16+
Лайт-версия сайта

Доклад "Актуальность,цели и задачи современного репертуара в ДШИ". Автор Н.Н.Конуркина.

Литература / Статьи / Доклад "Актуальность,цели и задачи современного репертуара в ДШИ". Автор Н.Н.Конуркина.
Просмотр работы:
14 октября ’2023   19:10
Просмотров: 2131

Наталья Конуркина, академик ПАНИ, член Международного Союза композиторов «21 век» (Москва- Испания), Российского Музыкального Союза ( гильдия композиторов), лауреат краевых, региональных и международных конкурсов, преподаватель высшей квалификационной категории «ЛДШИ № 1 им. А.Е.Бочкина».

ДОКЛАД: Актуальность, цели и задачи современного педагогического репертуара в ДШИ ( из личного педагогического и композиторского опыта).

Natalia Konurkina,
аcademician of PANI, member of the International Union of Composers «21st Century» (Moskcow- Spain), Russian Musik Union ( Guild of Composers), Laureate of regional, regional and international competitions, teacher of the highest categori «LHSS № 1 name A.I.Bochkina».

REPORT: Relevance of the goals and obiectives of the modern repertoire in HSS(from personal teaching and composing).


Новый современный педагогический репертуар является важным инновационным ресурсом в содержании музыкально - инструментального обучения и воспитания детей. Произведения современных композиторов должны не только развивать у обучающихся технические навыки (беглость, чувство ритма, отчётливость игры, исполнительская свобода и гибкость пианистического аппарата), ментальные и чисто музыкальные навыки (звук, туше, филировка звука и многое другое), но и воспитывать его как человека, творческую индивидуальность и духовно богатую личность.
Музыканты - профессионалы знают то, что удачно подобранный репертуар является залогом не только ученического успеха, но и успеха преподавателя. При выборе современного педагогического репертуара нужно всегда помнить, что репертуар, прежде всего, должен быть интересным, увлекательным, познавательным и немного превышающий возможности обучающегося. Почему репертуар должен быть чуть завышенным? Потому что любая небольшая трудность, будь то образ, сложность фактуры или работа над звуком и колоритом, способна продвинуть обучающегося в техническом плане, развить его музыкальное мышление и эмоциональный интеллект. Безусловно то, что новое, выбранное преподавателем, произведение, должно соответствовать желаниям самого обучающегося и соответствовать его индивидуальным запросам, особенностям и потребностям.

В подборе современного репертуара важное значение имеет жанровое разнообразие - это этюды, программные пьесы, вариации, фантазии, пьесы с элементами полифонии и т.д. Чтобы развитие личности ребёнка шло продуктивно, последовательно и гармонично, нужно очень продуманно
выбирать музыкальный материал. Без этой рефлексивной и кропотливой работы невозможно развить у обучающегося важные навыки - это музыкальный вкус, творческую креативность и фантазию, образно - эмоциональное переживание (эмоциональный интеллект) и много других полезных качеств. Правильно подобранный репертуар продвинет обучающегося к высотам исполнительского мастерства гораздо быстрее и является главной основой в обучении и воспитании. И это касается не только современного репертуара, но и классического. Подбирая новый современный репертуар, преподаватель обязан задуматься о том, а что полезного даст обучающемуся то, или иное
произведение? Продвинет ли оно ребёнка по пути технического мастерства? Сможет ли развить его слабые стороны и более ярко выявить сильные качества в его исполнении? Верно выбранный репертуар поможет справиться со всеми целями и задачами в обучении положительно.
Преподаватели знают насколько обучающиеся загружены в общеобразовательных школах. Сейчас первоклассники отсиживают по пять часов различных уроков. Да ещё прибавьте сюда всевозможные секции, кружки и школы дополнительного образования. Откуда детям, на всё это, взять силы, времени и здоровья? И здесь на первый план выходит не только правильно выбранный репертуар для обучающихся, но планирование учебной деятельности и отдыха, и в школе и дома. Сберегать здоровье подрастающего поколения важно и необходимо. Нет здоровья - нет будущего.
Чтобы помочь обучающемуся справиться со всеми трудными задачами, в учебно - образовательной практике поможет скоростное заучивание и анализирование текста. Этот метод даёт ощутимую экономию личного времени ребёнка. За короткий срок можно пройти, при желании, много разнообразной музыкальной литературы, изучить произведения разных жанров, стилей и форм. Надо только в урок включить подробный анализ текста, и поставить перед обучающимся конкретные цели задачи. А это значит, что обучающийся в более короткий срок сможет овладеть фактурой произведения и будет чувствовать себя на уроке не скованно, а свободно и комфортно. Развивая в своих воспитанниках разнообразные умения и навыки, приучая обучающихся к планомерной и детальной работе над музыкальными произведениями, преподаватель, в итоге, сможет воспитать грамотных музыкантов с живым и нестандартным мышлением. Обученные таким методом учащиеся, видя какой либо музыкальный текст, могут сразу, без напряжения и ненужной суеты,
понять над чем и как надо работать, чтобы результаты труда были впечатляющими и плодотворными. Благодаря этому простому методу у обучающихся развивается самостоятельность, наблюдательность, внимательность, очень быстро пополняется его исполнительский репертуар. А
обширный и разнообразный репертуар - это визитная карточка любого музыканта. Дети станут чаще и успешнее выступать, тем самым развивать свой сценический опыт, что считается очень важным для развития музыканта - инструменталиста. Без этого кропотливого труда и постоянной рефлексии своей педагогической деятельности, а также размышлений по поводу активизации ментального развития и творческих способностей обучающихся, невозможно воспитать мыслящих музыкантов и качественно подготовить обучающихся ДШИ к поступлению в Ссуз.
Краеугольным аспектом развития личности ребёнка является
приобщение его к разным видам искусства ( живопись, поэзия, литература, музыка). Развивать в детях эстетическое чувство очень важно и нужно:уметь
видеть прекрасное в произведениях искусства, уметь понимать и чувствовать красоту. Постепенно накопляя эти качества в обучающихся - это ли не большая радость и счастье в жизни? Необъятный мир, в душе ребёнка, становиться совсем другим, прекрасным и понятным. В этом помогут тематические беседы об искусстве, классные часы, посвящённые замечательным творениям человечества, посещение концертов, выставок и других интересных мероприятий, тема которых связана с разными видами искусства и творчества.
Воспитание и обучение в ДШИ - это единый процесс. Преподаватель должен постоянно стремиться к тому, чтобы два этих направления в образовательном процессе сливались в один. Только тогда можно надеяться, что музыкальное образование станет полноценным и развивающим. Трудясь и двигаясь в этом направлении, преподаватель может подготовить обучающихся к реалиям жизни, шире и яснее воспринимать происходящие в мире события и изменения.
Но, вернёмся к актуальности современного репертуара в ДШИ. Современный репертуар ставит перед обучающимися определённые цели и задачи - это постижение стилистики автора и оригинальных приёмов игры, изучение новых выразительных возможностей, которые использует композитор в своих произведениях, овладение новыми современными композиторскими техниками и спецификой исполнения нового современного репертуара. Согласитесь, это довольно сложная, но увлекательная задача. Есть огромный плюс в исполнении новых, ещё никем не игранных произведений - это свобода и новизна. В современной музыке нет исполнительских штампов и ложных стереотипов. Можно интерпретировать музыку современного автора совершенно свободно, ориентируясь на собственный вкус и понимание. Это становится только тогда затруднительно, когда композитор все детали и нюансы произведения прописывает очень точно, и указывает это в своём музыкальном тексте подробно, но это бывает крайне редко. Всё это расширяет
кругозор обучающихся и делает их работу над произведением более творческим и познавательным. Ведь всегда интереснее самому пролагать путь к познанию произведения, чем оглядываться на старые штампы и условности. Обучающийся начинает чувствовать себя первооткрывателем: очень интересно рассматривать и расслушивать характерный мелодизм автора, его самобытность, вникать в ритмическую и образно - смысловую сферу в произведении. А какое поле деятельности для поиска нужного звука, туше, колорита и тембра исполняемой музыки. Это же здорово исполнять то, кто ещё никто не играл! Открывать новые музыкальные миры и творческие горизонты!
Главная задача педагога - воспитать мыслящего и глубоко чувствующегося музыканта и человека. И выбор репертуара играет здесь не последнюю роль. Основой этого процесса является воспитание восприятия
музыкального произведения через образную и жанровую сферы. Неслучайно Д.Кабалевский выдвинул свою теорию и метод музыкального образования
через три музыкальные опоры - песню, марш и танец. В этом Д.Кабалевский видел первооснову вхождения в мир музыки. Он почувствовал, что через эти доступные жанровые основы дети легче включаются в процесс активного музыкального творчества. Через эту понятную, близкую к народу, музыкальную структуру, пошло эффективное и плодотворное музыкальное воспитание в детских садах и школах.
Включение в новый педагогический репертуар произведений современных композиторов, которые пошли по правильному пути, и взяли в своём творчестве, за некую первооснову, метод Д.Кабалевского, не прогадали в своём выборе. Современный педагогический репертуар и надо начинать с этой системы. Она совсем не устарела. Этот метод доступен для детского понимания и интересен. С ходом обучения, эта система постепенно расширяется и обогащается новыми жанрами и формами музыки.
Актуальность и значимость современного педагогического репертуара на новом, инновационном пути развития художественного образования трудно переоценить. Жизнь не стоит на месте, она требует от преподавателей и композиторов креативных творческих решений для улучшения и обновления воспитательной и образовательной деятельности.
Главное в современном репертуаре - это высокохудожественная идея и воплощение этой идеи. Это накладывает на автора должную меру ответственности за свой труд. «Всё лучше - детям»,-говорил великий композитор Р.Шуман. Эти слова должны стать девизом для каждого мыслящего и думающего композитора и педагога, отдающего частичку своего сердца в каждом уроке, в каждом произведении.
Свидетельство о публикации №448598 от 14 октября 2023 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 22 декабря ’2023   19:16
Прекрасная постановка вопроса воспитания и обучения музыке и культуре.Снимаю шляпу перед коллегой педагогом.
Всю свою трудовую жизнь я отдала работе с детьми и ни капли о том не жалею.
И Вы ,дорогая Наташенька делаете доброе дело.
Ученики Ваши и их родители должны быть Вам благодарны.
А я вижу ,что дети Вас любят .И это дорогого стоит.
Удачи Вам в Вашей педагогической профессии.       


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Девочка, не бойся. Я Вас любил. Посвящение герою.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft