16+
Лайт-версия сайта

Музей катастроф на водах в Малореченском. Крым

Литература / Репортажи, интервью / Музей катастроф на водах в Малореченском. Крым
Просмотр работы:
01 ноября ’2023   10:23
Просмотров: 1960

* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке:
https://youtu.be/5n1klwlvnEA


На поверхности моря всегда шум волны, крик чаек, и прочие звуки жизни. На глубине всё иначе. Она безмолвна.

Сегодня мы побываем в Музее катастроф на водах. Этот уникальный объект не имеет аналога в мире. По крайней мере, мы не нашли таких. Находится музей в Крыму, в Малореченском, в Храме - маяке Николая Чудотворца. Музей катастроф и храм являются одним большим мемориалом всем погибшим на водах, и строился он с 2004 по 2007 годы именно с учётом этой особенности. Под главным крестом, на самой высокой точке, внутри позолоченной сферы Храма установлен маячный фонарь, который, однако, играет роль простого украшения.

Прежде чем мы зайдём в музей, немного расскажем о церкви. Это самая высокая церковь Крыма. Её высота 65 метров. На высоких фасадах имеются в форме крестов ниши, в которых очень красочно изображены Святой Николай Чудотворец и Божья Матерь. Цепи, якоря, скульптуры кораблей, использованы в оформлении и значительно подчёркивают основное предназначение этого храма. Портики украшают яркие красочные росписи и на белом фоне они выглядят очень красиво.

Место, где расположен Храм, величественно раскинулось на крутом склоне и он, словно большой поминальный памятник, виден издалека.

Музей расположен ниже Южного входа в храм. Его экспонаты, как и вся музейная экспозиция, выполнены в единой концепции. Все его 14 залов невольно вызывают чувство присутствия на палубе затонувшего корабля. Пятьсот экспонатов позволяют не только понять, насколько человеческая цивилизация освоила воды Мирового океана, но и физически ощутить себя ничтожно малым в его могучих объятиях. Буквально сразу за кассовым залом, посетители музея полностью погружаются в человеческие трагедии.

В залах установлены экраны, на них можно увидеть отрывки из познавательных передач, в которых говорится о самых крупных трагедиях за последнее столетие. Это интересно. Но мы расскажем об одной, которая известна нам.

Начнём наш рассказ с точного определения слова «катастрофа». Оно греческого происхождения и означает в переводе «переворот, ниспровержение, смерть». В общем, самое настоящее бедствие. Оно влечёт за собой неизбежные жертвы и значительный материальный ущерб. Катастрофы произошедшие на земле - разрушительные, на воде – роковые. И это не простая метафора. Подавляющее большинство трагедий в Мировом океане, этой части непрерывной, но не сплошной водной оболочки Земли, произошло, и происходит из - за роковых ошибок, или непростительной халатности, как отдельных людей, так и целых команд.

Рок - этот неумолимый признак судьбы, правит на воде, похоже, с самого начала истории человечества, и выбирает жертвы не ради простого утверждения своей власти, а избирательно, показывая одним торжество природных сил и наказывая других, за малейшее пренебрежение ими. Мы расскажем вам историю, которая наглядно подтверждает это.

В её начале всё было как по шаблону – два технически исправных судна, почти идеальные погодные условия, опытные квалифицированные капитаны, исправная радиосвязь, по которой был установлен контакт между судами, но трагедия всё же случилась и унесла жизни 423 человек. Шестьдесят четыре из них, обрели могилу на сорока семи метровой глубине, вместе с кораблём.

31 августа, 1986 года, из Новороссийска вышел круизный лайнер «Адмирал Нахимов». Этот круиз начался двумя днями раньше, в Одессе, и корабль уже успел зайти в Ялту и Новороссийск. Далее, семидневный маршрут предполагал посещение Сочи, Батуми, и затем возвращение назад в порт приписки. Но в пятнадцати километрах от порта Новороссийск и в четырёх от берега, напротив мыса Дооб и села Кабардинка, его протаранил сухогруз «Пётр Васев». В 23 часа 12 минут произошло столкновение, а уже через 8 минут огромное пассажирское судно скрылось под водой. Для понимания сути происходящего скажем: «Титаник», после столкновения с айсбергом, оставался на плаву 2 часа 40 минут.

Теперь представьте, что можно сделать для спасения за 8 минут, в полной темноте - свет на корабле отключился сразу после удара. Корабль стал резко крениться на правый борт. Это были в высшей степени отчаянные минуты.

Попробуем разобраться, череда фатальных случайностей, неграмотные действия команд кораблей, или иные причины повлияли на случившиеся. Будем использовать только проверенные факты. Начнём с балкера «Пётр Васев». С ним, казалось-бы, всё ровно и понятно. Построен в 1981 году в Японии. По морским понятиям это было абсолютно новое судно. Капитан Виктор Ткаченко считался достаточно опытным и даже очень квалифицированным профессионалом. Он полностью доверял показаниям системы САРП - так сокращенно называется система автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные, поступающие с мониторов, наглядно показывали, что всё идёт нормально. Если следовать тем же курсом, корабли благополучно должны были разойтись. Виктор Ткаченко всё время был на капитанском мостике, и до последнего следовал указанием приборов. Лишь в 23 часа 07 минут, всего за 5 минут до столкновения, он приказал снизить скорость, а затем резко перевел машины на задний ход. Но огромный, гружённый сухогруз, массой 30000 тонн, просто не мог быстро изменить направление движения, или остановиться. Лишь немного снизив ход, он почти под прямым углом врезался в борт «Адмирала Нахимова».

Иная ситуация была с круизным лайнером. Спущен на воду он был в 1925 году, в Германии, и его первое название было «Берлин». Изначально он совершал трансатлантические рейсы. С 1939 года корабль становится госпитальным судном третьего рейха. Тогда же на нём случилось первое ЧП - взорвался котёл, погибли 17 членов экипажа.

Далее, 31 января 1945 года он подорвался на немецкой же мине в Поморской бухте Балтийского моря. Вернее, на двух минах, и затонул. Два года он пролежал на дне морском, затем советские специалисты принимают решение поднять и восстановить «Берлин». При подъёме, когда корпус судна уже появился из воды, вдруг раздаётся взрыв и корабль опять уходит под воду. Произошло это на этот раз 31 декабря 1946 года.

Несмотря на происшествие, судно всё-таки поднимают и подтаскивают в док Кронштадского завода. Там ему присваивают новое название, в честь прославленного русского флотоводца. Его частично ремонтируют, но для окончательного восстановления отправляют в ГДР.

В 1957 году владельцем «Адмирала Нахимова» становится Черноморское морское пароходство, и Николай Антонович Соболев, вплоть до ухода на пенсию в 1978 году, становится бессменным капитаном обновлённого судна. Затем, капитаном назначают Вадима Георгиевича Маркова, очень опытного, перешедшего с линий загранплавания. Именно при нём происходит столкновение.

Странности в событиях, происходивших на круизном лайнере в тот вечер, начались ещё при отправке из Новороссийска. Отдав швартовы строго по расписанию в 22:00, он задержался на рейде, поджидая опоздавшего высокого начальника, пожелавшего отдохнуть вместе с родственниками. Его подвезли на катере. К слову сказать, ни ему, ни родственникам, выжить не удалось. Далее, когда уже было установлено, что навстречу движется сухогруз, Марков связывается с ним по рации, затем устанавливает курс корабля, передаёт управление помощнику, Александру Чудновскому, и уходит свою каюту. То есть, покидает капитанский мостик. Нельзя сказать, чтобы это было большим нарушением, но всё-таки оно случилось.

Помощник капитана не доверяет приборам, визуально понимает, что что-то идёт не так. Опять связывается с сухогрузом. Тот подтверждает, что хорошо видит «Адмирала Нахимова», и тут Чудновский, возможно, совершает самую роковую ошибку. Он меняет курс корабля, что само по себе, без ведома капитана делать категорически запрещено, и словно подставляет бок корабля под удар. Далее, со страшным скрежетом и неимоверной силой, «Пётр Васев» таранит пассажирский лайнер. Только ниже линии воды он сделал пробоину 84 квадратных метра. Она протянулась на три отсека. Всё происходившее потом, было одной цепочкой фатальных событий.

Марков появляется на мостике, но первым делом начинает ругать своего помощника. Сигнал тревоги никто не отдаёт. Затем, вместо того, чтобы спускать шлюпки на воду, он посылает матросов в трюм, узнать какие повреждения в корпусе. Между тем, уже через 4 минуты после столкновения крен корабля составлял 45 градусов. В это время он продолжал движение, разрывая пробоину дальше. Иллюминаторы нижних палуб и клинкетные двери между отсеками оказались открытыми. Это было грубейшими нарушениями мер безопасности и вода мгновенно заполнила судно. Те, кто были на палубе, прыгали за борт. Из топливных баков хлынуло топливо. Падающие в воду скамейки и прочая не закреплённая утварь, буквально сметала цепляющихся за что попало людей. В темноте, в узких коридорах лайнера, обезумевшие от паники пассажира давили друг друга, пытаясь найти выход. Были такие, которые драли за спасательные жилеты. Иные, наоборот, спасали других, забывая о себе. Так, пытаясь спасти детей, запертых в каюте, погибла молодая стюардесса. Её тело нашли с крепко зажатыми в руке ключами. Другая, до последнего помогала надеть пассажирам жилеты, но сама этого сделать не успела. Её нашли только спустя два дня после трагедии. Капитан Марков до последнего оставался на мостике, и лишь вода его смыла оттуда. Он остался жив, а вот его помощник Александр Чудновский, после ссоры с капитаном, спустился к себе в каюту и заперся изнутри. Его тело было обнаружено.

На следующий день после трагедии, водолазы приступили к поиску жертв. Было поднято 358 тел, но к числу утонувших, прибавилось ещё два подводника – водолаза, исполнявших свой профессиональный и человеческий долг.

После суда обоих капитанов приговорили к 15 годам лишения свободы. Отбыв по шесть, они освободились по амнистии. Марков вернулся на Черноморский флот и был назначен капитаном – наставником мореходства. Ткаченко – сменил фамилию и иммигрировал в Израиль. В 2003 году, во время перегона чужой яхты, он утонул у берегов Канады, примерно в том месте, откуда в 1986 году начался его роковой рейс на сухогрузе «Пётр Васев».

Мы не ставим цели кого-то судить, или обнаружить истину. Мало того, суд уже давно свершился. Возможно, жертвам этого недостаточно, но разобраться в морских катастрофах всегда сложно. Ведь вода, как мы знаем, смывает все следы.
­






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

1035
По себе я скучаю, прежней✨ Шайхузин Радик

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Любителям творчества группы Король и Шут - Спрыгу со скалы (кавер)


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft