16+
Лайт-версия сайта

Метафора или неверие. Декабрьские тезисы. Часть-2

Литература / Религия / Метафора или неверие. Декабрьские тезисы. Часть-2
Просмотр работы:
03 октября ’2023   00:09
Просмотров: 2239

«Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и со мнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки, — пишет Достоевский своей корреспондентке — Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажд а верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу , что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято.
Этот символ очень прост, вот он верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Ф. М. Достоевский


…Но возвратимся к озаглавленной теме…
Христианство, зародившись в далёкой Римской провинции – Иудее, постепенно, через шельмование и казни, немыслимые жертвы и страдания первохристиан, захватило весь западный мир и несмотря на разделение произошедшее по причинам, тоже во многом имеющим лингвистический характер, а может быть благодаря этому, стало сегодня самой многочисленной религией мира.
В средние века интенсивность католической веры, её непогрешимость, некритичность, достигла такого наполнения, что пролилась кровь еретиков и казалось, что христианство завоевало души и мысли всех живущих в Европе и ещё многих и многих, живущих на «окраинах» мира.
Однако, грянула Реформация, эта религиозная революция, реакция на непогрешимость пап (многие из которых были подвержены вполне человеческим порокам). Появились протестанты, которые, может быть впервые в истории христианства, поставили вопрос о соответствии христианской доктрины современным фактам и уровню знаний, ибо католицизм того периода, пытаясь сохранить буквализм «антиохийского» образца, становился постепенно тормозом не только знанию, но и подлинной вере, вводя полуязыческие ритуальные «тесты» на лояльность церкви, которая сама, используя противохристианские товарно–денежные отношения, заставляла «выкупать» грехи за деньги и назвала это индульгенцией!

Результатом этого кризиса, явился раскол католицизма.
В русском православии, которое к тому времени стало уже преемницей православия византийского, так же произошёл раскол, который, на мой взгляд, тоже был следствием давнего спора внутри церкви между стяжателями и нестяжателями…
«Стяжатели», во главе с иерархом Московским Иосифом Полоцким, при помощи жестокого царя Ивана Грозного победили «нестяжателей», во главе с Нилом Сорским - представителем аскетов, селившихся в Заволжских скитах.
Форму радикального разделения, расхождения православия, эти разногласия обрели уже при патриархе Никоне, который был в определённом смысле, тоже сторонником буквализма в толковании Библии, в прохождении церковных служб и исполнении ритуалов…

Поднимаясь выше по шкале истории, уже в Новые времена, возникло раскольническое движение чрезвычайно радикального толка, под названием «Социализм», которое в своём радикализме, отрицало не только официальную церковь, но и христианство, на почве которого и вырос «научный социализм», имевший во главе своих «отцов – теоретиков» Сен–Симона, Карла Маркса, Фридриха Энгельса. То, что социализм похож на христианство, показывает и наличие десяти «заповедей» строителя коммунизма, и попытка всех сделать равными перед экономическими «законами»!
В определённом смысле и этот раскол произошёл на почве толкования современных фактов, но тут, уже в качестве соперника религиозной ортодоксии появилась наука - нечто владеющее как иным словарём, так и иными методологиями - конечно же это была религия, но уже в новых, маскировочных одеяниях…
Чтобы привлечь к себе внимание новых адептов и понадобился радикализм отрицания общих корней этой «новой» религии с христианством, с его предшественниками и последователями!

Борьба между «новой» и «старой» верой приняли ожесточённый характер и вылились в революции, а точнее, Великая Французская революция породила социализм, а Русская Великая революция утвердила его в отдельно взятой стране – России, которая стала совсем на христианский манер называться Союзом Советских Социалистических Республик или СССР.
Я считаю, что большевизм – это крайне левая форма христианства, в своём радикализме отрицающая «Почву», которая её породила. На мой взгляд и революции и их последствия, были длящейся религиозной Реформацией, были следствием противоречий - коснеющей официальной церкви и движущегося по дороге развития, человечества!
Сущность христианства при этом не исчезла и более того, закрепилась документально и исторически, благодаря трудам отцов церкви, святых старцев и современных теологов - иначе говоря их научным изысканиям.
Современная наука, начав как порождение религиозного сознания, пройдя через этапы критики религиозного разума, как яростный и бескомпромиссный противник веры, со временем осознала, что её бунт против религии носит формальный характер и имеет, прежде всего лингвистические, гносеологические корни и в последние десятилетия во многом сблизилась с библейскими доктринами возникновения и развития Космоса и Земли.
Сегодня многие учёные занимающиеся космологией, это люди верующие в Бога – Создателя, и отличающиеся от обычных верующих старушек только особым наукообразным языком и самонадеянностью, которая им простится на Страшном Суде, как грех незначительный, намного меньший, чем религиозный фанатизм игордыня!

Мало того, сегодняшнее христианство, «выправленное» Реформацией, в лице протестантизма, получило совсем несвойственные ей раньше функции экономического регулятора. На Западе, благополучие и преуспеяние, очевидно относительное, учитывая натуру человека, обусловлено христианизацией общества, но уже в форме морального императива, который стал своеобразным экономическим регулятором при каптализме. Даже бизнесмены - атеисты на Западе, пронизаны принципами христианской морали и культуры, которые очевидно имеют религиозные корни.
Тут логика простая - для атеистов культура и права человека – это новый Бог, но так как западная культура – культура христианская, то проблема «прав человека» – это следствие личностного характера учения Иисуса из Назарета, заметно отличающегося от мусульманства, которое всё-таки носит антиинтеллигентский, коллективистский характер.
Атеисты, в западном смысле, выросли из тех же корней и потому протест против религии на Западе даже в лице атеистов – фундаменталистов, носит декларативный характер, является своеобразным «улучшением» христианства. Точно так же и обратная реакция верующих христиан, не носит уничтожительного содержания, по отношению к агностикам и атеистам – смысл тут таков - «Вам жить, вам отвечать за вашу жизнь на Страшном Суде…»
Тем не менее, сегодняшнее официозное христианство переживает кризис и упадок.
Количественно может быть это не так заметно, но качественно очевидно, что христианство меняется не в лучшую сторону. Исторические критерии, символ реальной веры значительно отличается даже от того, что было сто лет назад, а уж тем более от средневекового христианства!
Моменты относительности пришли на место строгой определённости и во многом первоначальные заветы Иисуса Христа забыты или трансформированы, приспособлены обывательским сознанием к своим нуждам.
Наросло множество поправок и уточнений даже к таким ясным и однозначным понятиям, как не убий и не укради. Я уже не буду упоминать о прелюбодеянии или об упоминании Бога всуе – многочисленные войны и экономическая экспансия богатых стран называющих себя христианскими, тому ужасный пример, а сближение нравов на Западе, с нравами некогда царившими в Содоме и Гоморре, для многих реальный факт!
Христианство, повсеместно превращается в фарисейство, против которого так трагически яростно предостерегал Иисус Христос и против которого, кроткий Господь так гневался, когда изгонял из Храма торговцев и менял…
Выражаясь аллегорическим языком, сегодня Сатана заманивает «хлебом единым» ослабевших от изнеженной жизни людей в дебри эгоизма и сладострастия, делая бессильными проповеди и призывы Христа стать праведниками – аскетами и взойти на небо после трудностей сознательной самоотверженной жизни…

В момент этого кризиса христианства, неизмеримо возросла роль праведников, благодаря которым «будет мир спасён», несмотря на миллионы грешников вокруг. Поэтому, сознавая ослабление христианства, очень важно провести в христианстве новую Реформацию, чем привлечь отпавших от Бога и тех «страждущих», кто вновь и вновь приходит в мир в поисках цели и смысла существования!
Надо понять, что христианская доктрина не утратила своей глубины, но лишённая адекватных средств выражения, то есть современного языка и остроумных аллегорий, во многом утратила своё очарование: для одних язык современных литургий малопонятен, из-за его архаической пышности и символики, для других напротив недостаточно трагичен и не связан с обыденностью, чтобы привлечь рассеянное внимание обывателя!

