Уже пятый раз подряд перечитываю первую главу Послания к Ефесянам и не могу понять, о чем говорит Апостол. Смысл слов непостижим, как будто запечатан.
Господи! Дух Святой! Открой мне, о чём говорит здесь Павел?
И Господь ответил на мою молитву: «Начни славить и благодарить Бога за то, что Он сделал для тебя». Таков был ответ Божий.
Я решил послушаться Святого Духа и начал благодарить Бога. И в благодарственной молитве как бы слился в едином благодарении с Апостолом Павлом. Слова благодарности, записанные в первой главе Послания к Ефесянам, стали исходить и из моего сердца.
Боже, какой восторг! Какой благолепный восторг изливался из сердца Павла, когда он вспоминал о Боге нашем: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас!».
Нельзя читать стихи первой главы Послания к Ефесянам, обращённые к Богу, ни в какой другой интонации, кроме восхищения и благодарения. Нельзя читать с сердцем, не наполненным радостным восхищением пред Богом и делами Его. Иначе просто не поймешь Апостола.
Да, Павел любил Бога.
Искренне любил.
Восхищённо любил.
Любил и благодарил Бога за всех верующих в Иисуса Христа.
«Посему и я, услышав о вашей вере в Иисуса Христа и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих». (Еф.1:15,16)
Апостол благодарил и просил Отца Небесного, чтобы верующие из Ефесской церкви, а впоследствии и мы познали, в чём состоит надежда призвания Божьего (Еф.1:18).
«Так как Он (Бог Отец) избрал нас в Нём (Иисусе Христе), чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. (Еф.1:4)» – вот в чём цель призвания Божьего. Творец, создавая человечество, изначально задумал избрать тех, кто будет вечно пребывать пред Ним в Его любви, кто будет вечно пребывать святым, избранным и непорочным.
Конечно, Творец желает, чтобы все люди пребывали в пространстве и времени Его любви, пребывали в любви, пребывающей в самих людях, но, к сожалению, не все, а лишь единицы откликаются на Его любовь.
Послание Апостола Павла к Ефесской церкви – это послание о любви. Послание о том, как обрести любовь и как познать Божью любовь. Послание о том, чтобы мы стали святы и непорочны в Его любви. И хотя Апостол написал своё послание в первом веке и написал его для Ефесской церкви, но Святой Дух и поныне призывает и назидает нас через эти строки о любви, чтобы и мы стали святы и непорочны в любви.
Прежде чем продолжите чтение, прошу вас остановиться, чтобы вспомнить свои переживания любви – земные переживания земной любви. Ведь, согласитесь, недопустимо, даже кощунственно к теме о любви подходить наспех: вот сейчас быстренько почитаю, и… быстренько займусь другими, более важными на этот час, делами.
Сначала нужно уточнить, о какой любви я поведу речь: потому что в русском языке одним словом: «любовь» изрекается и любовь чревоугодника к вкусной еде, и любовь матери к её ребёнку, и любовь мужа к жене, и любовь верующих к Богу, и Божья любовь к нам. Так вот, речь в моей статье пойдёт не о плотской чувственной любви и даже не о душевной привязанности, а о более возвышенной – духовной любви, единственной любви, которая способна быть безусловной. Такая любовь не присуща душевному человеку, её можно познать только от Бога и принять от Бога как основополагающий жизненный дар.
Итак, любовь.
Любовь?
Любовь, какая она?
Любовь – она радостная.
Некоторые богословы пишут: «Помни о смерти, и тогда не будешь грешить». Конечно, страх наказания может удержать нас от согрешений, но в страхе нет любви. В памятовании о смерти и о суде тоже нет любви, ни к человекам, ни к Богу.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1Ин.4:18)
Выйдите на улицу, в парк – туда, где родители гуляют со своими детьми, и посмотрите на маму, гуляющую с ребёнком. Она счастлива. Она счастлива просто от того, что её ребенок радуется ей, она и дома счастлива с ним, счастлива от того, что купает, кормит – заботится о своём малыше. И обратите внимание, при её заботе, при её недосыпании и волнении, ей даже и в голову не придёт мысль, что она совершает "подвиг любви". Она просто счастлива: ведь она любит своего малыша.
