Это история очень-очень старая. Она была еще написана иероглифами на папирусах Древнего Египта. А может быть клинописью на глиняных табличках Великого Вавилона. А может быть письменностью ронго-ронго острова Пасхи или была зашифрована каменной вязью на стенах храмов индейцев Майя. Кто знает? Как бы там ни было, но эта мудрая вещь дошла до нашего времени и не растратила свою актуальность. Ее строки до сих пор заставляют задумываться над странностями человеческой жизни. И жизни вообще! Вот, послушайте…
На опушке дремучего леса, под большим дряхлым пнем жила змея. Обыкновенная змея, злая и кусачая. Возможно, это была кобра, возможно – гюрза. Или просто гадюка. Это не важно, главное то, что ее все боялись.
По краю леса шла тропа, а за ней расстилался большой луг. И на нем люди пасли скот. А по тропе иногда проходили путники. Кто не знал про змею, тот обычно без опаски шел мимо старого пня. И змея чаще всего жалила этого человека. А еще она часто кусала скот на лугу, и пастухов, охраняющих стада. Люди очень боялись этой змеи. Они даже пытались ее задобрить: приносили к змеиной норе мышей и ставили блюдечко с молоком. Но змея не обращала на это никакого внимания и продолжала держать в страхе всех окружающих.
Вы спросите: а почему люди не пытались прогнать змею или даже убить ее? Наверное, пытались. Но змея была очень хитрая и очень злая. Если кому-то удавалась приблизиться к ней, она первая бросалась на смельчака. Вскидывала вверх свое гибкое тело и вцеплялась зубами в первое попавшее место. В ноги, в руки, и даже в лицо. Укусы змеи были очень болезненны, а порой и смертельны. Так что люди стали обходить то место, где обитала змея, стороной. Путники перестали ходить по тропе вдоль края леса, а пастухи гонять скот на луг. Даже звери не стали появляться в этих местах. И наступил полный покой.
Сначала змее это нравилось. Никто ее не тревожил, никто ей не мешал. Но потом ей сделалось скучно – она ни на кого не могла навести ужас! Никто не трепетал перед ней, никто не бежал с криком прочь. Змея загрустила, затем затосковала, а зачем вообще впала в глубокую депрессию. Однажды лежа в растрепанных чувствах на солнышке, она стала молиться своему змеиному богу, так искренне и так жалостливо, что змеиный бог пожалел ее и появился перед ней:
- Что тебе надо, змея? Что ты так долго призываешь меня?
- О, смилуйся надо мной, великий… - едва слышно пошептала Змея, - Меня все боятся, все ненавидят, все обходят стороной. Я устала от одиночества!
- Так что ты хочешь?
- Я хочу быть доброй.
- Ну, так будь! – и Змеиный бог исчез.
И змея стала доброй.
Сначала никто не знал об этом, и все по-прежнему обходили место, где жила змея, стороной. Но потом один путник, не зная о змее, беспрепятственно прошел мимо. Слух об этом сразу разлетелся во все стороны. И люди, сначала с опаской, а затем все смелей и смелей ходить по тропинке мимо дряхлого пня, где обитала змея. А сама змея, греясь на солнышке и завидя идущего человека, мирно уползала в свое убежище.
Люди осмелели. Они опять начали пасти скот на лугу возле леса. Некоторые путники, проходя по тропинке мимо пня, били по нему палкой. Просто так, ради забавы. Однажды пастухи увидели змею на лугу и перепугались, но, заметив, что животное спешит уползти прочь, стали кидаться в него камнями. Несколько камней попали в цель и сильно ушибли змею, но она же теперь была доброй и поскорей уползла в свою нору.
С тех пор люди совсем перестали бояться змеи. Даже дети ее не боялись. Они прыгали через пень, стучали по нему палками, а один раз подожгли его. Змее ничего не осталось, как выползти из своего убежища. Тогда дети начали гонять ее по лугу, пытаясь поймать за хвост. И поймали, и привязали к веревке, и начали подбрасывать в небо.
После каждого такого запуска, змея падала на землю и сильно расшибалась. Но уползти быстро не могла, ее успевали поймать. В конце концов, детям надоела их забава, и они бросили змею. А она полуживая едва заползла под первую попавшуюся корягу.
Измученная змея поняла, что умирает. В последний раз она произнесла молитву своему змеиному богу, и он тут же возник перед ней:
- Ну, что с тобой случилось? – строго спросил он.
- Я хотела быть доброй, но ничего не вышло… - тихо проговорила змея.
- А ты что думала!? – Воскликнул Змеиный бог. – Быть доброй очень трудно. И даже опасно. Не зря же говорят – добро наказуемо. Но ты могла хотя бы шипеть!..
- Я хотела быть совершено доброй…
Змеиный бог пожалел змею и, чтоб она долго не мучилась, забрал с собой. Должно же добро хоть иногда быть не наказуемым!