-- : --
Зарегистрировано — 124 307Зрителей: 67 329
Авторов: 56 978
On-line — 10 399Зрителей: 2021
Авторов: 8378
Загружено работ — 2 137 564
«Неизвестный Гений»
Виталий Волович в Ханты-Мансийске
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
25 февраля ’2015 06:53
Просмотров: 18076
Олег Яненагорский
Из цикла "Рассказы о художниках"
Вместо предисловия
Меня всегда интересует, как зарождается замысел художественной выставки, проходит подготовка и как она отражается в сознание зрителей. Понятно, что в любом музее или галерее, есть план выставочной деятельности, а появление некоторых выставок вполне предсказуемо – отчетные и юбилейные должны проходить в свое время. Но есть другой тип выставок – их идея возникает у конкретного человека и начинает жить самостоятельной жизнью, как зерно в земле, постепенно, превращается в росток, а потом – в колос.
О выставке
20 февраля 2015 г. в Государственном художественном музее ХМАО-Югры состоялось открытие выставки книжных иллюстраций известного советского и российского художника Виталия Воловича. Куратором является сотрудник художественного музея Н. Л. Голицина. Интересна, на мой взгляд, решена сценография выставки.
Краткая информационная справка.
Виталий Михайлович Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем Приморского края. С 1932 года живет в Свердловске/Екатеринбурге. В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. Выдающийся советский и российский художник, признанный мастер станковой и книжной графики.
Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном русском музее (Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургской галерее современного искусства, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г.Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, в галереях и частных собраниях Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Саратова, а также в частных собраниях коллекционеров России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и других стран.
Офорты В.Воловича из серии «Ирландские саги» (1968) и к трагедии У. Шекспира «Ричард III» (1967) были закуплены музеем у художника в 2013 -2014 гг. и впервые экспонируются в Ханты-Мансийске.
На светлом фоне черные клинки
И скрюченные пальцы жертвы…
Будучи немного знаком с творчеством В. Воловича, я заранее решил, что обязательно побываю на открытии этой выставки. В музей пришел по-раньше, чтобы в одиночестве и тишине посмотреть иллюстрации из очень известных серий, иллюстрирующих книги о событиях Средневековья.
В одном из интервью В. Волович вспоминал: «В силу разных обстоятельств с детства я помешан на Средневековье, на романтической литературе такого порядка: у отчима была баснословная библиотека с изданиями Брагаузера, с иллюстрациями Доре, истории крестовых походов, Шекспир и все такое — для меня это была естественная среда. В 5-м классе я даже не говорил «честное слово», я говорил «клянусь честью». А «драки» у нас были заменены «поединками».
Художник говорил, что в его семье царил культ книги, мать и отчим. воспитавший мальчика были писателями, в доме была роскошная библиотека, книга была эквивалентом жизни.
«Удивительно ли, что книга стала моей судьбой, мне, как бы на роду было написано быть иллюстратором, соединив в книге свою любовь к литературе и изобразительному искусству. Возможно, это и было моим признанием… много лет работая над иллюстрациями к классической литературе, я пытался преодолеет однозначность сюжета, его «иллюстративность»… Мне нравилось размышлять над текстом, над возможностями его интерпретации, угадывать атмосферу произведения, искать пластику, адекватную его образам».
Не буду говорить о подлинных событиях войны Алой и Белой Розы, о том, соответствует ли образ Ричарда III, написанный У. Шекспиром, конкретной личности короля-властолюбца. Он вывел Ричарда злодеем, лишённым чувства совести, идущим к власти от одного убийства к другому. В.Волович в своем понимании идет от текста, и это его авторское право на интерпретацию литературного образа. В произведениях художника я вижу вечную борьбу Добра и Зла, Войны и Мира, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Верности и Предательства…
Посмотрим работы, размещенные в экспозиции. На черном фоне громадная фигура – Ричард сам возлагает на себя корону. Глаз его не видно, из короны идет свет. Но взгляд зрителя, в первую очередь, притягивает не корона, а кинжал на поясе. Орудия лишения жизни постоянно появляются в работах В. Воловича, к «Ричарду III». Кинжалы – в руках или на поясе - будут у всех: у короля и палача, у наемных убийц… А вот отсутствие меча на гравюре «Ричард с короной» мне не кажется случайным. Потом взгляд переходит к двум маленьким фигурам, вооруженных алебардами. Эти фигурки есть на многих иллюстрациях.
На следующей гравюре – Палач. На фоне огромного креста взгляд привлекают, прежде всего, топор и капюшон плаща. И лишь потом замечаешь, что слева парит в пространстве одинокая корона. Корона без головы… А вглядевшись замечаешь, что крест делит пространство на белую и серую зоны, и что фигура палача изображена черным, серым и белым… Кто он, этот Палач? Исполнитель неправосудных приговоров или вестник карающей Судьбы?
Иллюстрация «Убийцы». Две фигуры в капюшонах и лежащее тело. «На светлом фоне черные клинки / И скрюченные пальцы жертвы…». Это уже не иллюстрация шекспировской трагедии – это символы всех жертв и всех убийц…
«Ричард и леди Анна» - для меня одна из самых неясных гравюр. По сюжету пьесы Ричард добивается расположения леди Анны Невилл, вдовы Эдуарда, принца Уэльского, и она выходит замуж за него замуж. В монологе Ричард совершенно откровенен:
Кто женщину вот этак обольщал?
Кто женщиной овладевал вот этак?
Она моя, — хоть скоро мне наскучит.
Ха!
Нет, каково! Пред ней явился я,
Убийца мужа и убийца свекра…
На рисунке король убеждает Анну, но вот ее поза и жесты, на мой взгляд, не характерны для соблазненной женщины, забывшей о гибели мужа… Впрочем, в произведении искусства каждый находит для себя близкие по духу сюжеты и толкования.
«Король Ричард и Тиррел» - мощная, во всю плоскость лица фигура Заказчика с поднятой рукой, стоящая к зрителю спиной, и согнутая фигуранаемного убийцы. Капюшон закрывает лицо Тиррела, а руки цепко сжимают мешочек с монетами… И, конечно, черный кинжал на белом фоне... А на заднем плане – снова маленькие фигурки с алебардами… Присмотритесь к положении алебард в руках у стражников – они разные…
Об иллюстрациях В. Воловича к ирландским сагам, на выставке в Художественном музее Югры, я напишу позднее.
Из цикла "Рассказы о художниках"
Вместо предисловия
Меня всегда интересует, как зарождается замысел художественной выставки, проходит подготовка и как она отражается в сознание зрителей. Понятно, что в любом музее или галерее, есть план выставочной деятельности, а появление некоторых выставок вполне предсказуемо – отчетные и юбилейные должны проходить в свое время. Но есть другой тип выставок – их идея возникает у конкретного человека и начинает жить самостоятельной жизнью, как зерно в земле, постепенно, превращается в росток, а потом – в колос.
О выставке
20 февраля 2015 г. в Государственном художественном музее ХМАО-Югры состоялось открытие выставки книжных иллюстраций известного советского и российского художника Виталия Воловича. Куратором является сотрудник художественного музея Н. Л. Голицина. Интересна, на мой взгляд, решена сценография выставки.
Краткая информационная справка.
Виталий Михайлович Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем Приморского края. С 1932 года живет в Свердловске/Екатеринбурге. В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. Выдающийся советский и российский художник, признанный мастер станковой и книжной графики.
Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном русском музее (Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургской галерее современного искусства, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г.Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, в галереях и частных собраниях Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Саратова, а также в частных собраниях коллекционеров России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и других стран.
Офорты В.Воловича из серии «Ирландские саги» (1968) и к трагедии У. Шекспира «Ричард III» (1967) были закуплены музеем у художника в 2013 -2014 гг. и впервые экспонируются в Ханты-Мансийске.
На светлом фоне черные клинки
И скрюченные пальцы жертвы…
Будучи немного знаком с творчеством В. Воловича, я заранее решил, что обязательно побываю на открытии этой выставки. В музей пришел по-раньше, чтобы в одиночестве и тишине посмотреть иллюстрации из очень известных серий, иллюстрирующих книги о событиях Средневековья.
В одном из интервью В. Волович вспоминал: «В силу разных обстоятельств с детства я помешан на Средневековье, на романтической литературе такого порядка: у отчима была баснословная библиотека с изданиями Брагаузера, с иллюстрациями Доре, истории крестовых походов, Шекспир и все такое — для меня это была естественная среда. В 5-м классе я даже не говорил «честное слово», я говорил «клянусь честью». А «драки» у нас были заменены «поединками».
Художник говорил, что в его семье царил культ книги, мать и отчим. воспитавший мальчика были писателями, в доме была роскошная библиотека, книга была эквивалентом жизни.
«Удивительно ли, что книга стала моей судьбой, мне, как бы на роду было написано быть иллюстратором, соединив в книге свою любовь к литературе и изобразительному искусству. Возможно, это и было моим признанием… много лет работая над иллюстрациями к классической литературе, я пытался преодолеет однозначность сюжета, его «иллюстративность»… Мне нравилось размышлять над текстом, над возможностями его интерпретации, угадывать атмосферу произведения, искать пластику, адекватную его образам».
Не буду говорить о подлинных событиях войны Алой и Белой Розы, о том, соответствует ли образ Ричарда III, написанный У. Шекспиром, конкретной личности короля-властолюбца. Он вывел Ричарда злодеем, лишённым чувства совести, идущим к власти от одного убийства к другому. В.Волович в своем понимании идет от текста, и это его авторское право на интерпретацию литературного образа. В произведениях художника я вижу вечную борьбу Добра и Зла, Войны и Мира, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Верности и Предательства…
Посмотрим работы, размещенные в экспозиции. На черном фоне громадная фигура – Ричард сам возлагает на себя корону. Глаз его не видно, из короны идет свет. Но взгляд зрителя, в первую очередь, притягивает не корона, а кинжал на поясе. Орудия лишения жизни постоянно появляются в работах В. Воловича, к «Ричарду III». Кинжалы – в руках или на поясе - будут у всех: у короля и палача, у наемных убийц… А вот отсутствие меча на гравюре «Ричард с короной» мне не кажется случайным. Потом взгляд переходит к двум маленьким фигурам, вооруженных алебардами. Эти фигурки есть на многих иллюстрациях.
На следующей гравюре – Палач. На фоне огромного креста взгляд привлекают, прежде всего, топор и капюшон плаща. И лишь потом замечаешь, что слева парит в пространстве одинокая корона. Корона без головы… А вглядевшись замечаешь, что крест делит пространство на белую и серую зоны, и что фигура палача изображена черным, серым и белым… Кто он, этот Палач? Исполнитель неправосудных приговоров или вестник карающей Судьбы?
Иллюстрация «Убийцы». Две фигуры в капюшонах и лежащее тело. «На светлом фоне черные клинки / И скрюченные пальцы жертвы…». Это уже не иллюстрация шекспировской трагедии – это символы всех жертв и всех убийц…
«Ричард и леди Анна» - для меня одна из самых неясных гравюр. По сюжету пьесы Ричард добивается расположения леди Анны Невилл, вдовы Эдуарда, принца Уэльского, и она выходит замуж за него замуж. В монологе Ричард совершенно откровенен:
Кто женщину вот этак обольщал?
Кто женщиной овладевал вот этак?
Она моя, — хоть скоро мне наскучит.
Ха!
Нет, каково! Пред ней явился я,
Убийца мужа и убийца свекра…
На рисунке король убеждает Анну, но вот ее поза и жесты, на мой взгляд, не характерны для соблазненной женщины, забывшей о гибели мужа… Впрочем, в произведении искусства каждый находит для себя близкие по духу сюжеты и толкования.
«Король Ричард и Тиррел» - мощная, во всю плоскость лица фигура Заказчика с поднятой рукой, стоящая к зрителю спиной, и согнутая фигуранаемного убийцы. Капюшон закрывает лицо Тиррела, а руки цепко сжимают мешочек с монетами… И, конечно, черный кинжал на белом фоне... А на заднем плане – снова маленькие фигурки с алебардами… Присмотритесь к положении алебард в руках у стражников – они разные…
Об иллюстрациях В. Воловича к ирландским сагам, на выставке в Художественном музее Югры, я напишу позднее.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор