О благотворительности и меценатстве вообще и в России в частности.
Прежде чем говорить о меценатстве, давайте разберемся «в трех соснах», проведем четкую грань между благотворительностью, спонсорством и меценатством.
Благотворительность – оказание частными лицами помощи нуждающимся (бедным) лицам, либо общественным организациям для поощрения социально значимой деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры…). Если кратко и более точно, то – оказание частными лицами материальной помощи бедным.
Спонсорство – оказание частным лицом, организацией, фирмой финансовой поддержки кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции. Если кратко, то – плата за рекламу, часть маркетинговой кампании, а не общественное явление.
Меценатство – сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной (не любительской) культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние страны. Если кратко, то – материальное покровительство искусству и науке.
Что касается благотворительности, то в нашей стране хоть и в усеченном виде, но она есть. Тысячи людей безвозмездно помогают материально другим людям. Проблема в том, что помогают не богатые бедным, а бедные более бедным и нищим. Богатые благотворительностью не занимаются, а если что-то похожее и происходит, то это всегда либо откуп, либо пиар, то есть очень даже возмездно, а следовательно не благотворительность.
Спонсорство процветает по всему земному шару, причем в самых замысловатых формах.
А как с меценатством? Давайте приглядимся к нему и повнимательней к благотворительности.
Государство, наверное, может решать все социальные вопросы и вопросы культуры на 100% за счет государственных доходов и налоговых поступлений. Это, конечно, не просто, поскольку помимо того, что все люди нуждаются в социальной защите, есть еще и миллионы особо нуждающихся (инвалиды, пенсионеры, дети, многие многодетные семьи…). Более того, обычному человеку даже трудно себе представить какие гигантские расходы несет государство на различные социальные нужды, социальные проекты в непроизводственной сфере. Войдите в интернет и посмотрите библиотечную сеть РФ. Это тысячи библиотек от центра до самых отдаленных уголков страны. Это содержание и пополнение библиотечного фонда, обслуживание зданий и помещений, зарплаты сотрудникам и т. д. Добавьте к этому тысячи музеев, парков, университетов, школ, больниц, милицию, армию, сотни посольств и консульств за рубежом, министерства и ведомства и т. д.
Но потоки нефти, газа, руды, золота, минералов, драгоценных камней, леса, пшеницы, разных товаров, налоговые потоки вполне могут перекрывать эти расходы при правильном управлении.
Я говорю это, потому что хочу подчеркнуть, что благотворительность и меценатство это не решение социокультурных вопросов. Кроме того богатые не обязаны, как это часто говорится, делиться своим богатством. То, что человек заработал своим талантом и трудом принадлежит ему. Благотворительность и меценатство - это личный благородный, духовный акт, а также дополнение к гос. усилиям для решения социокультурных проблем, точнее, определенная добавка для решения их не на самом минимальном уровне, необходимом просто для выживания, а, по возможности на достойном человека уровне.
Социум, государство существуют для того, чтобы наилучшим образом организовывать всю общественную, социальную деятельность, но еще и для того, чтобы помогать слабым. Изначально у многих животных и у протолюдей коллективная жизнь возникла как способ выживания и сохранения вида.
Благотворительность же и меценатство должны рождаться из мудрости, благородства и духовной зрелости богатых, успешных. Оно не может существовать там, где человек не заработал большие средства, а взял их каким-либо незаконным способом. Было бы наивно полагать, что человек ограбивший народ отдаст что-либо народу назад. Как уже отмечалось, если это вроде бы и происходит, то это является либо формой пиара, либо откупа, приносящих завтра еще большие доходы.
Человек, заработавший большие средства, то есть получивший их в результате упорного труда, наличия таланта или каких-либо особых положительных природных способностей, глядя на людей бедных, обездоленных, прекрасно видит, что они просто слабые – умом или телом, лишенные особых способностей, не имеющие сил, энергии, смекалки, ума для того, чтобы напряженно, эффективно трудиться изо дня в день, годами. То есть они с рождения, имея слабую генетику обижены природой или, будучи «поврежденными» при жизни (травмы, инфекции, интоксикации, облучения, плохое питание…), становятся немощными. Каждый деятельный или умный человек, оглянувшись увидит вокруг себя множество примеров этого. И дело не в лени некоторых людей, как полагают все. Лени в природе не существует, существует слабое здоровье, немощь маленькая или большая. Дело во врожденной или приобретенной слабости тела или ума, либо того и другого вместе.
Видя и понимая все это, богатый, успешный человек, чувствующий в себе избыток сил, должен понять как существо социальное, что слабому, не виновному в своей слабости человеку, следует помочь, потому что ему не повезло, помочь еще и для того, чтобы окружение самого этого богатого и его родных не было убогим, помочь еще и потому, что все, даже самые несовершенные люди являются частью генетического банка человечества. В этом суть благотворительности. Оно может что-то добавить к соц. программам государства, поднять может быть для кого-то из немощных уровень помощи до уровня жизни не оскорбительного для человеческого достоинства. Человек урвавший же и безнравственный, бездуховный наоборот радуется тому, что вокруг слабые, да к тому же у них можно легко отобрать. То же и в отношении меценатства. Человек достойный, развитый, высокой культуры, нравственности, духовный человек просто не может существовать в среде бескультурия, варварства, необразованности, научной отсталости, процветания попсы во всех сферах, в условиях растранжиривания культурного достояния страны, оскудения, в значительной мере из-за всего этого, духовного облика молодого поколения. Этот же человек, понимая роль талантливых людей из сферы культуры, науки в развитии и совершенствовании его социума, то есть его окружения, а также, будучи человеком думающим, понимая, что не могут все, тем более художники, музыканты и ученые быть одновременно и бизнесменами, занимается меценатством по этой причине. К сожалению, наша страна на таком этапе своего непреходящего кризиса, когда как раз среди тех, кто мог бы заниматься меценатством, описанных людей - увы…
Из всего сказанного видно, что в нашей стране сегодня нет места ни истинной благотворительности, ни истинному меценатству со стороны имущих. Откупиться, сделать себе или своему делу пиар – вот и все на что способны «новые и сверхновые русские».
Следует, однако, признать что, хотя благотворительность в мире, в некоторых других странах существует (когда богатые поддерживают бедных), однако с меценатством везде одна и та же беда. Все меценаты мира таковы же, как описанные. Только в так называемых развитых странах это так обставлено законодательно и по прочим параметрам, что выглядит красиво, чинно, благородно. В общем, не хватает еще нескольких сотен или даже тысяч лет, чтобы благотворительность и меценатство стали чистыми и настоящими.
В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг «Совсем другая медицина» и «Моя медицина».
2010г. www.doctor-konovalov.ru