Любовь, какая она?
Разве она в наших благоразумных поступках? Нет, если я буду трезво обдумывать и планировать каждое своё слово, каждый свой поступок – это будет лишь трезвый расчёт. Это будет деяние правильное, может быть даже совершенное, но не любовь.
Любовь – она эмоциональная. Любовь – это больше порыв сердца, чем трезвый расчёт ума.
Стоп! Но если мы по любви можем поступать несовершенным образом, почему любовь приятна Богу? Почему любовь лучше трезвого рассудка и точного соблюдения закона (например, как у святых Ангелов)? Наверное, потому, что по любви мы никогда не ищем своего, а всегда (даже если и ошибаемся) ищем блага тому, кого любим.
Я сейчас вспомнил место из Священного Писания, где рассказывается, что Иисус Христос заплакал, видя, как плакали по умершему Лазарю его сестры и друзья: «Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. (Ин.11:33-36)».
Иисус заплакал. Но почему Он плакал, – Он ведь знал, что Лазарь сейчас будет Им воскрешен? Да, Иисус, конечно же, знал и о воскресении Лазаря, и о том, что это воскресение будет одним из важнейших эпизодов в Его земном служении, но Он заплакал по порыву Своего сердца, заплакал, просто потому что любил Лазаря.
Воистину любовь больше чем безгрешные поступки, она больше чем соблюдение заповедей. Любовь безмерна.
Любовь больше, потому что она живая, потому что она животворит. А соблюдение закона лишь предотвращает от умирания. Максимум, что может дать закон, это сохранить уже данную жизнь; но дать новую – никогда.
Вот такая она, любовь!
Теперь снова вернусь к Посланию к Ефесянам.
Чтобы мы были святы и непорочны в любви
Святость означает уподобление Богу, вечное уподобление Богу.
Непорочность же означает: неукоризненность и совершенство.
Кажется, святость и непорочность – понятия очень сходные, но, по сути, они несут в себе разные идеи. Да Господь Бог одновременно и свят и непорочен, но мы говорим: Святой Бог, а не: непорочный Бог. Почему?
Непорочное, неукоризненное не всегда является идеальным; можно, например, поступить безупречно в соответствии со здравым смыслом и законом, но это не будет поступком по любви. Так херувим Люцифер (или Светоносный) был совершенным в своем познании, могуществе и славе, но, поступая не по любви, он превратился в злобного сатану – противника Божьего. Иисуса же Христа, наоборот, очень часто люди почитали за безумца, да и Его позорная смерть на кресте ни в какие рамки человеческого здравого смысла не вписывается. Но Он поступил по любви, и Отец Небесный сказал о Нём: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф.3:17)».
А нам, – как же нам стать святыми в любви? И как мы посмеем предстать пред Богом, не обретя такой любви?
«Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что пробрёл для будущего века? А! Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что? Напялил схимну на себя, обещался пред Евангелием и перед братией нести подвиги, а как живёшь? Продолжаю плакать, продолжаю писать; написал я тебе безумно, по безумию моему, но не буду безумен, ибо написал своё переживание, а если ты посмеешься – я не посетую на твой смех», – это слова и переживания не мои, а старца Валаамского монастыря, Иоанна.[1]
Да, не мои это слёзы.
К сожалению, не мои это слёзы, а его. Не достиг ещё мой дух такой чистоты и силы. А вот в нём, в старце Иоанне, была та сила смирения пред Господом, была та сила любви к Богу, что ещё не ведома мне.
Посмотрите на Серафима Саровского, на Сергия Радонежского, посмотрите на Василия Великого, посмотрите на Апостола Павла, на Апостола Иоанна. Потрудитесь найти и прочесть рассказы об их жизни, прочтите хоть малую толику из их учения. Всех этих людей гнали и обижали, но даже гонители не могли не признать величия духа их и любви, исходящей из сердец их: как бы сияния света изливающегося изнутри их.
Не могли не признать даже враги, что такой любви не дано человеку обрести ни от кого, кроме как от самого Бога. И этот свет, изливающийся из их сердец так величественен и дивен, что он даже более велик, чем свет, исходивший от лица Моисея, созерцавщего Бога.
Как сказал Апостол: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? (2Кор.3:7,8)».
…славно служение духа.
Что за внутренняя сила пребывала в тех мужах? В них пребывала любовь – святая и совершенная любовь, обретённая ими от Бога; и скрыть её внутреннее сияние не смогло даже их смертное тело.
В тех мужах – не в Ангелах, а в обычных людях, уже здесь, на грешной земле, пребывала та любовь, которой суждено пребывать вовек и которая есть святая и совершенная любовь.
Господи, как же и нам обрести святую и совершенную любовь?
В Священном Писании не сказано, что для достижения Божьей любви нужно сделать то-то и то-то, но в нём приоткрыт путь к обретению дара Божьей любви, и сводится он к фразе: «Всё соединить под главою Христом. (Еф.1:10)».
Следовательно, и вы – каждый из вас, уважаемые читатели, сможет обрести любовь святую и совершенную, если пребудете в духовном единении с Господом Богом. В единении, начало которому положено в искуплении, дарованном в Иисусе Христе (Еф.1:14), и далее открываемом Святым Духом. В послушании духовному водительству Святого Духа вы познаете Господа Бога. Это познание Господа происходит не внешним слышанием и соглашательством со словом Божьим, а принятием его в сердце, где оно должно сначала стать частью вас самих. По вере в Бога и через смирение пред словом, исходящим от Духа Святого постепенно будет происходить уподобление вашего образа мыслей Божьему уму, уподобление вашего сердца Божьему сердцу, уподобление ваших желаний, желаниям и целям Божьим. Постепенно произойдет наполнение вашего духа жизнью Духа Божьего, ибо только в Нём вы обретёте истину и жизнь.
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». (Ин.7:37-39)
Повторяю, такого познания Господа Бога невозможно достичь никакими рассуждениями своего ума, ни через самостийное (без откровения Святого Духа) изучение даже очень правильных духовных книг, ибо наш человеческий разум греховен и противится всему Божьему. Сначала должно произойти принципиальное изменение в нас, в нашем духе: просто-напросто он должен ожить для Бога – вновь принять жизнь от Духа Божьего. Всё это называется рождение Свыше и освящением.
Читая, не упускайте из виду, что я говорю всё это о святой и совершенной любви Божьей, которую надлежит обрести каждому верующему в Иисуса Христа. Освящение не является самоцелью – это путь к обретению Божьей любви.
Первый шаг к освящению, к просвещению сердца откровением Божьим каждый из нас, верующих во Христа, полагает тем, что осознаёт свою полную немощность. И не просто немощность своей силы или воли к деланию добра, а полную свою немощность по греховности своей, по абсолютной греховности всей своей сущности. До тех пор, пока вы пытаетесь сами, своими силами, своей самодисциплиной достичь хоть какого-то прогресса в любви и в духовности, Господь будет просто наблюдать и ждать.
«Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». (Мф.11:25,26)
К сожалению, а, может, наоборот, к нашему благу, истина в том, что только обременённые и, в тоже время, полностью обнищавшие в своих возможностях, человеки, приходят за помощью к Иисусу Христу. Своесильные и своеумные мы (не говорю: вы, а мы) просто не хотим просить Господа Бога о помощи. Не хотим, пока не оставим последнюю надежду на себя и на свою праведность, то есть, пока не станем кротки и смиренны сердцем хотя бы на время, на то время, когда восплачем от своей греховности и от своей немощи, когда восплачем в покаянии пред Господом. Именно в это время в искреннем своём покаянии мы становимся ближе к Богу.
Поверьте, в этом проявляется Божье благоволение к нам, человекам, что не гордые и сильные, а смиренные сердцем и духовно обнищавшие могут познать Его.
Вспомните слепого Вартимея, который сидел у дороги и просил милостыню.
«Услышав, что идет Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня. Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! Чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге». (Мк.10:47-52)
Видите, как Вартимей заволновался, как забоялся, что Иисус уйдёт, и он не успеет попросить Его. Слепой не рассуждал: может, мне попробовать ещё какой-нибудь травный настой или мазь, чтобы прозреть. Нет, Вартимей не о своих возможностях думал в тот момент, он думал только об Иисусе Христе. Он кричал и боялся, что Иисус уходит от него всё дальше и дальше.
Господи!
Иисус!
Не уйди от меня, идя Своим путём. Этот миг, пока Ты рядом, этот миг – единственная моя надежда.
Господи!
Постой! Господи!
Будь милостив, Боже!
Помилуй меня!
Боже!
А многие люди вокруг него не только слышали, что рядом проходит Иисус Христос, они видели Его, видели, что Он рядом с ними. И многие из них даже шли по одной дороге с Иисусом Христом и в одном с Ним направлении.
Но только Вартимей пошёл за Иисусом Христом. Только Вартимей оказался тем труждающимся и обременённым, который звал к себе Иисуса. К таким обращается Иисус Христос, когда взывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мф.11:28,29)».
Как думаете: Вартимей любил Иисуса Христа?
– Нет. Он не мог Его любить; ведь он даже не знал Его.
– Но полюбил ли Вартимей Иисуса Христа после той встречи?
– Да, он полюбил Иисуса, своего Целителя. Полюбил, в отличие от тех, кто просто шёл по одной дороге с Иисусом: те как не любили Его, так и остались не любящими.
– Обрёл ли Вартимей ту святую и совершенную любовь, о которой пишет Павел?
– Нет, не обрёл. Но он сможет её обрести, так как идёт за Христом по пути к познанию её.
Апостол Павел и молит и просит у Бога откровение для нас, чтобы мы могли постигнуть и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф.3:18,19). Уразуметь сокровенную любовь Христову, чтобы самим стать святыми и совершенными в любви.
Уважаемые читатели, хотя до сих пор вы почти ничего не узнали о любви святой и совершенной, но начало уже положено: вы узнали, что без Бога, без Его откровения никто, никогда не сможет обрести такой любви. Более того, никто не сможет даже уразуметь её.
Когда новообращённые только уверуют в Иисуса Христа, очень часто бывает так, что они стараются любить Бога, опираясь на свои силы и свою волю. Они возбуждают в себе чувство почтения и любви к Христу, горячатся в молитве и посте. Они восхищаются какой-либо Его чертой, открывшейся через откровение Божие, и готовы на любой подвиг ради Господа. И, что удивительно, в это время им легко даются и молитвы, и посты, и соблюдение заповедей Божьих, хотя они не приобрели ещё никакого навыка в сём. Но вскоре первый порыв проходит и наступает период, когда новообращенные остаются один на один со своими естественными способностями и возможностями. И вот тут-то сил, ни на какие духовные деяния уже не хватает. Нет сил, ибо Господь Бог еще не даровал им Своей святой духовной любви. Он бы с радостью излил Свой дар, да они ещё не способны вместить его.
Как бы ни была горяча и искренняя земная, человеческая любовь, она лишь слабое отражение истинной, совершенной любви. Как земной Православный храм является слабым, тленным прообразом истинного Небесного Иерусалима, прообразом Царства Небесного, так же и человек, независимо от вероисповедания, независимо от культуры и образования, с самого рождения носит в себе лишь малый прообраз духовного общения с Богом (совесть), и малый прообраз истинной любви (человеческую любовь, жертвенность, терпение, кротость, милосердие).
Не вознесясь сердцем и духом от природного, земного, к Небесному, вы никогда не сможете перейти от земных прообразов любви к истинной Божьей любви, – той любви, пребывать в которой Отец Небесный заповедал верным Христовым.
Именно в познании нами, грешными и смертными людьми Божьей любви, даруемом через откровение Христово и обретении её в послушании Святому Духу и заключена та тайна, что была сокрыта от вечности в Боге. Тайна, об откровении которой возвестил всему миру Апостол Павел.
«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. И открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом». (Еф.3:8,9)
Мне доводилось слышать, что в Еф.3:8,9 говорится о том, что Бог и для язычников, а не только для Израиля, приготовил благодать: быть народом Божьим. Это неверное толкование.
Бесспорно, распространение благодати Божьей на весь мир – это истина, но не та великая тайна, что была сокрыта от вечности в Боге. А возможность обретения нами, грешными и смертными людьми, святой, вечной любви, которая пребывает в Боге и которая есть Бог – вот великая цель Божья и великая тайна Божья.
Что сделать, чтобы вместить дар Божий – Его любовь
Апостол Павел заповедал, чтобы мы были святы в любви (Еф.1:4), но как сделать хотя бы первые шажки в святости?
Лучшее, что могу предложить вам, дорогие братья и сестры во Христе, это обратиться к опыту тех, кто уже прошёл на сем поприще некоторую дистанцию.
Филон Александрийский, мыслитель первого века, так сказал о святости в любви: «Достигший степени Божественного созерцания, делается постоянным в добродетели; ибо прилепившись любовью к Богу, забывает о всём остальном и полученному им блаженству не предпочтёт земных благ».[2]
Хорошо сказал Филон, что достигший степени Божественного созерцания, не грешит. Но как достичь степени Божественного созерцания, если ни уразуметь, ни созерцать Бога своими силами мы не можем, и никаким образом не сможем, как бы ни старались?
Да, своими силами Бога созерцать мы не можем. Но если Господь Бог даровал кому спасение в Иисусе Христе и общение Святого Духа, то ему уже не нужно самому достигать сего общения и сего созерцания. Дух Святой дарует ему и то и другое, – от нас требуется лишь возрастать в навыке послушания Святому Духу, и в навыке жизни по вере. И во вспоможение дано нам Слово Божье и возможность молиться – вот вам и первая ступенька на лествице познания любви Божьей.
Митрополит Иоанн такое постоянство и старательность назвал верностью: «Для того чтобы сердце наше постоянно пребывало в любви, необходимо изучать в Евангелии ту волю Божию, которую открывает нам Спаситель мира, познавать, чего хочет от нас Господь, познавать Его святую и совершенную волю и стараться исполнять её до конца своей жизни. Только при постоянной верности Богу, в нас сохраняется настоящая Божественная любовь».[3]
Любовь и верность неразрывны – это вторая ступенька на лествице познания любви Божьей. О верности говорил Иисус Христос: «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её. (Мф.10:38,39)».
Наверняка в этих словах Господа сокрыто что-то очень важное для обретения от Бога дара святой и совершенной любви. Но не нужно, соблазнившись кажущейся простотой фразы, делать скоропалительные заключения – они окажутся неверными и приведут не к откровению Божьей любви, а породят либо фанатизм, либо отчаяние.
Чтобы увидеть и понять хотя-бы тень истинной сути заповеди Христовой предлагаю отрывок из проповеди Блаженного Августина: «Кто сбережёт душу свою, тот потеряет её. А кто потеряет, тот сбережет её… никто не может потерять души своей ради Христа, если сначала не сбережет её. И никто не может сберечь души своей во Христе, если сначала не погубит её. Итак, береги, чтобы потерять. Теряй, чтобы сберечь. Сберегаешь ты душу свою, когда содержишь её в вере; если веруешь, сбережешь её. Ты был погибшим прежде, нежели стал веровать. Губи её, но пусть душа твоя будет семенем для тебя. Потому что и земледелец молотьбою и веянием находит пшеницу и опять при посеве теряет её. Погибает при посеве то, что находится в жатве. Но не следует легкомысленно терять того, что так тщательно должно сберегаться. Не сказал Господь: "Кто потеряет её, тот сбережет", но: "Кто потеряет её ради Меня».[4]
Сейчас прочитал Августина, потом перечитал и вспомнил фильм-сказку про Алладина: «Если то не сон, то это сон, а если то сон, то это не сон, сон – не сон – унисон».
Ну, а если серьезно, то Августин понимает слова Иисуса Христа так: не о себе думайте, а об Иисусе Христе, так же как Он не о Себе думал, а об Отце – о Его воле, о Его целях. Если Божьи цели, если Его слова станут для вас дороже своих, даже дороже самой души вашей, то тогда истинно вы полюбили Господа Иисуса Христа, и истинно любовь Его пребывает в вас. Это очень важные слова, но это не путь, а лишь указание, к чему нужно стремиться.
Господи, как приятно осознавать, что мы служим Тебе, что Ты, Боже, открыл нам цель Твою и явил дар Твой. Но как трудно и горько реально постигать в своей жизни откровения целей Твоих, и совершенно невозможно для сил человеческих достичь познания сути любви Божьей, ибо здесь, как правило, цена – душа человеческая, и тому, кому Господь открыл Свою цель, ему придётся жертвовать своей душой, своим именем, не говоря о жертвовании своим покоем и материальным благополучием. Придётся жертвовать, ибо враг души человеческой, сатана, все силы тьмы обрушит на вас, чтобы не дать вам ни познать, ни исполнить волю Господню.
Боже, дай нам познать цели Господа нашего, Иисуса Христа, для нашей жизни и дай нам силы и мужества исполнить их!
Итак, Господь Бог через откровение явил Свой замысел, кажется, теперь иди и делай. Но на самом деле в духовной жизни всё происходит не так быстро, как хотелось бы. Для постижения Божьей цели – не просто услышания, а истинного духовного познания в вас должно произойти внутреннее обновление, а на это иногда уходят годы и годы. Годы, проведённые во внутренней духовной брани, ибо всякое изменение происходит в борьбе между плотским и духовным, и в этой внутренней, но смертельной борьбе одно должно умереть. Почитайте о пророках Божьих. Каждый из них многократно проходил через смертельную духовную брань со своим плотским «я», пока дух его и душа его не преображались на столько, что видели цель Господню и замысел Господний так, как видит их Господь Бог.
Возьмите, например, жизнь пророка Осии: он, чтобы, пусть в малой степени, прочувствовать и познать то, что чувствовал Господь Бог, видящий духовное разложение Израиля, должен был жениться на блуднице, Гомери, и взять себе детей блуда. Более того, потом он неоднократно должен был возвращать жену-блудницу из блудилищ и даже выкупать её из рабства. Возьмите, например, пророка Иону, который смог постигнуть духовную глубину цели Господней, только пройдя через позор бегства и через смерть во чреве рыбы. Возьмите, например, жизнь и страдания пророков Иеремии и Иезекииля. Возьмите, например, жизнь пророка Илии, – полную гонений и отчаяния, такого отчаяния, что пророк даже просил у Бога о смерти. Возьмите, например, Давида, Иоанна Крестителя, Апостолов, и вы увидите, проходя через какую духовную боль, проходя через какую ломку души они постигали в истинном свете планы Господни.
Иногда мне кажется: ну, вот, теперь я уже понимаю Господа, – кажется, уже постигаю цель Господню для моей жизни, и уже, наверное, могу приступить к её исполнению. Но проходит время, и моя греховная природа восстаёт во мне, да к тому же ещё и сатана атакует, и… ускользает, как дымка, откровение Божие, и я понимаю, что оно не стало моей сущностью, а осталось лишь в памяти. И снова духовная борьба, и снова уничижение, и снова отчаяние, и снова покаяние и сораспятие Христу, и вновь возрождается познание цели Господней, истинное, внутреннее, сокрытое для мира сего, познание цели Господней. И так всю жизнь, ибо так было у пророков Божьих, так было у Апостолов, так будет у каждого верующего, стремящегося жить по духу.
Ох, как не просто даётся истинное духовное познание целей Господних, ох, как не просто даётся обретение степени Божественного созерцания, ох, как не просто даётся постижение и обретение любви Божьей!
Чтобы отвергнуться себя и потерять душу свою ради Иисуса Христа мы действительно должны взять крест свой и следовать за Ним. И здесь дело даже не в том, что всё имеет свою цену. Просто, невозможно вложить в сердце, в душу свою что-то Божье, не освободив для него место, то есть, не умертвив в душе своё прежнее. И каждый раз идущий путём Христовым должен решать для себя, что ему дороже.
Вы никогда не только не обретёте, но даже не познаете святой, совершенной и вечной любви Божьей, если она не станет главной в вашей жизни.
Теперь мне стала более понятна суть слов, сказанных Иисусом Христом, когда Он отправлял учеников на служение благовестия (отвлекусь немного от темы, хотя, впрочем, это тоже относится к теме любви): «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. (Мф.10:35)».
О каком разделении здесь говорит Иисус Христос?
Явно, речь идёт не об уходе христиан в монастырь, и тем более не об отречении от своих родных (вспомните, что Иисус, даже вися на кресте, помнил и заботился о Своей Матери (Ин.19:26,27)).
Господь говорит здесь об истинном разделении, о вечном разделении. Дело в том, что после смерти душа человека пребывает вместе с душами его близких, его родных: в месте, где души ожидают телесного воскресения при конце Света, для суда Божьего над ними. Души же человеков Христовых, Церкви, сразу после смерти возносятся к престолу Божьему, где они ожидают не конца Света, а второго пришествия Иисуса Христа, когда воскреснут в прославленных телах, имеющих святость дарованную им от Господа по вере их, и вечно пребудут со Христом (Отк.6:9,11). Это воскресение христиан, Церкви, будет на тысячу лет раньше, чем воскресение всех остальных людей (Отк.20:4-6). Вот о каком разделении говорил Иисус Христос.
И теперь, помня, что в Мф.10:35 речь идёт о том, навстречу кому будет рваться ваша душа после вашей смерти – к Иисусу Христу, или к тому, чтобы в вечности быть со своими родными, становится понятным и логичным то, о чём Иисус сказал дальше: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Матф.10:37)».
Здесь же, на земле, разделяет семьи не Господь Иисус Христос, а грех человеческий.
Блаженны те родственники, которые в вечности вместе будут со Христом.
Исходя из вышесказанного, хочу напомнить, что постижение любви, такой, как у Господа Иисуса Христа – это путь всей жизни – и временной, земной жизни, и вечной жизни, поэтому нельзя подходить к сему познанию с кондачка, с наскока, а нужно ступать на стезю познания Господа и уподобления Ему со всей ответственностью и с готовностью пожертвовать всем ради обретения этой любви. Божья любовь имеет столь великую цену для нас, потому что для Самого Бога сия любовь сущность Его и смысл и цель всего творения. Ради этой, нисходящей на нас любви Божьей, Господь Иисус Христос, принял уничижение и смерть.
Об этой любви, – святой, совершенной и вечной любви сказал Апостол Павел: «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. (1Кор.13:8-10)».
Итак, вы узнали, что Божью любовь постигнуть и принять можно только лично от Самого Господа, и нет другого способа. Ещё узнали, что принять Божью любовь вы сможете только тогда, когда она станет для вас самой желанной и самой дорогой в жизни «драгоценной жемчужиной» ради которой вы будете готовы отдать всё, что у вас есть, даже саму душу свою посвятить Господу.
Что ещё добавить? Из вышесказанного напрашивается вывод, что невозможно принять и познать Божью любовь не для того, чтобы жить ей, а чтобы, так сказать, «положить её на полочку», а самому жить по-старому: любовь, как и вера, без дел мертва.
Погребняк Н. 2015
СНОСКИ
[1] Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна).
[2] Филон Александрийский. Против Флакка.
[3] Митрополит Иоанн. Голос вечности. с.235.
[4] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви к Богу и о любви к миру, п.6.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга); Августин Аврелий, Избранные проповеди/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электронные данные – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный: Выбранные места из трудов Архипастыря/ ред. Е.И. Душенова. – СПб.: Царское Дело, 2000. – 462 с.
4. Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна) [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – М.: Интернет-издание Вэб-Центра «Омега», 2002. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/valaamst/Main.htm свободный.
5. Филон Александрийский. Против Флакка [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.oper.rsl.ru/nettext/foreign/aleksandriski/philon.html свободный.