-- : --
Зарегистрировано — 123 563Зрителей: 66 628
Авторов: 56 935
On-line — 23 173Зрителей: 4580
Авторов: 18593
Загружено работ — 2 126 017
«Неизвестный Гений»
ИЛИЙ – СОЛНЕЧНЫЙ СТАРЕЦ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
18 января ’2019 22:58
Просмотров: 11103
Добавлено в закладки: 2
Василий Иванович АГОШКОВ.
ИЛИЙ – СОЛНЕЧНЫЙ СТАРЕЦ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!
ИЛЬИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ г. ОРЛА – хутор ИЛЬИНСКИЙ – старец ИЛИЙ.
Старец Илий (в миру – Алексей Афанасьевич НОЗДРИН) – старше меня на 14 с половиной лет. Считаю, что нам, землякам Илия, уроженцам деревни РЕДЬКИНО Орловского района Орловской области, очень повезло, что у нас есть свой родной лидер, земляк, святой Человек с большой буквы. Деревня наша возникла где-то в начале 19 века. Мой прадед переселился сюда из деревни Ильинская (см. карту – в самом верху), которая находилась на левом берегу реки Оптуха.
А по правую сторону от Ильинского хутора (было и такое название) располагалось село Се-мендяево(а), которая дала России 19 века великого медицинского учёного Алекса;ндра Ива;новича Бабу;хина (16 [28] марта 1828 года – 23 мая [4 июня] 1891) – русского гистолога, физиолога и эмбриолога, профессора (1865), основателя московской гистологической школы. Он внёс большой вклад в развитие физиологии, гистоло-гии и бактериологии в России. Действительный статский советник (с 1881 года). Сейчас нет на карте ни села Семендяево, ни деревни Ильинская – в советское время они прекратили своё существование.
Но Советы к этому не имеют кардинального отношения: и Семендяево, и Ильинская начали вымирать ещё в царское время. Дело в том, что населённые пункты располагались не только по рекам, но и по дорогам, которые проходили мимо. В 19 веке недалеко от с.Семендяево и д.Ильинская, почти рядом с р. Оптуха, по её левому берегу, тянулся шлях из Орла в Ливны. И наоборот. Когда же в середине 19 века проложили по Большаку, а значит, и ВО-ДОРАЗДЕЛУ между реками Оптуха и Рыбница (обе – правые притоки Оки), железную дорогу Москва-Орёл- Курск, то населённые пункты Семендяево и Ильинская оказались в стороне.
И местный шлях, особенно в советское время, при отсутствии у крестьян лошадок, стал хиреть. От станции Становой Колодезь до реки Оптуха где-то 5 км. Если быть точнее, то от железнодорожного вокзала Становой Колодезь до Марьинской школы, расположенной в оптушанской излучине, – 4,7 км. Моя крёстная тётя Варя, жившая в хуторе Ильинский, перебралась в село Ста-новой Колодезь и жила потом недалеко от местного завода. Переселились, кто куда, и остальные жители деревни Ильинская, села Семендяево. Наиболее «продвинутые» и имевшие деньги уехали в города и столицы, победнее – остались поближе, в Становом Колодезе. Мой прадед, Пётр Владимирович, любил свободу и землю, а потому стал жить в хуторе РЕДЬКИН, недалеко от Святого источника, несущего свои серебристые чистые воды в ретивую реку СТИЖЬ. И переселился прадед сюда где-то во время отмены крепостного права, в начале 1860-х годов.
Однако думаю, что не только отсутствие крепостного права помогло ему переехать на новое место жительства. А появление, в первую очередь, железной дороги Москва- Орёл- Курск. Эту железную дорогу вводили в эксплуатацию постепенно, участками: Москва-Серпухов – 17.11.1866, Серпухов-Тула – 11.11.1867, Тула-Орёл – 15.08.1868 и Орёл-Курск – 07.09.1868. До Белгорода линию дотянули уже в 1869 году. Итак, 7 сентября 1868 года – 150 лет назад – первые поезда начали курсировать через станцию Становой Колодезь по ж.д. линии Москва-Курск. От хутора Ильинский до станции Становой Колодезь – километров 7-10, если выбирать водоразделы и удобные пути, а от хутора Редькин (на карте ниже – хутора Редьковского), до станции Становой Колодезь – 2,5 км, то есть в 4 раза ближе. В центре карты мы видим название: Нов. Куликовка – Становый Колодезь. А в 9 км от горо-да Орла, в юго-восточную сторону, находится село Большая Куликовка, южнее от Орла – деревня Малая Куликовка.
Присутствие названия КУЛИКОВКА говорит о том, что деревню Становой Колодезь, а после появления здесь Покровского храма, и село Становой Колодезь, образовали, в основном, переселенцы из Большой Куликовки, которая находится от Орла в 9 км. Село Становой Колодезь расположено от города Орла в 16-22 км. Сотрудники Орловско-го областного архива при составлении моего родового древа выяснили, что мои пра-пра-прадеды жили вначале на Покровской улице и в Покровской слободе. А рядом с Покровской улицей, Покровским храмом города Орла находилась Ильинская площадь, ныне сквер Танкистов.
Скорее всего, ильинцы, когда им стало тесно у реки Оки, решили по-пытать счастья на реке Оптухе, и переехали сюда на постоянное место жительства, где они и образовали хутор ИЛЬИНСКИЙ. Среди этих переселенцев были мои предки – Агошковы и предки старца Илия – Ноздрины. У меня нет прямых доказательств того, что Ноздрины появились в Редькино тоже из хутора Ильинский. Но я помню слова от-ца о том, что многие местные Ноздрины и Ветровы – вроде бы наши родственники. Три года назад я приехал в родительский дом, в Редькино, и увидел в домашнем альбоме фотографию своего племянника Сергея (сына сестры Нины), на которой он был изображён с чёрными усами и бородкой. Вначале задал себе вопрос: «А откуда в нашем роду такие смоляные волосы на лице (родители мои были белесые и седоватые)!» Решил, что это следствие суп-руга сестры – Виктора Парахина (из Верховского района Орловской области). Но потом вдруг поймал себя на мыс-ли, что Сергей схож лицом со старцем Илием, когда тот был ещё молодым монахом, тоже с чёрными усами и боро-дой… (Своим критикам отвечу одно: моё «навязывание» в родственники знаменитого человека не есть какое-то «примазывание»: я самодостаточная личность, чуть известен в пределах Орла и области – и мне этого хватит).
А по поводу отношения русского человека к родству также замечу следующее. Через дорогу от родителей Илия, наискосок к югу, жили Амозовы. Не помню, какая на самом деле у них официальная фамилия, но как-то родители вместе со мной пошли к ним в гости. Дом у Амозовых был небольшим, жили они не ахти как хорошо. Никто тогда не сказал мне, что это тоже наши родные. Об этом я узнал много позже. Наверное, будет правильно сказать о том, что деревня-хутор Редькино населялась в основном родственными людьми, в крайнем случае, хорошо знакомыми. Это относится и к другим сёлам: поселилась одна семья из неведомого края, понравилось, тащит она за собой и остальных родственников. Вместе – веселей! Что касается города Орла и местной «околицы», то тут жили веками одни и те же «племена». Так что дело даже не в деревне Редькино и не в селе Становой Колодезь.
Наверное, не ошибусь, если скажу о том, что закладка города-крепости Орёл в 1566 году произошла не на пустом месте, а там, где уже исстари обитали родственные люди. Историк Аджиев, приезжавший в город Орёл для встречи с журналистами газеты «Просторы России» (главный редактор Виктор Михайлович Лебёдкин), заявил, что города Брянск и Орёл основаны народами степи ещё в 6 веке. Откуда он черпал такие сведения, мне не известно. Видится, что горстка воинов, прибывших для охраны Орла от врагов степи и Дикого Поля, не могла в те-чение короткого времени так расплодиться, чтобы заселить и всю Покровскую волость, окружавшую город Орёл с востока, и весь юг Орловской губернии, а затем и курско-белгородские и казачьи просторы. Слободы, которые по-являлись вокруг Орла, также населялись родственными людьми. Нет в деревне Редькино и в селе Становой Коло-дезь таких фамилий, которые бы не встречались в Орле и областном центре.
Кстати, родственник моей двоюродной сестры – Марии Никифоровны Шманёвой (жила недалеко от станции Становой Колодезь), – известный орловский профессор медицины – последователь уже названного нами А.И. Бабухина из села Семендяево(а), Владимир Иванович НОЗДРИН. Их общий предок – по прозвищу Зола. Родственник этого Золы – Шманёв взял в супруги мою тётю по отцу Анну, которая стала Шманёвой. В Станово-Колодезьской школе я учился вместе с двумя Ноздриными – Василием и Иваном. Василий Ноздрин жил в селе к югу от станции Становой Колодезь (сейчас в Орле), а Иван Ноздрин родился в д. Козинка Станово- Колодезьского сельского поселения. Ныне обитает в г. Мценске.
Почти 103 года прожил писатель Ноздрин Александр Сергеевич, родившийся в селе Красном Орловской области. Орловские литературоведы не знают, а в каком селе Красном он появился на свет? Учитывая, что к столетию писателя вышла первая книга романа А.С. Ноздрина «Голубая Неручь», то мы можем с уверенностью предположить, что Александр Сергеевич родился в селе Красное Залегощенского района.
Авенир Евстигнеевич Ноздрин родился 29 октября 1862 года в г. Иванове. В 1895 году Ноздрин переписывается и встречается с В.Я. Брюсовым, который предполагал издать сборник стихов Ноздрина. В 1907 году Ноздрин вернулся в Иваново-Вознесенск, где его арестовывают и ссылают на три года в Олонецкую губернию. В 1927 году Ноз-дрин издал первую книгу стихов "Старый парус", в 1935 вышли "Избранные стихотворения". В 1938 году, несмотря на все заслуги, на присвоенное ещё в 1923 году местными властями звания "Герой труда", 75-летнего Авенира Ноздрина арестовывают. 23 сентября 1938 года он умер в следственной ивановской тюрьме НКВД. В 1985 году было произведено его перезахоронение (чисто символическое) на кладбище старых большевиков… Таким образом мы обнаруживаем, что среди Ноздриных много писателей, врачей, учёных, людей творческих, талантливых...
Уверен, что Ноздрины и Агошковы во второй половине 16 века появились на реке Оке, защищая город Орёл. Откуда они пришли сюда, на берега рек Оптухи и Рыбницы? Известно, что в 8-10 веках вятичи, северяне, радимичи и другие восточные славянские племена двигались по реке Оке в сторону Москвы- реки. А потом, в 16-17 веках движение пошло на юг, к морям. Поэтому фамилии людей, проживавших у истоков Оки, можно встретить и на севере, и юге России. Но основная масса жителей, несмотря на все трудности и тяготы, обитала в верховьях Оки с древ-них времён, выковывая в постоянных стычках с врагами Дикого Поля свой боевой характер, выдержку, терпение, силу и волю.
В Орловской области много названий, которые говорят о том, что наша территория была пограничной, где встречались не раз в битвах местные воины с противниками. Даже само слово ВСТРЕЧА, которое сегодня обладает скорее радостными красками, чем грустными, когда-то имело другой смысл. В.И. Даль в своём Толковом словаре прямо говорит о том, что ВСТРЕТИТЬ можно было только врага, а не друга. В последние годы появилось новое выражение со старым смыслом: «заказать стрелку», как правило, со стрельбой и выяснением отношений.
В городе Орле место, где встречаются реки Орлик и Ока, называют Быстрая Стрелка. ВСТРЕТИТЬ значит РЕТИТЬ, то есть БИТЬСЯ, ЗАЩИЩАТЬ! Река ОРЁЛ (Орлик), ВСТРЕЧАЯСЬ с водами реки ОКИ, тоже ведёт борьбу: отталкивает силой своего течения на несколько метров спокойное течение Оки. Но вскоре борьба утихает, и Ор-лик вливается в Оку. РАТЬ – это: «брань», «пря» (видимо, распря.-В.А.); «ссора», «реть с побоищем», «война». Также РАТЬ – это «войско, ополченье, боевая сила, армия». Мы не будем рассматривать все значения слова РАТЬ, а возьмём выражение: «РЕТЬ С ПОБОИЩЕМ».
Как догадался наш читатель, поговорим о значении топонима РЕДЬКИНО. Старец Илий считает, что топоним Редькино возник от слова «редко: дома стояли друг от друга далеко, свободно». С этим можно согласиться, так как на карте 19 века видим то тут, то там хуторочки, отдельные поселения. Однако такой ответ возможен, если мы напишем РЕДКИНО. Но откуда появился мягкий знак? Сегодня в Ливенском, Колпнянском. Орловском районах мы находим деревни и село по имени РЕДЬКИНО. Такое прочтение названия вытаскивает на свет слово «РЕДЬКА». Есть выражение: «хрен редьки не слаще». Может быть, это был намёк на отдалённый край, затерянный среди лесов и степей. Посёлок городского типа ЗНАМЕНКА-Орловская имеет второе название – КУКУЕВКА. Орловские краеведы расшифровывают гидроним КНУБРЬ, текущий из-под села Шахово в сторону Орла, как глухое, забытое богом место. Так что логика в этом какая-то есть.
Но на наш взгляд, дело здесь в другом: РЕДЬКА в период созревания от недостатка воды трескается, или, как говорят, кромичи, РЕПАЕТСЯ. Порепалась – значит, потрескалась на несколько частей. Если территорию, на которой хутор (деревня) Редькино находится, представить в виде РЕДЬКИ, то центр этого «овоща» – это Большак, а реки, текущие в разные стороны, – это порепанные реками края "редьки". Достаточно посмотреть на карту редькинской местности.
В этом смысле топоним Редькино назван огородниками. Дело в том, что истоки редькинских рек и особенно реки Стижь в августе пересыхают. Недаром на карте они обозначены прерывистыми линиями – чёрточками. А редька, если её не поливать долго, начинает трескаться, репаться. Поскольку Орловщина – это верховое место, откуда начинаются известные большие реки Ока, Сосна и другие, то в конце лета они, особенно в период жаркого сезона, начинают пересыхать. И таким образом первые жители хутора Редькино дали понять другим, что данное место не только находится на водоразделе, продуваемом всеми ветрами и метелями, но и испытывает недостаток влаги в июле-августе- сентябре.
Но почему же тогда здесь поселялись люди? А потому, что в первом правом притоке реки Стижь находился и находится РОДНИК, вокруг него и поселились первые жители. Мой предок даже потом переселился с выгона поближе к роднику, когда прежний хозяин продал ему дом. Однако наши предположения по поводу названия хутора Редькино на этом не кончаются.
Ливенский писатель-краевед и поэт Геннадий РЫЖКИН обнаружил в древних летописях несколько иное написание: РЕТЬКИНО! До сего дня сохранились в Ливенском районе и два имени – СТОРОЖЕВОЕ! И тогда станет ясно, что РЕТЬКИНО – это и есть «реть с побоищем». Давайте посмотрим на то место на карте, где возник хутор РЕДЬКИН. По центру населённого пункта идёт екатерининский шлях: большая дорога из Орла в Курск. А справа и слева истоки рек и речек, словно многоголовые чудища, пытаются завладеть водоразделом. Самое место для крепости, для защиты подходов к городу Орлу.
Конечно, в начале 19 века никаких крепостей уже не было, хотя есть «известие» одного историка о том, что знаменитый А.В. Суворов был со своей армией в ГОРОДЕ СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ. Правда, поверить в это мы ещё не готовы, поскольку нет ссылок на документы. Однако имя РЕТЬКИНО доказывает, что оно не только РЕТЬКИНО, но и ВСТРЕТЬКИНО. А ВСТРЕЧА – это СРЕЧА, так как звуки В и Т – вставные. Более известное нам слово – СРЕТЕНИЕ, встреча зимы и лета.
Кстати, в устье реки Стижь находится село СРЕТЕНЬЕ. А недалеко от деревни РЕДЬКИНО в сторону села Хотетово начинается река ВИШНЕВЕЦ. А может быть – ВЫШНЕВЕЦ, текущая на запад. На восток устремляется речка ДОМНА; на северо- восток – речка ТРАВНА или ТРАВНАЯ; на северо-запад – речка СТИЖЬ. Иными словами, у деревни Редькино начинаются истоки многих рек и речек. Поэтому место особое. Узловое. С мощной энергетикой, начинённое растущими камнями, синей глиной и целебными источниками…
А откуда появилась фамилия НОЗДРИН?! Мы попытались расшифровать её. В Покровской волости Орловского уезда (не путать с нынешним Покровским районом Орловской области), протянувшейся севернее города Орла до 23 км на юге, служили в основном ГОСУДАРЕВЫ люди, однодворцы. Из Станового Колодезя больше всего всегда призывали людей в армию, таково село: нет войны – пашите, сейте, а есть война с врагом – защищайте Родину!
ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ = ОСУДАРЕВЫ = это дало, с одной стороны = СУДАРЕВЫ ЛЮДИ (есть такая фамилия в области = СУДАРЕВ). СУДАРЬ и СУДАРЫНЯ – это ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ, которым дано право СУДИТЬ или ДАРИТЬ (велик русский язык!) А с другой стороны, ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ превратились в ОЗУДАРЕВЫ (звук Г плохо произносится; а глухой звук С превратился в звонкий звук З перед звонким Д) = ОЗДАРЕВЫ = ОЗДРЕВЫ. Работает принцип стяжения, когда поглощаются плохо произносимые звуки.
ОЗДРЕВЫ = ОЗДРЁВЫ притягивает к себе начальное Н = НОЗДРЕВЫ = НОЗДРЁВЫ и НОЗДРИНЫ (из НОС= НОСДРЯ= НОЗДРЯ)… В Орловской области есть река ЦОН, имеется река ЦНА, ИЦКА и пр. Знаем мы и писателя Сергеева- Ценского. Родом он из Тамбовской области, где течёт река ЦНА. Наверное, каждый читатель невольно говорит не Сергеев- Ценский, а Сергеев- Мценский. Звук М так и просится на язык. В 1904 году из Тамбова направили на войну с Японией полк, который назвали …Мценским. В крайнем случае, так написано в одном сообщении за 1904 год. Так до конца и не понятно: то ли полк назвали в честь города Мценска, то ли полк был ошибочно назван в честь тамбовской реки Цна, но с прибавлением звука М.
Город Мценск Орловской области тоже стоит на реке ЦНА: но такова структура нашего речевого аппарата, что мы невольно добавляем к топониму ЦОН=ЦНА звук М: МЦНА= МЦОН= МЕЦНА= МЦЕНСК… Такой же принцип сработал и при образовании фамилии НОЗДРИН. Буду признателен всем, кто найдёт лучшее объяснение: не претендую на истину… Учёный П.Я. Черных отмечает не только слово ГОСУДАРЬ (выделяя слово СУД), но и ГОСПОДАРЬ. Чтобы понять такое превращение, вспомним, что слово МУСУЛЬМАНИН на русской почве родило понятие БАСУРМАН. Вывод такой: НОЗДРИНЫ – это не совсем верно истолкованное слово ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ.
В Кромском уезде в 19 веке находились населённые пункты ГЛИНКИ и ГЛИНЕЦ. В 21 веке ГЛИНКИ в Кромском районе остались Глинками, а ГЛИНЕЦ в Троснянском районе превратился в ГНИЛЕЦ. Если был ГЛИНЕЦ (от «глина»?), то наш опыт подсказывает, что ГЛИН могло потерять начальное М: село МГЛИН?! Есть слово МГЛА. Непроглядная мгла. Во мгле веков. Всего один звук М, а значение топонима резко меняется. Поэтому фамилия НОЗДРИН может и не происходить от слова «ноздря», а «вышла» на это значение чисто случайно.
По данным Статистического отчёта, в 1890 году в однодворческом селе Становой Колодезь было 304 двора, и только в 4-х из них топили по-чёрному. А в соседнем, помещичьем селе ХОТЕТОВО, где одним из владельцев крестьян был РУТЦЕН, прототип тургеневского Рудина, в половине – из 180 дворов – не было печей (цифры округляем). Однодворцы рождали лидеров, писателей, врачей, учёных, командиров, хороших воинов; а помещичьи крестьяне хороши были в драках, в поджогах, в разрушении. Поскольку веками были угнетаемы и нещадно эксплуатируемы. Помещичьих крестьян, замеченных в восстаниях, отсылали и на каторгу, и в армию, думая, что там они исправятся. Однако это была ошибка царских генералов: смутьяны легко поддавались на агитацию большевиков...
Сделаем вывод: основание г. Орла позволило царю твёрдо стать ногою у кромки Дикого Поля, поселить здесь упрямых государевых людей – вятичей- дубинников, которые ранее основали г. Москву.
Станово’й= Стано’вый Колодезь – от СТАН, СТАТЬ, ОСТАТЬСЯ, первоСТАТейный, главный, центральный, основной, уСТАНовленный. Появление именно здесь, в Орловско- Ильинских местах (Ильинская площадь, хутор Ильинский), старца ИЛИЯ – вполне закономерно!
* * *
Впервые о старце ИЛИИ я услышал в 5 классе, когда после окончания Редькинской начальной школы пришёл учиться в Становой Колодезь. Ходили пешком каждый день по 4 км. Туда и обратно – все 8 км. Хорошая зарядка для тела и мозгов. Учительница литературы и русского языка Антонина Егоровна Трофимова рассказала нам о мальчике, который все годы учёбы в Станово- Колодезьской средней школе писал одним и тем же пером. Был бережливым, старательным и аккуратным. Однако о том, что мальчик Алёша учился потом в духовной академии, нам никто не говорил: то ли учителя и сами не знали об этом, то ли им было запрещено это делать. Скорее всего, не знали.
В конце августа мы, редькинские одноклассники – Василий Пресняков и Юрий Тихонов, садились на велосипеды и ездили в школу получать учебники. Однажды, в классе 6 или 7, мне не достался учебник то ли по физике, то ли по алгебре. Помню, что этот учебник был рассчитан на два года. Что делать?! Кто-то подсказал матери, что такой учебник есть у Алексея Ноздрина, мать которого жила недалеко от нашего дома (300м). Мать по такому случаю взяла и меня с собой. Шли по шоссе Орёл-Ливны, в сторону Орла. Обычно мать даже в сельский магазин Станового Колодезя, за 2,5 км, так не наряжалась, а тут надела всё праздничное. А самое главное, меня поразило её радостное настроение, которое бывает, когда нужно встретить самых дорогих московских гостей.
Дом Ноздриных находился в центре деревни Редькино. Мы часто с ребятами проходили мимо этого дома, идя то в школу, то обратно. Но дом этот был за густой акацией. И мы почти не видели его. Никто из наших ровесников в нём не жил. И поэтому мы и не пытались разузнать, а кто там обитает. Отца у Алексея Ноздрина не было – убило на войне. А мама занималась домашними делами и мало появлялась на улице. Я в дом Ноздриных не пошёл, стоял на улице и ждал свою маму. Минут через 10-15 она вышла счастливой вместе с провожавшей её Клавдией Васильевной. В её руках был нужный учебник. Я взял его себе – новенький, как будто из типографии. Не верилось, что по этому чистому учебнику 14 лет назад (сейчас учебники меняются почти каждый год) учился мой старший земляк. Мама стояла какое-то время с Клавдией Васильевной.
Обычно моя мама была в домашних хлопотах: дети, огород, скотина, куры… И я редко видел её улыбающейся. Во время войны она не пошла чистить снег на дороге Орёл- Ливны из-за больных детей. За что была извергами – немцем и старостой – посажена с двумя малолетними девочками в тёмный и холодный подвал. Девочки болели и до этого, поэтому в подвале они скончались. Мама вышла из подвала седой. В начале 1938 года отец сидел два месяца и два дня в Орловской тюрьме как «подкулачник и вредитель». Отпустили за недоказанностью.
После войны в 1946 году был голод. При Хрущёве у родителей отрезали половину огорода, оштрафовали за овцу и поросёнка на дворе. В 1961 году в возрасте 10 лет скончался мой брат Николай. В общем, радости было мало. А тут я увидел маму совсем другой. Сейчас думаю о том, что Клавдия Васильевна Ноздрина пользовалась в деревне авторитетом, была предана православной вере, давала правильные советы, могла утешить и ободрить. И была для моей мамы своего рода ДУХОВНИКОМ.
Второй эпизод – это встреча с самим Алексеем Ноздриным. После окончания 10 класса, тёплым летом 1964 года, во время каникул мы с ребятами прогуливались по шоссе Орёл-Ливны. Машин тогда было мало. И вдруг мы увидели Алексея Ноздрина. Он один тоже шёл по дороге, и был почти возле дома. Одежда его не была в полной мере монашеской, но она и не была светской. Издали её можно было принять за длинный рабочий халат. Илий был невысокого роста, худощавый. Шёл по левой стороне дороги в сторону Орла, навстречу движению машин. Мы же с ребятами находились на другой стороне дороги. Как предводитель группы я подошёл к нему и стал расспрашивать его о духовном училище, об экзаменах и прочее. Уже тогда я думал о своём будущем. И, возможно, духовном будущем.
Алексей Афанасьевич поведал мне, что нужно много знать, в том числе, языки – старославянский, греческий, древнерусский, латинский. О чём ещё мы тогда с ним говорили, уже и не помню, но простояли минут 30. Интересно, что ребята со мной к Алексею Ноздрину не подошли, молча стояли в сторонке. Но не судьба: родители строились, денег на разъезды по городам не было. Поэтому искал вуз поближе к дому, а это город Орёл, а в Орле – пединститут. Но военкомат меня опередил, посылая повестки за повестками. Так, 21 сентября 1965 года я попал в армию. Служил почти три года. Ещё 4 года учился в Орловском пединституте… Потом – школы, МЗАЛ (Мценский завод алюминиевого литья), редакторство в газете, собкорство и вновь редакторство…
В мае 2010 года старец ИЛИЙ приехал в Кромы. Я уже о нём был хорошо наслышан. Мой бывший одноклассник Василий Васильевич Пресняков, 33 года отработавший главою Станово- Колодезьского сельского поселения, говорил мне как-то при встрече: «Какой молодец наш Илий! Кто думал ранее, что он будет духовником? Прославил наше село и Орловщину!» Да, таких людей рождает земля раз в сто лет!
В Кромах я много фотографировал Илия, беседующих с людьми. Потом встал в очередь и просто загородил старцу дорогу, громко объявил ему о том, кто я и чей сын! Илий улыбнулся, получил от меня мои книги и альманахи, а мне подарил свою большую книгу. С автографом! А через два года наша встреча состоялась в храме села Кривчиково, в декабре 2012 года. Здесь я напомнил старцу о том, что его часовня в деревне Редькино находится недалеко от стижовского святого родника (указатель на трассе: 22 км). Знает ли он о нём?
Илий улыбнулся и ответил: «Конечно, знаю!» Он поддержал мою идею о сооружении над родником навеса и купели. Потом я написал письмо на имя главы Станово- Колодезьского сельского поселения по этому поводу. Однако выяснилось, что родник – приватизирован (?) и находится в частном владении...
Сын мой стал строиться, а я помогал ему. Поэтому поездка в Редькино всё откладывается... Потом была ещё одна встреча – в храме села Ретяжи. И всякий раз я дарил старцу свои книги, а он подарил книгу моему сыну. Здесь мне не дали поговорить с Илием. Слишком многие старались получить у него благословение.
Как-то Илий сказал мне, чтобы я написал очерк о Филарете, но я не выполнил эту просьбу; вернее, пока я обдумывал сюжет, книга о Филарете была вскоре выпущена в городе Орле. Меня опередили. В селе Ретяжи Илий погладил по голове мою внучку Ксению. Сказал ей, чтобы она учила молитвы.
Вспомнился русско-украинский фило-соф Сковорода, который пешком пришёл к помещику Коваленскому в село ХОТЕТОВО – соседствующее с деревней Редькино. Приведём отрывок из книги Юрия ЛОЩИЦА: «Наступил август, а от Сковороды не было ответа. Наконец, посреди ненастного дня Коваленский увидел Сковороду: его светлое лицо было прикрыто ветхим капелюхом, на плече – котомка, и в руке – узловатый посох. Обнялись, расцеловались. Помещик расплакался. Долго не мог прийти в себя и только затем рассказал о себе то, что никому не рассказывал».
Писатель Лощиц верно подметил изменившееся настроение Михаила Ивановича: не мешал дождь, не тяготили чужие потолки, было по-домашнему свободно в тёплом свете свечей, в отблесках камина на стене… И мы с ним согласимся. И если бы теперь Коваленский описал нам с. Хотетово, то оно было бы в розовом свете… В течение полумесяца Сковорода читал другу свои рукописные книжечки, поясняя то или иное место, отвечал на вопросы Михаила, «занимал его рассуждениями, правилами, понятиями, каковых ожидать должно от человека, искавшего истины во всю жизнь не умствованием, но делом!» – писал потом Коваленский.
Михаил Иванович, как образно выразился Лощиц, «с круга внутреннего сбился на круг внешний и летел по нему со смешанным чувством восторга и ужаса… Вот он и возвратился теперь, как блудный сын возвращается к долготерпеливому своему родителю; и тот принял его с радостью, и утешил, и ободрил, и вдохнул в него желание жить дальше. Сковорода его по ГОЛОВЕ ПОГЛАДИЛ, своего Михаила, – вот главное, что произошло теперь между ними, в августе 1794 года, в селе Хотетово Орловской губернии».
Вспоминается и старец ФИЛАРЕТ, уроженец села Высокое Кромского уезда. Писатель Н.С. Лесков так рассказал о нём в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни»:
– Раз, – говорил Гудовский (художник. -В.А.), –мы работали летом, внизу, под митрополичьими покоями, и там после обеда и отдыхали... отсюда из окон можно было лазить в митрополичий сад, где нас соблазняли большие сочные груши, называемые в Киеве «принц-мадамы», которые мы имели сильное желание отрясти. ...Всё шло хорошо; работа кипела, и пазухи наших блуз тяжело нависали... Но в это самое время кто-то крикнул: «Отец Иринарх идёт!» ...Мы ударились бежать, рассыпая по дороге значительную долю наворованных принц-мадам... А где-то сверху над нами кто-то весело смеялся спокойным и добрым старческим смехом.... Назавтра... снова выступили в сад в том же порядке... «Отец Иринарх идет!» Все мы, сколько нас там было, услыхав это, как пули попадали сверху на землю и... не поднимались с неё...
Не поднимались потому, что к одному ужасу прибавился другой, ещё больший: мы опять услыхали голос, которого уже не могли не узнать. Этот голос был тот самый, который нас вчера предупреждал насчёт приближения Иринарха, по нынче он не пугал нас, а успокаивал. Слова, им произнесённые, были: «Неправда, рвите себе, Иринарх ещё не идёт!» Это был голос митрополита Филарета, которого дети узнали и, приподняв из травы свои испуганные головёнки, оцепенели... И как иначе – они увидели самого его, владыку киевского и галицкого, стоящего для них на страже у косяка своего окошка и весело любовавшегося, как они обворовывают его сад... На 4-й день после происшествия вдруг нам принесли целое корыто разных плодов и большую деревянную чашу мёду и сказали, что это нам владыка прислал... Посланник сообщил только, что владыка просто сказал: «Со-шлите живописцам- мальчишкам медку и всяких яблочек. Дурачки ведь они, им хочется... Пусть поточат».
– Мы эти его груши и сливы, – честное слово говорю, – со слезами ели и потом, как он первый раз после этого служил, окружили его и не только его руки, а и ряску-то его расцеловали, пока нас дьякона по затылкам не растолкали. Но, к счастью, не так смотрит на вещи не направленская, а настоящая добродетель, одним из прекрасных представителей которой может быть назван Филарет Амфитеатров, о коем, право, кажется можно сказать, как о Моисее, что он «смирен бе паче всех человек».
Старец Илий тоже продолжает славные традиции православных священников. Хотя в наше время трудно быть «смиренным человеком». Он добился того, чтобы имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. В этом вопросе мнение Илия 2-3 февраля 2016 года поддержал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви…
Конечно, мы мало знаем о делах Илия. Возрождение храмов в Орловской области – это лишь часть его работы и усилий. Замечу, что только в Станово- Колодезьском сельском поселении Илий помог возродить и построить ТРИ храма: в селе Становой Колодезь, в селе Калинино, где крестили самого Илия, и в селе Новодмитровке, на реке Оптухе…
Однажды, накануне 13 февраля 2013 года, мне позвонил из Орловской писательской организации Алексей Иванович Кондратенко и пригласил меня в клуб села Становой Колодезь на встречу с Илием. Конечно, в список приглашённых я попал только по требованию родного земляка Алексея Афанасьевича Ноздрина. Выступал. Волновался, не то слово. Кроме Илия, на встрече в Становом Колодезе были: Илья Глазунов, Василий Катанов, Александр Воробьёв – издатель. Подарили мы с сыном Илье Глазунову свою книгу о Становом Колодезе. Тот нас пригласил в Москву, к себе, в Академию, Волхонка, 13 (если не ошибаюсь). Приглашал нас с сыном и Илий в Москву. Средства массовой информации Орловской области сообщили об этом мероприятии скупо.
Старец Илий говорил о том, что Орёл, Орловщина, Становой Колодезь должны стать местом духовного возрождения России. Видимо, финансовые вопросы помешали тому, чтобы именно Становой Колодезь стал таким центром. Но мечта Илия осуществилась в другом месте, недалеко от Станового Колодезя: под Орлом, в сторону села Лаврово взметнулся ввысь величественный Вятский Посад. Мы не будем давать его изображение, так как в интернете оно имеется…
В 2015- 2017 годах мой сын с невесткой задумали строиться. Я помогал. И средствами. И лопатою. Встречаться стало некогда… Написал я ещё одно письмо – Губернатору – о присвоении селу Становой Колодезь звания воинской доблести. В Википедии появилась расширенная статья об истории Станового Колодезя. И за это спасибо. Но всякие нужные и важные дела нужно совершать нам всем вместе, а не ждать, пока за них возьмётся старец Илий…
Поэтому пусть эта книга станет небольшим подарком Великому Человеку Земли Русской, перед которым мы в долгу… А глядя на дела старца Илия, можно позавидовать его энергии. А ведь ему уже под 90 лет! Но он в строю по- прежнему. Помнит своих всех помощников по России, помнит Орёл, Становой Колодезь и д. Редькино.
Поясню для читателей: д. Редькино 17 января 1969г прекратила, как «неперспективный населённый пункт», своё существование, чтобы тут же стать …улицей с.Становой Колодезь. И глубоко символично, что, несмотря на все потуги советской власти ликвидировать «неперспективную» деревню Редькино, она устояла и продолжает существовать. И будет жить вечно, потому что она подарила миру и России солнечного православного старца ИЛИЯ!
В.И. АГОШКОВ,
пгт. Кромы,
17.01.2019г., 23:00.
* * *
ИЛИЙ – СОЛНЕЧНЫЙ СТАРЕЦ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!
ИЛЬИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ г. ОРЛА – хутор ИЛЬИНСКИЙ – старец ИЛИЙ.
Старец Илий (в миру – Алексей Афанасьевич НОЗДРИН) – старше меня на 14 с половиной лет. Считаю, что нам, землякам Илия, уроженцам деревни РЕДЬКИНО Орловского района Орловской области, очень повезло, что у нас есть свой родной лидер, земляк, святой Человек с большой буквы. Деревня наша возникла где-то в начале 19 века. Мой прадед переселился сюда из деревни Ильинская (см. карту – в самом верху), которая находилась на левом берегу реки Оптуха.
А по правую сторону от Ильинского хутора (было и такое название) располагалось село Се-мендяево(а), которая дала России 19 века великого медицинского учёного Алекса;ндра Ива;новича Бабу;хина (16 [28] марта 1828 года – 23 мая [4 июня] 1891) – русского гистолога, физиолога и эмбриолога, профессора (1865), основателя московской гистологической школы. Он внёс большой вклад в развитие физиологии, гистоло-гии и бактериологии в России. Действительный статский советник (с 1881 года). Сейчас нет на карте ни села Семендяево, ни деревни Ильинская – в советское время они прекратили своё существование.
Но Советы к этому не имеют кардинального отношения: и Семендяево, и Ильинская начали вымирать ещё в царское время. Дело в том, что населённые пункты располагались не только по рекам, но и по дорогам, которые проходили мимо. В 19 веке недалеко от с.Семендяево и д.Ильинская, почти рядом с р. Оптуха, по её левому берегу, тянулся шлях из Орла в Ливны. И наоборот. Когда же в середине 19 века проложили по Большаку, а значит, и ВО-ДОРАЗДЕЛУ между реками Оптуха и Рыбница (обе – правые притоки Оки), железную дорогу Москва-Орёл- Курск, то населённые пункты Семендяево и Ильинская оказались в стороне.
И местный шлях, особенно в советское время, при отсутствии у крестьян лошадок, стал хиреть. От станции Становой Колодезь до реки Оптуха где-то 5 км. Если быть точнее, то от железнодорожного вокзала Становой Колодезь до Марьинской школы, расположенной в оптушанской излучине, – 4,7 км. Моя крёстная тётя Варя, жившая в хуторе Ильинский, перебралась в село Ста-новой Колодезь и жила потом недалеко от местного завода. Переселились, кто куда, и остальные жители деревни Ильинская, села Семендяево. Наиболее «продвинутые» и имевшие деньги уехали в города и столицы, победнее – остались поближе, в Становом Колодезе. Мой прадед, Пётр Владимирович, любил свободу и землю, а потому стал жить в хуторе РЕДЬКИН, недалеко от Святого источника, несущего свои серебристые чистые воды в ретивую реку СТИЖЬ. И переселился прадед сюда где-то во время отмены крепостного права, в начале 1860-х годов.
Однако думаю, что не только отсутствие крепостного права помогло ему переехать на новое место жительства. А появление, в первую очередь, железной дороги Москва- Орёл- Курск. Эту железную дорогу вводили в эксплуатацию постепенно, участками: Москва-Серпухов – 17.11.1866, Серпухов-Тула – 11.11.1867, Тула-Орёл – 15.08.1868 и Орёл-Курск – 07.09.1868. До Белгорода линию дотянули уже в 1869 году. Итак, 7 сентября 1868 года – 150 лет назад – первые поезда начали курсировать через станцию Становой Колодезь по ж.д. линии Москва-Курск. От хутора Ильинский до станции Становой Колодезь – километров 7-10, если выбирать водоразделы и удобные пути, а от хутора Редькин (на карте ниже – хутора Редьковского), до станции Становой Колодезь – 2,5 км, то есть в 4 раза ближе. В центре карты мы видим название: Нов. Куликовка – Становый Колодезь. А в 9 км от горо-да Орла, в юго-восточную сторону, находится село Большая Куликовка, южнее от Орла – деревня Малая Куликовка.
Присутствие названия КУЛИКОВКА говорит о том, что деревню Становой Колодезь, а после появления здесь Покровского храма, и село Становой Колодезь, образовали, в основном, переселенцы из Большой Куликовки, которая находится от Орла в 9 км. Село Становой Колодезь расположено от города Орла в 16-22 км. Сотрудники Орловско-го областного архива при составлении моего родового древа выяснили, что мои пра-пра-прадеды жили вначале на Покровской улице и в Покровской слободе. А рядом с Покровской улицей, Покровским храмом города Орла находилась Ильинская площадь, ныне сквер Танкистов.
Скорее всего, ильинцы, когда им стало тесно у реки Оки, решили по-пытать счастья на реке Оптухе, и переехали сюда на постоянное место жительства, где они и образовали хутор ИЛЬИНСКИЙ. Среди этих переселенцев были мои предки – Агошковы и предки старца Илия – Ноздрины. У меня нет прямых доказательств того, что Ноздрины появились в Редькино тоже из хутора Ильинский. Но я помню слова от-ца о том, что многие местные Ноздрины и Ветровы – вроде бы наши родственники. Три года назад я приехал в родительский дом, в Редькино, и увидел в домашнем альбоме фотографию своего племянника Сергея (сына сестры Нины), на которой он был изображён с чёрными усами и бородкой. Вначале задал себе вопрос: «А откуда в нашем роду такие смоляные волосы на лице (родители мои были белесые и седоватые)!» Решил, что это следствие суп-руга сестры – Виктора Парахина (из Верховского района Орловской области). Но потом вдруг поймал себя на мыс-ли, что Сергей схож лицом со старцем Илием, когда тот был ещё молодым монахом, тоже с чёрными усами и боро-дой… (Своим критикам отвечу одно: моё «навязывание» в родственники знаменитого человека не есть какое-то «примазывание»: я самодостаточная личность, чуть известен в пределах Орла и области – и мне этого хватит).
А по поводу отношения русского человека к родству также замечу следующее. Через дорогу от родителей Илия, наискосок к югу, жили Амозовы. Не помню, какая на самом деле у них официальная фамилия, но как-то родители вместе со мной пошли к ним в гости. Дом у Амозовых был небольшим, жили они не ахти как хорошо. Никто тогда не сказал мне, что это тоже наши родные. Об этом я узнал много позже. Наверное, будет правильно сказать о том, что деревня-хутор Редькино населялась в основном родственными людьми, в крайнем случае, хорошо знакомыми. Это относится и к другим сёлам: поселилась одна семья из неведомого края, понравилось, тащит она за собой и остальных родственников. Вместе – веселей! Что касается города Орла и местной «околицы», то тут жили веками одни и те же «племена». Так что дело даже не в деревне Редькино и не в селе Становой Колодезь.
Наверное, не ошибусь, если скажу о том, что закладка города-крепости Орёл в 1566 году произошла не на пустом месте, а там, где уже исстари обитали родственные люди. Историк Аджиев, приезжавший в город Орёл для встречи с журналистами газеты «Просторы России» (главный редактор Виктор Михайлович Лебёдкин), заявил, что города Брянск и Орёл основаны народами степи ещё в 6 веке. Откуда он черпал такие сведения, мне не известно. Видится, что горстка воинов, прибывших для охраны Орла от врагов степи и Дикого Поля, не могла в те-чение короткого времени так расплодиться, чтобы заселить и всю Покровскую волость, окружавшую город Орёл с востока, и весь юг Орловской губернии, а затем и курско-белгородские и казачьи просторы. Слободы, которые по-являлись вокруг Орла, также населялись родственными людьми. Нет в деревне Редькино и в селе Становой Коло-дезь таких фамилий, которые бы не встречались в Орле и областном центре.
Кстати, родственник моей двоюродной сестры – Марии Никифоровны Шманёвой (жила недалеко от станции Становой Колодезь), – известный орловский профессор медицины – последователь уже названного нами А.И. Бабухина из села Семендяево(а), Владимир Иванович НОЗДРИН. Их общий предок – по прозвищу Зола. Родственник этого Золы – Шманёв взял в супруги мою тётю по отцу Анну, которая стала Шманёвой. В Станово-Колодезьской школе я учился вместе с двумя Ноздриными – Василием и Иваном. Василий Ноздрин жил в селе к югу от станции Становой Колодезь (сейчас в Орле), а Иван Ноздрин родился в д. Козинка Станово- Колодезьского сельского поселения. Ныне обитает в г. Мценске.
Почти 103 года прожил писатель Ноздрин Александр Сергеевич, родившийся в селе Красном Орловской области. Орловские литературоведы не знают, а в каком селе Красном он появился на свет? Учитывая, что к столетию писателя вышла первая книга романа А.С. Ноздрина «Голубая Неручь», то мы можем с уверенностью предположить, что Александр Сергеевич родился в селе Красное Залегощенского района.
Авенир Евстигнеевич Ноздрин родился 29 октября 1862 года в г. Иванове. В 1895 году Ноздрин переписывается и встречается с В.Я. Брюсовым, который предполагал издать сборник стихов Ноздрина. В 1907 году Ноздрин вернулся в Иваново-Вознесенск, где его арестовывают и ссылают на три года в Олонецкую губернию. В 1927 году Ноз-дрин издал первую книгу стихов "Старый парус", в 1935 вышли "Избранные стихотворения". В 1938 году, несмотря на все заслуги, на присвоенное ещё в 1923 году местными властями звания "Герой труда", 75-летнего Авенира Ноздрина арестовывают. 23 сентября 1938 года он умер в следственной ивановской тюрьме НКВД. В 1985 году было произведено его перезахоронение (чисто символическое) на кладбище старых большевиков… Таким образом мы обнаруживаем, что среди Ноздриных много писателей, врачей, учёных, людей творческих, талантливых...
Уверен, что Ноздрины и Агошковы во второй половине 16 века появились на реке Оке, защищая город Орёл. Откуда они пришли сюда, на берега рек Оптухи и Рыбницы? Известно, что в 8-10 веках вятичи, северяне, радимичи и другие восточные славянские племена двигались по реке Оке в сторону Москвы- реки. А потом, в 16-17 веках движение пошло на юг, к морям. Поэтому фамилии людей, проживавших у истоков Оки, можно встретить и на севере, и юге России. Но основная масса жителей, несмотря на все трудности и тяготы, обитала в верховьях Оки с древ-них времён, выковывая в постоянных стычках с врагами Дикого Поля свой боевой характер, выдержку, терпение, силу и волю.
В Орловской области много названий, которые говорят о том, что наша территория была пограничной, где встречались не раз в битвах местные воины с противниками. Даже само слово ВСТРЕЧА, которое сегодня обладает скорее радостными красками, чем грустными, когда-то имело другой смысл. В.И. Даль в своём Толковом словаре прямо говорит о том, что ВСТРЕТИТЬ можно было только врага, а не друга. В последние годы появилось новое выражение со старым смыслом: «заказать стрелку», как правило, со стрельбой и выяснением отношений.
В городе Орле место, где встречаются реки Орлик и Ока, называют Быстрая Стрелка. ВСТРЕТИТЬ значит РЕТИТЬ, то есть БИТЬСЯ, ЗАЩИЩАТЬ! Река ОРЁЛ (Орлик), ВСТРЕЧАЯСЬ с водами реки ОКИ, тоже ведёт борьбу: отталкивает силой своего течения на несколько метров спокойное течение Оки. Но вскоре борьба утихает, и Ор-лик вливается в Оку. РАТЬ – это: «брань», «пря» (видимо, распря.-В.А.); «ссора», «реть с побоищем», «война». Также РАТЬ – это «войско, ополченье, боевая сила, армия». Мы не будем рассматривать все значения слова РАТЬ, а возьмём выражение: «РЕТЬ С ПОБОИЩЕМ».
Как догадался наш читатель, поговорим о значении топонима РЕДЬКИНО. Старец Илий считает, что топоним Редькино возник от слова «редко: дома стояли друг от друга далеко, свободно». С этим можно согласиться, так как на карте 19 века видим то тут, то там хуторочки, отдельные поселения. Однако такой ответ возможен, если мы напишем РЕДКИНО. Но откуда появился мягкий знак? Сегодня в Ливенском, Колпнянском. Орловском районах мы находим деревни и село по имени РЕДЬКИНО. Такое прочтение названия вытаскивает на свет слово «РЕДЬКА». Есть выражение: «хрен редьки не слаще». Может быть, это был намёк на отдалённый край, затерянный среди лесов и степей. Посёлок городского типа ЗНАМЕНКА-Орловская имеет второе название – КУКУЕВКА. Орловские краеведы расшифровывают гидроним КНУБРЬ, текущий из-под села Шахово в сторону Орла, как глухое, забытое богом место. Так что логика в этом какая-то есть.
Но на наш взгляд, дело здесь в другом: РЕДЬКА в период созревания от недостатка воды трескается, или, как говорят, кромичи, РЕПАЕТСЯ. Порепалась – значит, потрескалась на несколько частей. Если территорию, на которой хутор (деревня) Редькино находится, представить в виде РЕДЬКИ, то центр этого «овоща» – это Большак, а реки, текущие в разные стороны, – это порепанные реками края "редьки". Достаточно посмотреть на карту редькинской местности.
В этом смысле топоним Редькино назван огородниками. Дело в том, что истоки редькинских рек и особенно реки Стижь в августе пересыхают. Недаром на карте они обозначены прерывистыми линиями – чёрточками. А редька, если её не поливать долго, начинает трескаться, репаться. Поскольку Орловщина – это верховое место, откуда начинаются известные большие реки Ока, Сосна и другие, то в конце лета они, особенно в период жаркого сезона, начинают пересыхать. И таким образом первые жители хутора Редькино дали понять другим, что данное место не только находится на водоразделе, продуваемом всеми ветрами и метелями, но и испытывает недостаток влаги в июле-августе- сентябре.
Но почему же тогда здесь поселялись люди? А потому, что в первом правом притоке реки Стижь находился и находится РОДНИК, вокруг него и поселились первые жители. Мой предок даже потом переселился с выгона поближе к роднику, когда прежний хозяин продал ему дом. Однако наши предположения по поводу названия хутора Редькино на этом не кончаются.
Ливенский писатель-краевед и поэт Геннадий РЫЖКИН обнаружил в древних летописях несколько иное написание: РЕТЬКИНО! До сего дня сохранились в Ливенском районе и два имени – СТОРОЖЕВОЕ! И тогда станет ясно, что РЕТЬКИНО – это и есть «реть с побоищем». Давайте посмотрим на то место на карте, где возник хутор РЕДЬКИН. По центру населённого пункта идёт екатерининский шлях: большая дорога из Орла в Курск. А справа и слева истоки рек и речек, словно многоголовые чудища, пытаются завладеть водоразделом. Самое место для крепости, для защиты подходов к городу Орлу.
Конечно, в начале 19 века никаких крепостей уже не было, хотя есть «известие» одного историка о том, что знаменитый А.В. Суворов был со своей армией в ГОРОДЕ СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ. Правда, поверить в это мы ещё не готовы, поскольку нет ссылок на документы. Однако имя РЕТЬКИНО доказывает, что оно не только РЕТЬКИНО, но и ВСТРЕТЬКИНО. А ВСТРЕЧА – это СРЕЧА, так как звуки В и Т – вставные. Более известное нам слово – СРЕТЕНИЕ, встреча зимы и лета.
Кстати, в устье реки Стижь находится село СРЕТЕНЬЕ. А недалеко от деревни РЕДЬКИНО в сторону села Хотетово начинается река ВИШНЕВЕЦ. А может быть – ВЫШНЕВЕЦ, текущая на запад. На восток устремляется речка ДОМНА; на северо- восток – речка ТРАВНА или ТРАВНАЯ; на северо-запад – речка СТИЖЬ. Иными словами, у деревни Редькино начинаются истоки многих рек и речек. Поэтому место особое. Узловое. С мощной энергетикой, начинённое растущими камнями, синей глиной и целебными источниками…
А откуда появилась фамилия НОЗДРИН?! Мы попытались расшифровать её. В Покровской волости Орловского уезда (не путать с нынешним Покровским районом Орловской области), протянувшейся севернее города Орла до 23 км на юге, служили в основном ГОСУДАРЕВЫ люди, однодворцы. Из Станового Колодезя больше всего всегда призывали людей в армию, таково село: нет войны – пашите, сейте, а есть война с врагом – защищайте Родину!
ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ = ОСУДАРЕВЫ = это дало, с одной стороны = СУДАРЕВЫ ЛЮДИ (есть такая фамилия в области = СУДАРЕВ). СУДАРЬ и СУДАРЫНЯ – это ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ, которым дано право СУДИТЬ или ДАРИТЬ (велик русский язык!) А с другой стороны, ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ превратились в ОЗУДАРЕВЫ (звук Г плохо произносится; а глухой звук С превратился в звонкий звук З перед звонким Д) = ОЗДАРЕВЫ = ОЗДРЕВЫ. Работает принцип стяжения, когда поглощаются плохо произносимые звуки.
ОЗДРЕВЫ = ОЗДРЁВЫ притягивает к себе начальное Н = НОЗДРЕВЫ = НОЗДРЁВЫ и НОЗДРИНЫ (из НОС= НОСДРЯ= НОЗДРЯ)… В Орловской области есть река ЦОН, имеется река ЦНА, ИЦКА и пр. Знаем мы и писателя Сергеева- Ценского. Родом он из Тамбовской области, где течёт река ЦНА. Наверное, каждый читатель невольно говорит не Сергеев- Ценский, а Сергеев- Мценский. Звук М так и просится на язык. В 1904 году из Тамбова направили на войну с Японией полк, который назвали …Мценским. В крайнем случае, так написано в одном сообщении за 1904 год. Так до конца и не понятно: то ли полк назвали в честь города Мценска, то ли полк был ошибочно назван в честь тамбовской реки Цна, но с прибавлением звука М.
Город Мценск Орловской области тоже стоит на реке ЦНА: но такова структура нашего речевого аппарата, что мы невольно добавляем к топониму ЦОН=ЦНА звук М: МЦНА= МЦОН= МЕЦНА= МЦЕНСК… Такой же принцип сработал и при образовании фамилии НОЗДРИН. Буду признателен всем, кто найдёт лучшее объяснение: не претендую на истину… Учёный П.Я. Черных отмечает не только слово ГОСУДАРЬ (выделяя слово СУД), но и ГОСПОДАРЬ. Чтобы понять такое превращение, вспомним, что слово МУСУЛЬМАНИН на русской почве родило понятие БАСУРМАН. Вывод такой: НОЗДРИНЫ – это не совсем верно истолкованное слово ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ.
В Кромском уезде в 19 веке находились населённые пункты ГЛИНКИ и ГЛИНЕЦ. В 21 веке ГЛИНКИ в Кромском районе остались Глинками, а ГЛИНЕЦ в Троснянском районе превратился в ГНИЛЕЦ. Если был ГЛИНЕЦ (от «глина»?), то наш опыт подсказывает, что ГЛИН могло потерять начальное М: село МГЛИН?! Есть слово МГЛА. Непроглядная мгла. Во мгле веков. Всего один звук М, а значение топонима резко меняется. Поэтому фамилия НОЗДРИН может и не происходить от слова «ноздря», а «вышла» на это значение чисто случайно.
По данным Статистического отчёта, в 1890 году в однодворческом селе Становой Колодезь было 304 двора, и только в 4-х из них топили по-чёрному. А в соседнем, помещичьем селе ХОТЕТОВО, где одним из владельцев крестьян был РУТЦЕН, прототип тургеневского Рудина, в половине – из 180 дворов – не было печей (цифры округляем). Однодворцы рождали лидеров, писателей, врачей, учёных, командиров, хороших воинов; а помещичьи крестьяне хороши были в драках, в поджогах, в разрушении. Поскольку веками были угнетаемы и нещадно эксплуатируемы. Помещичьих крестьян, замеченных в восстаниях, отсылали и на каторгу, и в армию, думая, что там они исправятся. Однако это была ошибка царских генералов: смутьяны легко поддавались на агитацию большевиков...
Сделаем вывод: основание г. Орла позволило царю твёрдо стать ногою у кромки Дикого Поля, поселить здесь упрямых государевых людей – вятичей- дубинников, которые ранее основали г. Москву.
Станово’й= Стано’вый Колодезь – от СТАН, СТАТЬ, ОСТАТЬСЯ, первоСТАТейный, главный, центральный, основной, уСТАНовленный. Появление именно здесь, в Орловско- Ильинских местах (Ильинская площадь, хутор Ильинский), старца ИЛИЯ – вполне закономерно!
* * *
Впервые о старце ИЛИИ я услышал в 5 классе, когда после окончания Редькинской начальной школы пришёл учиться в Становой Колодезь. Ходили пешком каждый день по 4 км. Туда и обратно – все 8 км. Хорошая зарядка для тела и мозгов. Учительница литературы и русского языка Антонина Егоровна Трофимова рассказала нам о мальчике, который все годы учёбы в Станово- Колодезьской средней школе писал одним и тем же пером. Был бережливым, старательным и аккуратным. Однако о том, что мальчик Алёша учился потом в духовной академии, нам никто не говорил: то ли учителя и сами не знали об этом, то ли им было запрещено это делать. Скорее всего, не знали.
В конце августа мы, редькинские одноклассники – Василий Пресняков и Юрий Тихонов, садились на велосипеды и ездили в школу получать учебники. Однажды, в классе 6 или 7, мне не достался учебник то ли по физике, то ли по алгебре. Помню, что этот учебник был рассчитан на два года. Что делать?! Кто-то подсказал матери, что такой учебник есть у Алексея Ноздрина, мать которого жила недалеко от нашего дома (300м). Мать по такому случаю взяла и меня с собой. Шли по шоссе Орёл-Ливны, в сторону Орла. Обычно мать даже в сельский магазин Станового Колодезя, за 2,5 км, так не наряжалась, а тут надела всё праздничное. А самое главное, меня поразило её радостное настроение, которое бывает, когда нужно встретить самых дорогих московских гостей.
Дом Ноздриных находился в центре деревни Редькино. Мы часто с ребятами проходили мимо этого дома, идя то в школу, то обратно. Но дом этот был за густой акацией. И мы почти не видели его. Никто из наших ровесников в нём не жил. И поэтому мы и не пытались разузнать, а кто там обитает. Отца у Алексея Ноздрина не было – убило на войне. А мама занималась домашними делами и мало появлялась на улице. Я в дом Ноздриных не пошёл, стоял на улице и ждал свою маму. Минут через 10-15 она вышла счастливой вместе с провожавшей её Клавдией Васильевной. В её руках был нужный учебник. Я взял его себе – новенький, как будто из типографии. Не верилось, что по этому чистому учебнику 14 лет назад (сейчас учебники меняются почти каждый год) учился мой старший земляк. Мама стояла какое-то время с Клавдией Васильевной.
Обычно моя мама была в домашних хлопотах: дети, огород, скотина, куры… И я редко видел её улыбающейся. Во время войны она не пошла чистить снег на дороге Орёл- Ливны из-за больных детей. За что была извергами – немцем и старостой – посажена с двумя малолетними девочками в тёмный и холодный подвал. Девочки болели и до этого, поэтому в подвале они скончались. Мама вышла из подвала седой. В начале 1938 года отец сидел два месяца и два дня в Орловской тюрьме как «подкулачник и вредитель». Отпустили за недоказанностью.
После войны в 1946 году был голод. При Хрущёве у родителей отрезали половину огорода, оштрафовали за овцу и поросёнка на дворе. В 1961 году в возрасте 10 лет скончался мой брат Николай. В общем, радости было мало. А тут я увидел маму совсем другой. Сейчас думаю о том, что Клавдия Васильевна Ноздрина пользовалась в деревне авторитетом, была предана православной вере, давала правильные советы, могла утешить и ободрить. И была для моей мамы своего рода ДУХОВНИКОМ.
Второй эпизод – это встреча с самим Алексеем Ноздриным. После окончания 10 класса, тёплым летом 1964 года, во время каникул мы с ребятами прогуливались по шоссе Орёл-Ливны. Машин тогда было мало. И вдруг мы увидели Алексея Ноздрина. Он один тоже шёл по дороге, и был почти возле дома. Одежда его не была в полной мере монашеской, но она и не была светской. Издали её можно было принять за длинный рабочий халат. Илий был невысокого роста, худощавый. Шёл по левой стороне дороги в сторону Орла, навстречу движению машин. Мы же с ребятами находились на другой стороне дороги. Как предводитель группы я подошёл к нему и стал расспрашивать его о духовном училище, об экзаменах и прочее. Уже тогда я думал о своём будущем. И, возможно, духовном будущем.
Алексей Афанасьевич поведал мне, что нужно много знать, в том числе, языки – старославянский, греческий, древнерусский, латинский. О чём ещё мы тогда с ним говорили, уже и не помню, но простояли минут 30. Интересно, что ребята со мной к Алексею Ноздрину не подошли, молча стояли в сторонке. Но не судьба: родители строились, денег на разъезды по городам не было. Поэтому искал вуз поближе к дому, а это город Орёл, а в Орле – пединститут. Но военкомат меня опередил, посылая повестки за повестками. Так, 21 сентября 1965 года я попал в армию. Служил почти три года. Ещё 4 года учился в Орловском пединституте… Потом – школы, МЗАЛ (Мценский завод алюминиевого литья), редакторство в газете, собкорство и вновь редакторство…
В мае 2010 года старец ИЛИЙ приехал в Кромы. Я уже о нём был хорошо наслышан. Мой бывший одноклассник Василий Васильевич Пресняков, 33 года отработавший главою Станово- Колодезьского сельского поселения, говорил мне как-то при встрече: «Какой молодец наш Илий! Кто думал ранее, что он будет духовником? Прославил наше село и Орловщину!» Да, таких людей рождает земля раз в сто лет!
В Кромах я много фотографировал Илия, беседующих с людьми. Потом встал в очередь и просто загородил старцу дорогу, громко объявил ему о том, кто я и чей сын! Илий улыбнулся, получил от меня мои книги и альманахи, а мне подарил свою большую книгу. С автографом! А через два года наша встреча состоялась в храме села Кривчиково, в декабре 2012 года. Здесь я напомнил старцу о том, что его часовня в деревне Редькино находится недалеко от стижовского святого родника (указатель на трассе: 22 км). Знает ли он о нём?
Илий улыбнулся и ответил: «Конечно, знаю!» Он поддержал мою идею о сооружении над родником навеса и купели. Потом я написал письмо на имя главы Станово- Колодезьского сельского поселения по этому поводу. Однако выяснилось, что родник – приватизирован (?) и находится в частном владении...
Сын мой стал строиться, а я помогал ему. Поэтому поездка в Редькино всё откладывается... Потом была ещё одна встреча – в храме села Ретяжи. И всякий раз я дарил старцу свои книги, а он подарил книгу моему сыну. Здесь мне не дали поговорить с Илием. Слишком многие старались получить у него благословение.
Как-то Илий сказал мне, чтобы я написал очерк о Филарете, но я не выполнил эту просьбу; вернее, пока я обдумывал сюжет, книга о Филарете была вскоре выпущена в городе Орле. Меня опередили. В селе Ретяжи Илий погладил по голове мою внучку Ксению. Сказал ей, чтобы она учила молитвы.
Вспомнился русско-украинский фило-соф Сковорода, который пешком пришёл к помещику Коваленскому в село ХОТЕТОВО – соседствующее с деревней Редькино. Приведём отрывок из книги Юрия ЛОЩИЦА: «Наступил август, а от Сковороды не было ответа. Наконец, посреди ненастного дня Коваленский увидел Сковороду: его светлое лицо было прикрыто ветхим капелюхом, на плече – котомка, и в руке – узловатый посох. Обнялись, расцеловались. Помещик расплакался. Долго не мог прийти в себя и только затем рассказал о себе то, что никому не рассказывал».
Писатель Лощиц верно подметил изменившееся настроение Михаила Ивановича: не мешал дождь, не тяготили чужие потолки, было по-домашнему свободно в тёплом свете свечей, в отблесках камина на стене… И мы с ним согласимся. И если бы теперь Коваленский описал нам с. Хотетово, то оно было бы в розовом свете… В течение полумесяца Сковорода читал другу свои рукописные книжечки, поясняя то или иное место, отвечал на вопросы Михаила, «занимал его рассуждениями, правилами, понятиями, каковых ожидать должно от человека, искавшего истины во всю жизнь не умствованием, но делом!» – писал потом Коваленский.
Михаил Иванович, как образно выразился Лощиц, «с круга внутреннего сбился на круг внешний и летел по нему со смешанным чувством восторга и ужаса… Вот он и возвратился теперь, как блудный сын возвращается к долготерпеливому своему родителю; и тот принял его с радостью, и утешил, и ободрил, и вдохнул в него желание жить дальше. Сковорода его по ГОЛОВЕ ПОГЛАДИЛ, своего Михаила, – вот главное, что произошло теперь между ними, в августе 1794 года, в селе Хотетово Орловской губернии».
Вспоминается и старец ФИЛАРЕТ, уроженец села Высокое Кромского уезда. Писатель Н.С. Лесков так рассказал о нём в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни»:
– Раз, – говорил Гудовский (художник. -В.А.), –мы работали летом, внизу, под митрополичьими покоями, и там после обеда и отдыхали... отсюда из окон можно было лазить в митрополичий сад, где нас соблазняли большие сочные груши, называемые в Киеве «принц-мадамы», которые мы имели сильное желание отрясти. ...Всё шло хорошо; работа кипела, и пазухи наших блуз тяжело нависали... Но в это самое время кто-то крикнул: «Отец Иринарх идёт!» ...Мы ударились бежать, рассыпая по дороге значительную долю наворованных принц-мадам... А где-то сверху над нами кто-то весело смеялся спокойным и добрым старческим смехом.... Назавтра... снова выступили в сад в том же порядке... «Отец Иринарх идет!» Все мы, сколько нас там было, услыхав это, как пули попадали сверху на землю и... не поднимались с неё...
Не поднимались потому, что к одному ужасу прибавился другой, ещё больший: мы опять услыхали голос, которого уже не могли не узнать. Этот голос был тот самый, который нас вчера предупреждал насчёт приближения Иринарха, по нынче он не пугал нас, а успокаивал. Слова, им произнесённые, были: «Неправда, рвите себе, Иринарх ещё не идёт!» Это был голос митрополита Филарета, которого дети узнали и, приподняв из травы свои испуганные головёнки, оцепенели... И как иначе – они увидели самого его, владыку киевского и галицкого, стоящего для них на страже у косяка своего окошка и весело любовавшегося, как они обворовывают его сад... На 4-й день после происшествия вдруг нам принесли целое корыто разных плодов и большую деревянную чашу мёду и сказали, что это нам владыка прислал... Посланник сообщил только, что владыка просто сказал: «Со-шлите живописцам- мальчишкам медку и всяких яблочек. Дурачки ведь они, им хочется... Пусть поточат».
– Мы эти его груши и сливы, – честное слово говорю, – со слезами ели и потом, как он первый раз после этого служил, окружили его и не только его руки, а и ряску-то его расцеловали, пока нас дьякона по затылкам не растолкали. Но, к счастью, не так смотрит на вещи не направленская, а настоящая добродетель, одним из прекрасных представителей которой может быть назван Филарет Амфитеатров, о коем, право, кажется можно сказать, как о Моисее, что он «смирен бе паче всех человек».
Старец Илий тоже продолжает славные традиции православных священников. Хотя в наше время трудно быть «смиренным человеком». Он добился того, чтобы имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. В этом вопросе мнение Илия 2-3 февраля 2016 года поддержал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви…
Конечно, мы мало знаем о делах Илия. Возрождение храмов в Орловской области – это лишь часть его работы и усилий. Замечу, что только в Станово- Колодезьском сельском поселении Илий помог возродить и построить ТРИ храма: в селе Становой Колодезь, в селе Калинино, где крестили самого Илия, и в селе Новодмитровке, на реке Оптухе…
Однажды, накануне 13 февраля 2013 года, мне позвонил из Орловской писательской организации Алексей Иванович Кондратенко и пригласил меня в клуб села Становой Колодезь на встречу с Илием. Конечно, в список приглашённых я попал только по требованию родного земляка Алексея Афанасьевича Ноздрина. Выступал. Волновался, не то слово. Кроме Илия, на встрече в Становом Колодезе были: Илья Глазунов, Василий Катанов, Александр Воробьёв – издатель. Подарили мы с сыном Илье Глазунову свою книгу о Становом Колодезе. Тот нас пригласил в Москву, к себе, в Академию, Волхонка, 13 (если не ошибаюсь). Приглашал нас с сыном и Илий в Москву. Средства массовой информации Орловской области сообщили об этом мероприятии скупо.
Старец Илий говорил о том, что Орёл, Орловщина, Становой Колодезь должны стать местом духовного возрождения России. Видимо, финансовые вопросы помешали тому, чтобы именно Становой Колодезь стал таким центром. Но мечта Илия осуществилась в другом месте, недалеко от Станового Колодезя: под Орлом, в сторону села Лаврово взметнулся ввысь величественный Вятский Посад. Мы не будем давать его изображение, так как в интернете оно имеется…
В 2015- 2017 годах мой сын с невесткой задумали строиться. Я помогал. И средствами. И лопатою. Встречаться стало некогда… Написал я ещё одно письмо – Губернатору – о присвоении селу Становой Колодезь звания воинской доблести. В Википедии появилась расширенная статья об истории Станового Колодезя. И за это спасибо. Но всякие нужные и важные дела нужно совершать нам всем вместе, а не ждать, пока за них возьмётся старец Илий…
Поэтому пусть эта книга станет небольшим подарком Великому Человеку Земли Русской, перед которым мы в долгу… А глядя на дела старца Илия, можно позавидовать его энергии. А ведь ему уже под 90 лет! Но он в строю по- прежнему. Помнит своих всех помощников по России, помнит Орёл, Становой Колодезь и д. Редькино.
Поясню для читателей: д. Редькино 17 января 1969г прекратила, как «неперспективный населённый пункт», своё существование, чтобы тут же стать …улицей с.Становой Колодезь. И глубоко символично, что, несмотря на все потуги советской власти ликвидировать «неперспективную» деревню Редькино, она устояла и продолжает существовать. И будет жить вечно, потому что она подарила миру и России солнечного православного старца ИЛИЯ!
В.И. АГОШКОВ,
пгт. Кромы,
17.01.2019г., 23:00.
* * *
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Очень интересно прочесть.
Забрала себе!
Спасибо Вам огромное!!!