Случай послужил началом моего интереса к данной теме. Вообще-то я сейчас собираю материалы к Аборигену планеты Земля. Просматривая картинки в Интернете, я уже и не помню где, сохранил для себя фото с любопытной поверхностью воды. К созданию такой картины был причастен плещущийся селезень. Фрагмент фото я сохранил в Сети под названием «Глаза воды», а оригинал вместе с другими материалами пропал при очередной «катастрофе» с моим ПК.
При попытках восстановить потерянное я вспомнил и о селезне, и об одной русской народной сказке, где также есть эта птица. Привожу этот текст полностью по имеющейся в Сети публикации.
Чудесная рубашка
В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.
В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там - с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.
Иван - купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.
Вошел в комнаты, ходил, ходил - нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван - купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.
Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.
- А ведь хлеб да вино у нас початы! - говорит орел.
- И то правда, - отвечает сокол, - видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:
- Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок - будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец - будешь родной братец, коли ты старушка - будешь мать родная, а коли красная девица - назовем тебя родной сестрицею.
Иван - купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.
На другой день стал орел просить Ивана - купеческого сына:
- Сослужи нам службу - останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.
- Хорошо, - отвечает купеческий сын, - будет исполнено.
Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.
После того обратились добрые молодцы птицами - орлом, соколом и воробьем - и улетели.
Иван - купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать - ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.
В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.
Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.
Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.
На другой день начал просить Ивана - купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван - купеческий сын согласился.
Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.
В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.
Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.
Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.
На другой день поутру начал воробей просить Ивана - купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.
Братья обратились птицами и улетели. Иван - купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.
Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.
После обеда говорит старший брат, орел:
- Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь - дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, - рубашку.
- Возьми, - говорит, - эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!
Иван - купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.
Иван - купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:
- Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!
Иван - купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.
Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван - купеческий сын так мудр и силен?
Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:
- Скажи, Иван - купеческий сын, где твоя мудрость?
- На кухне, в венике.
Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:
- Зачем это веник изукрасила?
- А затем, - говорит Елена Прекрасная, - что в нем твоя мудрость и сила скрываются.
- Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?
Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:
- Скажи, милый, где твоя мудрость?
- У быка в рогах.
Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:
- Что это значит? Зачем рога вызолочены?
- А затем, - отвечает Елена Прекрасная, - что тут твоя сила и мудрость скрываются.
- Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?
Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:
- Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван - купеческий сын и выдал ей тайну:
- Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.
Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.
Трое суток лежало тело Ивана - купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.
На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.
Бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону:
- Принеси скорее мертвой и живой воды!
Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.
Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана - купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.
Иван - купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.
Только Иван - купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.
Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.
При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:
- Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:
- Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.
Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула - красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.
Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.
Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:
- Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.
Она так и сделала, бросила щепочку в озеро - щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.
Пришел на то озеро Змей Горыныч - вздумал поохотиться, - увидал золотого селезня. “Дай, - думает - живьем поймаю!”
Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану - купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул - и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея.
После того пришел Иван - купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.
Интерпретация сказки.
В начале сказки есть слово вино. У французов бытует выражение: «Вином нужно наслаждаться также как музыкой и произведениями искусства»».
Тогда, чем нам здесь, в этом повествовании, удивляться и восторгаться?
Сказочные тексты содержат в себе эмоциональную часть, а также фактическую и скрытую информацию. Первая необходима для запоминания содержания. Рефлексы, эмоции и переживания служат воротами для подключения памяти. Факты и сюжет вызывают интерес к излагаемому материалу. Самое ценное сказитель прячет за словами-намёками, за образами, символами и знаками, смысл которых, как он полагает, должен быть известен людям.
Пройдёмся снова по сочинению, обращая внимание на слова-намёки.
Начнём истолкование скрытого содержания сказки с выявления личности героя и автора.
Героя позволяет установить слово «братья»» (старшие и младший). Так в давних текстах называли тех людей, которых мы сейчас причисляем к учёным. Рекомендую прочитать мои толкования повествований, где есть братья:
сказку Названный Отец http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/nazvannotec.shtml
сказку Котигорошко http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/kotigorochko-1.shtml
и очерки Золото Скифов http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/zolotoskifow-1.shtml
а также Словарь подтекста языка мифов http://zhurnal.lib.ru/r/romanowskij_a_i/slowarpodteksta.shtml
Многие тысячи лет учёность людей была литературной. Свои находки, истинные знания ученые передавали потомкам в сказках, мифах, притчах и пословицах.
Итак, герой сказки – учёный. Наверно и автора текста нужно отнести к этой же когорте людей или к популяризаторам науки. Ещё необходимо отметить его мастерство как писателя и знатока сказочного жанра.
Теперь нужно выявить в каких областях знания сделал открытия ученый и что это были за сведения.
Слова «дом» и «дверь» являются образом и символом государства. «Стена» - граница страны.
Слова «стол», «хлеб» и «вино» применяют для обозначения, соответственно, истории, истинных знаний и откровений.
Значит, герой и сказочник собираются просветить нас в вопросах прошлого государственных образований?
Найдены ключ и двери в подземелье, за которыми находятся богатырские кони.
«Конями» обозначали способности предвидения, прогнозов и пророчеств.
Дарят их младшему брату орёл и сокол.
Этим пернатым, которые оборотились в добрых молодцев, уделим большее внимание.
Вспомним, что орёл у древних греков вскормил младенца Зевса.
Соколом изображался бог Гор, сын Осириса, у древних египтян.
Отцом богов у древних славян был Сокол-Род. Из яиц, снесённых этой птицей, появились Белобог (Дед) и Чернобог. Это были олицетворения Добра и Зла.
Припомним ещё и такие общеизвестные моменты. Настоящим богатырём был Персей, сын Зевса. На коне Пегасе ему удалось победить Змея и освободить Андромеду.
В мифе говорится, что герой кинулся вниз на чудище, как орёл на добычу.
Читайте моё толкование мифа О Персее http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/opersee.shtml
В украинских «Думах» соколом называют казака. Атаманом называли в былинах Илью Муромца.
Орёл и сокол подарили Ивану коней вместе с перемётными сумками
Что было скрыто в этих сумках? Золото и камни-самоцветы.
«Здоровье – золото», - говорили древние египтяне. А что скрыто за самоцветными камнями, можно лишь догадываться.
В сумке Персея, к примеру, была голова Медузы горгоны. Эту голову герой отдал Афине.
В перемётной сумке Ильи Муромца был привезен в Киев Соловёй-разбойник. Такой персонаж есть в древней книге «Мудрость Балавара».
Значит, какая-то давняя мудрость досталась Ивану от добрых молодцев, умевших превращаться в птиц.
Множество разумных личностей заботились о том, чтобы наша история не пропала. Они по «зернышку» собирали и хранили бесценный опыт прошлого, чтобы передать его потомкам. Результат их труда мы видим сегодня в наших Сказках. Возможно, что именно их дарит Воробей герою в виде «Чудесной рубашки»?
Былины, Думы и Сказки являются истинными сокровищами и даром предков своим потомкам.
Все познается в сравнении. Жил в восемнадцатом, начале девятнадцатого веков человек, о котором современники говорили, что потомки не поверят в его реальное существование. Сам же он считал себя живым воплощением Аполлона, сошедшим на землю, и написал о себе так:
«Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои труды вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свой образ жизни: часто я пожинал посеянное другими; мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гёте».
Иоганн Вольфганг Гёте оставил после себя 143 тома сочинений. Гердер называл Гёте воробушком.
Жил и в наших краях когда-то человек, кто первым сказал: «С миру по нитке – голому рубашка»! Такая народная мудрость издавна бытует у нас и передаётся из поколения к поколению, как пословица.
Действительно, кто мешает заимствовать всё лучшее, что есть у других народов и реализовывать его в своём государстве?
Какой-то странный наш «историк». Его в событиях прошлого интересуют сказочные персонажи.
Пока закончим эту часть с установлением личностей героя и сказочника и перейдём к следующим персонажам сказки.
Следует упомянуть о Елене Прекрасной. За ней скрывается рассудительность древних греков, с их мудростью и философией. Её Иван берёт себе «женой».
В Музее Отображений Сложных Явлений http://www.artlib.ru/index.php?id=15&fp=2&uid=6058
можно подробнее узнать о разных «женах».
За образом многоголового Змея скрыты воинствующие враги – внешние и внутригосударственные. Они также знают о сущности Елены и её используют в своих целях.
Интересны эпизоды сказки, когда во дворце находится Иван и затем властителем становится Змей.
В первом случае легко отгадать, почему Иван говорит Елене, что его сила находится в венике и в быке.
Давняя сказка о том, как старик наглядно демонстрировал сынам прутик и веник, всем известна. Сила в единстве. Можно долго перечислять, в чём оно проявляется у нации.
Елена украсила веник разными цветами. Так она отметила здравомыслие народа, который беспокоится о своей государственности.
Ещё «цветами» обозначают великие открытия.
Бык – это образ стратегической обороны государства. Его рога также вызолочены.
К вопросам защиты страны от врагов нужно подходить со здравым смыслом. Слишком большое вооружение превратит страну в милитаризованную, но голодную державу. Если же этому вопросу уделять недостаточно внимания, тогда народ останется беззащитным перед возможным агрессором.
Далее следует гибель героя лишившегося рубашки.
Есть в этом повествовании и ворон с вороненком, который приносит мертвой и живой воды. Воронами издавна называют историков.
Историки занимаются древними писаниями (мертвой водой) и их современной трактовкой (живой водой).
Из произведения Джованни Боккаччо «Ворон» можно узнать, что жена у ворона «вдова».
Большинство писателей о прошедших событиях пользуются рассудительностью своих предшественников.
С приходом к власти разрушителей государства происходят следующие деяния.
Коню срубают голову, деревья срубают.
Нужно замечать, когда исчезают признаки (голова коня) предвидения и прогнозы.
Плодовые деревья, выросшие из крови коня – это знания о наступающих добрых или неблагоприятных временах.
Такие знания уничтожаются.
В конце сказки автор прогоняет Елену и женит героя на её служанке, которая слышит речь коня и голос дерева.
Мне припомнился миф, в котором говорилось о служанке Елены. Это – Эфра, мать Тесея, жена Афинского царя Эгея. Братья Елены взяли Эфру в плен и подарили сестре.
«Женой» руководителя государства должна стать мудрая рассудительность Афинских царей.
Такие выводы можно сделать из этой сказки.
Снова возвращаемся к Ивану и сказочнику. В заключительной части сказитель превращает героя в селезня. За птицей охотится Змей. Думаю, что сейчас, когда минуло много времени, будет интересно и нам – наследникам на этой земле, узнать о своих мудрых предках.
Кто же из ученых послужил прототипом птицы, владеющей знаниями и прогнозами на будущее? В каком историческом отрезке времени он жил? Может ли герой и сказочник быть одним и тем же человеком?
Ответ на второй вопрос может дать слово «пуля» в тексте сказки. Огнестрельное оружие появилось пятьсот лет тому.
Пока у меня два кандидата на зелёноголового «селезня». Это историк Николай Михайлович Карамзин и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Карамзин написал свою главную книгу «История государства Российского», в которой уделил внимание народным традициям. Историк был очень широко образованным человеком.
В пользу Крылова говорит имя баснописца и героя – Иван. Сочинители басен, говорил Боккаччо, являются лучшими историками. В качестве примера можно привести басню Крылова о «Лебеди, Раке и Щуке», тянущих воз в разные стороны. «Возом» обозначен исторический процесс движения государства. А движение ему задают Прошлое (Рак), Настоящее (Щука) и Будущее (Лебедь).
Сказочником, наверно, является историк и этнограф Александр Николаевич Афанасьев или Владимир Иванович Даль. Создатель Словаря передал Афанасьеву много сказок, поговорок и пословиц из своей коллекции. Возможно, из его собраний взята сказка.
Я не исключаю из числа претендентов на высокое звание зелёноголовой птицы и многих других.
Причём здесь зелёный цвет?
Будущее в пророческих сочинениях помечают этим цветом!
Френсис Бэкон говорил о необходимости изучать мудрость древних. «Там можно найти такие знания, о которых и не подозреваем», - писал он.
Нет, это вам спасибо! Знаете благодаря вам...я почему то поняла, что жизнь не такая уж плохая штука, что благодаря сказкам можно ее чуточку украсить.
Большое спасибо....
10 баллов!!!