-- : --
Зарегистрировано — 123 597Зрителей: 66 661
Авторов: 56 936
On-line — 23 491Зрителей: 4622
Авторов: 18869
Загружено работ — 2 126 995
«Неизвестный Гений»
ДНЕВНИК по посланию Иакова
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
16 марта ’2019 13:21
Просмотров: 10775
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ ИАКОВА
О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание Иакова было написано для Церкви, находившейся в рассеянии: нельзя было открыто благовествовать и собираться на богослужения, но в этот период Церковь переживала мощный внутренний духовный рост.
- - - - -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ (СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ)
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ ИАКОВА
1 гл. Гонимые, ищите волю Божью и исполняйте её
2 гл. Не будьте лицеприятны, чтобы вера ваша была действенной
3 гл. Мудрость – это сила, способная укротить даже язык
4 гл. Не любите славу мирскую и богатства мирские!
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ПРЕДИСЛОВИЕ (СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ)
Семь книг новозаветного священного писания в Церкви традиционно называют Соборными посланиями – это:
1. Послание Иакова;
2. Первое послание Петра;
3. Второе послание Петра;
4. Первое послание Иоанна;
5. Второе послание Иоанна;
6. Третье послание Иоанна;
7. Послание Иуды.
Откуда пошло название «Соборные послания»?
Ясно, что они так названы не потому, что были написаны на Церковных соборах – писались послания в разное время и конкретными людьми. Есть версия, что книги так названы потому, что изначально были написаны для соборной (вселенской) Церкви. Но эту версию легко проверить и… опровергнуть: посмотрите, к кому обращались авторы посланий: Апостол Иаков: «Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии… (Иак.1:1)»; Апостол Пётр: «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии… (1Пт.1:1)»; Апостол Иоанн: «Избранной госпоже и детям её… (2Ин.2:1)»; в другом своем послании Апостол Иоанн пишет: «Возлюбленному Гаию… (3Ин.3:1)» – только три из семи посланий носят общий характер. Так что эта (широко принятая) версия не объясняет того, почему семь посланий названы Соборными.
Письменные же источники (из дошедших до нас), где вышеперечисленные послания впервые упоминаются, как соборные, появились лишь на рубеже третьего-четвертого веков, так, мнапример, у Евсевий Кесарийский упоминает их в Церковной истории: «Семи (посланий), называемых Соборными».[1]
Из проведённого исследования можно сделать предположение, что семь посланий четырех авторов были собраны в один сборник для чтения его в церквях ещё в самые ранние времена, а потом, спустя много лет, когда прошли Вселенские Церковные Соборы слово «соборные» стало означать не просто «сборник посланий разных авторов», а обрело некое каноническое значение, и теперь, говоря: «Соборные послания» – мы подразумеваем: «Соборные послания Апостолов, вошедшие в Библейский канон».
Итак, братья и сестры во Христе, предлагаю вашему вниманию Дневник по первой книге из сборника под названием: «Соборные послания Апостолов».
ВВЕДЕНИЕ
Послание было написано церквям, состоящим в основном из иудеев, которые в тот момент находились в рассеянии (Иак.1:1). В это время верующим нельзя было открыто благовествовать и собираться на богослужения, к тому же из-за гонений сильно сократилась численность поместных церквей и, казалось, что духовная христианская жизнь пошла на убыль, а во многих местах и вообще замерла. Но это было лишь внешнее впечатление, а на самом деле, во время гонений происходило очищение церквей от случайных, не верующих людей, а в сердцах тех, кто остался верен Господу, Святой Дух производил большую духовную работу: они возрастали в доверии к благодати Христовой и обретали духовную мудрость. Поэтому Иаков и написал им: «С великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения. (Иак.1:2)».
Да, период переживания гонений является не менее важным для духовной жизни верующих периодом, чем время благовестия и познания истин учения Христова.
Автором послания большинство богословов считают Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского – человека, чью праведность уважали и христиане, и иудеи. Прямого, неоспоримого доказательства его авторства нет, но множество косвенных факторов свидетельствуют об этом. Во-первых, то, что послание ободрения и наставления Церкви, переносящей гонения от иудеев, написал епископ, уважаемый и христианами, и иудеями – это было наиболее мудрым и обоснованным решением. Во-вторых, язык послания составлен так, что ни один законопослушный еврей не сможет найти в нём ничего такого, с чем бы он не мог согласиться, а так написать мог только хорошо знающий и исполняющий закон Моисеев человек. Проеврейский стиль послания свидетельствует так же и о раннем времени его написания, когда Церковь состояла ещё почти из одних из евреев. И ещё один аргумент: в этом послании (и только в нём) используются обороты речи, употреблённые в послании первого Иерусалимского Собора, где председательствовал Иаков – брат Господень.
Послание Иакова было написано примерно в сорок пятом году, возможно в период, описанный в Деян.11:19-12:2.
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу… В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». (Деян.11:19-12:2)
Возможно, это самое раннее послание Нового Завета. Но, хотя оно читалось в церквях с самой ранней поры, по свидетельству христианских авторов I-IV веков, включено в канон оно было не сразу, так, в каноне Муратори (середина II века) его нет. Тертуллиан, похоже, так же не признавал послание Иакова авторитетным (он его ни разу не цитировал). Древний историк Церкви, Евсевий Кесарийский, относил послание Иакова к не столь важным для Церкви, как, например, послания Апостола Петра. И только под влиянием Иеронима (автора перевода Вульгаты), а, затем, Августина Блаженного, послание Иакова было оценено и заняло подобающее ему место в Священном Писании.
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ ИАКОВА
1 гл. Гонимые, ищите волю Божью и исполняйте её
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Искушения (напасти, нападки, трудности) допускаются Богом не для того, чтобы мы, упав в грех, пришли в отчаяние, а для того, чтобы падая и поднимаясь в вере и уповании на благодать Христову, восходили к духовному совершенству. Ради нашего освящения, ради уподобления Иисусу Христу Дух Божий ведёт нас сим трудным путём, и не только нас, христиан, а и самого Иисуса Христа Он провёл им.
«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания». (Евр.2:10)
Дьявол же хочет противоположного – не того, чтобы мы в испытаниях возрастали в уповании на благодать Божью, а чтобы при падении роптали, причём не обязательно роптали на Бога, дьявол будет доволен, если мы начнём роптать на самих себя, на своё несовершенство в Боге, и так, в отчаянии, отпали бы от веры и упования на Христову благодать. Главное для дьявола, чтобы мы отпали от Христовой благодати.
В трудностях и в падениях вы, уважаемые братья и сестры во Христе, должны помнить, что Бог всегда с вами, помнить, что без испытаний, без падений в испытаниях и последующих вставаний в покаянии, не будет вечного плода Духа и вечной радости со Христом. Как ободрял верующих Апостол Павел: «И не сим только (надеждою посмертной славы Божьей), но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим.5:3-5)».
Итак, Господь Бог испытывает нашу веру не для того, чтобы узнать, верны мы Ему или нет – Он и так всё знает. Бог допускает испытание нашей веры, чтобы мы сами узнали, верны ли мы Богу и верим ли в Иисуса Христа. Допускает испытание, чтобы, зная своё несовершенство, мы стали терпимее к ближнему, когда он упадёт в испытании веры, чтобы не превращались в жестокосердных религиозников и законников.
Читая послание Иакова, вы должны понимать, что оно было написано не героям веры, стойко переносящим гонения, а простым людям, – растерянным и огорчённым людям. Написал для тех, кто был в унынии от того, что считал себя не выдержавшим Божьего испытания: ведь они убежали из Иерусалима при первой же опасности (двенадцати коленам, находящимся в рассеянии. Иак.1:1).
Иак.1:5 «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему».
Кто не знает, как поступить во время искушения, просите мудрости у Бога, и Он научит. Конечно, хотелось бы, чтобы мудрость давалась нам как «из ведра», но она может быть получена только так: через медленное духовное возрастание в испытаниях – скорбях – обретении долготерпения и опытности – и только потом, уже как взросший плод покаяния, веры, упования и размышления над обретённым духовным опытом, – духовная мудрость. Поэтому будьте тверды в своей вере и не отступайте на половине пути, а кто упал, вставайте в покаянии и снова ищите Господа, снова взывайте в молитве и снова… проходите через испытания. Всегда верьте, в любой ситуации не оставляйте веру в то, что Господь не допустит в вашей жизни больше испытаний и страданий, чем это необходимо для обретения вами духовной мудрости. Только так, идя узким и многотрудным путём, вы будете все больше и больше уподобляться Иисусу Христу.
Обратите внимание на слова: «Дастся ему без упрёков». Даже если вы раз за разом падаете и уже готовы считать себя конченными и худшими из всех христиан, то вспомните, что Бог вас не упрекает. Бог не считает вас такими. Он не будет упрекать вас за ваши падения, ведь Он мог бы сделать и так, чтобы вы с лёгкостью выдержали все испытания веры. Но Бог желает, чтобы вы научались жить верой, а не плотским видением, жить вместе с Ним, жить Его силой, Его мудростью, чтобы вы духовно возрастали. И ещё вы должны помнить, что Иисус Христос преодолел ВСЕ искушения и испытания, как человек, а не как Бог. Значит и вы, если будете верны и настойчивы, сможете преодолеть своё искушение.
Иак.1:6 «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».
Здесь речь идёт не о сомнении в Боге: поможет или нет. Здесь особая ситуация: Иаков назвал её двоящимися мыслями: «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих. (Иак.1:8)». Не твёрд – это когда верующий ещё окончательно не решил для себя, ради чего он пришёл к Иисусу Христу: ради познания любви Божьей или ради земного, потому что любого верующего в жизни будет влечь не только желание быть праведным, но и различные похоти.
Господь не будет отвечать на такую молитву, когда уста просят одно, а сердце мечтает о другом. Поэтому вы должны сначала познать, пережить, выстрадать в себе ту истину, что любая ваша похоть (как бы вы её ни оправдывали) абсолютно нечестива пред Богом, и познав это, должны всем сердцем возненавидеть свой грех, и вот тогда ваше сердце и ваши уста будут молиться уже едином желании, молиться о том, что угодно Господу Богу.
Дополнительно – см. комментарии к 1Кор.1:27.
Иак.1:9,10 «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдёт, как цвет на траве».
Здесь не совсем корректный перевод.
Современный перевод Нового Завета Российского Библейского общества: «Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает, а богач гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолётно, как полевой цветок».[2]
Почему здесь сказано хвалится или гордится, а не радуется, например? И чем собственно хвалятся богатый и бедный? Бедный хвалится перед другими, когда Божья поддержка хранит его, несмотря на трудные жизненные обстоятельства. Богатый же хвалится, когда есть видимое свидетельство уничижения его гордости, ибо это свидетельствует, что с ним Бог.
Хотя Господь поддерживает в жизненных испытаниях и смиряет гордыню и у бедного и у богатого, но если бедный похвалится испытаниями и уничижением гордыни, другие припишут это его бедности, а не Божьему промыслу, и соответственно, у богатого, – Божье благословение припишут его богатству, а не Божьему промыслу.
Иак.1:12 «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».
«Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает ещё лучше. Это – горнило для очищения золота, это – огонь, истребляющий терния, чтобы сделать землю способную к принятию добрых семян».[3]
Иак.1:13 «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого».
На эту тему хорошо сказал пророк Иеремия: «А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет [такому] человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. (Иер.23:36)».
Если вы являетесь Божьим человеком, то испытание должны воспринимать, как урок Отца и Учителя, а не как иго тирана. И если кто неверно воспринимает Божье испытание, того Господь просто оставит в покое: хотите жить сами по себе – живите. Но, правда, при этом вы уже и Божьими не будете, а сами по себе.
Иак.1:14 «Но каждый обольщается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью».
Назидательный пример обольщения собственной похотью во время Божьего испытания описан во второй книге Царств, где рассказано, как царь Давид проводил исчисление народа Израиля, и к чему это привело (2Цар.24:1-16».
«Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. (2Цар.24:1)» – читая этот стих на первый взгляд может показаться, что Господь не только допустил искушение, а Сам побудил к нему Давида. Но это только на первый взгляд. Обратите внимание на слова: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян», – значит, уже была причина, значит, грех в народе и в сердце царя Давида уже был, но, по крайней мере у Давида, он был ещё невидимым, затаённым в сердце и помыслах. И Господь вскрыл этот грех.
«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. (1Пар.21:1)» – Давид поддался искушению сатаны: совершил исчисление народа.
«И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так». (2Цар.24:10)
Господь допустил искушение: вскрыл гордыню Давида, чтобы осознав, насколько он погряз в грехе, через покаяние он очистился от этого греха. Сатана тоже видел гордыню в сердце Давида, поэтому и подступил с искушением, но сатана хотел погубить пророка Божьего, ибо знал, что Бог гордым противится.
Итак, причиной грехопадения было не искушение, а гордость Давида, но пройдя через грехопадение и покаяние, царь Давид очистился от тайной гордыни и стал ближе к Богу своему, чем был до этого.
Иак.1:15 «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Похоть – это ещё не грех, но она влечёт человека к греху. Похоть возникает в сердце от смакования, лелеяния в уме плотских желаний и гордых помыслов. Похоть – это, как сладость, возникающая во рту при виде мёда, сладость и аромат от мёда, поднесённого на ложке ко рту и, наконец, сладость от мёда, положенного на язык. Этот мёд вы ещё не съели, но вы уже испытываете его сладкую остринку, уже побежали слюнки и… если даже просто подержите во рту эту ложечку мёда, не глотая, то не заметите, как вкусите его полностью.
Иак.1:16,17 «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
Если вы и делаете доброе, то это не от свойств вашего плотского «я», а вопреки его свойствам. Знайте же, что доброе вы творите лишь только тогда, когда своей волей порабощаете свои похоти и эгоизм, когда поступаете по духу, а не по плоти. А если кто думает о себе иначе, то тогда оцените цель своих добрых дел: на самом ли деле вы добрые дела вершите, или делаете их перед другими людьми, ради того, чтобы они оценили их?
Апостол Павел, например, был не слишком высокого мнения о себе: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. (Рим.7:18)».
Иак.1:19 «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев».
«Скор на слышание» – что это значит? Явно не то, что нужно помалкивать и просто слушать (так можно и всяких глупостей и сплетен наслушаться), – это значит, что всем нам – и мне, и вам, уважаемые читатели, – живя во Христе, нужно учиться у Господа Иисуса Христа – всю жизнь учиться: и здесь, на земле, и в Царстве Божьем. А ещё слова: «скор на слышание» – означают, что вы должны научиться слышать тихий голос, каким говорит в ваших сердцах Святой Дух (для этого сердце должно быть мирным и смиренным).
Если же кто гневно отстаивает свою точку зрения (даже если она правильная), то он поступает уже не по духу, а по эгоцентричному своему «я».
«Ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак.1:20)
Иак.1:21 «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».
Прочитал я это и предыдущие наставления Апостола Иакова и подумал: разве я способен исполнить его советы? Нет, ни я не способен, ни вы, думаю, не способны.
Зачем же тогда Иаков даёт нам эти советы? Чтобы показать своё совершенство по сравнению с нами или чтобы подчеркнуть совершенство Бога? Нет, не для того, чтобы показать чьё-то совершенство. Наставления Апостола Иакова – это маяк спасения, светящий в ночном бушующем море грехов. Вы ещё не достигли берега, на котором обретёте свободу от греха и смерти, но маяк спасения указывает путь, куда нужно стремиться.
Иак.1:22 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя».
Пятидесятнический проповедник Билл Буркетт учил различать спасение, даваемое по благодати Христовой и освящение, обретаемое послушанием Святому Духу и личным старанием: «Праведность или святость Иисусом Христом вменяется нам мгновенно, в момент оправдания по покаянию, но дела праведности прилагаются через послушание и усердие».[4]
Уважаемые читатели, не стремитесь стать праведными в одно мгновение, но и не относитесь к слову Божьему, как к некой теоретической науке. Примите слово Божье настолько, насколько понимаете его сейчас и живите по нему практически, как дети слушают советы родителей и исполняют их по мере роста в простоте восприятия.
Иак.1:23,24 «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он».
А ведь, если задуматься, то все мы являемся такими забывчивыми, как описал здесь Иаков, потому что все мы хотим казаться себе лучше, чем есть на самом деле. Так, например, уверовав и ходя в церковь, часто забываем, что мы грешники, и не можем сами, без помощи Святого Духа победить грех. При этом до того нагло забывчивы, что не слушаемся Святого Духа, а спорим с Ним и поступаем по своему уму.
К сожалению, я такой, очень даже такой. А вы?
Иак.1:25 «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии».
Будучи евреем и написав послание Церкви, в то время состоящей в основном из евреев, Иаков очень много внимания уделяет слову: «закон», но, при этом, указывает на различие между тем, что он подразумевает под исполнением закона, и тем, чему учат законники-фарисеи.
Вот кратко, как Иаков называет закон Божий в послании:
-- закон совершенный, закон свободы (Иак.1:25);
-- закон царский (Иак.2:8);
-- закон свободы (Иак.2:12);
-- слово истины (Иак.1:18);
-- правда Божия (Иак.1:20);
Иаков учит не просто заучивать и стараться исполнять букву закона, а духом своим, через откровение Святого Духа постигать заповеди, которые дал нам Бог. Это относится ко всему Священному Писанию: без откровения Святого Духа буква Нового Завета так же мертва, как и буква Ветхого Завета.
Иак.1:27 «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира».
Благочестие – это богопочитание, служение Богу, послушание Ему. Благочестие проявляется в добрых делах, в обуздании языка, в сострадании. Истинное благочестие начинается с отношения к людям.
Не осквернять себя – это не просто не грешить грехами, которые и для мира являются грехами, это явить в себе духовный свет и духовную чистоту.
2 гл. Не будьте лицеприятны, чтобы вера ваша была действенной
Иак.2:1 «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица».
В первой главе Апостол Иаков вёл речь о начальных шагах к обретению духовной мудрости (см. комментарии к Иак.1:5), которая включает в себя истинное благочестие, сердечную, а не только внешнюю праведность, и обновление ума по уму Христову. Теперь он продолжает учение об истинном благочестии: важны внутренние мотивы поступков, чтобы и в уме, и в сердце не было никакого лукавства. Иначе, пишет Апостол, даже ваши добрые дела станут вам в осуждение.
Почему Иаков противопоставил веру лицеприятию, а не, например, самоуверенности? Потому что истинно верующие ищут Божьего одобрения, а лицемеры хотя и говорят, что желают угодить Богу, на самом деле в сердцах своих в первую очередь жаждут человеческого одобрения и человеческой славы.
Лицеприятие – это признак неуважения к Божьему мнению. Такой человек может верить в Бога, но если он лишь внешне покорен Божьей воле, то его вера бесовская: те тоже веруют, что Бог есть, но противятся Ему.
Иак.2:8,9 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками».
Смотрите, здесь сказано: «Если поступаете с лицеприятием, то перед законом оказываетесь преступниками». То, что убийство является преступлением перед законом, это понятно: в законе сказано «не убий», а почему лицеприятие является преступлением перед законом? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть синонимы к слову лицеприятный: «пристрастный, предвзятый, необъективный». То есть лицеприятный по сути является судьёй с нечистыми помыслами, а в законе сказано: «Не суди превратно. (Исх.23:6)», и ещё в другой книге Закона: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! (Вт.27:19)».
Иак.2:12 «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».
Закон свободы – это заповеди Христовы, которые Святым Духом вселяются в наш дух и став уже нашим сердечным влечением делают способными искренне (не из страха, а из любви) быть послушными Господу. Пребывая в Духе, мы способны служить ближним своим из любви, а не по обязанности. А ещё закон свободы, в отличие от закона Моисеева, дан нам, христианам, не для суда над нами в день Конца Света, а для того, чтобы сделать нас подобными Иисусу Христу, ибо те, кто Христовы уже прощены по благодати Божьей и на том суде судимы не будут.
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». (Ин.5:24)
Дополнительно о законе царском, законе свободы – см. комментарии к Иак.1:25.
Иак.2:20-24 «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
Иаков не отвергает спасения по благодати верой в Иисуса Христа, а уточняет, что мало просто устами исповедовать веру в Господа, её нужно ещё и явить делами своими – делами веры, нужно жить по вере в Иисуса Христа. Это, как умение читать – само по себе оно ничего не даёт человеку, но если он начнёт читать умные книги, то изменится его кругозор, изменится он сам.
Авраам подтвердил свою веру в слово Божье своим поступком веры, и она стала явной пред всеми: и пред Богом и пред людьми. В чём проявилась вера Авраама подробно я исследовал в книге Бытие (см. комментарии к Быт.22:1-18), здесь расскажу об этом вкратце.
Всесильный Бог, испытывая веру Авраама, попросил его принести в жертву сына своего, Исаака (в Торе, на языке оригинале, сказано: не потребовал, а именно попросил). Для чего? Явно не для того, чтобы погубить Исаака, ибо до этого Господь поклялся Аврааму, что заключит вечный завет именно с Исааком (Быт.21:12). Сейчас нам легко об этом рассуждать, а тогда Аврааму потребовалось полностью довериться слову Божьему – довериться вопреки своим человеческим рассуждениям, вопреки своему жизненному опыту. И он доверился, и пошёл с сыном своим Исааком туда, куда указал Господь Бог, ибо верил, что Господь силен воскресить из мёртвых – просто по вере воскресить, а не на основании праведности Авраама или Исаака, ибо не считал себя праведником.
Такое испытание веры – веры в воскресение – ничего общего не имеет с языческими человеческими жертвоприношениями: там убивали не для того, чтобы те воскресли.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.4:3,4.
3 гл. Мудрость – это сила, способная укротить даже язык
Иак.3:1,2 «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело».
Настолько ли вы мудры, чтобы давать советы другим? Не навредит ли им ваше слово? Научились ли вы действительно слушаться Святого Духа? Вы – учителя и не учителя – должны помнить об ответственности, и пусть люди больше назидаются, видя вашу жизнь по вере (не путайте с религиозностью: религиозным можно быть и без веры), а не через ваши советы и, тем более, поучения.
Упс! Читатель сейчас скажет: «А сам-то ты кто, что учишь нас?». В своё оправдание могу сказать лишь то, что эта книга написана на основании дневников, которые я вёл и веду – для себя вёл и веду – вот уже на протяжении четверти века. Здесь же, в книге, подумав, что мои записи могут быть интересны и другим христианам, решил поделиться ими.
Иак.3:6 «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».
Современный перевод WBTC: «Да, язык – пламя, он несёт в себе самое большое зло по сравнению с другими членами нашего тела».[5]
Язык – это необычный орган нашего тела: он находится и внутри тела и снаружи; почти не видим, но мы прикрываем им свои злые дела. Язык мал и слаб (без костей), но может погубить много жизней.
Иак.3:8 «А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда».
Ветхозаветный мудрец и книжник, Иисус сын Сирахов, преуспел в изучении Закона и Пророков, но и он в отчаянии молил Всевышнего удерживать его язык от зла: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня! Господи, Отче и Владыко жизни моей! Не оставь меня на волю их и не допусти меня пасть чрез них. (Сир.22:31-23:1)».
Обретающий духовную мудрость начинает задумываться о том, что исходит из его уст – я не говорю об управлении языком, а всего лишь о том, что обретающий мудрость, подумает, прежде чем что-то скажет или что-то сделает. Противоположностью мудрости обычно называют глупость, но я считаю, что так считать неправильно, потому что и люди далеко не глупые, а наоборот, великие учёные зачастую поступали очень даже не мудро. Приведу пример: «Михаил Васильевич Ломоносов часто бывал несдержан не только на язык. Однажды произошло настоящее побоище между Ломоносовым, его соседом по дому Штурмом, садовником при Академии, и гостями последнего. А дело было так. Вечером садовник принимал гостей. В разгар вечеринки служанка садовника неожиданно натолкнулась в сенях на Ломоносова, который незнаемо с какого умысла там стоял. Обнаруженный, Ломоносов начал шуметь и, ворвавшись в горницу, закричал, что гости Штурма украли у него епанчу (широкий безрукавный плащ). Когда ученому предложили быть осторожней в выражениях, он схватил болвана, на который вешали парики, и пустился бить всех подряд. Этого Ломоносову показалось мало, и он схватился за шпагу… В результате Штурм, его жена и их гости выскочили из окна».[6]
Так что противоположностью мудрости является не глупость, а зависть, сварливость, хвастовство и многое другое, чего не должно быть у человека, под водительство Святого Духа уподобляющегося Иисусу Христу. Как учит нас Апостол Павел: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. (Иак.3:14-17)».
Вспоминаю и не могу припомнить ни одного случая, когда сквернословы или сплетники печалились бы о том, что наговорили мерзости. Они печалились, если на их сквернословие находился ещё более изощренный сквернослов, если на их наглость находился еще более грубый наглец, но о своих грехах…
«Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится». (Сир.23:19)
Иак.3:10 «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть».
Наш язык должен быть укрощён. Но как его укротить? Самому никак, такая задача под силу лишь Святому Духу, поэтому, прежде чем сказать что либо, мысленно спросите Его, что и как сказать.
Хотя… и в обуздании языка нужно поступать мудро: не нужно стремиться к обузданию языка, как самоцели – потому что по мере освящения, по мере обретения духовной мудрости язык сам будет укрощаться.
Иак.3:18 «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».
Чтобы преуспеть в добродетели, возьмите урок у преподобного Серафима Саровского. «Радость моя, говорит он – молю тебя, стяжи мирный дух и тогда тысяча душ спасется около тебя!»[7]
4 гл. Не любите славу мирскую и богатства мирские!
Иак.4:1 «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?»
Жажда почестей и удовольствий мира сего не даёт покоя сердцу человека. А если нет мира внутри него, откуда будет мир с другими людьми?
Иак.4:4 «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
Кто-то возразит, и правильно возразит: «Но мне ведь любовь к семье, к работе, к друзьям не мешает любить Бога». Конечно, можно любить Бога и при этом искренне любить жену и детей, любить друзей и работу, и даже, например, быть страстным болельщиком футбольной команды. Можно любить Бога и одновременно любить русскую поэзию, например, Блока. Сказав: «Дружба с миром есть вражда против Бога» – Апостол Иаков имел в виду не нашу любовь к семье или работе, а мотивы, которыми мы руководствуемся, совершая те или иные поступки в своей жизни. Если вами движет искренняя любовь и забота, то это будет угодно Богу, а если похоть, зависть, гордыня или честолюбие, то ваши дела и помыслы мерзость пред Богом. Мерзость, не зависимо от того, что вы делаете: злые дела или добрые.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:1-3)
Иак.4:5 «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?»
«До ревности любит дух» – вспомните слова Иисуса Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Мф.12:30)». Поэтому живите во Христе, посвятив себя Его целям, Его делу, иначе Дух Божий будет воспринимать вас, как врагов Христовых. Только вдумайтесь в слова: «Воспринимать, как врагов Христовых»!
Пусть не совсем по теме, но почему-то сейчас пришёл мне на память именно этот случай, произошедший в моей жизни. Это было давно, но я до сих пор с улыбкой вспоминаю, что когда соседи привели к нам на день свою собаку. Наша маленькая собачка, Маля, целый день беспокоилась и бегала вокруг меня, чтобы соседский пёс ни на миг не оказался между мной и ей. И когда вечером соседи забрали его, Маля, обессиленная, тут же уснула в своём гнезде: теперь можно спать спокойно, никто не покушается на внимание моего хозяина.
Иак.4:7-10 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу… приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь… смиритесь пред Господом, и вознесёт вас».
Советы Апостола Иакова, что делать при искушении:
-- отвегнитесь от даров сатаны, даров сильных мира сего: мирской власти, славы, богатства – они лишь выглядят привлекательно, а на самом деле – это цепи сатаны;
-- покоритесь Богу через покаяние, через признание и исповедание нужды в Спасителе;
-- возлюбите Божье слово и Царство Божье;
-- просите Божью благодать, просите дар Святого Духа, чтобы устоять в искушении.
Обратите внимание: здесь сначала сказано, чтобы мы отверглись мирских власти, славы и богатства, причём не просто не искали их, а отверглись со страхом, как от даров сатаны, потом сказано о покаянии, приведении сердца в состояние смиренного послушания Богу, и только потому уже, чтобы просили у Святого Духа силу противостоять искушению. Почему такой сложный путь? Потому что только в такой последовательности мы сможем принять просимый нами дар Святого Духа.
Но мы, христиане, к сожалению, забываем о первых этапах, готовящих наше сердце к принятию дара Святого Духа, а попав в сложную ситуацию, находясь в искушении, бросаемся либо в панику, либо начинаем суетиться и сразу же просим силы Божьей преодолеть это искушение, – просим, не понимая, что Господь Бог и рад бы дать нам силу преодолеть его, да мы не в состоянии её принять.
Иак.4:11 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья».
Первый шаг к миру с людьми, и, что интересно, к миру в своём сердце – это перестать наговаривать сплетни и клевету друг на друга.
«Не злословьте друг друга, братия» – эти слова из послания Иакова любят цитировать люди, возлюбившие грех, особенно злоязычные, если кто укажет им на их грех, мол, ты не должен меня упрекать. Знайте же, что злословить (наговаривать, хулить, клеветать) и обличать в грехе – это разные, диаметрально противоположные понятия.
Апостол Павел учил: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. (Еф.5:11)».
Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
Здесь, слово «судишь» означает: «отделяешь для наказания, выносишь осуждение». Уточняю: не путайте суд и осуждение. Суд – это вынесение человеку приговора, то есть вы ведёте себя, как судья. Осуждение же злого или нечестивого поступка – это обличение греха, чтобы безнаказанность не создала у человека иллюзии, что ему всё можно или, что вы одобряете его грех (по поговорке: молчание – знак согласия).
Дополнительно – см. комментарии к Рим.14:1-5.
Иак.4:13-16 «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».
«Всякое такое тщеславие есть зло» – бесспорно, тщеславие – имеется ввиду желание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и слышать от них похвалы – это зло, ибо тщеславный человек движим гордыней, но в данном стихе греческое слово kafchisis лучше перевести как похвальба, хвастовство, и тогда вся фраза будет звучать цельно и логично: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», – вы, по своей надменности, похваляетесь: всякая такая похвальба есть зло».
Иак.4:17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
«Итак» – Апостол подводит черту под наставлением, данным гонимой церкви (Иак.1:1-4:16) и делает обобщающий вывод: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Кратко повторю, о чём он вёл речь:
-- Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. (Иак.1:19)
-- Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. (Иак.2:1)
-- Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. (Иак.2:17)
-- Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. (Иак.3:13)
-- Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. (Иак.4:8)
-- Не злословьте друг друга. (Иак.4:11)
-- Всякая ваша похвальба (хвастовство) есть зло. (Иак.4:16)
Кстати, стоит поразмышлять и над самим выражением: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Апостол Иаков не просто добавил ещё один пункт к перечню грехов, а принципиально изменил подход к понятию грех. Если раньше, по закону Моисееву грехом являлся некий греховный поступок: не убий, не прелюбодействуй и так далее, то теперь Иаков возвестил, причём не только христианам, но и иудеям, ибо послание было написано «двенадцати коленам», что вы будете греховны пред Богом, если могли сделать доброе дело для человека, но не стали. Естественно я имею в виду мудрые добрые дела, а не такие «добрые дела», как, например, раздача пожертвований пьяницам на… пропой.
Иак.5:1-4 «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших… Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».
Поблекшее от лежания в сундуках золото будет свидетельством против тех, кто так алчно и старательно набивал сундуки. Ибо они не использовали его для помощи нуждающимся. Богатеи которые имели возможность сделать доброе дело для других, но не сделали этого, согрешили против Бога (Иак.4:17).
«Ржавчина их (золота и серебра) будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь», – это сказано не только о богатеях, живших при жизни Апостола Иакова, но и о сегодняшних миллионерах и миллиардерах, особенно о богатых церковнослужителях. Как бы внешне праведно они не вели себя, но если после смерти в их закромах и на банковских счетах остались миллионы и миллиарды, то эти богатства будут свидетельством против них на Божьем суде. Ибо эти богатства являются свидетельством, что они отняли деньги у других, не додали заработанного работникам, и при этом сами даже не воспользовались ими. И зачем, спрашивается, отнимали?
Эти богатеи не просто не захотели делать добро, а умышленно творили зло, урезывая плату за труд у тех, кто трудился на них, наживаясь на спекуляциях и других махинациях. Они обездолили тех, кому эти деньги были нужны для того чтобы жить… При всём этом, что удивительно, здесь, на земле, миллионеров и миллиардеров не только не осуждают, но окружают почестями, причём не только люди мира сего, но и христиане в церквях уважают и ублажают их больше, чем других. Окружают почестями, зная и помня слова Апостола Иакова: «Вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак.2:6,7)».
Господь Бог будет судить не только тех, кто, как скупой рыцарь, превратил накопление денег в самоцель, Он будет судить так же и тех, кто выбрасывает сотни тысяч и миллионы за «Квадраты Малевича» и на «Куршавели», кто разбрасывается деньгами на «ярмарке тщеславия». Бог будет судить и тех, чьи богатства, после их смерти, стали причиной преступлений и ненависти других людей – их наследников, и, конечно же, будет судить тех, кто завещает свои миллионы «любимым собачкам», то есть велит истратить их впустую.
По закону Божьему земля отцов передавалась детям, передавались и средства жизни. Но был закон Юбилейного года, когда раз в пятьдесят лет возвращалась земля, полученная от других или купленная у других (независимо от того, законно или нет). Раз в семь лет отпускались иудеи-рабы, причём, отпускались с земельными участками и со средствами, позволяющими им жить на свободе.
Иак.5:5 «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».
Люди не смотрят на свои способности и возможности, как на дар, дарованный им от Бога, поэтому живут эгоистично и безответственно, прожигают свою жизнь.
К сему напомню вам, уважаемые читатели, притчу Иисуса Христа: «(Господин), отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело; точно так же и получивший два таланта; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл получивший два таланта и принёс четыре, и ему господин сказал: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: выбросьте во тьму внешнюю лукавого и ленивого раба: там будет плач и скрежет зубов. (Мф.25:14-30)».
Как понимаете, на том свете ни нам, ни тем более Господу Богу наши деньги не нужны, поэтому если Он дал кому способность, например, к бизнесу, то обратите этот талант во благо, на добрые дела.
Иак.5:6 «Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам».
«Вы осудили, убили Праведника!» – судя по контексту послания, с таким упрёком Апостол Иаков обращается не к Иудейскому синедриону и не к Понтию Пилату, а к богатым и роскошествующим христианам. «Вы осудили и убили Иисуса Христа!». Вы, – богатые, – даже если и не было вас там, среди толпы, требующей распятия Иисуса. Вы, – богатые, – даже если вы живете в настоящее время и в другой стране, а не в Израиле.
Иак.5:7 «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний».
Быть долготерпеливым – это настроить себя на длительное ожидание – ожидание до конца своей жизни, или до второго пришествия Иисуса Христа, потому что только при Втором Пришествии Церковь Христова обретёт от Бога славу и жизнь вечную – богатства нетленные. А если кто желает непременно получить награду сейчас и здесь, знайте, что за одно дело (в данном случае, за веру) два раза не награждают, и ещё знайте, что здесь и сейчас можно получить только награду тленную, ибо всё здесь временно, и сам этот мир временный.
Иак.5:9 «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судия стоит у дверей».
«Не сетуйте (не жалуйтесь), братия, друг на друга» – почему люди жалуются на ближних своих? Они защищают своё «я», пусть даже справедливо защищают, но в данном случае важно то, что защищают своё «я», только не своими силами защищают (тогда бы они гневались), а призывают для этого других. Получается, что сетование на ближнего своего в принципе ничем не отличается от гнева на ближнего своего, а в Священном Писании сказано: «Гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:20)». Почему не творит? Потому что когда человек в гневе, он не может поступать рассудительно и мудро: гнев застит ему глаза и разум.
Дополнительно – см. комментарии к Флп.4:5.
Иак.5:12 «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению».
Избранные Христовы, не клянитесь, так как вы теперь не сами себе господа, а принадлежите Господу Иисусу Христу.
Иак.5:14-16 «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Это не правила для исцеления по молитве – это то, что будет способствовать вашей молитве за исцеление.
1. Призовите пресвитеров (старцев, старейшин) церкви и пусть они помолятся, помазавши больного елеем.
2. Прежде чем молиться, больной и молящиеся должны исповедовать свои грехи и злые мысли, какие у них были друг на друга (зависть, обиду), чтобы ваша молитва стала истинно совместной, ибо сказано: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф.18:19,20)».
3. Не молитесь в спешке и, тем более, в суете – это признак равнодушия. Молясь, больше сосредоточьтесь на слушании воли Святого Духа, чем на нужде больного.
4. Если кто будет молиться с чувством превосходства, мол, я пресвитер, то его молитва не будет принята Богом.
5. Сказано: «Много может усиленная молитва праведного». Усиление молитвы – это искреннее переживание за больного и пост.
Дополнительно – см. комментарии к Мк.6:12,13.
Иак.5:19,20 «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов».
«Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу и покроет множество грехов» – православный богослов А.П. Лопухин дал такой комментарий этому стиху: «Къ кому относится это последнее обещанiе, къ обращенному-ли грешнику или къ обратившему его, получающему великую награду за свое высокое дело? Въ первомъ случае смыслъ тотъ, что «дело обращенiя грешника отъ смерти, подъ которую, конечно, разумеется вечная смерть в духовномъ смысле и, во-вторыхъ, дается основанiе такого спасенiя – покрывается множество греховъ» (Еп. Георгiй). Принимая это объясненiе мы, однако, полагаемъ, что не исключается здесь и мысль о награде самого обратившаго. Въ аналогичномъ разсматриваемому выриженiи Апотола Петра (1Пт.4:8): «любовь покрываетъ множество греховъ» по разъясненiю бл. Феофилакта, мысль та, что «милость къ ближнему делаетъ милостивымъ къ намъ Бога» (см. Мф.6:14,15)».[8]
Итак, обратить ближнего от пути погибели, от ереси и помочь вернуться к послушанию Господу – это, значит, исцелить, а может даже, и спасти его душу от смерти. Как это сделать? Только добрым личным примером, только в терпении и только любя его. Обратить ближнего от пути погибели – это истинное богатство и истинная радость.
Любите друг друга, как Господь Иисус Христос возлюбил вас!
СНОСКИ
[1] Евсевий Кесарийский. История Церкви. Кн.2:23.
[2] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.513.
[3] Иоанн Златоуст. Из архива цитат Никольского храма в Дарьино.
[4] Буркет Б. Принципы чистоты. Гл.10.
[5] Библия: Современный перевод WBTC. с.1024.
[6] Ковалёв П.Д. Энциклопедия «Качества личности от А до Я». Гл. Несдержанность.
[7] Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34.
[8] Толковая Библiя с комментариями А.П. Лопухина. Т.10. с.255.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Архив цитат Никольского храма в Дарьино [Электронный ресурс]/ Сайт храма Одинцовского благочиния Московской епархии. – Свободный режим доступа:
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарём Стронга); Синодальный перевод (77 книг, включая Апокрифы); Перевод Нового Завета с др.греческого Лутковского; Перевод Нового Завета еп. Кассиана; Современный перевод Нового Завета IBS; Библия на укр.языке пер. Огиенко; Библия на укр.языке пер. Турконяка; Библия на англ.языке Nev International Version; Библия на англ.языке King James Version; Комментарии Баркли к НЗ; Комментарии Новой Женевской Библии/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
4. Библия: Современный перевод Библейских текстов/ World Bible Translation Center. М.: без изд. 1993. – 1151 с.
5. Буркетт Б. Принципы чистоты [электронный ресурс]/ Б. Буркетт. – Электронные текстовые данные. – «Христианский вебсайт». – Свободный режим доступа:
6. Ковалёв П.Д. Энциклопедия «Качества личности от А до Я». Гл. Несдержанность [Электронный ресурс]/ П.Д. Ковалёв. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
7. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарём. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
8. Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34. Что нужно для того, чтобы преуспевать в любви у Бога и человеков [Электронный ресурс]/ Православная библиотека «Азбука веры». – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
9. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.10/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу «Странникъ», 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1912. – 519 с.: ил.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор