Эпиграф: «Древнее правило властителей, гласит: «Что угодно государю, то имеет силу закона»».
Сегодня мы наблюдаем в России не только усиление светской власти, когда от нашего личного мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит, но и духовной власти, тоже. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство это инструмент принуждения и согласования множества свободных воль, то в случае с Русской Православной Церковью – это отступление от заветов Спасителя, который приравнял перед Богом царя и раба, нищего и богача. Именно он сказал: «Царствие моё не от мира сего!». А если Церковь, выстраивая отношения чинопочитания, уподобляясь светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства.
Со времён апостольских, во многом, Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа – суть которых – любовь, сострадание, равенство всех перед Богом и конечно же свобода духа. То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государства - «царствия мира сего», лечила Христова Церковь. Но это возможно, только в противостоянии материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...
Сам Иисус Христос и своей жизнью и проповедью Нового Завета сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства. «Дух дышит - где хочет» - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание духовной и религиозной несвободы и привели Его к столкновению с фарисеями, а потом с Синедрионом, и к осуждению Спасителя на крестную муку...
Чтобы понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода...
Несвобода носит различный характер и одна из форм - гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии, и Нового Завета в том числе...
Мне вспоминается случай из истории Российской Православной Церкви упоминаемый Георгием Флоровским в одном из своих трудов, о крайней точке подконтрольности Церкви государству уже в девятнадцатом века после рождения Христова. Одно время в пажеских корпусах запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия боясь, что могут не то и не так прочитать и напитаться «свободой духа».
Сегодня, в России ужесточается церковная цензура в информационном поле, под лозунгом «борьбы с сектантством». Не только в печатной продукции, но и в интернете, устанавливаются разного рода запреты и ограничения под видом «разрешительности». Сегодня, без «благословения» патриарха или даже областного иерарха, представленного разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете, на православном сайте, материалы не соответствующие «линии партии» не только по истории церкви, но и своих впечатлений от прочтения Священного Писания.
Вам, конечно, как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения, язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят в лучшем случае в «непрофессионализме» и печататься не позволят.
И церкви, в этом ужесточении негласной и гласной цензуры, помогает государство. Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую и были главными «богословами» и писали законы, которые на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию «симфонии» властей.
И Церковь, часто с этим мирилась и даже поддерживала «начальство». В результате такого вмешательства, богословие постепенно впало в «одичание» услужая не «Богу, но Кесарю». А для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни! Почитайте о «подвигах» некоторых средневековых Пап, и вы поймёте о чём я говорю...
Нечто подобное может произойти и уже происходит, сегодня в России. Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: «Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона». Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной «тренд», как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский «одобрямс» или кальку с Катехизиса Макария.
И тут вопрос встаёт: «А цензоры кто?» Если бы это были фигуры уровня Иоанна Златоуста , Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было согласиться. Но ведь, «новые цензоры», представляют из себя часто церковных чиновников, которые свою богословскую «срединность» пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...
Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны, по отношению к нынешнему положению в Русской Церкви, к нынешнему Священноначалию. Однако таких статей и авторов становится на мой взгляд все меньше. Большинство же пишущих о современном православии, не хотят или опасаются поднимать острые вопросы, ставить наболевшие проблемы и просто говорить правду.
Ссылки на самое высокое церковное начальство, становятся самой популярной темой российского богословия.
Но бывают случаи ещё неприятнее. Как –то в разговоре с Владыкой Елисеем, отстаивая свою точку зрения, я сослался на слова Патриарха Кирилла. Владыка вскипел – ему очень не понравилась моя ссылка, потому что он посчитал, что я недостоин цитировать «самого» Патриарха!
А я не стал ему говорить, что в одном из библиографических справочниках богословских работ, моя фамилия стояла рядом с именем Патриарха, правда вполне незаслуженно, потому что моё богословие не академическое…
Невольно вспоминаются годы застоя и упоминание, кстати и некстати, имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности. Чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась, мы все ещё хорошо помним!
Настораживает, поголовное увлечение иерархов бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и личного быта пастырей. «Лексусы», «Мерсы» и прочие дорогие «безделушки», становятся лицом «владельцев» прихода, престижными вещами, которые батюшки стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес «профессии» священника.
Меня, как и многих других прихожан, богатство священников раздражает и не потому, что клир не должен иметь статусных, дорогих вещей. В конце концов священники тоже люди и им присущи недостатки окружающего мира.
Но в стране, где около двадцати миллионов бедняков, а среди них наверное много верующих, кичится своим богатством или скрывать их, что ещё хуже – совсем нехристианская черта. Такое отношение к людям, к прихожанам является фарисейством, как бы и чем бы батюшки не оправдывали свою алчность!
Я уже говорил, что церковное разделение на «начальство» и «подчинённых» и приравнивание иерархов к высокого ранга чиновников, тоже не совсем по христиански!
В интернете я видел ролик, на котором записано прохождение кортежа Патриарха по улицам Москвы, в сопровождении милицейских машины, с сиренами, в машине с мигалкой. Согласитесь, что внешнее обрамление власти Патриарха настораживает, потому что новый католический Папа, человек демократический и ведёт себя как обычный священник. Вот эта разница в поведении, тоже вызывает вопросы… Или в России всегда так было и будет?!
…Сребролюбие в сегодняшней церковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая «работа» с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов. Такое отношение к Заветам Иисуса Христа вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...
Вообще, почитание богатых людей, властного «начальства» в сегодняшней церкви, обретает какие - то сверхъестественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных во времена дореволюционные. Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными финансовыми “наместниками” Христовой церкви на земле! А то, что это противоречит подлинному христианству, Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует…
Иногда, русская церковь вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о «симфонии» властей светских и духовных. Церковь, всё чаще копирует позицию государства, как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий. Так же заметно сближение позиций во взглядах на богатство или чинопочитание. А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции начались гонения на церковь, которая тогда для многих стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...
Забывать об этом нельзя - ведь история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии. Превращение христовой веры в лицемерное фарисейство, может подтолкнуть к разрушению церкви через равнодушие и ироничность «пасомых» не верящих в «христианство» клира...
Уже сегодня можно это наблюдать, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки, становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в «религиозном бизнесе» - свадьбах и похоронах. Естественно, что это вызывает у людей отвращение и насмешку...
Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может привести к разрушению веры, под напором критических, во многом обоснованных замечаний и комментариев...