16+
Лайт-версия сайта

Звук: "аналог" или "цифра"? Эдуард Качанов

Литература / Статьи / Звук: "аналог" или "цифра"? Эдуард Качанов
Просмотр работы:
03 декабря ’2014   00:41
Просмотров: 20248
Добавлено в закладки: 1

Мой канал в ютюбе - https://www.youtube.com/user/Eduard4687

В статье приводится анализ возникшего в последнее время интереса к аналоговым носителям звукоинформации и сравнение с некоторыми цифровыми технологиями. Что предпочтительнее? Вот на эту тему и рассуждения...

«Цифра» или «аналог»?

В последние годы среди меломанов наблюдается всплеск интереса к аналоговым носителям звукоинформации. Это и виниловые диски, и бобинные магнитофоны. А некоторые звукозаписывающие фирмы возобновили выпуск аналоговых виниловых дисков малыми тиражами для некоторой категории меломанов. Причем, весьма недешевых. Это в свою очередь увеличило спрос на высококачественные проигрыватели («вертушки») виниловых дисков, ламповые усилители и корректоры.
Действительно, при тестовом прослушивании одной и той же фонограммы на вини- ловом диске и CD-DA большинство слушателей отдает предпочтение аналоговой записи как более прозрачной и «теплой». С этим можно спорить, но то что «винил» звучит по лругому, особенно в высокочастотной части, несомненно. Хотя споры между приверженцами «аналога» и «цифры» не утихают. Лично мне звук с высококачественного «винила» нравится больше. И даже некоторые виниловые диски 80 годов фирмы «Мелодия» звучат весьма приятно.
Есть и другое мнение: это просто всплеск моды на ретро-носители звука. Может быть и такое…
Есть мнение западных медиков насчет того, что чеснок вреден для здоровья. Другая школа медиков и целителей утверждает что чеснок весьма полезен. Та же история с холестерином, по вопросу которого не могут договориться целые академические школы.
Трудно проверить и трудно бороться с коммерческим интересом некоторых сил.
Что же касается техники – то здесь проще, есть, во-первых, инструментальные объективные исследования, а во вторых - экспертное тестирование. Правда, для такой оценки нужны соответствующие знания и подготовка
Сразу оговорюсь, что каждый слушает ту музыку и в том качестве, которое его устраивает. Диапазон большой и ничего страшного в этом нет. Как говорит мой западный друг: «если долго сидеть в туалете – то уже и не воняет». Людям свойственно привыкать к звучанию в любом качестве. Как и ко всему остальному, хорошему или плохому. Это может быть мобильник, мультимедийный плейер и пр. Для субъективной оценки нужен корректный объект сравнения. Но большинству это, во-первых, не надо, а во-вторых –
труднодоступно.
В возврате к аналоговому звуку фактор моды присутствует лишь отчасти. Есть объективные показатели более верного звуковоспроизведения, связанного с технологиями и психофизиологическим восприятием звука человеком. Кстати, именно фактор психофизиологии не позволяет качественно свести фонограмму для 20-летних 40-летнему, а тем более 60-летнему, звукорежиссеру, эти группы людей по разному слышат. Порог слышимости с возрастом меняется и довольно сильно в высокочастотной области. Относительно неизменным он остается только в области частот от 20 Гц до 5 кГц.
И аналоговый, и цифровой звук имеют свои достоинства и недостатки. Современные технологии и материалы подняли «аналог» на более высокий уровень, хотя большинство присущих аналоговой звукозаписи недостатков остались ( компактность записи, копирование и пр.). Но когда весьма немногие хотят получить более верное (подчеркиваю – верное, а не украшенное) с точки зрения реального звучания инструментов и ансамбля – недостатки отходят на второй план. И в лампе своя прелесть, хотя и не всегда и не для всех заметная, поэтому ламповая технология до сих пор жива.
В цифровой звукозаписи есть много достоинств, главные из которых – компактность, легкость передачи (мобильность) и копирования, неоспоримые удобства в работе со звуком в процессе звукозаписи и пр. Без цифры не было бы многочисленных домашних, малобюджетных и профессиональных студий звукозаписи. Тем более, если постоянно слушать правильно (!) записанную цифру на правильной аппаратуре – то к ней привыкаешь и никакого дискомфорта в этой связи слушатель не ощущает. Есть действительно масса прекрасно звучащих дисков и большего обычно и не надо.
Но в цифровой записи есть и проблемы, которые напрямую касаются качества звука.
Математическая модель оцифровки звука сформулирована в теореме Котельникова еще в 1933 году. Хотя авторство тут же поспешили присвоить себе американцы в 40-х годах и теорема стала уже называться Шеннона и Найквиста. Знакомый стиль…Ну, да бог с ними.
В основе положен принцип того, что при оцифровке звуковых сигналов вполне достаточным условием является точная передача наиболее слышимого диапазона частот преобразуемого сигнала, остальными малозаметными частотами пренебрегают. То есть в основе лежит принцип целесообразности. Заметные искажения синусоиды при частоте дискретизации 44 кГц начинаются уже с 10 кГц. Но это вполне удовлетворяет требованиям качественной передачи звучания для большинства слушателей.
Так вот, основная проблема цифрового звука в наличии цифровой «грязи», которая накапливается при АЦП и большей частью в процессе ЦАП. Искушенные слушатели на хорошей аппаратуре его слышат. Поэтому, кстати, фонограммы «звукозаписывателей», которые в технологии своей работы над фонограммой осуществляют многократные ЦАП, звучат ватно и грязно, отсутствует воздушность звучания. Поэтому такие преобрзования при создании фонограмм надо сводить к минимуму. Причем повышение частоты дискретизации не дает заметного повышения качества, а более того, увеличивает цифровой мусор.
Это и погрешность квантования, и клиппинг (возникновение в цифровом сигнале неприятных аудиопомех), и DC-офсет (сдвиг постоянной составляющей), и эффект Гиббса (каждая «угловатость» сигнала, то есть ступенька на переходе между двумя соседними импульсами, привносит в его спектр высокочастотные составляющие), поэтому расширение частоты дискретизации приводит к расширению высокочастотных составляющих спектра импульснуго сигнала, т.е. к цифровому шуму, появление «паразитных» спектральных компонентов вокруг гармоник частоты дискретизации (частоты сэмплирования).
А также имеет место эффект алиазинга (зеркального отражения), шум квантования (обычно слабо заметен или улавливается как равномерный фон, в то же время в случае коррелированности шума квантования преобразуемым сигналом звучание становится «грязным» и сопровождается специфическими помехами).. При этом спектр шума квантования равномерно распределяется в полосе частот от 0 Гц до частоты половины частоты дискретизации, а увеличение частоты дискретизации вдвое уменьшает интенсивность шума квантования в рабочей полосе частот на 3 дБ.
Один из методов борьбы с шумом – это дизеринг, то есть подмешивание к преобразуемому оцифрованному сигналу слабого по уровню псевдослучайного постороннего сигнала, так называемого дизеринг-шума. Для слуха это оказывается более приемлемым, чем побочные эффекты шума квантования. Вопрос в заметности, кто что слышит и на чем слушает…
Следующий метод борьбы с шумом квантования – это метод формовки шума путем использования специального фильтра-преобразователя. Но есть еще и гранулярный шум, проявляющийся в процессе квантования сигнала, при этом при прочих равных условиях с уменьшением разрядности АЦП уровень гранулярного шума увеличивается.
В хороших CD аудио-плейерах схемотехнически предусматриваются инструменты борьбы с цифровой грязью, причем чем дороже техника, тем более совершенны методы борьбы. Поэтому дорогие CD аудио-плйера звучат значительно лучше. В компьютере и мультимедийных плейерах такие фильтры или совсем отсутствуют, или весьма примитивны, главное – воспроизвести информацию, поэтому качество звука невысокое. Но на посредственной аппаратуре типа активных компьютерных колонок – это неискушенному слушателю незаметно. Хотя уже есть звуковые карты HI-END, но весьма дорогие… И цифровая технология идет вперед…
Не решает вопрос и модный сейчас кодек FLAC (кодек – это программный или аппаратный блок, предназначенный для кодирования и декодирования данных, то есть совокупность кодера и декодера), который только лишь приближает звучание к уровню CD-аудио при более плотной упаковке информации. Например, в сложной математической модели кодека при многочисленной разбивке на блоки при ошибке в блоке формируется блок тишины, а в формате CD-аудио используется интерполяция, то есть реконструкция.
Кроме того, битрейт (скорость потока информации) в CD-аудио (CD-DA) составляет 1411200 бит/сек (сравните с МР3).
Все это тезисно. Более подробно и профессионально с этим можно ознакомиться в специальной литературе.
Например, в книге «Основы аналогового и цифрового звука», Александр Радзишевский. Знакомство с этой книгой необходимо каждому, кто работает или активно использует в своей жизни звук.. Книга объемная и сложна для восприятия гуманитариями, но фрагменты вполне понятны.
http://www.radiofiles.ru/news/osnovy_analogovogo_i_cifrovogo_zvuka/2013-05-28-2757
И цифра, и аналог имеют право на жизнь. Повторюсь, все зависит от требований, вкусовых предпочтений и целей применения.
С точки зрения идентичности со звучанием источника звука, чем меньше стадий обработки и преобразований прошли звуковые колебания на пути от исходного источника звука к слушателю, тем качественнее звучание. С этой точки зрения аналоговая аудиоаппаратура выглядит привлекательнее цифровой. К тому же с точки зрения психоакустики человек заметно более восприимчив к гармоническим (линейным) искажениям, зависящим от самого сигнала, нежели к нелинейным (независящим от сигнала). А ведь именно гармонические искажения и сопутствуют цифровым формам представления сигналов, тогда как аналоговая аппаратура привносит в сигнал преимущественно нелинейные искажения (не зависящие от сигнала), которые менее заметны на слух.
Понятие «качество звука» является категорией весьма субъективной. В большинстве случаев для среднестатистического слушателя не идентичность с исходным сигналом определяет качество выходного звучания, а тембровая насыщенность, окрас, ясность звучания и т.д. В этом плане цифровые технологии предпочтительнее и имеют гораздо большие возможности.
Ведь даже в категории высококачественного звучания есть два принципиально разных класса. Это HI-FI и HI END.
В классе HI-FI под понятием качества понимают максимальную приближенность звучания к тому живому звучанию, которое подвергалось записи.
В классе HI-END к понятию «качество звучания» подходят с точки зрения эмоционального оттенка при воспроизведении звука.
На вкус и цвет товарищей нет и каждый должен самостоятельно решить для себя какой подход ближе лично ему с учетом возраста и жанровых предпочтений. Бесспорно одно: с точки зрения техники записи, динамического диапазона, отношения сигнал-шум, хранения, воспроизведения, копирования и передачи по средствам связи цифровая запись удобнее и выгоднее аналоговой. Тем более, что в последнее время появились новые высококачественные форматы записи и носители большого объема, удовлетворяющие большинству весьма взыскательным к качеству звучания слушателей.
И не следует также забывать, что на старых носителях аналоговой звукоинформации много интересного материала. И лишившись технических средств декодирования обрезается доступ к этой информации. Но, безусловно, не всем она интересна.

Эдуард Качанов.









Голосование:

Суммарный балл: 60
Проголосовало пользователей: 6

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 03 декабря ’2014   01:44
ДА,ТЕМА ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ,НО НЕСОМНЕННО ЛАМПА ПОКА ЕЩЕ ЖИВА,И ЭТО РАДУЕТ,И ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЕ СЦЕНИЧЕСКИЕ КОМБЫ ИМЕННО НА ЛАМПАХ,ПРИЧЕМ ИМЕННО В ВЫХОДНЫХ КАСКАДАХ,ЧТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ НАСТОЯЩИЙ, ТЕПЛЫЙ,ЛАМПОВЫЙ ЗВУК!ОТ СЕБЯ ДОБАВЛЮ,ЧТО В СВОЕ ВРЕМЯ МЫ ИГРАЛИ НА УМ50 И ЭТО БЫЛ ЗВУК...НЕСМОТРЯ НА ЖУТКУЮ ЧАСТОТКУ, И БОЛЬШОЙ К.Н.И. ПРИЧЕМ НА СЛУХ ВАЖНЕЕ ДАЖЕ НЕ КНИ А ДИНАМИЧ ДИАПАЗОН, КОТОРЫЙ УМЕНЬШАЕТСЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОКОНЕЧНОМ КАСКАДЕ,СРАЗУ СУХО ПЛОСКО ИТД. НЕДАРОМ МНОГИЕ СВЕРХДОРОГИЕ УНЧ ДЕЛАЮТСЯ БЕЗ ОБР СВЯЗИ...

Оставлен: 03 декабря ’2014   01:45
ЗДЕСЬ ГОВОРИТЬ МОЖНО МНОГО..... 

Оставлен: 03 декабря ’2014   22:21
Да, Александр, интересные были ламповые времена... Сам собирал ламповые усилители как для дома, так и гитарный. Так что знаком с этой темой непосредственно.


Оставлен: 03 декабря ’2014   02:02
ДОБРОЙ НОЧИ, ЭДУАРЛ!
ДА, ПОМНЮ БОБИННЫЕ МАГНИТОФОНЫ. НЕ ЗРЯ НАВЕРНОЕ, ОНИ ВНИМАНИЕ ОСОБОЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ В НАШЕ ВРЕМЯ! МЕЖДУ ПРОЧИМ ЗВУЧАНИЕ БЫЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ!
ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ РАЗВИЛ ТЫ, ЭДИК, ДЛЯ ПОНИМАЮЩИХ ТОЛК В МУЗЫКЕ.

Оставлен: 03 декабря ’2014   22:26
Да, наверное... Но таких людей немного. Огорчает то, что среди молодежи их совсем немного...


Оставлен: 03 декабря ’2014   10:09
Очень интересная и полезная работа,Эдуард!

Оставлен: 03 декабря ’2014   22:25
Возможно, Светочка, только востребованность ее весьма невысокая. Молодежь в большинстве не то что ссылку на книгу открыть не хочет, а даже статью до конца прочитать не удосуживается. Печально... Но мне самому было интересно. И мне приятно, что находится хоть и небольшое количество любознательных людей.


Оставлен: 09 декабря ’2014   17:02
ДА.НЕСОМНЕННО ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА..ЗДОРОВО! СПАСИБО! С УВ.ОЛЯ.
21

Оставлен: 09 декабря ’2014   17:15
И Вам спасибо, Олечка, за внимание к такому сугубо техническому вопросу. Я надеюсь, что это не самое интересное у меня на страничке... Много разного... Удачного и не очень... Как обычно бывает во всем...


Оставлен: 09 декабря ’2014   17:54
Тема интересная, стоит читать, спасибо! 

Оставлен: 12 декабря ’2014   00:38
Интересная и знакомая мне тема, особенно от земляка из Черновцов...    


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

14
Осеннее "Пламя"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Когда ты рядом
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/2609476.html?author
Поёт Виталий Галушко

Рупор будет свободен через:
24 мин. 33 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft