…Возвращаясь к теме истории РПЦЗ, необходимо понять - к сожалению, исторически так сложилось, что Русская Зарубежная церковь, представляла из себя, в момент её становления, в основном если не аристократическое, буржуазное крыло русского православия, то во всяком случае, состояло из тех людей, которые обвиняли в пролетарской Революции произошедшей в России кого угодно, только не себя; и конечно винили в первую голову народ, так «подло» предавший «их» монархию и их сословные привилегии, никаким образом не связанные с учением Христа, но поддерживаемые Синодом!
Я совершенно согласен с теми русскими пастырями, которые переносили страдания вместе со своим народом и не отнекивались от ответственности русской церковной администрации, за взрыв народного возмущения перешедшего в революцию и последующую полосу неверия, ибо я уверен, что Бог не мог попустить невинные страдания своих служителей без вины и без надежды на их исправление!
Здесь можно вскользь заметить, что сама библейская история говорит нам о Божьем наказании, которым подвергались целые народы и города за грехи отступления от подлинной веры, и на фоне этих наказаний, сваливание некоторыми русскими иерархами вину на паству, выглядят неискренними и несраведливыми.
В предыдущей статье, я уже цитировал, владыку Антония, который понимал ответственность Пастырей перед церковью и помнил, что Иисус пришел на землю не только для праведников, но и для грешников,
Он отрицал любые обвинения Иерархов РПЦЗ Русской Православной Церкви, которая продолжала окормлять православных в СССР в трудные и даже страшные времена, когда народ страдал, а множество православных священников, попали в начале в советские, а потом и в гитлеровские лагеря!
А в Германии и во Франции, в Париже, представители РПЦЗ, благословляли Гитлеровское оружие в войне против своих бывших соотечественников – советских людей, в том числе и против русских православных христиан.
И это было продолжением их политики, которая ничего общего не имела с христианством - эти иерархи, после Революции, начисто отрицали свою вину перед Богом и перед членами Российской церкви из сословия «рабов», потому что были порабощены чувством личной гордыни и обиды.
А этот нераскаянный грех, толкнул их к ещё большему греху - сотрудничеству с нацистами, с врагами русского народа и врагами всего мира, стремящихся уничтожить не только православную веру, но и физически уничтожить носителей этой веры – русских людей!
Я не могу и не хочу судить никого, но прятать или замалчивать исторические факты, при всей их многосложности, я тоже не могу.
В воспоминаниях Владыки Антония Сурожского, есть упоминания об этом, где он рассказывал, что клир РПЦЗ призывал к победе немецкого оружия, - к его свидетельству я отношусь с большой верой и уважением…
Однако и после войны Иерархи РПЦЗ не раскаялись - во всяком случае они не покаялись в поддержке Гитлера и это главный грех иерархов РПЦЗ, в их сегодняшних зарубежных епархиях.
И этот нераскаянный, не пережитый, не выстраданный грех, сегодня, загнивая, превращается в грех раскольничества и желания создать «своё» православие, и даже свою, якобы «передовую» церковь…
Я, не без внутреннего сомнения отношусь к идее воссоединения РПЦЗ с РПЦ, о котором объявили в последнее время и думаю, что пока такие раскольнические действия РПЦЗ будут продолжаться, они, в случае воссоединения, проявятся, как нечто внутренне присущее самой Русской Православной Церкви.
Мне кажется, что нельзя объединятся на формальной основе и самим «втаскивать троянского коня», в пределы «городских стен» русского православия…
У Русской Православной Церкви, сегодня, множество проблем, главной из которых, на мой взгляд, является постоянное уменьшение подлинно верующих христиан, увеличение с одной стороны псевдо христиан, которые откликаются на «моду» в религиозную веру, а с другой стороны, возникновение фанатично настроенных реставраторов «бывшей» веры, воссоздание «Чёрной сотни», как религиозного общества, смыкание псевдо христиан с националистами.
Кроме этого, по моему мнению, в РПЦ немного пастырей, которые бы понимали изменения происшедшие и происходящие, как в православном, так и вообще в религиозном мире, и соответствующим образом реагировали бы на них...
И тут хочется сослаться на радостный пример служения Владыки Антония Сурожского не администрации, пусть даже церковной, а собственно членам православной церкви, простым людям, для которых правильный пастырь является светочем, несущим свет Христов своим личным примером и быту, и в вере.
Когда я вижу пастырей разъезжающих в дорогих автомобилях иностранных марок или слышу священников плохо знающих историю православия и не хотящих её знать, то думаю, что такие служители церкви, подрывают авторитет не только конкретного прихода, но вообще русского православия.
Есть и были «светлые» пастыри, которые отдавали свою жизнь за паству, глубоко проникали в страдания и мятущуюся душу прихожан, понимали своё священство как служение тем, кого они окормляют христианскими истинами, духовной пищей!
Хочу привести в качестве примера Митрополита Антония Сурожского, который не только не имел личной машины, но и самолётами летал за свои деньги, не считая возможным пользоваться «командировочными» выделяемыми ему, всячески экономя церковные деньги, прежде всего за счёт урезывания собственных потребностей.
Также я считаю невозможным принятие пожертвований от людей привыкших подкупать использовать остальных, как средство в своей карьере или в качестве «замаливания» грехов, так похожее на некогда существовавшие в католицизме «индульгенции».
В этом случае уместно только личное покаяние и приятие душевных и физических тягот, связанных с этим искренним раскаянием!
Ещё одна большая проблема в сегодняшней православной России, которая на мой взгляд прямо связана с существованием в церковном обществе псевдо христиан и собственно псевдо христианства – это прозелитизм других конфессий и сектантство.
Перечитывая историю предреволюционного православия, я с удивлением узнаю, что разного рода секты, используя противоречия и ошибки церковного клира, на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков, необычайно распространились в России.
Обусловлено это было неудовлетворённостью верующих официальным православием, которое отвечало на поиски «истинной» веры непониманием и неприятием, гонениями и репрессиями, только подчёркивающих сближение Божьего и Кесарева, а часто и подмену первого, вторым - вспомните Синод и Победоносцева.
Сегодня, на мой взгляд, опасность сектантства соединена с развитием наукообразных идеологий, которые часто принимают, чуть ли не за продолжение и улучшение христианства.
«Саентизм» - методика, помогающая воспитывать юного эгоиста, захватывает воображение образованцев радужными перспективами самореализации и лёгкого обогащения и потому, воспринимается ими, как дополнение к школьному образованию.
А то, что она уродует души юных учеников, толкает их в мир идолов и фетишизма, эгоизма и стяжательства, образованцев не волнует.
Борьба русских «образованцев» против религиозного воспитания в школах, для меня часто совершенно необъяснима рационально.
Сами, являясь почти полными невеждами в культуре и искусстве, корни которого во многом лежат в истории христианства, они под всеми предлогами не хотят допустить в Российские школы, уроки православия, мусульманства, католицизма, буддизма, иудаизма. Конечно можно учить религиозной истории и в церковных школах, но ведь в современной России, православными себя называет каждый второй, если не чаще, а много ли церковных школ сегодня в России? Но ведь в Европейской части России есть области в которых православных подавляющее большинство!
Однако противники религиозного воспитания находят самые неподходящие аргументы, лишь бы не допустить введения курса православия в русских школах.
Ссылаются на национальные обиды, говорят о свободе воли быть атеистом - но ведь насильно никто не будет заставлять детей атеистов ходить на курс православия
Ведь никто из этих противников знания истории православия, не выступает за отмену уроков рисования или пения в школьной программе только потому, что большинство так и не умеют рисовать или не знают нотной грамоты по окончанию средней школы. Невольно эстетическое воспитание ставится впереди воспитания нравственного, религиозного, но правильно ли это?
В лучшем случае, на что согласны противники курса православия, назовём это курсом истории православия – это замена его уроками истории религии вообще.
В ответ я могу привести пример с Англией, где такие уроки обязательны, а уровень религиозности постепенно падает.
Но ведь надо при этом учесть, что около трети школ Англии – это церковные школы, которые представляют все христианские конфессии. Мусульмане уже давно преподают основы ислама детям, начиная с пяти лет и делают это в школах и в мечетях…
В России мусульман около двадцати миллионов и родители – мусульмане тоже захотят, и наверняка уже учат детей в мечетях - думаю, что это касается всех религиозных конфессий!
Но сколько, на самом деле, православных верующих и верующих других конфессий в России, даже среди воцерквлённых – никто не знает!
Образованцы, сопротивляясь религиозности «не ведают, что творят», и пропагандируют саентисткие технологии воспитания, состоящие в основном из научных суеверий, приправленные примитивными концепциями личного преуспеяния и сексуального успеха, базирующихся на научении обманывать или манипулировать окружающими.
Такие «педагогические» технологии, значительно страшнее атеизма, так как играют на низменных инстинктах человека и узаконивают животный эгоизм.
Развивая и оправдывая такие теории, «саентисты» провоцируют в обществе борьбу всех против всех, войну противопоставляют любви, силу - правде и оправдывают концепции «выживание без правил».
В разговорах с поклонниками сайентизма, мне хочется повторять им известную формулу – символ: «Там, где не присутствует Бог – воцаряется Сатана!»
Ещё, важный пробел в религиозном воспитании состоит в том, что живя в мире денег, Церковь не находит в себе смелости говорить о порочности жизни ради денег, ради удовлетворения эгоистических потребностей, не возражает против денег, как цели в жизни.
А в ответ на прямые вопросы отделывается уклончивыми ответами, о том что зарабатывание денег само по себе ни плохо и ни хорошо, но всё надо определять потому, как эти деньги используются.
После таких ответов, я не один раз видел и слышал, как новые русские выйдя из церкви, погружаются в мир денег, с чувством удовлетворения – значит церковь не осуждает тех, кто наживает деньги – таково их внутреннее оправдание.
Ещё страшнее для чувств верующих - понимание, что православная церковь может служить прикрытием ширмой, для людей зарабатывающих деньги, отнюдь не на церковных занятиях: как например торговля алкоголем или торговля церковными книгами и церковной атрибутикой за большие деньги. Я уже говорил, что любые попытки делать деньги в пределах церкви – это по большому счёту святотатство и когда мы с этим сталкиваемся, то веры в наших душах отнюдь не прибавляется.
И здесь, основная проблема и средство будущего преуспеянии церкви, как и в светском обществе заключена в проблеме церковного воспитания и образования. Необходимо поднять уровень преподавания в семинариях и духовных академиях, за счёт привлечения в них талантливых лекторов и педагогов – верующих.
В связи с этим, вспоминается французский католик – иезуит Теяр – де – Шарден. Он, будучи глубоко верующим человеком, всю жизнь был учёным – антропологом и стал одним из открывателем в Китае, остатков синантропа. Но повторяю он был и до конца остался верующим человеком, писал замечательные книги в которых делился своими религиозными раздумьями о судьбе и жизни современного человека и его отношения к Богу.
К сожалению, я далеко отступил от заявленной темы, но не сказал и десятой части того о чём хотелось бы поговорить и подумать приходя в православный храм, или того более – называя себя православным христианином.
Всё написанное мною в этой статье представляется мне как краткие тезисы больших статей и если угодно дискуссий, благодаря которым, я прежде всего себе самому помогу уяснить с откровенностью и беспристрастием – а во что же я сам то верю? Способен ли я сам отдать жизнь за веру в Бога, Христа и Святого Духа? Насколько искренне я сам исповедую русское православие?..
Надеюсь, что прочитавшему эту статью захочется обменяться со мной своим религиозным опытом, и этому отклику я буду очень рад!..