16+
Лайт-версия сайта

Размышления о теме Забвения в литературе и искусстве

Литература / Статьи / Размышления о теме Забвения в литературе и искусстве
Просмотр работы:
23 декабря ’2024   16:37
Просмотров: 81


Тему моей заметки лучше всего можно понять,читая стихотворение А.С. Пушкина.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества...

Впервые эта тема возникла у меня при прослушивании симфонической поэмы "Остров мертвых" Рахманинова. Вскоре я узнал, что написать это произведение композитора подвинула картина "Остров мертвых" Альберта Беклина.
Эта картина стала безумно популярна и автор создал еще 4 версии, а репродукции картины, по выражению писателя Владимира Набокова, можно было найти в каждом берлинском доме.
Позже Сальвадор Дали, на которого творчество Бёклина наложило свой отпечаток, написал картину "Западный берег острова мертвых".

Интересно, что картину Беклина мечтали иметь и Гитлер и Ленин. И таки заполучили! Ленин возил с собой репродукцию «Острова мертвых» в ссылку. А Гитлеру и вовсе удалось разыскать оригинал картины — третью ее версию, и купить его в 1936-м году. И «вождь мирового пролетариата» и «создатель Третьего Рима» считали себя особыми и верили в исключительность своей миссии. Картина была напоминанием того, что и после смерти, их будут помнить и в истории им уготовано особое место.
По мнению Д.С. Лихачёва, эта картина была создана под впечатлениями А. Бёклина от острова Людвигштайн около Выборга, близ Санкт-Петербурга в парке Монрепо, которым долго владели бароны Николаи. Один из них был личным секретарём императрицы Марии Фёдоровны. В парке любили бывать Анна Керн, декабристы Фёдор Глинка, Эверест Сомов, бывал там и Владимир Соловьёв, который написал стихотворение “Монрепо”. На острове много могил знаменитых людей, и именно это место. наверное, вдохновило Бёклина на создание картины
С вершины полуострова Нептуна открывается прекрасный вид на остров Людвигштайн – гранитную скалу, поросшую растительностью. Когда-то он соединялся с берегом при помощи паромной переправы, о которой сейчас напоминают лишь металлические ворота пристани. На вершине скалы белеет, отражаясь в водах залива, готический замок – Людвигсбург, построенный в 20-х годах XIX столетия. Остров являлся семейным некрополем четырёх поколений рода Николаи и был закрыт для посторонних посетителей.

Тему продолжает мавзолей Павла (первоначальное название Храм Павла I или Памятник Павлу I) был сооружен по проекту Ж.Тома де Томона в Павловске в парковом районе Новой Сильвии и является архитектурной доминантой района.
Желая увековечить память о незабвенном своем супруге, вдовствующая императрица Мария Федоровна решила установить ему архитектурный монумент.
Строительство велось с 1806 по 1810 год. Здание построено в виде древнеримского храма. Величественное здание из песчаника высится на гранитном подиуме с широкими ступенями, четырехколонный портик поддерживает фронтон с надписью: «Супругу благодетелю», на противоположной стороне – слова: «Павлу I-му Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года». Во фризе изображены плачущие маски.

Эмоциональное воздействие Мавзолея на зрителя наиболее ярко отразил В.А.Жуковский в элегии «Славянка»:

И вдруг пустынный храм в дичи передо мной:
Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые…

В 1791 году умер князь Григорий Потёмкин. После его смерти графиня
А. В. Браницкая , племянница Потемкина, при поддержке Екатерины ІІ получила большую часть наследства князя. В своем имении в Белой Церкви графиня в парке решила построить мавзолей в честь Г. Потемкина.
Проект мавзолея выполнил в 1795 году известный архитектор Иван Старов, автор Таврического дворца Г. Потёмкина в Петербурге. Мавзолей должен был стать доминантой всей новой композиции парка «Александрия». Он должен был рассказывать о жизни и величии князя.
После смерти Екатерины ІІ, русский трон унаследовал Павел І, который крайне отрицательно относился ко всему, что было связано с именем князя Таврического. Браницких перестали принимать при дворе, за ними был установлен негласный надзор. По этой причине графиня была вынуждена отказаться от строительства мавзолея.








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД", Ностальгическая Видео Песня.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft