Эта статья была написана более десяти лет тому назад, но темы поднятые в ней актуальны и сегодня.Перепечатываю её здесь с небольшими исправлениями и добавлениями.
«Часто говорят о русском “обскурантизме. Но редко кто чувствует его действительную роковую и трагическую глубину. Это движение очень сложное. И именно движение, — не сонливость, не вялость мыслительной воли, — не страдательная, но очень деятельная поза или установка. Очень разнородные мотивы сплетаются в единый безнадежный клубок... В последнем счете, т. наз. “обскурантизм” есть недоверие к культуре. Упрямое недоверие многих к богословской науке есть только частный случай того общего недоверия, которым отравлено и все русское творчество…»
Георгий Флоровский: «Очерки русского богословия»
…Я связываю обскурантизм - эту особенность русской православной церкви, с давней традицией управления обществом, которое, к несчастью, в чём–то сохранилась и сегодня - мёртвая вера в догматы, нежелание знать ничего о подлинной вере, содержащейся в Заветах Иисуса Христа, старинные суеверия...
Всё это загораживает от верующих, от прихожан подлинную, живую веру в нравственное учение Иисуса из Назарета – Мессии..
Всегда, а сегодня это особенно, что многие прихожане веровали и веруют не в Иисуса Христа, следуя Его Заветам, и даже не в святую Троицу, а в ритуал, в приходских священников, а если есть возможность, то в местного архиерея.
Отношения к священникам как к начальству, а к иереям, как к большому начальству – это черта национального характера, доставшаяся россиянам ещё от крепостного права – этого феодального рабства и пережитки тех настроений бесправия, неравенства и несвободы, наблюдаются и сегодня.
Эта традиция заставляет верующих людей невольно выстраивать иерархическую «лестницу» даже в церкви и следовать в своей жизни не Заветам Христа, а укоренившейся привычке боготворить и подчиняться такому «начальству».
Помимо обскурантизма, это ещё одна характерная черта русского православия - невольно вспоминаются строчки из Евангелия: «Невозможно служить двум господам». К несчастью, «обожание церковного начальства» ведёт к забвению главного предмета веры – поклонение и обожание Иисуса Христа, пожертвовавшего жизнь за свои нравственные убеждения!
Владыка Антоний Сурожский говорил, что церковь похожа на перевёрнутую пирамиду. Внизу архиереи, священники и дьяконы, а сверху, нарастая, располагается верующий народ.
И такая модель церкви отвечает сути христианского учения: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мф 23:8-12)
Иисус Христос призывал своих последователей служить людям и даже «любить врагов ваших»! А в сегодняшних приходах укоренилось чинопочитание, которое сродни идолопоклонству - актив, почти везде, считает себя «особо верующими».
Несколько раз я встречал в одном из приходов такое отношение между собой, когда приближённые к Владыке люди, автоматически считают себя «сильно верующими», а остальных, - новообращёнными.
Да и на церковных сайтах есть такие знатоки веры – раньше их называли «начётчиками», которые постоянно цитируют библию, а ведут себя гордо, что совсем не сочетается с сутью христианского учения - цитируя Библию, они могут оправдать всё, а чинопочитание вообще легко!
На мой взгляд, такая подмена сути веры на изощрённую софистику, является проявлением псевдо веры и приводит к агрессивному неверию прикрытому обрядоверием!
Во многом этим и объясняется успех антирелигиозной пропаганды и гонения на церковь после Революции, когда догматы мёртвой, неподлинной веры были разрушены и многие батюшки и церковные иерархи это признали, и с этого началось разрушение официозного православия.
Оказалось, что русская церковь стояла не на «камне» живой веры, а на «песке» лжеверы и суеверий!
Это подтверждают и признания русского дореволюционного эпископата:
«… 2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола… Царствование дома Романовых прекратилось…
- Двести лет православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!..» (Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). Речь на пастырском собрании. Март 1917 года)
Но ведь были и более страшные преступления направленные не только против Русского православия, например РПЦЗ, (Русская Православная Церковь заграницей) то есть, та часть русского монархического клира, которая ушла, Советского Союза во время Гражданской войны с белыми, во времена Великой Отечественной войны прислуживала Гитлеру и его сатанинскому воинству!
Сегодня об этом стараются забыть и не только в РПЦЗ, но тот коллаборационизм вырос из дореволюционного официоза, из той же псевдоверы, которая возрождается в некоторых российских приходах, и сегодня восхваляется некоторыми иерархами в современной России!
Тут как раз мы видим иллюстрацию Христовой притчи «дома, построенного на песке»:
«…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое…» (Евангелие от Матфея 5:13-48)
Чуть начались волны перемен, разразилась революция, церковное здание не устояло и рухнуло!
И это были последствия «мёртвой» веры или двоеверия - тогда, в церкви, говорили о святости и бились лбом об пол, а выйдя оттуда начинали творить «дела неправедные» - угнетать, убивать, воровать!
И это всё уживалось с «чёрной сотней», с «пророком» Гришкой Распутиным, который стал «другом» царской семьи и пользуясь своим влиянием даже начал расставлять «своих» людей на епископские кафедры!
…Сегодня, во времена «освобождения» Русской Православной Церкви, в некоторых епархиях РПЦ восстанавливаются дореволюционные отношения между клиром и прихожанами - в некоторых епархиях установился жёсткий режим подчинённости и главой «православной» церкви, по умолчанию, считается местный епископ.
Нечто подобное происходит сегодня в знакомой мне епархии, ещё недавно одной из самых демократичных. При Владыке Антонии, во многом, благодаря его умению и авторитету, приход кафедрального храма Богородицы и всех Святых, был активным и дружным.
Надо отметить, что Владыка Антоний Сурожский, будучи тонким, умным человеком с характером, умел укрощать желания некоторых прихожан считать себя «самыми верующими», а остальных плохими верующими.
Но после его смерти, эти «православные», во главе с новым епископом, решили узаконить эту «разницу» и ушли под омофор Константинополя. Прихожане со стажем помнят этот раскол и до сих пор переживают его последствия - ведь тогда, из прихода ушли и многие искренние верующие, обманутые демагогическими лозунгами и обещаниями «нового начальства»!
…Но вот, пройдя через «смуту» всё успокоилось и в приход пришёл новый архиерей – архиепископ Елисей. При нём в общине установился режим единовластия, а в роли решающей и за всё отвечающей инстанции, предстал сам Владыка.
За несколько лет его правления, приход развалился и доказательством этому стало приходское собрания, проведённое восемнадцатого октября 2015 года.
Я побывал на этом ежегодном собрании в кафедральном соборе в Лондоне.
Ожидал, что соберётся полный зал в бывшей трапезной, как это бывало и ранее, но половина мест оказалась пустой - никого кроме клира и актива, старого и нового, не было. Не было и секретаря собрания, который бы записывал выступления и решения по обсуждениям.
Ведущий собрание - новый «ключарь» собора, не зная ситуации, старался обходить острые углы, не давал развиваться дискуссии, перебивал спрашивающих и в то же время, предоставлял слово членам актива.
Всё закончилось страстными спорами, которые нигде не зафиксированы и результаты этого собрания мы или не узнаем, или увидим их в редакции «нового актива», то есть нынешних «управителей» храма!
Первым, на этом собрании, выступил Владыка Елисей и говорил о единении в приходе священников, членов приходского совета и шире актива, и простых прихожан.
Говорил, как всегда невнятно, сбиваясь и с трудом подыскивая нужные слова, то ли от волнения, то ли от желания говорить красиво и книжно - Владыка плохо справляется с внятной речью и потому, каждая его проповедь превращалась в «пытку» и для слушателей, и для него самого.
Подумалось, что сли у него не получается говорить без бумажки, а такое бывает часто, тогда надо заучивать проповедь - так тоже делают добросовестные священники - не всем дана благодать говорить о вере, как это делал Владыка Антоний, и в этом нет ничего зазорного.
Я вспоминаю, как лет тридцать назад, нынешний патриарх Кирилл выступал ещё на советском телевидении и многие, даже неверующие, слушали эти выступления с большим интересом - живое христианское слово очень много значит в общении верующих!
Тем более к проповеди перед многочисленным приходом, надо обязательно готовиться, а не пытаться формулировать свои взгляды на веру и христианские каноны на ходу.
Может быть поэтому, из-за такой неподготовленности во время многих проповедей, и не только Владыки Елисея, в церкви стоит гул посторонних разговоров!
Но возвратимся к приходскому собранию.
…Наконец Владыка закончил вступление и стали выступать, коротко рассказывая «о проделанной работе», члены приходского Совета. Естественно, в их выступлениях говорилось, что в приходе все замечательно и приход растёт.
Иначе, конечно, и не могло быть - кто из актива возьмёт на себя смелость быть не только самокритичным, но и говорить о недостатках в приходе.
Но, тут начались вопросы и очень жёсткие со стороны - членов бывшего актива, явно готовившихся для словесной дискуссии с нынешним активом.
Много вопросов было о финансовой отчётности за прошедший год и Алексей, нынешний глава «казначейства», пытался объяснить тонкости финансовой политики, непроизвольно повторяя «мы и вы», то есть автоматически разделяя членов «руководства» и остальных прихожан - похоже, он не слушал или не понял, о чём только что говорил Владыка Елисей.
Но вопросы не прекращались - спрашивали про квартиры для священников; спрашивали, почему новые полы в большом храме выглядят как старые; просили объяснить куда ушли деньги из годового бюджета...
Думаю, финансовая отчётность многих присутствующих, как и меня, совсем не интересовала - для меня, важен был вопрос, когда откроют для прихожан трапезную и откроют ли вообще; когда начнут полноценно работать катехизические курсы; когда, наконец поставят памятник Владыке Антонию перед нашим храмом!
То, что никого из простых прихожан в этот вечер не было в зале, во многом объясняется невозможность их встреч и общения после службы, в «неформальной» обстановке - для единства прихода такое общение необходимо!
Русскоговорящие люди просто скучают по своей родной речи, по возможности поговорить с знакомыми о семейных делах и проблемах, попросить о помощи.
Дело в том, что уже второй год в храме идёт ремонт - трапезную закрыли и там сделали второй храм, малый - я там бывал несколько раз на службе и в стоял тесноте, задевая локтями и плечами других прихожан. Трудно было сосредоточиться на службе - было тесно и неудобно и я пожалел о закрытии большого храма.
Недавно, побывав уже в отремонтированном храме, отметил красивую реконструкцию, но стоило ли этим заниматься сегодня – тут большой вопрос - ведь каждый православный храм – это дом для Бога и потому важнее, чтобы внутри витал дух божий, кипела жизнь общины, а остальное приложится!
Внешняя красота храма, часто мешает увидеть красоту внутреннюю, почувствовать тот самый дух христианского братства, который в простых интерьерах проявляется свободнее.
А когда стараются сделать красиво на последние деньги епархии, почти на год закрывая храм, то невольно возникают вопросы о целесообразности такой реконструкции.
Может быть лучше часть денег отдать социальной службе на помощь неимущим, организовать катехизические курсы, проводить богословские конференции, чтобы больше верующих, стали лучше понимать, во что они веруют!
И конечно общине нужна трапезная - ведь Иисус Христос именно на пасхальной трапезе со своими учениками сказал им великие слова о взаимной любви, о своих грядущих страданиях и заложил основы евхаристии!
В этом я вижу главную задачу православных священников – в объяснении и разъяснении учения Иисуса Христа. Ведь они, свою сакральную функцию должны видеть в учительстве, а не в начальствовании!
Но, всегда ли и все ли русские православные священники это понимают?
…Недавно, был в нашем кафедральном соборе на службе и услышал интересные разговоры среди девушек, которые только что причастились. Они достаточно громко обменивались новостями, хотя службе ещё шла - это первый момент.
А содержание разговоров было приблизительно такое: одна девушка рассказывала, что во сне видела коня, а вторая ей отвечала, что этот сон к богатому мужу!
Я не зря пересказал разговоры «верующих христианок» - для меня, это показатель уровня христианской веры, а содержание этих разговоров показывает, что в храме, уже долгое время никакой духовно-просветительской работы не ведётся и ремонт, вовсе не причина, чтобы такую работу забросить.
Но и до этого с уровнем осознания и понимания предмета православной веры было напряжённо, но тогда хотя бы проводились беседы на темы Евангелий.
При Владыке Антонии, который умер в 2003-ом году, приход жил напряжённой духовной жизнью - проводились встречи со священниками, были настоящие дискуссии на собраниях в библиотеке о вере и чем вера неподлинная, отличается от веры подлинной, живой.
Тогда выступали и священники, и миряне интересующиеся богословием, а многие просто слушали и впитывали, начиная понимать всю глубину и сложность христианского учения.
…После смерти этого замечательного богослова и подлинного пастыря для верующих, Владыкой стал бывший морской пехотинец, американец, ставший в своё время учеником Владыки Антония, принявший сан и ставший со временем епископом Русской Православной церкви Московского патриархата.
Конечно, надо отметить, что в последние годы службы Владыки Антония, воспользовавшись его болезнями и физической слабостью, началось засилье в церковном активе англоговорящих и прихожан из «старой иммиграции». Возникли трения между «старыми» членами прихода и теми, кто приехал в Англию совсем недавно.
В конце концов, эти «ветераны» прихода, «узурпировав» власть в храме, вопреки воле Владыки Антония решили уйти под омофор Константинополя, и увести туда весь приход.
В основном там оказались те, кто отстаивая свои привилегии, говорил о новичках – «понаехали тут всякие»!
Но активные прихожане, в том числе из «понаехавших», а такие тоже были, с этим не согласились, провели приходские собрания и проголосовали против ухода Сурожской Епархии из Московского Патриархата, не позволив новому Владыке и его сторонникам присвоить сам храм и выступить от лица «безгласного» большинства.
Это большинство активно воспротивилось планам раскольников и в итоге, прихожане выиграли, а такое стало возможно потому, что кроме актива, существовал и сам приход, то есть простые верующие!
…Раскол закончился тем, что Владыка Василий и его сторонники ушли, а приход и храм остались верны Московской патриархии.
Сам Владыка Антоний всегда говорил, что он начал служение в Московской Патриархии и никому не позволит спекулировать на теме отделения английской Сурожской епархии от Русской Православной Церкви.
Недавно я узнал, что Владыка Василий сложил с себя сан, женился и уехал из Англии и как же были обмануты ожидания тех, кто ушёл из нашего прихода вослед ему!
…После бурного года преодоления раскола, Владыкой Епархии Сурожской стал епископ Елисей, переведённый сюда из Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
Первое время мы все рассчитывали на оживление приходской жизни и сплочение прихода после умиротворения раскола, однако наши ожидания не оправдались.
Может быть, в качестве начальника Духовной Миссии, Владыка Елисей проявил себя хорошо, но вот главой епархии, как мне кажется, стал только формально.
Чтобы править единолично, он сократил число Совета прихода до трёх человек - кажется, что Владыке так легче распоряжаться делами прихода.
Но очевидно, что приход держится на активности большинства верующих и в этом случае, чем больше людей участвует в приходском Совете, тем больше сторонников епархиального Владыки в приходе.
И, тем не менее, так получилось в нашем храме…
Возможно, в миссии он привык править жестко и единолично, в силу специфики заграничной жизни, но в приходе, тем более в таком как Сурожская епархия, такие привычки вряд ли уместны. Владыка, особенно последнее время, часто ведёт речи о единении прихожан, но сам остаётся сторонником тоталитарного правления.
Я был свидетелем, как Владыка после службы, в присутствии прихожан, громко распекал старосту прихода за то, что кто-то из прихожан неловко пролил воск от горящих свечей на пол.
Тогда я подумал, что Владыка Елисей не знает элементарных правил поведения в отношении своих «подчинённых» - кажется, именно так, он и сегодня смотрит на прихожан, да и на клириков тоже…
Но возвратимся к приходскому собранию…
Владыка в своём вступительном слове, а позже и выступавшие, призывали включаться в работу прихода. Но если бы его слова были искренни, то давно в приходе воцарились бы мир общения и братства, однако за годы его «правления» все получилось наоборот.
В своё время при нём, я попробовал активно участвовать в приходской жизни и предлагал Владыке Елисею несколько проектов, желая помочь в их осуществлении.
Стараясь поучаствовать в становлении растущего прихода, я сам писал и подавал проекты открытия в приходе катехизических курсов и молодёжной секции при соборе. Я даже написал устав этой секции и обращался к Владыке Анатолию Керченскому с просьбой написать программу таких катехизических курсов - ведь Владыка Анатолий раньше преподавал в МДА Но Владыка Анатолий, викарный епископ Сурожской епархии, в последнее время совсем отодвинут от решения каких-либо дел в епархии и это, тоже показатель современного стиля «правления» в Суроже…
Не один раз в то время заходил разговор и о создании памятника Владыке Антонию Сурожскому, бывшему бессменным главой Сурожской Епархии многие десятилетия, и установки его на площади перед собором - благодаря его пастырской и богословской работе и была создана многочисленная община русских православных людей в Англии и в Лондоне.
Однажды, будучи в Петербурге, я зашёл в Союз художников и просил заняться памятником Владыки Антония, председателя Союза, скульптора по профессии. Он пообещал подключить к этому проекту ведущих скульпторов и дал свою визитку, чтобы созвониться с Владыкой Елисеем.
Однако, скоро об этом памятнике забыли, а ведь многие почитатели Владыки Антония, и не только члены нашего прихода, хотели, чтобы этот памятник поставили на площади перед храмом, где сейчас, к нашему стыду, существует автостоянка и машины ставят вплотную ко входу в храм!
Был также план проведения конференций посвящённых богословскому наследию Владыки Антония – ведь благодаря его проповедям и его богословским трудам, тысячи и тысячи людей в России и за рубежом полюбили православие и пришли в стены русской церкви.
Но и эта инициатива постепенно заглохла.
На одном из приходских собраний, многие прихожане просили священников активнее включаться в работу прихода и выступать в роли просветителей и духовных учителей, особенно для вновь приходящих неофитов.
Ведь жажда в живой вере особенно сильна среди россиян и русскоговорящих живущих вдали от Родины, а без участия священников, такую работу приходскому Совету не осилить.
Но в приходе, где всё решает Владыка, уже и от священников мало что зависит, а от актива тем более - все говорят: «Если Владыка разрешит!»
Постепенно, под разными предлогами, вся духовно-просветительская деятельность была свёрнута - помню реплику того же Владыки Елисея: «Церковь, это - не клуб!»
Сегодня он заговорил о единстве прихожан, а актив в выступлениях хвалил сам себя и говорил много высоких слов о единой семье прихожан, не подтверждая эти слова соответствующими делами - без напряжённой работы самих клириков и актива, такого единства нигде и никогда не удаётся добиться!
…Возвращаясь к теме живой веры, хотелось бы сказать, что в хорошем приходе при мудрых пастырях, прихожане все без исключения, чувствую себя братьями и сестрами, а священники никак не чувствуют себя «начальниками» над верующими - они такие же братья во Христе в семействе православных верующих, как все остальные прихожане.
Их роль, как мне кажется, может напоминать положение старших братьев или даже отцов в дружных семьях - ведь разница между отцами и начальниками, в русском понимании этих слов огромна!
Конечно, не всё так плохо в приходе.
Работает социальная служба, - Отец Максим бывает в тюрьмах и ему помогает Антон Захаров - работа эта благородная и подлинно христианская. Антон, выступая на собрании говорил ещё, что долгие годы были попытки открыть в Лондоне русскую школу с уроками русского православия в программе обучения, но все попытки тоже были безуспешны.
Мне кажется, к этому надо привлекать администрацию английской столицы, может быть просить помощи у иерархов англиканской церкви - иначе эту большую задачу для русскоговорящей общины не решить!
Хочу отметить, что в приходе, благодаря работе тех же священников и актива, существует приходская школа, но, на мой взгляд, о её работе можно судить по тому, сколько детей её закончивших, остаются в приходе и сколько из них становятся активными членами прихода.
Иначе работа этой школы никак не связана с будущим прихода и храма, а превращается в проявление административного рвения и мероприятием для галочки!
…Подводя итоги приходскому собранию, можно говорить о неудовлетворительной работе священников, актива и самого Владыки для организации дружной семьи подлинно верующих людей, под водительством священников и самого Владыки Елисея.
…Читая написанное, начал сомневаться – а можно ли в таком отрицательном тоне говорить о руководстве епархии и о недостатках в работе с паствой?
И подумав решил, что правда, всегда дороже льстивых похвал и самовосхваления, к которому мы все невольно привыкаем в отсутствии конструктивной критики!
И лучше сказать о недостатках широкому кругу верующих, чем потом жалеть о не сделанном и не сказанном вовремя. Уважая и Владыку Елисея, и клириков прихода, но послушав их привычно самовосхваление подумал, что кто-то должен говорить и о недостатках.
Самообольщение – это большая беда в любых делах и особенно в делах христианских - если мы не можем смотреть на себя строго и отстранённо, то очень быстро превращаемся в самодовольных фарисеев, против которых с таким гневным осуждением выступал сам Иисус Христос!
А для того, чтобы возродить некогда дружный и верующий приход, нужно пытаться возвращаться к тем методам работы с прихожанами, которые практиковал Владыка Антоний.
Нужно священникам, во главе с Владыкой Елисеем, чаще встречаться с простыми верующими, нужно проводить лекции, концерты и богословские конференции и главное, всем священникам, во главе с Владыкой, разговаривать с прихожанами в неформальной обстановке.
Ведь церковь в эмигрантской среде имеет функции ещё и психологической поддержки и поэтому важно, служа в храме, не забывать об общении и личных встречах с прихожанами на совместных трапезах, чаепитиях, и конечно на приходских собраниях, решая совместно дела епархии.
Нужно помогать почувствовать русским, русскоговорящим людям, что их духовное окормление здесь, в храме, не сводится только к стоянию вместе во время служб, крестин и отпеваний.
Мы, все верующие – воцерквлённые и невоцерквлённые, можем и должны чувствовать себя в храме в чужой стране, одной дружной семьёй единоверцев, чувствовать себя братьями и сёстрами, как сказано в Заветах Иисуса Христа!
Вместо эпилога:
«…Большинство современных, считающих себя верующими, людей думают, что для спасения достаточно просто верить в Бога и потому, не радеют о своем духовном перерождении, не знают практически ничего о своей Вере и потому, легко уловляются духом льстивым, гордым, лживым, и потому губительным.
На нашем неведении паразитирует дух праздности и суеты, злобы и нетерпимости, ропота и уныния, самолюбия и высокомерия, презрения и осуждения; дух, противящийся Богу, — дух Антихриста. Он легко прельщает не занятые Богом умы, влагает в неверующие, праздные и своевольные сердца то, что нужно ему, — грехами и бесконечной суетой влечет их к погибели…»
Митрополит Антоний Сурожский