-- : --
Зарегистрировано — 123 217Зрителей: 66 321
Авторов: 56 896
On-line — 17 323Зрителей: 3402
Авторов: 13921
Загружено работ — 2 120 425
«Неизвестный Гений»
Предмет Религиоведения и его особенности как учебной дисциплины
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
03 апреля ’2018 10:16
Просмотров: 12509
Религия — один из самых ярких феноменов истории человечества. Многочисленные достижения и поражения, взлеты и падения, подвиги и преступления как всего рода человеческого в целом, так и отдельных его представителей так или иначе были связаны с религией или даже непосредственно ею мотивированы. Большую часть времени исторического существования человечества — от палеолита до Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) — Религия была постоянным интегральным фактором человеческого существования. В значительной мере она сохраняет свое влияние и сегодня. В век компьютерных технологий, так же как и тысячи лет назад, значительная часть людей исповедуют ту или иную религию, относят себя к той или иной религиозной общине.
Все это, безусловно, свидетельствует о необходимости исследования религии. Впрочем, такие исследования могут быть разными. Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно, и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.
Исследование религии с теологической позиции (теология — учение о Боге, богословие) — это, так сказать, исследование «изнутри». В его основе лежит убеждение, что религия имеет своим источником непосредственное Божественное Откровение (как, например, в индуизме, зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) или определенное «просветление» (как, например, в буддизме, даосизме, конфуцианстве); есть определенный мистический опыт — опыт личностной встречи со сверхъестественным, или «озарение» — опыт мгновенного открытия, четкого видения онтологической природы вещей.
Теологическое исследование религии ведет к наиболее полному и, можно сказать, полноценному постижению сути той или иной религии. Правда, для начала к ней необходимо обратиться, то есть осуществить акт веры («подвиг веры») — принять на веру хотя бы определенные исходные положения религиозной доктрины. Но такое обращение редуцирует (сужает) теологический исследовательский горизонт до определенной конкретной религии, а потому является помехой для исследования «разнообразия религиозного опыта» (В. Джеймс), так как нельзя обратиться ко всем религиям одновременно. Именно поэтому такой путь приемлем для познания только той религии, в кругу которой находится исследователь-теолог. Исследования других религий с теологических позиций, хотя и могут быть полезны для более глубокого познания собственной религии, однако, в конце концов, все равно неизбежно будут «взглядом другого» и не смогут достичь глубины понимания, доступной верному этой религии.
Религию можно исследовать с философских позиций, средствами философии. Философия видит религию как целостность, связанную единым принципам, частями которой являются различные религии, вероисповедания, секты и т.д. Впрочем, здесь (как и в теологической перспективе) также велика доля предвзятого отношения к религии — среди философов нет (и видимо, не может быть) единства. Принципиально отличаются по отношению к религии философия религиозная и философия светская: первая исходит из религиозного мировоззрения и берет его в основу собственных философских построений; вторая обычно не связывает себя необходимостью взвешенного и беспристрастного отношения к религии, формируя свой взгляд на религию, исходя из заранее принятых агностических, а то и откровенно атеистических (антирелигиозных) позиций.
Впрочем, любая философия пытается исследовать религию средствами человеческого разума, что, безусловно, является необходимым делом, возбуждает любопытство по поводу феномена религии и религиозности, заставляет над ними задумываться. История знает множество философских учений, которые выступали как «за», так и «против» религии, однако, пожалуй, ни одно из них так и не дало более-менее исчерпывающего и убедительного ответа о природе религии. В конце концов, для философии религия является одной из «вечных проблем» — тайной, вечной загадкой, головоломкой, над которой бьются поколения философов, решая ее для себя (в пределах собственных философских систем), хотя и не могут договориться относительно единого взгляда на религию.
Третьей мировоззренческой позицией, с которой возможно беспристрастное исследование религии, является научная позиция. Именно этот научный подход положен в основу данного курса религиоведения. По времени своего появления (вторая половина XIX в.), научное религиоведение является поздней попыткой исследования религии. Оно предусматривает применение принципов научного мировоззрения: объективности, причинности (научного детерминизма), рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности, беспристрастности и т.д., а также четкое определение базы источников и методологии (совокупности средств и методов исследований).
Наука о религии пытается сравнить различные религиозные системы, обобщить религиозный опыт различных народов с точки зрения его исторического развития и современного состояния.
Эмпирической базой научных исследований религии являются:
1) археологические данные, позволяющие сделать предположение о религиозных представлениях древних людей до появления письменной традиции, отдельные религиозные традиции и обряды древности (освящение жизненного пространства, захоронение и др.), материальные памятники религиозной культуры (храмы, гробницы, сакральный инвентарь и т.д.);2) письменные документы — Святое Писание различных религий и его авторитетные толкования, характерные для той или иной религиозной традиции;3) так называемые «полевые исследования» (англ. — «Field studies»), позволяющие исследовать современное состояние той или иной религии в ее эмпирической данности.
Современное научное религиоведение является многоотраслевой сферой знаний, которая охватывает такие достаточно самостоятельные дисциплины, как история религий, философия религии, социология религии, психология религии, география религии. Религиоведение изучает различные аспекты сущности и истории религии, ее роль и место в обществе и жизни человека. Предметом религиоведения является религия как часть человеческой культуры, ее история и современное состояние.
Наличие религиоведения в программах высших учебных заведений связана с осознанием необходимости объективного подхода к содержанию религии и ее роли в обществе, преодоление распространенных по ней общественных и личных предрассудков, связанных с многолетним господством государственного атеизма и потерей культуры религиозного воспитания.
Задачей курса «религиоведение» является развитие общего образования — это общеобразовательное ознакомительный курс, имеющий целью дать общее представление о феномене религии (религиозности) с точки зрения науки (с позиций научного мировоззрения), привлечь внимание к религии как таковой, осветить ее роль в жизни общества и отдельного человека, сориентировать в разнообразии религий и религиозных конфессий, их происхождении, истории, современном состоянии и взаимоотношениях, особенно в вопросах религиозного опыта собственного народа и исторически связанных с ним религий, научить студентов отличать религию от псевдорелигиозных суррогатов — суеверия, предрассудков , идеологических конструктов, оккультных и псевдорелигиозных учений и культов и т.д. При этом наибольшее внимание будет уделено изучению истории религий как наиболее познавательного и интересного раздела, а также некоторым философско-религиозным вопросам, без осознания которых не может касаться этой сферы образованный человек.
Изучая религиоведение, нужно иметь в виду, что наука о религии — это немного другое, чем любая наука о природе. А именно предмет науки здесь особый, он рассматривается вне науки, он ей в определенной степени противостоит. Конечно, научными методами можно пользоваться, изучая внешние признаки религии, но нельзя объять внутреннего содержания, смысла религии. Поэтому научные объяснения не могут заменить того, что дает людям сама религия.
Наука изучает религию неверующим глазом — в этом ее преимущество (с точки зрения собственных целей), ее беспристрастность, но и ее ограниченность. Наука может значительно расширить горизонты знаний, в частности в области религиозной истории, но она не может понять религиозный смысл и значение имеющихся фактов; она может осуществить анализ и критику Святых текстов, но не может научить благоговению перед Святым Писанием. Если религиоведение не опирается на глубокую внутреннюю религиозность, оно может быть только «коллекционированием чужих сокровищ, которое заставляет забывать о собственной бедности» (С. Булгаков).
Все вышеупомянутое, конечно, не ставит под сомнение вообще необходимость религиоведения, а лишь выясняет его истинное значение. Оно помогает сориентироваться в религиозных вопросах, но не может заменить человеку собственной встречи с Богом, собственного познания веры и собственного прихода к Церкви. Наука о религии не может научить верить — собственно, такие «попытки возбудить религию» в целом не действительны, потому находятся вне сферы самой религии, а «знание, что бог есть и что он есть действительность, есть та сфера, где я должен лишь ассимилироваться» (Гегель), то есть является задачей самой личности.
Единственное, что может религиоведение — это проявить собственное благочестие, т.е. отнестись к своему предмету так, как он того заслуживает, избавиться гордости, присущих науке, которая считает себя высшим проявлением человеческого духа, и показать пример уважения к тому, что таким проявлением действительно является.
Использованная литература:
1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.
Все это, безусловно, свидетельствует о необходимости исследования религии. Впрочем, такие исследования могут быть разными. Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно, и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.
Исследование религии с теологической позиции (теология — учение о Боге, богословие) — это, так сказать, исследование «изнутри». В его основе лежит убеждение, что религия имеет своим источником непосредственное Божественное Откровение (как, например, в индуизме, зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) или определенное «просветление» (как, например, в буддизме, даосизме, конфуцианстве); есть определенный мистический опыт — опыт личностной встречи со сверхъестественным, или «озарение» — опыт мгновенного открытия, четкого видения онтологической природы вещей.
Теологическое исследование религии ведет к наиболее полному и, можно сказать, полноценному постижению сути той или иной религии. Правда, для начала к ней необходимо обратиться, то есть осуществить акт веры («подвиг веры») — принять на веру хотя бы определенные исходные положения религиозной доктрины. Но такое обращение редуцирует (сужает) теологический исследовательский горизонт до определенной конкретной религии, а потому является помехой для исследования «разнообразия религиозного опыта» (В. Джеймс), так как нельзя обратиться ко всем религиям одновременно. Именно поэтому такой путь приемлем для познания только той религии, в кругу которой находится исследователь-теолог. Исследования других религий с теологических позиций, хотя и могут быть полезны для более глубокого познания собственной религии, однако, в конце концов, все равно неизбежно будут «взглядом другого» и не смогут достичь глубины понимания, доступной верному этой религии.
Религию можно исследовать с философских позиций, средствами философии. Философия видит религию как целостность, связанную единым принципам, частями которой являются различные религии, вероисповедания, секты и т.д. Впрочем, здесь (как и в теологической перспективе) также велика доля предвзятого отношения к религии — среди философов нет (и видимо, не может быть) единства. Принципиально отличаются по отношению к религии философия религиозная и философия светская: первая исходит из религиозного мировоззрения и берет его в основу собственных философских построений; вторая обычно не связывает себя необходимостью взвешенного и беспристрастного отношения к религии, формируя свой взгляд на религию, исходя из заранее принятых агностических, а то и откровенно атеистических (антирелигиозных) позиций.
Впрочем, любая философия пытается исследовать религию средствами человеческого разума, что, безусловно, является необходимым делом, возбуждает любопытство по поводу феномена религии и религиозности, заставляет над ними задумываться. История знает множество философских учений, которые выступали как «за», так и «против» религии, однако, пожалуй, ни одно из них так и не дало более-менее исчерпывающего и убедительного ответа о природе религии. В конце концов, для философии религия является одной из «вечных проблем» — тайной, вечной загадкой, головоломкой, над которой бьются поколения философов, решая ее для себя (в пределах собственных философских систем), хотя и не могут договориться относительно единого взгляда на религию.
Третьей мировоззренческой позицией, с которой возможно беспристрастное исследование религии, является научная позиция. Именно этот научный подход положен в основу данного курса религиоведения. По времени своего появления (вторая половина XIX в.), научное религиоведение является поздней попыткой исследования религии. Оно предусматривает применение принципов научного мировоззрения: объективности, причинности (научного детерминизма), рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности, беспристрастности и т.д., а также четкое определение базы источников и методологии (совокупности средств и методов исследований).
Наука о религии пытается сравнить различные религиозные системы, обобщить религиозный опыт различных народов с точки зрения его исторического развития и современного состояния.
