16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 447Зрителей: 65 590
Авторов: 56 857

On-line4 744Зрителей: 900
Авторов: 3844

Загружено работ – 2 112 285
Социальная сеть для творческих людей
  

ЗВАННОЕ – ЗНАЧИТ СЕРДЦУ ДОРОГОЕ

Литература / Репортажи, интервью / ЗВАННОЕ – ЗНАЧИТ СЕРДЦУ ДОРОГОЕ
Просмотр работы:
21 сентября ’2011   13:31
Просмотров: 26420

Живя в определенном месте, настолько привыкаешь к нему, что уже и не замечаешь его особенностей. Но не все готовы с этим мириться, уверенно доказывая, что история даже небольшого села может поразить большое число людей. Благодаря таким энтузиастам мир узнал о селе Званном Глушковского района. Испокон веков оно живет на стыке двух культур – русской и украинской, впрочем, здесь все так перемешалось, что русские называются хохлами, а украинцы чувствуют себя как дома.
В последнее десятилетие Званное стало особенно знаменито благодаря тому, что здесь в ночь с 6 на 7 июля традиционно устраивается праздник Ивана Купалы. С недавних пор он приобрел статус международного фестиваля, куда съезжаются фольклорные коллективы не только из соседних регионов России, но из Украины и Белоруссии.
Столь масштабное мероприятие «выросло» по сути из деревенских посиделок. Дело в том, что и в советские времена в Званном помнили о традициях предков – ребятня накануне Иванова дня костры разжигала, чтобы посоревноваться, кто через огонь выше прыгнет, девушки плели венки и гадали на суженых, а старушки затягивали народные украинские песни. Именно они близки по духу званновцам, и Иван Купала (вспомним Гоголя) прижился здесь благодаря крепким украинским корням местных жителей.
Сегодня купальский день в Званном – реконструкция давних событий, действо, отображающее дохристианские представления славян о мире и его обитателях.
Конечно, это игра, ведь в наши дни трудно по-иному воспринять древние обряды. Однако генетическая память званновцев диктует им правильный сценарий поведения, что подтверждает и пластика девушек, выполняющих ритуал спускания веночков на речную гладь, и лихие прыжки участников праздника через костер, и богатый ассортимент травниц, уверенных, как и их бабушки, в том, что лечебные травы, собранные на Ивана Купалу, обладают особой силой.
В далекие времена было принято отправляться в лес за травами и кореньями купальской ночью, и должны они были быть сорваны на заре Купалы, прежде чем на них обсохнет роса. В течение года травы хранили как некую святыню: окуривали ими больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.
Наступает в Званном вечер накануне Ивана Купалы, и как прежде девушки, украсив свои головки веночками, идут к месту купальского огня. Не обходится праздник без песен и хороводов, а уж прыгнуть через костер желающих хоть отбавляй. Возможно, здесь до сих пор верят в силу огня и это некий обряд очищения для тех, кто решился «перемахнуть» через костер.
Одна из самых красивых историй купальской ночи — легенда о цветке папоротника, который расцветает только в это время. Если верить знахарям, происходит это следующим образом: из широких листьев растения внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и перед взором предстает ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку не удается сделать это. Но смельчаки находились во все времена, только отправляться за трофеем нужно было непременно в глубину леса, и срывать цветок моментально, чтобы не дать возможности сделать это представителям лесной нечисти. Считается, что нашедший расцветший папоротник приобретает власть над всем миром. Был такой прецедент в истории или нет, доподлинно неизвестно. Однако званновцы решили в этом году включить в программу праздника мероприятие по поиску папоротника. Правда, по условиям конкурса нужно было принести не цветок, а хотя бы лист этого «мистического» растения. Местом для своеобразного соревнования по спортивному ориентированию был выбран Карыжский лес. Старожилы уверяли, что такое состязание не из легких – идти нужно будет ночью, а до трофея сразу не доберешься. Папоротник, как и положено, растет в глубине леса. Но смельчаки все же нашлись.
Всю купальскую ночь в Званном звучат песни, устраиваются хороводы, игры. Красивое, колоритное мероприятие на берегу Сейма призвано не только веселить, но и учит не забывать о своих корнях. Нужно помнить и о тех, кто когда-то стоял у истоков организации и проведения праздника, оказывая всевозможную поддержку.
Сценарий разрабатывается и воплощается силами специалистов областного Дома народного творчества, Званновского дома культуры, преподавателями и учениками местной музыкальной школы. Трудно было бы представить себе развитие фестиваля без участия районной администрации. Понятна и заинтересованность главы района, и тех энтузиастов, которые отдают время и силы подготовке праздника: театрализованное мероприятие накануне Ивана Купалы проводится только на глушковской земле, а это особая причина для гордости.
Гордится нынешними масштабами купальского фестиваля и Анатолий Васильевич Павлюченко, который еще 15 лет назад был уверен в успехе столь необычного, но важного с краеведческой точки зрения мероприятия. Он был в числе первых организаторов праздника и остается верен традициям глушковской земли и поныне. Хотя сам родом с Брянщины, но уже более 35 лет живет в Званном и менять место жительства не собирается.
С особой теплотой о своей малой родине говорит и Иван Михайлович Сущенко – человек, пишущий историю села Званное (часть материалов опубликовал в Интернете). Он собрал факты и даже сельские предания, согласно которым первое упоминание о Званном датируется 1685 годом.
- Большинство стариков рассказывали о том, что давным-давно казаки приплыли на челноках искать землю для поселения, увидели красивое и удобное место, поселились здесь, а потом стали звать сюда своих родственников. Так и возникло село с названием Званное, - пишет Иван Михайлович. - На мой взгляд, заселение началось в 50-70-е годы ХVII века в следствие присоединения Левобережной Украины к России. Украинцы двинулись вверх по реке Сейм. И, наверное, в одно и то же время появились такие села, как Карыж и Званное и ряд других поселений на левом берегу Сейма. При этом достоверно установлено, что Карыж возник как казацкий пост Русского государства. И в Карыже, и в Званном живут по крови и по языку украинцы и скорее всего переселенцы одной волны. На правобережье Сейма в Глушковском районе живут русские «москали-кацапы». На левом берегу – украинцы.
В 30 годы прошлого века в званновской школе учили украинский язык.
Наименование села его жители произносят: Звана. Званное - это официальное название, русское. Моя классная руководительница Валентина Григорьевна в начале 60-х годов объясняла нам, что учителя-русоведы в Званном и в районном центре Глушково долго спорили, как правильно писать: Званое или Званное. Эта проблема возникла, когда районное начальство решило на въездах в селения поставить знаки с их названиями. Таким образом, есть два названия села: одно народное – Звана и другое – Званное.
…Этническое самосознание званновцев размытое. Мы привыкли говорить друг другу: «Я тиби по русськи кажу». И вместе с тем без проблем соглашаемся, когда будяне и лещиновцы – русские называют нас хохлами. Да мы и сами так зовем себя, но не украинцами.
Если же говорить о первопоселенцах Званного, то хотя украинцами они себя не называли, но ими были. В официальных документах русской администрации того времени украинцев (не имевших тогда этого этнонима – национального имени) как только не именовали: севрюками, черкасами, литовскими людьми (выходцами из польско-литовского государства), казаками, посполитыми, а позже - малороссами.
Но то были именования официальные, в народе широко они не приживались. В своей местности, русско-украинской среде большее значение имело именование не по принадлежности к народности, а по поселению: глушковец, званновец, карыжанин, будянин, лещиновец, белополец, будянин – поскольку эти люди не чувствовали сильного отличия друг от друга, были православными и язык понимали без труда. Так было в период, когда существовало Московское государство, потом Российская империя. Но чтобы как-то определить явные отличия, например, будян от званновцов, применялись и народные именования: званновцы – это «хохлы», а будяне – «москали», «кацапы». Конечно, эти названия носили (и носят) оттенок прозвища, клички. Но вы видели кого-то из званновцев, чтобы он лещиновца называл русским вне государственного учреждения, или будянина, который называл бы званновца на улице – украинцем? Хотя в дружеском кругу, где есть званновец и будянин всегда можно услышать иронически-ласковое: «Ах ты хохол!», «Эй, ты, кацап!»
Вот так - уже украинцы, но еще без этого имени, с территории Украины, но еще не носившей этого названия, и переселились предки званновцев туда, где основали Званное. В советский период этот факт позволит званновцам легко стать русскими. В 1928 году был введен «пятый пункт», и в свидетельствах о рождении и паспортах стали писать национальность. Поскольку «хохлы» Званного, Карыжа, Ходякивки, Кульбак и других сел, когда-то переселившиеся в Слободскую Украину, вошли со своими поселениямим в состав РСФСР, то их записали русскими. Никто из жителей этих сел и не возражал, поскольку «русськими» себя чувствовали, хотя говорили на украинском языке, отличном, конечно, от литературного. Жителей соседних поселений, вошедших в Украинскую ССР: белопольцев, стецковцев, миропольцев - записали украинцами. Так потомки одной волны переселенцев с Украины на территорию Слободской Украины стали представителями разных наций.