Так же, большая проблема сегодня, особенно в православном мире - отсутствие святых старцев или пастырей-священников, которые могли бы быть подлинными лидерами, вожаками для масс верующих и неофитов, которые проповедуя, объясняли бы проблемы современного мира, проблемы исторического христианства, на доступном, умном и взволнованном, понятном для большинства современников языке!

Конечно такие священники-проповедники есть, но, к сожалению, они теряются среди массы безликих «религиозных чиновников» в рясах, которых сегодня, согласитесь, достаточно. Да и жизнь это чиновное священство ведёт далёкую от святости: селятся в хоромах, ездят на мерседесах и имеют множество служек в качестве денщиков.
И это не страшно, когда мы видим, что иерархи этим тяготятся, но терпят, однако, многие из служителей церкви видят в этом чуть ли не смысл своего служения Богу и все накопленные личные богатства воспринимают как атрибуты карьерного роста!
Такие служители - страстные сторонники застоя - они ненавидят перемены и горой стоят за привычное, за сотни лет устоявшийся церковный быт, отрицая необходимость любых перемен, даже самых насущных.

За последние сто лет, жизнь чудесным образом переменилась - человек слетал в космос, высадился на Луне, изобрел «волшебные» средства массовых коммуникаций и вместе с тем пережил две страшные мировые войны, предстоит на грани развязывания третьей, теперь уже всеуничтожительной, так как обладает средствами массового убийства сокрушительной силы!
А чиновная масса в рясах, делает вид, что всё осталось по старому, трудится, зарабатывая себе на хлеб насущный, словно не замечая происходящих перемен, а им помогают пребывать в летаргическом сне так называемые теологи, работающие над проблемами – какого размера был ноев Ковчег или какой породы было райское дерево познания Добра и Зла.
Но ведь есть и другие, подлинные пастыри живущие сегодня и среди нас - надо только всмотреться в слушаться в их слова и действия!

Хочу сказать насколько грустных слов в память о Владыке Антонии Сурожском, который повлиял на меня так, как, наверное апостолы влияли на братию новообращённых в своё время. Его жизнь, его судьба, удивительны, трагичны и счастливы одновременно!

Родился он почти в начале века, пережил две мировые войны и Русскую революцию, скитался по Европе, после немыслимых странствий осел с родителями во Франции и в четырнадцать лет уверовал бескомпромиссно и глубоко, ощутив во время чтения Евангелия Иисуса Христа рядом с собой, и после посвятил себя служению церкви христовой, на всю жизнь сохранив веру чистую и светлую.
Он был студентом естественного факультета в университете, стал врачом, потом был врачом на фронте, во время Второй мировой войны участвовал как доктор во французском Сопротивлении и став священником ещё до войны, с пятидесятых годов двадцатого века был основателем и иерархом в Сурожской Епархии в Англии.

Владыка Антоний, оставил после себя несколько томов замечательных проповедей и читая их, я нашёл для себя много ответов, касающихся христианства, православия, и жизни вообще!
Самое удивительное в его проповедях – это язык, это современное понимание того, что происходило две тысячи с лишним лет назад со Христом и его подвижниками – апостолами; умение объяснить и отвечать на самые трудные вопросы, встающие по прочтении Ветхого и Нового Завета!
У меня, да и не только у меня возникало полное впечатление, что Владыка настолько хорошо знал историю христианства, настолько глубоко и проникновенно погружался в суть Писания, что казался современником тому, что давно минуло.
Будучи биологом, врачом, иначе говоря естественником, он, в отличии от многих коллег – агностиков, верил сам и умел на современном нам языке не только объяснить свою веру, но и передать нам, маловерам, частицу своего глубокого понимания происходящего…
Владыка был из тех пастырей, кто веруя, любил Иисуса Христа больше чем своих родных. Мне кажется, что именно этой возвышенной любовью Владыка мог заражать своих слушателей и так благотворно влиять на всех кому он говорил свои проповеди: студентам – семинаристам, своим прихожанам и маститым иереям. Прекрасное знание современных достижений науки и философии, только помогали ему разговаривать с верующими, делали его проповеди, его понимание глубины и неисчерпаемости веры чрезвычайно убедительными. Своими проповедями и своей жизнью Владыка Антоний доказывал вечное существование Бога и проявлял светлый оптимизм, рассказывая о жизни Иисуса Христа спасающего человечество от животных инстинктов и сатанинского эгоизма!

Для сегодняшней России, подлинное христианское слово дороже конституции - мы, наконец, должны противопоставить воинственному атеизму и псевдовере фарисеев, не менее убедительное христианское слово доступное, понятное и соответствующее запросам современности, отражающее всю глубину противоречий и побед современного христианства!
Владыка Антоний Сурожский, отец Александр Мень и многие другие православные богословы делали и делают великую работу по разъяснению, углублению и распространению христианской веры, и их трудами прирастает и возвеличивается как православие, так и христианство в целом!

В заключение, хочу процитировать Владыку Антония, часть его проповеди из сборника «Человек перед Богом»:

«…Дальше – богатая притча о блудном сыне, об отвержении им отца, о самостоятельной жизни, оторванной от Бога, от правды, от всего святого и о голоде, который его охватил, когда с ним случилось то, что он совершил над отцом. Отцу он сказал: Старик, ты зажился! Я не могу дождаться времени, когда ты умрёшь, чтобы пользоваться тем добром, которое ты собрал своим трудом и которое я унаследую! Сговоримся: ты для меня больше не существуешь! Умри – и дай мне плод твоих трудов… И он взял, ушёл, расточил всё с такими же, как сам, людьми, которые при нём были пока было что у него взять; а когда не стало ничего они ему сказали: Ты не существуешь больше! Ты умер, тебя нет… - и ушли. И осталось только одиночество, голод, брошенность; и тогда он вспомнил, что у него есть отец. Разве мы не похожи на этого юношу? Разве мы не поступаем так же? Разве мы не говорим Богу постоянно: «Дай! Дай! Я требую от тебя!»… и тогда Бог отзывается: «Я тебе дал, Я тебе дал ценой Своей жизни и смерти на Кресте, и сошествии во ад»… - А мы отвечаем: «Хорошо! Значит, теперь я могу всё взять»… Мы не говорим так нагло, нет! Но мы живём так нагло, мы поступаем так нагло, мы сладкими словами показываем ту же самую едкую, горькую неправду. Блудный сын покаялся, встал и пошёл обратно к отцу; он знал, что недостоин больше сыном называться – может быть, отец его возьмет наёмником, рабом на поле… Мы так не идём, когда каемся; мы идём в уверенности, что будем прощены, что мы и теперь сыновья и дочери, что нам надо только выразить своё сожаление – и Бог простит… Неправда! Даром прощения никто не получит; Бог простит – да, но что толку, какая разница, если наша жизнь от этого ни в чём не переменилась?
Помните, что Серафим Саровский сказал одному из своих учеников или посетителей:
- Если ты будешь молиться Богу, Он тебя простит; но помни, какой ценой Он получил право тебя прощать! Каждый раз, когда ты грешишь и просишь прощения, это как бы Его новое распятие тебя ради, ради тебя одного…
Вот каково наше положение: что отец простил – это другое дело; речь идёт о нас, не о благости, святости, жертвенности отца, а о нас самих»…



2005-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков



Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Безумная любовь, Распустилась сирень,

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft