«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.
…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны…
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений, сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности - первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха, поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь открытиями и китайскими технологиями…
С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним, что тоже делало жизнь намного легче и продолжительней. Ну и потом, постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне. А ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу противостоять Америке и НАТО, в качестве второй супердержавы!
…Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия, со временем перекочевывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:
…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных и уже потом, стали использовать их для аэрокосмических исследований!
…Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно!
Таких примеров десятки, сотни, тысячи…
Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению: в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!»
И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности!
Вспомните империю Чингисхана, когда никому неизвестные татаро-монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой парадоксальным образом прекратились местные войны, но и бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи.
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходит техническая и социальные революции названные «глобализмом»!
Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд в свое время, правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных и несовместимых социальных ценностей и этических понятий.
Гегель, в свое время определили основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни, при столкновении противоположностей, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла»?
Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: «Душа человека – христианка», есть неоспоримая истина.
Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
…И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос,прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
Примеры:
В буддизме – цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире.
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
В определённом смысле, такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями.
Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования - в биологическом и даже геологическом смысле, смерть побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия. Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни в природе, к её вневременному продлению, именно через смерть победу общего начала над частностями!
А потому, смерть понимаемая как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое, в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
…Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде» и впоследствии, зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК!
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческих сообществ…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток, все это привести к одному изначальному знаменателю…