Голосование:

Суммарный балл: 50
Проголосовало пользователей: 5

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 29 сентября ’2011   19:59
...Так политика делит не только территорию, но и народности. А на самом-то деле если человек человека понимает, значит он РОДной.

Оставлен: 29 сентября ’2011   20:09
Спасибо! Я рада, что эта статья нашла отклик в Вашем сердце. Я ведь не в Званном живу, а в Курске, и для меня история этого села тоже уникальна. Это просто потрясающее место, а Глушковский район Курской области у нас называют маленькой Швейцарией. Так что приезжайте в гости.

Оставлен: 29 сентября ’2011   20:49
У нас тоже в Белоруссии из народностей пречудеснейший компот получился. Вроде белорусы все, а я по корням полька замешанная на старо-русской крови. Но мне это не мешает жить и любить людей всех национальностей из нашего компота, да и из других тоже. Адам был один, а значит мне все друг-другу братья и сестры. Чего делим? Деньги? Душой бы лучше делились и сделали бы из нее Волшебный напиток мира и любви.

Оставлен: 29 сентября ’2011   20:57
Прекрасные слова. Я тоже общаюсь с людьми не по принципу принадлежности их к той или иной национальности. Это глупо. А вот хороший человек или нет, глубоко мыслит или поверхностно, что у него на сердце и на уме - это суперважно. А с Белоруссией у нашей области очень тесные отношения, дружим мы. И мне с Вами очень приятно общаться. Спасибо!

Оставлен: 29 сентября ’2011   21:02
Читаю Ваших "аистов" у Вас хороший слог, красивая литературная форма. Приятно осознавать, что люди способны такое создавать. Еще не дочитала, но уже стало понятно, что Аист Вашей дочери необыкновенно талантливый Учитель. С удовольствием прочитаю эту сказку внуку. Грамотная она.

Оставлен: 29 сентября ’2011   21:06
Спасибо большое. Мне нравится писать сказки, я тогда отдыхаю. Здесь еще есть моя сказка "Ясненька и Пасмурка". Она гораздо короче. Может, Вашему внуку будет интересно. Я благодаря этой сказке отучила дочку бояться дождя и грозы.


Оставлен: 29 сентября ’2011   20:03
Ваши званновцы молодцы! Возрождение традиций, истинно русских, - святое дело.
Что касается политики... Разделяй и властвуй, разве нам это не знакомо?
А написано очень хорошо.
190

Оставлен: 29 сентября ’2011   20:13
Спасибо, очень приятно, что Вас заинтересовала эта статья. Я по долгу службы часто бываю в сельской местности, хотя живу в Курске - так сказать, сугубо городской житель. А традиции во многих селах уникальны, это просто живая история, и грех было бы об этом не рассказать. Кстати, Глушковский район Курской области называют маленькой Швейцарией. Так что приезжайте в гости, на следующий год в Званном снова будут праздновать день Ивана Купалы.


Оставлен: 09 октября ’2011   19:53
Вы такие статьи хорошие пишите )))
задуматься заставляют)))))))
+10)))))
       

Оставлен: 09 октября ’2011   20:01
Спасибо за отзыв! Писать статьи - это моя работа. Я - журналист. Хорошо, что пока есть о ком и о чем писать.


Оставлен: 11 марта ’2014   13:29
Довольно интересная статья. Много милых моему сердцу мест: Глушково, Званное, Карыж...

Вообще, земли эти некогда были подарены Петром I гетману Мазепе, когда те ещё дружили. Туда переселяли людей с западной Украины. Отсюда и такое сильное влияние украинской культуры. К слову, если приехать в Шагарово (глухое село близ Глушково), то там русскую речь и не услышишь. По крайней мере, так было раньше. Там был такой гремучий жёсткий суржик, близкий к украинской мове.

Что до легенде о папоротнике и его цветке - это правда. Нет, я не имею в виду, что папоротник реально цветёт. Я про то, что у нас такое придание бытует.

О Карыже. Это поселение не было возведено казаками. Его возникновение датировано более ранним периодом. А именно, временами татаро-монгольского ига. Слово "карыж" переводится как "дом у реки(воды)".

Оставлен: 11 марта ’2014   13:56
Спасибо, что заглянули в гости! В Глушковском районе и сейчас в некоторых деревнях говорят на суржике. Это очень забавно и интересно, в том числе и с научной точки зрения. О Карыже у меня таких познаний нет, я лишь привожу мнение исследователя, но Ваша версия весьма интересна. Надо отметить, что в Курской области в принципе сильно влияние украинской культуры.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
«Клином летят журавли» - на конкурс

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft