«ВЕСНА ОПЯТЬ ВЕРНЕТСЯ…» Приезду Евгения Доги посвящается.
В понедельник в шесть утра большой город еще спал, когда на него опустилась звездная
мелодия. Апрель в серой шинели и пасмурным лицом слегка улыбнулся.
Такое случается не часто, когда к нам прилетают настоящие волшебники.
Творчеством звездного композитора Евгения Доги было пропитано мое детство,
юность и мое творчество.
Сначала я собирал его музыку по крупицам из понравившихся мне фильмов, преобразующих все вокруг и благодаря его музыке.
Затем, когда духовный багаж волшебных ритмов был вполне ощутим, случайно узнал,
Что весь этот музыкальный огромный клад и был – Евгений Дога.
А встретился с мастером тоже случайно. В подземном переходе, рядом с часовней.
Когда вышли на свет, поднялись по ступенькам в город, то обратил внимание на его
необычный вид: красное стильное пальто, черная шляпа, бронзовый загар его лица , открытый лоб, две искорки в глазах и Бельмондовскую улыбку. Сначала он и показался
Жан Полем Бельмондо. Но это был другой герой.
Пока шли до чешского ресторанчика «У Вацлова» где обедал маэстро, обратил внимание и на его житейский юмор, позволяющий мне естественно работать: сделать
парочку фотоснимков.
Ритм незнакомых людей и машин, пронизывающих улицы бежал в русле рабочего дня.
По дороге до ресторанчика попалась группа студентов с педагогического колледжа. Душа не удержалась, и я похвастался, что рядом находится композитор.
Студенты зааплодировали и Евгений, сгримасничав, снял шляпу. Что-то было в нем
зажигающее, Бельмондовское. Говорил он с небольшим акцентом и это, придавало ему
стиль.
Двое студентов подошли к нам и увязались до самых дверей чешского ресторанчика.
Когда гость вошел в холл, они спросили меня: А Евгений Дога – это кто?
К сожалению, невозможно в двух словах передать образ Евгения Доги, настолько велик, неисчерпаем и до конца не исследован его талант, но уже по официальным
штампам можно заметить, насколько значима его фигура в культурной жизни его родины,
нашей страны, всего человечества.
Лауреат государственной премии, народный артист, обладатель международного Гран-при в области музыки, кавалер Ордена Республики Молдовы, обладатель золотой медали
«Человек 2000 « США, Академик Академии наук и Международной академии искусств
и, просто, – композитор.
В ресторанчике « У Вацлава» гость обедал в отдельной комнате у камина. Спонсоры
постарались. Вообще, как выяснилось, Евгений собирался приехать еще до нового года
и встреча переносилась два-три раза, как и погода в Сибири. С уверенным появлением весны или воспевающего ее душу состоялся и концерт.
К великому моему разочарованию зал ДК. Железнодорожников не был набит до отказа,
не смотря на то, что в концерте принимала участие, чуть ли не вся высшая элита музыкального Новосибирска и зрители буквально были пронизаны волшебными вибрациями сотен скрипичных аккордов, голосами детских хоров и вокалом маститых
мастеров сольного пения, среди которых и сам Евгений Дога появлялся как луч света,
даря вместе с уголками своих светящихся глаз и заразительной улыбкой и соло на трубе,
гармонике, рояле.
Но это был концерт, и сам маэстро говорил мало, хотя его завещание: «Цените самое емкое и ценное на земле – счастье, - и – Не отпускайте от себя весну!» - осталось в душах
людей, как и: «Березовая аллея», «Знакомые шаги», и вальс из к. фильма «Мой ласковый и
Нежный зверь»
Я же был свидетелем другого исполнения. Там, в ресторанчике, у камина, где автор
был совсем рядом и говорил совсем необычное.
Например, что у каждого человека есть свой код и свой запас энергии и когда он, нахо-
дясь в больнице, вдруг почувствовал дыхание смерти, то бросился писать музыку к балету. Он и сейчас был готов отдать все свои произведения к кинофильм (а это более
двухсот) за это свое творчество.
Говорил, что нужно творить до последнего дыхания и что боится потерять мажор, свет
в своих произведениях.
Сознался также что отказал своему лучшему творческому другу Эмилю Лотяну в написании музыки на его новый задуманный фильм: цыганский яр, говоря , что лучше
чем: « Табор уходит в небо» уже не будет, а повторение не в его стиле.
Евгений Дога умел отказываться, когда неожиданно отбросил от себя литературный поэтический дар, когда, после паралича руки, пришлось поставить крест на карьере музы-
канта. Про вдохновение отозвался искренне, что оно очень капризно и его меньше чем
того адского труда, следующего после него и руководствующегося совсем иными энергиями.
И опять мистика: «Если, - говорил Дога, - в ваших математических сложениях, ведущих вас на вершину, произойдет ошибка, то все сведется к нулю. Поэтому – не оши-
байтесь, если собираетесь достичь»
И как утешение о добре и зле. Зло по Доге оказалось разнообразным, постоянного меняющимся, умирающим как саранча, низкопробным. А добро имело высокую пробу и право на долгое существование.
Не обошлось и без цитирования классиков: « Не красота спасет мир, - говорил Дога философ, а мы должны спасти красоту.»
Еще советовал научиться пользоваться ключами к тайнам мироздания, которое невозможно постичь.
Сравнивая услышанное на концерте и в маленьком помещении с каминчиком, я отмечал, что Дога человек - не менее интересен, чем его музыка и свет, исходящий из него
уже звучал на улицах Новосибирска, в подземных переходах, в Купалах и над рекой.
И из детства – «Мария Мирабелла», и из вечного: «Одиноким предоставляется общежитие», как и из необъяснимого: « Табор уходит в небо», - преобразовывало, очищало, наполняло и наш большой серый город.
Мастер и нам поведал свои планы, сказав, что хочет сказать о любви еще раз по своему, работает над сюжетом, в котором к поэту приходит не муза, а – поэтесса.
Открыл и кучу шалостей, позволяющих маэстро оставаться ребенком, ценить
юмор во всех проявлениях, не отпускать от себя весну. Грустны и веселый, серьезный и
беззаботный, мастер, как Моцарт, живущий на контрасте переживаний, был спокоен,
независим и свободен. Оставляя городу один свет, свой свет.