Эмпирической базой научных исследований религии являются:
1) археологические данные, позволяющие сделать предположение о религиозных представлениях древних людей до появления письменной традиции, отдельные религиозные традиции и обряды древности (освящение жизненного пространства, захоронение и др.), материальные памятники религиозной культуры (храмы, гробницы, сакральный инвентарь и т.д.);2) письменные документы — Святое Писание различных религий и его авторитетные толкования, характерные для той или иной религиозной традиции;3) так называемые «полевые исследования» (англ. — «Field studies»), позволяющие исследовать современное состояние той или иной религии в ее эмпирической данности.
Современное научное религиоведение является многоотраслевой сферой знаний, которая охватывает такие достаточно самостоятельные дисциплины, как история религий, философия религии, социология религии, психология религии, география религии. Религиоведение изучает различные аспекты сущности и истории религии, ее роль и место в обществе и жизни человека. Предметом религиоведения является религия как часть человеческой культуры, ее история и современное состояние.
Наличие религиоведения в программах высших учебных заведений связана с осознанием необходимости объективного подхода к содержанию религии и ее роли в обществе, преодоление распространенных по ней общественных и личных предрассудков, связанных с многолетним господством государственного атеизма и потерей культуры религиозного воспитания.
Задачей курса «религиоведение» является развитие общего образования — это общеобразовательное ознакомительный курс, имеющий целью дать общее представление о феномене религии (религиозности) с точки зрения науки (с позиций научного мировоззрения), привлечь внимание к религии как таковой, осветить ее роль в жизни общества и отдельного человека, сориентировать в разнообразии религий и религиозных конфессий, их происхождении, истории, современном состоянии и взаимоотношениях, особенно в вопросах религиозного опыта собственного народа и исторически связанных с ним религий, научить студентов отличать религию от псевдорелигиозных суррогатов — суеверия, предрассудков , идеологических конструктов, оккультных и псевдорелигиозных учений и культов и т.д. При этом наибольшее внимание будет уделено изучению истории религий как наиболее познавательного и интересного раздела, а также некоторым философско-религиозным вопросам, без осознания которых не может касаться этой сферы образованный человек.
Изучая религиоведение, нужно иметь в виду, что наука о религии — это немного другое, чем любая наука о природе. А именно предмет науки здесь особый, он рассматривается вне науки, он ей в определенной степени противостоит. Конечно, научными методами можно пользоваться, изучая внешние признаки религии, но нельзя объять внутреннего содержания, смысла религии. Поэтому научные объяснения не могут заменить того, что дает людям сама религия.
Наука изучает религию неверующим глазом — в этом ее преимущество (с точки зрения собственных целей), ее беспристрастность, но и ее ограниченность. Наука может значительно расширить горизонты знаний, в частности в области религиозной истории, но она не может понять религиозный смысл и значение имеющихся фактов; она может осуществить анализ и критику Святых текстов, но не может научить благоговению перед Святым Писанием. Если религиоведение не опирается на глубокую внутреннюю религиозность, оно может быть только «коллекционированием чужих сокровищ, которое заставляет забывать о собственной бедности» (С. Булгаков).
Все вышеупомянутое, конечно, не ставит под сомнение вообще необходимость религиоведения, а лишь выясняет его истинное значение. Оно помогает сориентироваться в религиозных вопросах, но не может заменить человеку собственной встречи с Богом, собственного познания веры и собственного прихода к Церкви. Наука о религии не может научить верить — собственно, такие «попытки возбудить религию» в целом не действительны, потому находятся вне сферы самой религии, а «знание, что бог есть и что он есть действительность, есть та сфера, где я должен лишь ассимилироваться» (Гегель), то есть является задачей самой личности.
Единственное, что может религиоведение — это проявить собственное благочестие, т.е. отнестись к своему предмету так, как он того заслуживает, избавиться гордости, присущих науке, которая считает себя высшим проявлением человеческого духа, и показать пример уважения к тому, что таким проявлением действительно является.
Использованная литература:
1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Рупор будет свободен через:
14 мин. 14 сек.