Появление «Вечного пфеннига» в богатых европейских городах, мечтавших о самоуправлении, было предопределено цепью событий. До середины 15 века Европа ежегодно плакала кровавыми слезами, расставаясь с драгоценными металлами. Было от чего. Причина — реновация, о ней мы упоминали: замена изношенных золотых и серебряных монет на новые. Ничего хорошего горожанам она не сулила.
Налоги в Позднем Средневековье вообще взимались своеобразно. Происходило это в момент реновации, когда старые деньги изымались, переплавлялись и выдавались новые. В результате, горожане теряли на обмене приличную сумму (за 12 сданных монет выдавалось лишь 9), а сами деньги теряли до четверти стоимости (номинал их все время снижался). Вот таким нехитрым способом и собирались налоги.
Копить монеты в данной ситуации, смысла не имело. Невыгодно. Монетами, выведенными из обращения, рассчитаться было невозможно. Ни с кем. Никто не брал, ибо после очередного объявления инновации, они уже деньгами не считались. В силу этого деньги были крайне непопулярными, и люди старались успеть избавиться от них до обновления: вложить во что-то существенное, чтобы не создавать бесполезные залежи.
Однако именно благодаря реновации появились во Флоренции, в Венеции и в Риме дворцы, расписанные художниками эпохи Возрождения, заполненные шедеврами выдающихся мастеров, на которые денег было не жалко.
К несчастью, 15 век изменил ситуацию к худшему. Виной всему стал «Вечный пфенниг».
С ним связывали большие надежды. Его чеканили продвинутые города, которые выкупали право выпуска собственных монет у сеньоров, но и эта денежная реформа ни к чему хорошему не привела. Деньги дороже не стали, качество их продолжало снижаться и оставляло желать лучшего. Вслед за тем снова головы подняли ростовщики, которые не стесняясь брали кабальный процент за пользование деньгами, в результате чего среди них появились избранные, сосредоточившие в руках несметные по тем временам богатства.
Имеющий деньги отныне мог спать спокойно и ждать. Деньги не портились как прежде и есть не просили, и потому можно было не торопиться с ними расстаться. А вот производитель молока ждать не мог, молоко скисало. В силу этого проценты производитель молока вынужден был платить ростовщику не за то, что тот деньги дает, а за то, что не отказывает, тем самым, не причиняют вреда ему и его производству.
Процент дело тяжкое. От него большой ущерб всем, кроме ростовщиков, естественно. Люди поняли это уже к концу 19 века. Беда в том, что он растет постоянно, не останавливаясь ни на секунду, потому что в него заложен фактор времени. Нельзя сказать, чтобы общество оставалось равнодушным к существующему положению вещей.
Был такой купец — Йохан Сильвио Гезелль — из Аргентины. Автор учения « о свободной экономике». Нам она известна в английском переводе, под названием «Естественный экономический порядок». Автор на собственной шкуре испытал радости кризиса в 1880 г., который особенно сильно поразил тогда именно Аргентину. Так вот, купец предложил упразднить ссудный процент вообще и брать лишь небольшую плату за пользование деньгами: за вывод их из оборота. Причем вносить эту плату нужно было не сразу, а тогда, когда они, эти деньги, в оборот возвращались.
Что сказать, в самый разгар 1932-33 гг., когда Европа безуспешно пыталась преодолеть сокращение производства и безработицу, последователи Гезелля провели эксперимент. Особенно успешным он оказался в небольшом австрийском городе Вергле, в Тироли. Тамошние власти в пику ссудному проценту ввели плату за пользование деньгами, которые стали государственной услугой. Эксперимент показал блестящие результаты. Спад производства был преодолен, а безработица, свирепствовавшая в Европе, не только остановлена, ее даже удалось снизить на 25 % за счет роста производства.
Дальнейшему распространению этого удачного опыта положила конец сама государственно-финансовая система. А жаль.