Эти фотографии я недавно обнаружил в своём архиве и удивился, что на каждой есть эта собачка. Насколько помню - её никто специально не подзывал позировать. Звали пёсика Тишкой. На мой вопрос, откуда взялась такая кличка, хозяин со смехом ответил так. "Есть у меня друг композитор Тихон Х-ов. Так вот Тишка очень на него похож".
Мне подумалось, что может быть пёсик - это напоминание для рассказа о происшедшем почти полвека тому. Постараюсь кратко изложить, чему я стал очевидцем .
В начале шестидесятых годов прошлого века нас (студентов технического вуза) иногда посещали известные артисты и писатели. Мы слушали песни Гелены Великановой, звучал в аудитории необыкновенный голос Владимира Трошина.
Однажды зашёл в наше общежитие молодой писатель Меркулов и часа три говорил без перерыва о чём-то интересном. В конце кто-то из нас выразил благодарность за посещение и своё восхищение его ораторскими способностями. Ответ писателя был неожиданный.
"Что я? Вы не видели моего дядю. Вот у кого талант!"
Мне вскоре представилась возможность познакомиться с пожилым художником Александром Александровичем Меркуловым и его женой скульптором Маркеловой. Она была лет на двадцать моложе своего мужа.
Вместе с однокурсником-москвичом, который хорошо знал эту пару, я провёл свои летние каникулы на безлюдном островке Московского моря в обществе отдыхающих от жизни в центре мегаполиса творцов.
Восклицание племянника было правдивым. Голос дяди будил нас ранним утром и без перерывов сопровождал наше бытие в этом замкнутом пространстве целый день до вечера. Засыпая, мы его всё ещё слышали из палатки супругов. Когда они с женой уезжали домой, только тогда наступала тишина. Возвращались, и всё снова повторялось.
Самое интересное было в том, что мы трое слушателей ни разу за всё время не прервали монолога Сан Саныча (так называли его все). Он был когда-то главным художником Северного Флота и на пенсии обосновался в центре столицы в районе метро Кропоткинская. За свою жизнь он повидал и запомнил немало. Говорун он был на редкость изобретательный. Он ни разу не повторился. Хотя замечалось у него предпочтение рассказам об Одессе. Если бы тогда были диктофоны. Могу утверждать, что потомки лишились замечательных произведений устного творчества не менее талантливых чем телерассказы известных историка и писателя.
За рассказами он, однако, не забывал о текущих делах. Жизнь "робинзонами" потребовала выполнения многих дел. Под руководством и с участием Сан Саныча мы быстро обустроились и пребывание наше стало необременительным.
Сделали причал для лодок, построили небольшое укрытие от непогоды.
Художник был опытным рыбаком. Всё, что нужно он привёз с собой. У него были "пауки" для ловли мальков. Удочки, которыми на малька ловились небольшие окуньки. Их использовали тоже для наживки. Были и жерлицы для поимки на живца крупной рыбы.
За время пребывания на островке мы поймали несколько сотен щук. Все они были длинной 51 сантиметр и каждая весила один килограмм.
Питались вдоволь варенной, жаренной и даже копченной рыбой. Сан Саныч и здесь оказался знатоком. У него была небольшая коптильня. Он показал, какие ветки с листьями ольхи годятся для этой операции.
Грибов подосиновиков, подберёзовиков и сыроежек тоже было много. За хлебом плавали на маленькой лодке на прибережную пристань.
У Сан Саныча было много друзей. Некоторые посещали его в этом спокойном уголке природы. Ожидали мы даже Маресьева. Но приехал секретарь ветеранской организации, которую тот возглавлял. Его и запечатлел снимок, где мы хвастаемся щуками. Тишка боялся подойти к ним поближе.
Позже я бывал в совместной мастерской художника и его жены. Там убедился, что и в творческой работе он был специалистом высокого класса. Кроме кистей, красок и полотен там были скальпели, линолеум и станок для получения оттисков гравюр на бумаге.
Красоту его работ нужно было видеть. Мне запомнился вырезанный на линолеуме пейзаж с вулканом на Камчатке. Большое полотно с изображением маленького корабля среди огромных льдин я счёл фантастикой. Но, прочитав недавно в журнале "Морской флот" статью об Александре Меркулове - певце Арктики, понял, что увидел реальную картину.
Статью можно прочитать по http://www.morflot.su/guestbook.php в Гостевой книге.
Могу отметить его взгляд художника. Проезжая мимо входа в канал Волга-Москва он обратил наше внимание на огромную статую вождя мирового пролетариата с протянутой рукой. "Это, - сказал он, - немой вопрос: А где же вождь всех народов, который недавно стоял напротив?"
Через два года я снова увидел подобную чету. Это уже было в городе Рыбинске, куда попал по распределению после окончания института. В техникуме, где мне пришлось осваивать преподавательскую работу, обращали на себя внимание Раповы. Они мне показались очень похожими на Меркулова и его супругу. И не только по внешнему виду, но и поведением. Михаил Александрович Рапов к тому времени успел написать толстую книгу "Зори над Русью". Его исторический роман о временах Дмитрия Донского сейчас переиздан. Он считается одним из видных русских писателей двадцатого века. На доме, где жили супруги, уже висит мемориальная плита. А тогда я увидел лишь подобного Меркулову говоруна. Все преподаватели обычно на переменах сидели молча, давая отдохнуть уставшему горлу. А Михаил Александрович приходил с урока что-то рассказывая, не умолкал ни на минуту в обществе коллег и снова уходил на пары.
О Рапове и его книге есть много сообщений в Интернете. В архивах сохраняются наброски художественного оформления книги, выполненные автором. Я обнаружил также рассказ http://www.adm.ryb.ru/sreda/archive/185.htm о более раннем периоде в жизни супругов.
Из него видно, что Михаил Александрович был хорошим художником и первым начал заниматься цветной фотографией.
Вот такое пришло мне на память от просмотра старых фотографий с Тишкой. На одной из них имеется странный след, соединивший собачку с небесами и водой. Наверно - это дефект проявки фото.
Да ещё один вывод. Не скудеет Русь своими талантами, продолжая рождать ТАКИЕ звёзды.
С уважением,
Олег