16+
Лайт-версия сайта

Прп. Ефрем Сирин о молитве

Литература / Религия / Прп. Ефрем Сирин о молитве
Просмотр работы:
29 января ’2022   19:36
Просмотров: 5623

Меня всегда занимал вопрос: почему наиболее великие произведения создаются во времена, когда происходят наиболее сильные гонения на свободу высказывания. Когда же существует полная свобода самовыражения, из-под пера писателя, музыканта или художника не выходит ничего путного. Недавно, читая труды преподобного Ефрема Сирина, я, как мне кажется, нашел ответ на этот вопрос. Вот что пишет преподобный о молитве (Слово 2): «Как вода, пока течет по ровному месту и пользуется большим простором, не поднимается в высоту, а когда руки водопроводчиков, преградив ей течение внизу, сгнетут ее, тогда, стесненная, скорее всякой стрелы стремится вверх; так и человеческий ум разливается и становится рассеянным, пока пользуется большой вольностью; когда же обстоятельства стесняют его, тогда в прекрасном этом угнетении воссылает в высоту чистые и усильные молитвы».






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 марта ’2022   23:43
И впрямь есть такая тенденция, кто-то даже сентенцию изрёк, что: "Империи создают культуру, а демократия макулатуру" (Я вправду не считаю, что так уж без исключений это явление, но тенденция на лицо). Только вот есть ещё одно условие, чтобы под гнётом стОящие опусы рождались и доходили до людей, гнёт всё таки должен оставлять лазейки, а то к примеру, будь римские власти усердней и непримеримей в борьбе с христианством (а тот Рим всё таки был довольно веротерпимым), они располагали средствами стереть имя Христа из истории, искоренив зарождающуюся религию.
И в советское время диссиденты хоть и писали "крамолу" на свой страх и риск, но мы их творчество знаем, потому что они хоть и страдали от власти (времён "развитОго социализма"), но всё же не уничтожались со своими трудами тотально и неукоснительно.
Я к тому, что диктатура и цензура, в своих крайних формах, всё таки могут такой заслон поставить, что ни кто и не пикнет, не в унисон общему хору (тьфу, тьфу, тьфу от такой перспективки). И в тоже сталинское время сколько сгинуло талантов в лагерях, или держали свои мысли при себе, сколько не состоялось произведений, невосполнимый урон. а под конец его правления искусства подзачахли, помнится я писал:

Когда империю пронизывал, колючей проволки грибницею режим,
То вкус вождя сквозил в искусстве нарочито скоморошьем.
Подхватывался, модою эпохи становясь, власть предержащего нажим.
Как в опере Пекинской дОлжно там позёрствовать, гротескно лица морщить.
Но по прошествии эпохи той кинематограф сразу как ожИл.
Так трогательно не было ещё искусство где ни то в Российском прошлом.

Тогда бы не пришёл с такою свежестью катарсис,
Когда бы не десятилетия, пронизывающих всё, страха, несвободы,
Но упаси судьба, на тех "качелях" исторических кататься.
Не рАвны амплитуды, и расцвета лихолетья нам не гарантируют собою.
Правленье "Грозного" и смута нЕкогда сменили гнёт татарский.
Казалось же в шестидесятые, что будущее для себя построить не слабо им....
(Из стиша "Ретро", не помню выкладывал ли его на сайте)



Оставлен: 03 апреля ’2022   21:52
Да, согласен с Вами!
Искусство расцветает во время гнета, но гнет должен быть не чрезмерный. С одной стороны, мысль и чувства активизируются, с другой стороны должны быть условия для физического существования творца.
Спасибо за отзыв!

Оставлен: 13 июня ’2022   16:29
Наверное я всё же пересмотрю свою давешнюю позицию. И у меня где-то в стихах (не помню в каком именно), несколько лет назад, образ был приведён с зажатостью в теснине берегов, что порождает бурный поток (фигурально мысли/творчества). И хоть иногда, при стечении иных обстоятельств и предпосылок, прорывы мысли, вопреки давлеющему административному аппарату наблюдались, та же наша литература 19ого века. Всё таки я начинаю думать, что это скорее исключение, и там иные предпосылки, в том числе личный талант перебороли гнёт, а чаще всё же культура и творческие задатки индивидов чахнут в этакой спёртости, затхлости и сопрелости, прихожу к такой убеждённости последнее время. Окинем хотя бы взглядом двадцатый-двадцать первый век. Вы что нибудь слышали о научных или культурных успехах Северной Кореи? Единственный фильм северокорейский, который я знаю "Хонгильдон" (1988г) хороший исторический боевичёк, не хуже тогдашних китайских, но успех не закрепили, не даёт северокорейская почва ростков. А вот Южная Корея сейчас на взлёте, выдаёт фильмы и сериалы получающие признания и широкой публике и критиков по всему миру. Так же про кубинских деятелей культуры я не знаю (вправду есть художники, но мне интересна литература и кино).
И в культуре третьего рейха не припомню примечательных опусов, кроме пары документалок Ленни Рифеншталь (А Ремарк наверное раньше того помутнения массого сознания писал). Единственное в чём преуспела та Германия, это в технике, фундаментальная наука тоже деградировала.
И Китай времён Мао акромя его "Цытатника" не знаю что ещё в культуру привнёс, да и о современных, получивших мировое признание китайских писателях, не слышал. После появления видеосалонов в конце 80ых, я подростком почувствовал разницу, насколько бледнее наше тех лет кино смотрится, в сравнении со Спилбергом, Кэмероном, Карпентором и прочей плеядой их выдающихся деятелей.
В общем резюмирую: Всё более склоняюсь к мысли, что при тоталитаризме и творческая мыль хиреет, если нет каких-то уж совсем исключительных, из ряда вон выходящих предпосылок к творческим прорывам вопреки гнёту, но в основном воцаряется мрак, уныние, за обёрткой кричащих агиток, ангажированного, плакатного уровня, искусства. "Жить стало лучше! Жить стало веселее" (И. В. Сталин.)

Оставлен: 13 июня ’2022   16:58
Ваша мысль интересная. Но я остаюсь при мнении, что гнет не должен быть чрезмерным, и это не противоречит Вашим идеям.

Оставлен: 13 июня ’2022   23:38
На примерах, доводы в пользу Вашей позиции тоже можно весомые привести, один из таких, что спокойная, свободная (наверное) и благополучная Швейцария, тоже мир гениальными опусами и творцами особо не одаривает. Действительно в кареляции степени свободы общества и творческой реализации его индивидов не так всё однозначно, хоть я и уверен, что кареляция и вправду есть.

И ещё чуть резюмирую/обобщу наблюдения (без выводов), сдаётся мне мир в 60ых, 70ых, 80ых (страны соцлагеря здесь не в счёт, у нас мрак тогда был), 90ых годах были в плане плюрализма (подзабытое ныне слово, может даже крамольное), свободы слова и мнений НАМНОГО ДЕМОКРАТИЧНЕЙ, а в нулевых по миру пошло закручивание гаек, и такие философы как Жан Поль Сартр, в новом веке уже наверное невозможны.
Мир разбит на противоборствующие лагеря, и каждый заявляет свою идеологию как истину в последней инстанции, и "боже упаси!" в том усомнится, страшная крамола для каждого такого идеологического лагеря.

"ФИЛОСОФСКОМУ ПАРОХОДУ" ИЗ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА, В НАШИ ДНИ БЫЛО БЫ НЕКУДА ДЕРЖАТЬ ПУТЬ, ТАКИЕ, КАК БЫЛИ НА НЁМ, НИКАКИМ НЫНЕШНИМ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ НЕ НУЖНЫ (Да и тогда наверное не были нужны, просто где-то терпимее к их присутствию относились)


Оставлен: 18 июня ’2022   19:49
Мне хочется добавить еще несколько слов. Вы привели в пример Швейцарию. возможно, это и так. Но на мой взгляд надо учитывать и размер страны, количество ее жителей. Чем больше страна, чем больше ее жителей, тем большая вероятность, что в ней родится гений.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

14
Вариации на тему"Пламя"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft