных людей и их восприятие детьми. Дети, особенно младенцы, могут неправильно воспринимать взрослых, их мотивацию и сохранить это неправильное впечатление в дальнейшем. Так, например, ребенок может сохранить впечатление об отце, который развелся и оставил семью, как очень доброго и внимательного только потому, что когда он приходил, то всегда приносил с собой подарки. И напротив, он может воспринимать свою мать, как непонимающую и слишком строгую, поскольку она была экономна и бережлива, ограничивая его в развлечениях.
Неполное удовлетворение потребностей ребенка, недостаток тепла, внимания, моральной поддержки, ласки, ведет к возникновению тревоги. Поскольку ребенок не способен изменить внешний мир, людей, окружающих его, для того, чтобы справиться с тревогой, он и интернализует объект, характер отношений с внешним миром (матерью, отцом, и т. д.).
Интернализованные в раннем возрасте взаимодействия становятся моделью будущих отношений, фильтром для восприятия событий последующей жизни. Иначе говоря, текущие отношения, складывающиеся во взрослой, самостоятельной жизни, человек склонен рассматривать через призму прошлого. Все люди, так или иначе, неосознанно пытаются изменить свои отношения с близкими так, чтобы они максимально походили на привычные в детстве модели. Они используют текущие взаимодействия для возврата к неразрешенным конфликтам, для реализации прошлых неудовлетворенных потребностей в родительской семье.
В заключение, необходимо отметить, что с точки зрения, так называемой психодинамической теории в психологии, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а, следовательно, и особую организацию личности, и интерпретированные модели межличностного взаимодействия между супругами, а также между родителями и детьми. И вообщем, это в сою очередь, включает в себя некоего рода на данный момент, современную тенденцию развития семейных отношений.
14.09.2012 г.
Свидетельство о публикации №87666 от 19 августа 2013 года
Очень признательна вам, Юрий за прочтение и интересный отзыв, наполненный размышлениями на описанную в моей работе тему! С уважением к Вам и наилучшими пожеланиями, Анастасия.