-- : --
Зарегистрировано — 123 241Зрителей: 66 345
Авторов: 56 896
On-line — 21 206Зрителей: 4209
Авторов: 16997
Загружено работ — 2 120 491
«Неизвестный Гений»
ДНЕВНИК по посланию к Колоссянам
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 марта ’2018 09:51
Просмотров: 12626
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ
- - - - -
Литературный корректор: Флегонтова Галина
О книге
Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Колоссянам было написано в ответ на обеспокоенность Епафраса тем, что в их церкви появились лжеучителя, ставившие ангелов наряду со Христом и учившие, что им нужно служить, как посредникам между людьми и Богом.
- - - - -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ
1 гл. Ответ Апостола на ереси. Великая тайна Божия, сокрытая от веков и родов.
2 гл. Поклоняющиеся ангелам и закону становятся рабами религиозной системы
3-4 гл. Практические наставления
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Поместная церковь в Колоссах была основана без личного участия Апостола Павла, но судя по тому духовному участию, какое он проявлял к её жизни, можно заключить, что он был не только в курсе духовной жизни этой церкви, но и лично знал некоторых её служителей.
«Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти». (Кол.2:1)
По всей вероятности, церковь в Колоссах была основана одним из учеников Апостола Павла.
Время написания послания.
Послание к Колоссянам было написано Апостолом во время пребывания его в первом римском заключении (Кол.4:3). Хотя Павел и находился в узах, для него этот период был, пожалуй, одним из самых плодоносных в его духовной жизни. Из Рима он написал целый ряд посланий, позже вошедших в Священное Писание: послание к Колоссянам, к Филиппийцам, к Ефесянам, к Филимону, а позже ещё и послание к Палестинским Евреям.
Повод и цель написания послания.
В двух словах на этот вопрос ответить нельзя, ибо как краткий ответ не покажет, насколько серьёзной была причина, что побудила Павла не ограничиться устными наставлениями Епафрасу, в написать послание людям, лично ему незнакомым.
Приведу цитату из Толковой Библiи А.П. Лопухина: «Къ Апостолу Павлу въ Римъ явился основатель Колосской церкви Епафрасъ, чтобы испросить у Апостола советовъ по поводу угрожавшего Колосской церкви лжеученiя. Это лжеученiе могло увлечь Колосскихъ христiанъ. – Что это было за лжеученiе?..
Что касается содержанiя ихъ (лжеучителей) ученiя, то здесь на первомъ плане стояло отрицанiе единственности значенiя въ деле спасенiя Господа Iисуса Христа, Котораго они не держались какъ главы (Кол.2:19). Наряду со Христомъ ставили ангеловъ, которымъ и учили служить какъ посредникамъ между людьми и Богомъ (Кол.2:18)… Наконецъ, въ отношенiи къ морали, колосскiе лжеучители проповедывали своеобразный аскетизмъ, соединяя его съ почитанiемъ некоторыхъ iудейскихъ праздниковъ и другихъ обрядовыхъ постановленiй Моисеева закона (Кол.2:20-23)».[1]
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ
1 гл. Ответ Апостола на ереси. Великая тайна Божия, сокрытая от веков и родов.
1:3-7 «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас… в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое вы услышали и познали благодать Божию в истине, как и научились от Епафраса».
Апостол Павел начинает своё послание с увещевания колоссян: «Вы были правильно научены и это вы видите по плодам Духа Святого в себе, поэтому, не должны оставлять истину и гоняться за философиями».
1:9 «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном».
Почему Апостол Павел так печётся о церкви в Колоссах? Он и молится за эту церковь, и послание написал ей…
Думаю, что причина была в том, что церковь в Колоссах в тот момент переживала гонения, а постырь её, Епафрас, находился в Риме в заключении вместе с Павлом: сравните: «Как и научились у Епафраса (Кол.1:7)» и: «Приветствует вас заключенный вместе со мною Епафрас ваш (Кол.4:10-12)». Кроме внешних гонений в церкви появились и внутренние враги истины – лжеучителя и обольстители, стремящиеся увести верующих от любви во Христе и поработить их самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (Кол.2:18-22).
1:13 «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».
Апостол Павел не пишет: «Надеемся, что в будущем, возможно, будем введены в Царство Божие», а убеждённо заявляет: «Введшего нас в Царство Божие». Из этого следует однозначный вывод, что и Павел, и верующие в Колоссах знали, что они будут в Царстве Небесном.
Я сейчас вспомнил, что и Серафим Саровский неоднократно говорил о том, что пребудет в раю со Христом.
Да, так и есть: истинно верующий человек, спасённый благодатью Христовой, уже здесь на земле имеет реальное общение с Духом Божьим и уже здесь знает от Господа, что пребудет с Ним в раю. Хотя это знание и нельзя назвать «билетом в рай, лежащим в кармане», но Святой Дух, оживотворяя наш дух, даёт не просто надежду, а веру – действенную веру, что так и будет. Эта-то вера и побеждает страх смерти, побеждает саму смерть.
1:15-17 «Который (Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
«(Иисус Христос) есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё» – не сотворённый, а рождённый от Отца Иисус Христос – Бог и Творец мира стал человеком, чтобы явиться пред нами в видимой, доступной для нашего понимания форме.
В послании к Колоссянам Апостол Павел очень много внимания уделяет объяснению того, что Иисус Христос не просто Спаситель и Мессия, а Бог. Например, во второй главе он называет Богом и Отца и Сына: «Для познания тайны Бога и Отца и Христа. (Кол.2:2)» – как видите, здесь сказано не: «Бога Отца и Его Сына, Иисуса Христа», а: «Бога и Отца и Христа».
1:18,19 «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нём обитала всякая полнота».
А это ещё одна грань славы Иисуса Христа, – уже не только как Сына Божьего, но и как человека, ибо Иисус Христос – Человек является первенцем из мёртвых (первым воскресшим в прославленном вечном теле) и главой Церкви, состоящей из человеков.
1:21,22 «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его».
Слава и могущество пребывают в Иисусе Христе от Отца не ради того, чтобы всё творение Божие видели, славили Его и поклонялись Ему, а ради блага – ради спасения верующих во Христа человеков. И вы, уважаемые читатели, должны понимать не только величие славы Господней, но и предназначение её, то есть, что Церковь – это не религиозная организация, а Тело Христово и что вне Иисуса Христа, вне водительства Святым Духом нет ни спасения, ни примирения с Отцом.
«Примирил (с Богом) в теле Плоти Его» – многие античные философы, например, последователи Пифагора, Платона и Эпикура учили, что материя греховна по своей природе, а дух добр (учтите, что колоссяне родились в греческой культуре, в греческой философии). И вот среди верующих возник соблазн: если тело греховно по своей материальной сущности, то пусть моё тело теперь живёт и наслаждается похотями, ведь, пред Богом, Который есть Дух, предстанет не оно, а только мой дух. На это Апостол Павел отвечает: вспомните, что вы примирились с Богом и стали святы через жертву именно материального тела Иисуса Христа, то есть, выражаясь языком греческих философов, благо было соделано материей, руководимой духом – Святым Духом.
«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». (Кол.1:24)
Продолжая эту тему, Павел указывает, что Церковь Христова созидается не из духов, а из верующих, находящихся в материальных телах человеков. Да и он – Апостол – благовествует, то есть, делает доброе дело, будучи в ветхом материальном теле.
Следовательно, природа материи – творения Божьего – не греховна, – это грех поработил материю и заставил служить себе страхом смерти.
1:22,23 «[Чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».
«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере» – мы пребудем в вечности со Христом как святые Божии, только если здесь, на земле, будем тверды в вере и не отпадём от надежды – таково условие Господа Иисуса Христа. Бог не требует от нас безгреховности по букве закона, но требует твёрдости в вере и в уповании на Иисуса Христа.
Греческие слова, переведённые здесь как «тверды и непоколебимы» означают не просто стойкость в вере (стойкими в своей вере могут быть и слепые фанатики), а крепкую утверждённость, устойчивость на фундаменте, который есть Иисус Христос. То есть Апостол наставляет колоссян, чтобы их вера была такой же, как у Апостолов после сошествия на них Святого Духа. И это даже не требование Божье, это просто неотъемлемая часть жизни во Христе, неотъемлемая часть рождения Свыше (как возникновение и необходимость дыхания у новорождённого).
Как-то один сладкоречивый пастырь уверял верующих, что та сестра, член их церкви, которая накануне совершила суицид, всё равно будет с Богом, ибо она успела перед смертью покаяться.
Не знаю, я не стал бы так уверенно заявлять, как заявил этот пастырь. Конечно, сила слов покаяния велика (если они были произнесены), но была ли в той женщине вера, явленная в деле? Было ли в той ситуации – в суициде – неотпадение от надежды благовествования Христова? Очень сомневаюсь.
Уважаемые читатели, поймите, осознайте, что жить с Господом Богом – это не свечки в храме ставить и даже не участвовать в деятельности поместной церкви – это намного ответственнее, намного серьёзнее, чем хотелось бы многим из вас – это жить под реальным водительством Святого Духа.
И я благодарен Богу, что Он так серьёзно подходит к избранным Своим, потому что…, посмотрите дальше, о чём пишет Апостол Павел: он обращается к тайне Божьей, сокрытой прежде веков (Кол.1:26-28).
1:26,27 «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы».
«Тайну, сокрытую от веков и родов» – ныне тайна Церкви открыта только истинно верующим, а не просто религиозным людям. И эта тайна заключается в познании сути слов: «Христос в вас».
Раньше тайна сия была сокрыта даже от Ангелов, ибо Церковь – это не просто обращение человеков к Богу, а гораздо больше – это Божье усыновление во Христе Иисусе. Бог явил нам Свою вечную любовь, даровал нам возможность познать её в спасении и усыновлении – это и есть, Христос – Сын Божий – в нас.
И эта любовь, что излилась на нас, избранных Божьих, через Святого Духа и вошла в нас, и стала уже нашей любовью (любовь Агапэ) есть совершенство всякого человека во Христе.
«Дабы утешились сердца в любви для познания тайны Бога и Отца и Христа». (Кол.2:2)
1:28 «(Христос), Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе».
Какова цель учения Христова? – Спасение? – Да, спасение по благодати, но это только первый шаг, подобно тому, как поступление в школу является лишь первым шагом в постижении знаний. Далее идёт научение, но в отличие от обычной земной школы, в Школе Христовой Святой Дух, являя учителям Церкви Свои дары: слово знания, слово мудрости, пророческое слово и так далее, научает избранных Божиих всякой премудрости, чтобы представить их совершенными во Христе.
Обратите особое внимание на эти слова: великая и изначальная цель Бога: соделать нас, верующих во Христа, совершенными, то есть без всякого недостатка и в духе, и в душе, и в теле.
«Да будет Бог всё во всём». (1Кор.15:28)
2 гл. Поклоняющиеся ангелам и закону становятся рабами религиозной системы
2:1,2 «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа».
«Желаю, чтобы вы знали» – Апостол Павел отметил, что молится и о церквях, находящихся в соседних с Колоссами городах, отметил не для того, чтобы все увидели его заботу, а чтобы колоссяне знали, что не только на их долю выпало переживать трудные времена, не только их церковь атакуют и извне, и изнутри. И чтобы, ободрившись, укрепились сердца их в духе и истине.
«Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами». (Кол.2:4)
2:6 «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нём».
«Ходите в Нём (Иисусе Христе)» – не ищите некоего особенного философского или религиозного учения, не ищите тайной магической силы, а прилепляйтесь к Господу сердцами своими. Укоренитесь в любви к Иисусу Христу, укрепитесь в слове Его, открываемом вам Духом Святым, и тогда вы сможете противостать и внешним гонениям, и обольщениям, и ересям – только тогда и только так.
2:8,9 «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому… ибо в Нём (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно».
Еретики, в частности Александрийские иудействующие христиане, учили, что Иисус Христос не был по-настоящему рождён, не жил настоящей человеческой жизнью и не умирал по-настоящему, что всё это была лишь иллюзия. Опровергая их лжеучение, Апостол пишет, что в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно. Греческое слово «соматикос», переведённое здесь, как «телесно», имеет значение: «действительно, реально, а не кажущимся образом».[2]
Но Апостола на этом не закончил своё предложение…
2:10 «И вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти».
Перед этим Павел увещевал колоссян, что Иисус Христос – это реальный человек (Кол.2:8,9) и тут же пишет им: «Вы имеете полноту в Нём» – то есть, что они наполнены, дополнены, исполнены Им. Но разве может один человек наполнить собой другого, а тем более, многих людей? Нет, для человека такое невозможно, но это возможно вездесущему Богу. Таким образом, Апостол возвещает, что Иисус Христос является и истинным человеком, и истинным Богом. Он – Человек, чтобы наше искупление было настоящим, а не иллюзией искупления, и Он – Бог, чтобы мы, исполнившись Им, по настоящему уподоблялись Богу, а не «понарошку».
2:11 «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».
«В Нём вы обрезаны обрезанием нерукотворённым» – в Ветхом Завете обрезание было знаком вхождения человека в договорные отношения с Богом и свидетельствовало, что человек принадлежит Богу. Здесь истинным обрезанием является союз верующего с Иисусом Христом через соучастие в Его смерти.
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни». (Рим.6:4)
«Павел отвечает теперь лжеучителям. Он говорит им: "Вы требуете обрезания, но вы должны помнить, что обрезание – это не просто удаление крайней плоти человека, а удаление всей той части его человеческой природы, которая вызывает конфликт с Богом". И далее продолжает: "Любой священник может сделать обрезание крайней плоти, но лишь Христос может совершить это духовное обрезание, которое есть отсечение от человеческой жизни всего, что мешает ему быть послушным чадом Божиим". Но Павел идёт и дальше. В его представлении это не теория, а факт. Это уже свершилось с вами в акте крещения».[3]
Дополнительно – см. комментарии к Рим.6:3.
2:14,15 «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».
Иисус Христос уничтожил перечень всех обвинений против нас, верующих в Него, прибив его к кресту, то есть, принеся Себя в жертву за нас. А ещё Христос смертью Своей обезоружил начальства и власти тьмы, обличив их и тем лишив власти, ибо по их наущению, по наущению князя мира сего иудеи потребовали распять безгрешного Иисуса Христа, а язычники-римляне сделали это.
Таким образом, через Крест Христов не только оправдываемся мы, покаявшиеся грешники, но и осуждаются наши обвинители.
2:16,17 «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе».
«Итак…» – Апостол подвёл черту под вышесказанным: никто да не осуждает вас, если вы не будете соблюдать постановлений закона, данных через Моисея Израильскому народу.
Знайте же, уважаемые читатели, что ни религия, ни закон, никакой аскетизм никогда не смогут воскресить вас и реально привести к Богу! Только личное познание Спасителя Иисуса Христа (познание в покаянии), только реальное водительство Святым Духом – вот основа воскресения и вознесения к Богу.
Не спорю, в ветхозаветные времена религия и закон были основой поклонения Богу, хотя и в те времена были случаи личного, реального водительства избранных Божьих Духом Святым: вспомните «скинию Давидову», вспомните ветхозаветных пророков. Но это было тогда, а сейчас жертвой Христовой уже удалена завеса, отделяющая людей Божьих от общения с Духом Божьим. Святой Дух сошёл не для того, чтобы прятаться от нас и отгораживаться от нас новой религиозной «завесой», а чтобы открыть нам и в нас Господа Иисуса Христа.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26)
Дополнительно – см. комментарии к Евр.10:1.
2:18,19 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы (Иисуса Христа)».
Приведу современный перевод РБО, так как он более полно выражает мысль Апостола: «Не допускайте, чтобы вас осуждали люди, которые обожают смирение (греч.: «религиозное смирение на публике»), поклоняются ангелам и распространяются о собственных видениях. Напрасно они кичатся своим умом, он у них всё ещё земной».[4]
Апостол Павел снова и снова напоминает – не хочу сказать колоссянам, – напоминает всей Церкви, что наша цель: стать едино со Христом. И чем глубже мы познаём Его, чем более уподобляемся Ему покоряясь воле Святого Духа, тем лучше. И, наоборот, чем больше мы, верующие, воздвигнем разных «посредников» между собой и Иисусом Христом – тем дальше мы будем от Него.
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». (Кол.3:1-3)
3-4 гл. Практические наставления
3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение».
Итак, думайте и заботьтесь не о том, чтобы явить пред людьми свою религиозность, а о том, чтобы просто быть хорошими людьми. Не впадайте в обрядоверие и не философствуйте, а стремитесь не грешить, тем более не быть рабами греха – вот и всё, что требуется от вас.
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». (Кол.3:8-10)
3:10,11 «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос».
«Где нет ни Еллина, ни Иудея… Скифа» – этот стих представляет особый интерес для украинцев, русских и других восточных славян с исторической стороны, ибо среди народов познавших Иисуса Христа уже в середине первого века, Апостол Павел упоминает и скифов – предков восточных славян. Скифы жили по берегам Днепра, севернее Крыма, по соседству с Греческими городами-колониями в Крыму.
Таким образом, можно сказать, что в Священном Писании найдено хотя и косвенное, но подтверждение предания Православной Церкви о миссионерском путешествии Апостола Андрея к предкам восточных славян, в Киевские земли.
Если древние славяне уже в первом веке узнали благую весть об Иисусе Христе и узнали истинного Бога, то почему же тогда они снова погрязли в язычестве? По всей вероятности, истреблению христианства в скифских землях способствовали готы, ибо для них христианство ассоциировалось с Римом – их извечным врагом. В III веке готы прошли войной по землям скифов и на несколько столетий, вплоть до VIII-IX века, привели государственность Скифов в упадок. А потом возродилась древняя Русь…
Кстати, благая весть и истина о Боге, принесённая скифам в глубокой древности, ещё в первом веке, по всей вероятности, нашла отражение в языческой религии древних славян. Например, главный славянский бог Трибог поразительно схож с Троицей: такое же триединство Отца, Сына и Духа в единой сущности; есть множество и других параллелей.
3:12-14 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства».
«Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь» – облекитесь в плод Духа, в то, на что нет закона, но что составляет саму сущность Иисуса Христа.
-- Милосердие – это готовность помочь.
-- Благость – это готовность приносить радость, мир другим.
-- Смиренномудрие – греч. tapinophrozyne означает «смиренномудрие, смирение, скромность», в отличие от «самовольного смиренномудрия» (Кол.2:18) – где в греческом оригинале стоит фраза thelo en threskia, означающая «самовольный религиозный ритуал так, чтобы все видели».
-- Кротость – это незлобивость, не мстительность в характере человека.
-- Любовь – здесь Апостол Павел говорит о любви agape – духовной любви, сошедшей на верных Христовых, как дар Святого Духа и ставшей неотъемлемой чертой их характера.
3:16 «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью».
Истинное познание слова Божьего происходит сначала сердцем и только потом уже умом – обновлённым через сердечные переживания и духовное откровение умом. Господь Бог усмотрел такой путь познания Его слова для того, чтобы мы уподоблялись Иисусу Христу, а не превозносились один перед другим своей «богословской» начитанностью.
3:18-20 «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу».
Апостол Павел продолжает учить колоссян, как истинно жить во Христе. Он учит верующих, что духовную жизнь и уподобление Господу нужно осуществлять не в храме, не в религиозных ритуалах, а в своей повседневной жизни, начиная с взаимоотношений в семье.
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.3:3-7; 1Кор.11:3.
3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали».
«Не раздражайте» – греческое слово erethizo, означает: «раздражать, провоцировать, разжигать». То есть Павел призывает отцов быть примером добродетели в семье, а не деспотом, провоцирующим детей на противление и на грехи.
Дополнительно – см. комментарии к Еф.6:4.
3:22,23 «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков».
Почему в этом послании, в отличие от послания к Ефесянам, Апостол Павел обращается только к рабам, а не к рабам и их господам (Еф.6:9)?
Наверное, потому что послание к колоссянам написано с целью, чтобы вскрыть, изобличить греховность лицемерного, показушного служения, не зависимо от того, служение ли это пред Богом, или пред членами церкви, или перед мирским начальником. Написано с целью объяснить верующим, что служение кому-либо – это доброе дело, а вот демонстрация своего усердия пред кем-либо – это грех, ибо в такой показухе нет истины.
«А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия». (Кол.3:25)
4:2 «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
«Будьте постоянны в молитве» – Апостол Павел пишет колоссянам о чтении Писания, о бодрствовании и молитве – всё это мы слышим каждую неделю в проповедях у себя в церквях, всё это отлично знали и колоссяне – не могли не знать, что нужно молиться. Зачем же тогда Апостол повторяет то, что и так все христиане знают?
Одно дело знать эти прописные истины, другое дело исполнять их, но исполнять, как некое внешнее отделённое от своей настоящей жизни действо, и совсем иное дело жить, исполнившись этими «прописными истинами»: бодрствованием, познаванием слова Божьего и молитвой.
Павел не просто напоминал колоссянам о бодрствовании и молитве, а желал, чтобы в их сердцах и устах молитва стала действенной, исполненной силы Святого Духа. Иначе, зачем бы он просил их молиться за него?
«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах». (Кол.4:3)
Ныне я часто вижу и слышу, как звучат безрезультатные молитвы и даже целые церковные литургии, слова которых не возносятся выше потолка храма: одни просят помолиться – просят так, лишь бы попросить, другие произносят слова молитвы – произносят так, лишь бы произнести и… никто не только не верит, а даже не ожидает ответа на молитву. Нет, не о такой молитве просил Апостол Павел христиан из Колосс – совсем не о такой!
4:5,6 «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».
«Слово ваше [да будет] всегда приправлено солью» – при общении с посторонними (и с верующими, и с не верующими), разумно используйте время общения, чтобы речь ваша была благожелательна и исполнена мудрости.
Соль здесь – символ мудрого и вечного, ибо соль хранит от разложения.
4:7-9 «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших [обстоятельствах] и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всём здешнем».
По-видимому, послание к Колоссянам было отправлено Павлом вместе с посланиями к Ефесянам и к Филимону (Еф.6:21, Флм.1:1).
«А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель». (Еф.6:21)
«Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему: прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце». (Флм.1:1-12)
О чем ещё могут поведать эти стихи?
Учитывая, что Апостол Павел писал Филимону о том, что ожидает скорого освобождения (Флм.1:22), можно предположить, что и послание к Колоссянам было написано в период первого тюремного заключения Павла (в 60-63 годах), так как при втором тюремном заключении Павел уже предвещал не освобождение, а скорое своё отшествие к Господу Иисусу Христу (2Тим.4:6).
4:16 «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы».
Приведу комментарии Уильяма Баркли: «В течение многих веков существовало приписываемое Павлу послание к Лаодикийцам. До нас оно дошло на латыни, но латынь его такова, что очень похоже, что оно является буквальным переводом с греческого. Послание было включено в Кодекс Фульденсис Нового Завета, который принадлежал Виктору Капуанскому и который восходит к шестому веку. Это так называемое послание к Лаодикийцам можно проследить ещё дальше. Оно упоминается и у Иеронима в пятом веке, но Иероним, сам говорил, что это подделка, и что большинство исследователей согласны в том, что это не подлинник.
Вот содержание этого послания: «Павел, Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом, братьям находящимся в Лаодикии. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Христа во всякой молитве моей, чтобы вы оставались твёрдыми в вашей вере и чтобы вы были упорны в Его трудах в ожидании Его обетования в судный день. Да не обольстят вас пустыми словами определённые люди, пытающиеся увести вас от истины Евангелия, которое проповедовал вам я... (дальше идёт строка с неясным текстом).
А теперь узы мои о Христе сделались известными всем; в них нахожу удовольствие и радость. И эта послужит мне во спасение вечное по вашей молитве и содействием Духа Святого, жизнью ли то, или смертью. Для меня жизнь – Христос, а смерть – радость. Да свершит Он это в вас в Своём милосердии, дабы вы имели ту же любовь, были единодушны. И потому, возлюбленные мои, как вы слышали в присутствии моём, так держитесь того и совершайте со страхом и трепетом перед Богом, и тогда вам будет жизнь вечная; ибо Бог производит это в вас. Все делайте без ропота и сомнения. Наконец, возлюбленные, возрадуйтесь во Христе; берегитесь корыстных в стремлениях к наживе. Доводите все ваши молитвы до Бога и будьте тверды в уме Христовом. Делайте и помышляйте только то, что чисто, что истинно, что благопристойно, что справедливо и что любезно. Твёрдо держитесь того, что слышали и получили в сердца ваши и обретёте покой. Святые приветствуют вас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вашим духом. Позаботьтесь о том, чтобы это послание было прочитано Колоссянам, и чтобы послание к Колоссянам было прочитано у вас».
Таково послание, которое, якобы, было написано Лаодикийцам. Совершенно очевидно, что оно составлено, в основном, из фраз, взятых из Послания к Филиппинцам, а начало взято из Послания к Галатам».[5]
4:17 «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе».
«Архиппу… исполнить служение (поручение)» – что это было за поручение, неизвестно.
Некоторые богословы считают, что Павел особо предостерегает Архиппа, чтобы тот не утратил бдительности и не допустил ереси у себя в церкви, но такое предположение я тоже считаю не только не обоснованным, но и оскорбительным для человека, которого Апостол называл своим сподвижником (Флм.1:2). Исходя из того, что Архипп был хорошо знаком и с Апостолом Павлом, и с Филимоном (Флм.1:1,2), можно предположить, что просьба Павла была связана с Онисимом, беглым рабом Филимона, чтобы и он вместе с Павлом походатайствовал за Онисима, но такое предположение тоже ничем не обосновано.
Но не в этом дело: раз Дух Божий не разъяснил в Священном Писании сути поручения Апостола к Архиппу, значит, это для нас не важно. Важно другое, – то, что Апостол Павел хотя и не был в Колоссах, но был знаком с некоторыми верующими из этого города. А ещё более важно то, что он не столько ушами своими, сколько сердцем своим чувствовал, в каком духовном состоянии находилась Колосская церковь. Чувствовал сердцем своим, ибо был едино с колоссянами в Теле Христовом.
СНОСКИ
[1] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11, с.302, 316-317.
[2] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.451.
[3] Комментарии Баркли к Новому Завету. Кол.2:11,12.
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.452.
[5] Комментарии Баркли к Новому Завету. Кол.4:16.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия: Синодальный перевод (со словарем Стронга); Комментарии Баркли к Н.З./ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа:
4. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
5. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу «Странникъ», 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 610 с.: ил.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор