-- : --
Зарегистрировано — 123 113Зрителей: 66 222
Авторов: 56 891
On-line — 17 342Зрителей: 3406
Авторов: 13936
Загружено работ — 2 119 071
«Неизвестный Гений»
Статья "Цели и задачи развивающего обучения". Автор композитор Наталья Конуркина.
Литература / Статьи / Статья "Цели и задачи развивающего обучения". Автор композитор Наталья Конуркина.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
26 июня ’2021 05:41
Просмотров: 6369
К Дню знаний
Цели и задачи развивающего обучения в ДШИ и ДМШ.
Успешное техническое развитие юных музыкантов - пианистов является главной задачей преподавателей, приоритетным направлением в их работе. Без технической базы, беглости, ловкости и отчетливости игры, невозможно достойное исполнение музыкального произведения, яркое и запоминающееся представление слушателям музыкального образа. Техника должна всегда идти рука об руку с душой, чувствами, интеллектом и художественным замыслом. Выдающийся ленинградский пианист - педагог Л.В.Николаев писал: "Спор о том, какая линия работы важнее - техническая или художественная нелеп. Только соединение той и другой может привести к ценным результатам. Техническое мастерство только средство, но средство необходимое. Первое без второго бесцельно, второе без первого неосуществимо". Из данного высказывания корифея музыкальной педагогики Л.В.Николаева становится абсолютно ясно то, что художественное воплощение образа музыкального произведения станет невозможно, если нет технической оснащенности. Чем раньше преподаватель начнет проводить художественно - техническую, аналитическую работу с обучающимися - тем лучше.
Вторая, не менее важная задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся технической работой, воспитать в них стремление к постоянному совершенствованию своего пианистического аппарата. Многие наставники сталкиваются с тем, что школьники не с особым желанием играют гаммы, изучают инструктивные этюды и упражнения на разные виды техники. Детям эта форма работы кажется скучной и неинтересной. Их больше привлекают программные пьесы с ярким образным содержанием, красивой мелодикой, красочной гармонией, своеобразным ритмом. И это прекрасно! Но нельзя забывать и о том, что те технические формулы, которые обучающиеся не спешат осваивать, сплошь и рядом встречаются в высокохудожественных, в том числе и программных фортепианных произведениях. Педагогическая практика показывает, что обучающиеся, которые слабо и неумело владеют разнообразными техническими формулами, усваивают учебный материал в несколько раз хуже, чем дети, которые овладели всем арсеналом технических средств. Если все пианистические проблемы вовремя не устранить, то это, как правило, приводит к потере интереса к пьесам и к изучению предмета, однообразию и монотонности в обучении, а дети это категорически не приемлют.
Чтобы у школьников не погасла мотивация к изучению предмета, обучение детей должно идти динамично, познавательно и увлекательно. Личность о обаяние педагога, его креативность, нестандартность мышления выходят в учебном процессе на первый план. В своей педагогической деятельности преподавателю следует изобретать и искать новые, интересные формы и способы работы с обучающимися, чтобы сохранить у детей желание заниматься творчеством. При этом учителю нужно соблюдать в своих занятиях с детьми чувство меры, так как излишняя напористость и настойчивость учителя может вызвать у школьников негативное отношение к музыкальным занятиям. Готовясь к предстоящему уроку, преподаватель должен заранее хорошо обдумать ход будущего занятия с детьми и проконтролировать все свои действия. Каждый последующий урок педагог обязан выстроить так, чтобы всякий раз опираться на человеческий, творческий и мыслительный потенциал каждого ученика. Хорошо, когда преподаватель является еще и композитором. Тогда, зная интересы и запросы своих воспитанников, он может более тонко подойти к воспитанию и развитию каждого ребенка, найти более подходящие приемы и методы работы, создать индивидуальный репертуар, который быстрее продвинет и разовьет все творческие и исполнительские задатки учащегося.
Преподавателю надо постоянно анализировать и совершенствовать свою педагогическую деятельность, и тогда она будет плодотворной и успешной. Для этого необходимо модернизировать обучающе - развивающий процесс, сделать его по-настоящему интересным и увлекательным. Нужно направить в позитивное русло всю кипучую творческую энергию обучающихся, чтобы было не только дело, но и польза. Часто дети теряют интерес к изучению предмета только лишь потому, что не видят перед собой конкретной цели, и не понимают, как можно ее достичь.
Преподаватель обязан добросовестно и терпеливо обучать ребенка вдумчиво и внимательно изучать музыкальный материал. Когда наставник целенаправленно, от урока к уроку, приучает обучающихся к аналитической работе, он стимулирует их самостоятельное познавательно - развивающее обучение, влияет на самоактивность и самоконтроль школьников, формирует у детей положительные личностные качества, такие, как трудолюбие, усидчивость, стремление к рациональному распределению своего свободного времени, эффективному выстраиванию и планированию своей учебной деятельности. Дети очень пытливы и любознательны. Эти качества заложены в них природой. Если преподаватель сможет правильно организовать ученика, привлечь его к какой-либо интересной и познавательной работе, поставить перед ребенком определенную цель, то можно не сомневаться, что обучающийся приложит все свои знания, навыки и способности, чтобы справиться с поставленной задачей.
Преподаватели понимают, насколько дети загружены в музыкальных, общеобразовательных и спортивных школах. Это ставит перед ними новую важную цель: излишне не перегружая учащихся, мобильно и увлекательно изучить с ребятами как можно больше музыкального и теоретического материала. Экономя личное время школьников, наставник в полной мере сможет развить творческие задатки обучающихся и многие другие природные данные, которые заложены в детях. Если учитель планомерно и продуктивно проводит эту работу, то в позитивную сторону развивается весь обучающе - воспитательный процесс, направленный на становление личностных и творческих устремлений ребенка, растет профессионализм и самооценка учащихся, стимулируя у детей стремление к высоким достижениям в учебной деятельности. Без коммукативных, организационных, учебно - познавательных навыков и умений преподавателя невозможно качественное обучение детей на современном, инновационном этапе развития образования.
Сам учитель должен сделать более насыщенной ту образовательную среду, в которой будут расти, развиваться и воспитываться обучающиеся. Когда ребенок видит в преподавателе увлеченного, искреннего, неравнодушного творческого человека, у него вырабатывается совсем иное отношение к своему наставнику, и к изучаемому предмету. В процессе сотворчества преподавателя и ученика возникает атмосфера доверия, совершенствуется личность и учителя, и его воспитанников. Радость общения и самовыражения через музыку, самостоятельность и инициатива -все это сплачивает, создает боле комфортные условия для творческого развития детей, если они основаны на сугубо индивидуальном подходе в обучении каждого ребенка. Весь образовательный процесс, который преподаватель конструирует, разрабатывает и выстраивает для своих воспитанников, должен опираться на постоянные изменения потребностей человека, возникающие в ходе обучения, и направлен на развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности и всесторонне развитой яркой личности.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми является метод скоростного заучивания музыкального материала. Именно эта форма работы стимулирует развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся. В учебной деятельности это приводит к тому, что в разы уменьшается объем времени, который учащийся затрачивает на изучение музыкальных произведений.Это приводит к положительным изменениям в обучении, ускорению динамики урока, расширению и пополнению репертуара обучающихся, улучшению общей атмосферы музыкальных занятий и контакта с детьми, изменению в лучшую сторону мотивации к изучению предмета. Если все эти позтитивные изменения имеют место в практической деятельности преподавателя, то он сможет достойно выполнить свою миссию - дать полный объем знаний, умений и навыков, овладев которыми, обучающийся пойдет по своему творческому пути самостоятельно, не нуждаясь в постоянной опеке наставника. С таких установок на обучение воспитанников, по мнению знаменитого педагога - пианиста Л.В.Николаева, воспитавшего целую плеяду талантливых музыкантов, должно начинаться обучение творчеству.
Метод скоростного заучивания текста не имеет ничего общего с натаскиванием и скучной зубрежкой. Он развивает в детях наблюдательность, логическое мышление, раскрывает их творческий потенциал. Школьники начинают активно думать, анализировать, сопоставлять и размышлять, приучаются к самостоятельности и ответственности, учатся рационально выстраивать свою учебную деятельность. Такая форма работы с детьми приводит к активному ментальному развитию обучающихся. Этот эксперимент, который прошел проверку временем, сейчас естественным образом вылился в стабильную систему моих занятий с детьми. Данный метод очень прост и даже банален, но именно эта простота в сочетании с логикой, конкретикой и рациональным подходом в изучении музыкального материала приносит хорошие плоды.
Во все более ускоряющемся водовороте нашей суетной жизни, люди часто перестают замечать очевидные вещи, которые находятся на поверхности. Вот примерно также происходит и в обучении. Самые обычные вещи мы часто упускаем из виду, не придавая им значения, и тем самым сими себе усложняем жизнь. Философский постулат гласит: истина заключена в простом, и мы, преподаватели, обязаны научить детей осознать и понять это" простое".
Очень важно обучить ребенка не только выразительно и грамотно исполнять музыку, но и осмысленно, вдумчиво проводить аналитическую работу над произведением, так как хорошо и убедительно сыграть текст музыкального произведения обучающийся сможет лишь после детального анализа структуры и всей архитектоники пьесы. Без тщательной проработки фактуры, аппликатуры, нюансов, деталей, формы и ее составных частей невозможно быстрое и осознанное овладение нотным материалом, точная, беглая и уверенная игра наизусть, яркое воплощение музыкального образа исполняемого произведения.
P.S.
Не удивлюсь, если многие преподаватели и специалисты - профессионалы, ознакомившись с моими методическими советами, скажут, что это - трюизмы, известные каждому уважающему себя музыканту. Я с этим согласна и не согласна. Многие талантливые педагоги - пианисты полагают, что такие "банальные" вещи, как развитие ритма. слуха, музыкальности,координации, двигательно - технических навыков, аналитическая работа и т.д. и т.п., обучающиеся как-нибудь, со временем, поймут сами. Это величайшее заблуждение. И я считаю его бесперспективным и неразумным. Психология человека устроена так, что мы любим только то, о чем мы имеем хоть какое-то представление. Это нам дает мотивацию и побуждение к изучению предмета, которым мы интересуемся и увлечены. Когда же наше сознание и мышление дремлют, мы находимся в ментальном вакууме, и это может погасить в обучающихся всякое желание постигать и изучать что-то новое, что является особенно губительным для детского сознания. В пустыне, где нет почвы, ничего не произрастает. Только создав плодородную почву, базу для последующих открытий и озарений в творческой жизни своих воспитанников, истинный педагог увидит благодатные всходы.
Свидетельство о публикации №391147 от 27 июня 2021 годаЦели и задачи развивающего обучения в ДШИ и ДМШ.
Успешное техническое развитие юных музыкантов - пианистов является главной задачей преподавателей, приоритетным направлением в их работе. Без технической базы, беглости, ловкости и отчетливости игры, невозможно достойное исполнение музыкального произведения, яркое и запоминающееся представление слушателям музыкального образа. Техника должна всегда идти рука об руку с душой, чувствами, интеллектом и художественным замыслом. Выдающийся ленинградский пианист - педагог Л.В.Николаев писал: "Спор о том, какая линия работы важнее - техническая или художественная нелеп. Только соединение той и другой может привести к ценным результатам. Техническое мастерство только средство, но средство необходимое. Первое без второго бесцельно, второе без первого неосуществимо". Из данного высказывания корифея музыкальной педагогики Л.В.Николаева становится абсолютно ясно то, что художественное воплощение образа музыкального произведения станет невозможно, если нет технической оснащенности. Чем раньше преподаватель начнет проводить художественно - техническую, аналитическую работу с обучающимися - тем лучше.
Вторая, не менее важная задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся технической работой, воспитать в них стремление к постоянному совершенствованию своего пианистического аппарата. Многие наставники сталкиваются с тем, что школьники не с особым желанием играют гаммы, изучают инструктивные этюды и упражнения на разные виды техники. Детям эта форма работы кажется скучной и неинтересной. Их больше привлекают программные пьесы с ярким образным содержанием, красивой мелодикой, красочной гармонией, своеобразным ритмом. И это прекрасно! Но нельзя забывать и о том, что те технические формулы, которые обучающиеся не спешат осваивать, сплошь и рядом встречаются в высокохудожественных, в том числе и программных фортепианных произведениях. Педагогическая практика показывает, что обучающиеся, которые слабо и неумело владеют разнообразными техническими формулами, усваивают учебный материал в несколько раз хуже, чем дети, которые овладели всем арсеналом технических средств. Если все пианистические проблемы вовремя не устранить, то это, как правило, приводит к потере интереса к пьесам и к изучению предмета, однообразию и монотонности в обучении, а дети это категорически не приемлют.
Чтобы у школьников не погасла мотивация к изучению предмета, обучение детей должно идти динамично, познавательно и увлекательно. Личность о обаяние педагога, его креативность, нестандартность мышления выходят в учебном процессе на первый план. В своей педагогической деятельности преподавателю следует изобретать и искать новые, интересные формы и способы работы с обучающимися, чтобы сохранить у детей желание заниматься творчеством. При этом учителю нужно соблюдать в своих занятиях с детьми чувство меры, так как излишняя напористость и настойчивость учителя может вызвать у школьников негативное отношение к музыкальным занятиям. Готовясь к предстоящему уроку, преподаватель должен заранее хорошо обдумать ход будущего занятия с детьми и проконтролировать все свои действия. Каждый последующий урок педагог обязан выстроить так, чтобы всякий раз опираться на человеческий, творческий и мыслительный потенциал каждого ученика. Хорошо, когда преподаватель является еще и композитором. Тогда, зная интересы и запросы своих воспитанников, он может более тонко подойти к воспитанию и развитию каждого ребенка, найти более подходящие приемы и методы работы, создать индивидуальный репертуар, который быстрее продвинет и разовьет все творческие и исполнительские задатки учащегося.
Преподавателю надо постоянно анализировать и совершенствовать свою педагогическую деятельность, и тогда она будет плодотворной и успешной. Для этого необходимо модернизировать обучающе - развивающий процесс, сделать его по-настоящему интересным и увлекательным. Нужно направить в позитивное русло всю кипучую творческую энергию обучающихся, чтобы было не только дело, но и польза. Часто дети теряют интерес к изучению предмета только лишь потому, что не видят перед собой конкретной цели, и не понимают, как можно ее достичь.
Преподаватель обязан добросовестно и терпеливо обучать ребенка вдумчиво и внимательно изучать музыкальный материал. Когда наставник целенаправленно, от урока к уроку, приучает обучающихся к аналитической работе, он стимулирует их самостоятельное познавательно - развивающее обучение, влияет на самоактивность и самоконтроль школьников, формирует у детей положительные личностные качества, такие, как трудолюбие, усидчивость, стремление к рациональному распределению своего свободного времени, эффективному выстраиванию и планированию своей учебной деятельности. Дети очень пытливы и любознательны. Эти качества заложены в них природой. Если преподаватель сможет правильно организовать ученика, привлечь его к какой-либо интересной и познавательной работе, поставить перед ребенком определенную цель, то можно не сомневаться, что обучающийся приложит все свои знания, навыки и способности, чтобы справиться с поставленной задачей.
Преподаватели понимают, насколько дети загружены в музыкальных, общеобразовательных и спортивных школах. Это ставит перед ними новую важную цель: излишне не перегружая учащихся, мобильно и увлекательно изучить с ребятами как можно больше музыкального и теоретического материала. Экономя личное время школьников, наставник в полной мере сможет развить творческие задатки обучающихся и многие другие природные данные, которые заложены в детях. Если учитель планомерно и продуктивно проводит эту работу, то в позитивную сторону развивается весь обучающе - воспитательный процесс, направленный на становление личностных и творческих устремлений ребенка, растет профессионализм и самооценка учащихся, стимулируя у детей стремление к высоким достижениям в учебной деятельности. Без коммукативных, организационных, учебно - познавательных навыков и умений преподавателя невозможно качественное обучение детей на современном, инновационном этапе развития образования.
Сам учитель должен сделать более насыщенной ту образовательную среду, в которой будут расти, развиваться и воспитываться обучающиеся. Когда ребенок видит в преподавателе увлеченного, искреннего, неравнодушного творческого человека, у него вырабатывается совсем иное отношение к своему наставнику, и к изучаемому предмету. В процессе сотворчества преподавателя и ученика возникает атмосфера доверия, совершенствуется личность и учителя, и его воспитанников. Радость общения и самовыражения через музыку, самостоятельность и инициатива -все это сплачивает, создает боле комфортные условия для творческого развития детей, если они основаны на сугубо индивидуальном подходе в обучении каждого ребенка. Весь образовательный процесс, который преподаватель конструирует, разрабатывает и выстраивает для своих воспитанников, должен опираться на постоянные изменения потребностей человека, возникающие в ходе обучения, и направлен на развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности и всесторонне развитой яркой личности.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми является метод скоростного заучивания музыкального материала. Именно эта форма работы стимулирует развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся. В учебной деятельности это приводит к тому, что в разы уменьшается объем времени, который учащийся затрачивает на изучение музыкальных произведений.Это приводит к положительным изменениям в обучении, ускорению динамики урока, расширению и пополнению репертуара обучающихся, улучшению общей атмосферы музыкальных занятий и контакта с детьми, изменению в лучшую сторону мотивации к изучению предмета. Если все эти позтитивные изменения имеют место в практической деятельности преподавателя, то он сможет достойно выполнить свою миссию - дать полный объем знаний, умений и навыков, овладев которыми, обучающийся пойдет по своему творческому пути самостоятельно, не нуждаясь в постоянной опеке наставника. С таких установок на обучение воспитанников, по мнению знаменитого педагога - пианиста Л.В.Николаева, воспитавшего целую плеяду талантливых музыкантов, должно начинаться обучение творчеству.
Метод скоростного заучивания текста не имеет ничего общего с натаскиванием и скучной зубрежкой. Он развивает в детях наблюдательность, логическое мышление, раскрывает их творческий потенциал. Школьники начинают активно думать, анализировать, сопоставлять и размышлять, приучаются к самостоятельности и ответственности, учатся рационально выстраивать свою учебную деятельность. Такая форма работы с детьми приводит к активному ментальному развитию обучающихся. Этот эксперимент, который прошел проверку временем, сейчас естественным образом вылился в стабильную систему моих занятий с детьми. Данный метод очень прост и даже банален, но именно эта простота в сочетании с логикой, конкретикой и рациональным подходом в изучении музыкального материала приносит хорошие плоды.
Во все более ускоряющемся водовороте нашей суетной жизни, люди часто перестают замечать очевидные вещи, которые находятся на поверхности. Вот примерно также происходит и в обучении. Самые обычные вещи мы часто упускаем из виду, не придавая им значения, и тем самым сими себе усложняем жизнь. Философский постулат гласит: истина заключена в простом, и мы, преподаватели, обязаны научить детей осознать и понять это" простое".
Очень важно обучить ребенка не только выразительно и грамотно исполнять музыку, но и осмысленно, вдумчиво проводить аналитическую работу над произведением, так как хорошо и убедительно сыграть текст музыкального произведения обучающийся сможет лишь после детального анализа структуры и всей архитектоники пьесы. Без тщательной проработки фактуры, аппликатуры, нюансов, деталей, формы и ее составных частей невозможно быстрое и осознанное овладение нотным материалом, точная, беглая и уверенная игра наизусть, яркое воплощение музыкального образа исполняемого произведения.
P.S.
Не удивлюсь, если многие преподаватели и специалисты - профессионалы, ознакомившись с моими методическими советами, скажут, что это - трюизмы, известные каждому уважающему себя музыканту. Я с этим согласна и не согласна. Многие талантливые педагоги - пианисты полагают, что такие "банальные" вещи, как развитие ритма. слуха, музыкальности,координации, двигательно - технических навыков, аналитическая работа и т.д. и т.п., обучающиеся как-нибудь, со временем, поймут сами. Это величайшее заблуждение. И я считаю его бесперспективным и неразумным. Психология человека устроена так, что мы любим только то, о чем мы имеем хоть какое-то представление. Это нам дает мотивацию и побуждение к изучению предмета, которым мы интересуемся и увлечены. Когда же наше сознание и мышление дремлют, мы находимся в ментальном вакууме, и это может погасить в обучающихся всякое желание постигать и изучать что-то новое, что является особенно губительным для детского сознания. В пустыне, где нет почвы, ничего не произрастает. Только создав плодородную почву, базу для последующих открытий и озарений в творческой жизни своих воспитанников, истинный педагог увидит благодатные всходы.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор