Базарбаев Бауыржан студент 2 курса магистратуры
Факультета философии и политологии кафедрф религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби
Актуальность религиоведческих знании в современном Казахстане
Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
(Лев Толстой)
На сегоднящний день получения высокого качественного знания в Казахстане является доступням для всех слоев населения. И этот факт конечно же радует нас. Но иногда приходится слышать преподователям от учеников или же студентов что им в жизни не понадобиться знание какого либо предмета или урока. Возможно в некотором случае это так, но не всегда. Ведь каждый предмет несет в себе свое определенное знание, знание которое формирует, воспитывает готовит к социальным взаимоотношениям индивида. И каждое знание актульна. В этой статье я хочу проследить и найти актульные стороны религиоведческих знании в соврменнном мире. И так, как мы знаем, до того как ввели религиоведение в школах , он преподовался в университетах нашей страны. Из-за актуальности религии и религиоведческих знании и влияния их на общество на сегодняшний день в Казахстане бакалавров религиоведения готовят кафедра религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, кафедра религиоведения и философских наук Казахского Национального университета им. Аль-Фараби, кафедра философии и теории культуры Карагандинского Государственного университета им. Е. А. Букетова, кафедра религиоведения Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак», кафедра религиоведения и теологии Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Яссави, а также кафедра религиоведения Университета деловой карьеры и иностранных языков. Кроме этого, функционирует магистратура и ведется подготовка докторов PhD.по специальности «Религиоведение» в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби»
Ежегодно Министерство образования и науки РК выделяло 65 государственных грантов на специальность «Религиоведение». Некоторые учебные заведения посредством выделения собственных грантов обеспечивают значительную часть религиоведов бесплатным обучением.
Изначально дисциплина «Религиоведение» была введена в противовес западной теологии. В процессе ее формирования и развития как предмета, постепенно были определены два ее ведущих направления. И если сторонники первого направления придерживались мнения, что религиоведение является дисциплиной о религии, то сторонники второго направления считали религиоведение дисциплиной, которая изучается посредством религии (с точки зрения теологии). В казахстанском стандарте об образовании религиоведение обосновано как учебная дисциплина о религии, а в учебном процессе преподавательский состав выражает две смежные точки зрения о возможности связи религиозных и религиоведческих знаний. Так как государством еще не разработаны концептуальные подходы в преподавании религиоведения, необходимо определить цели преподавания религиоведения и сущность предмета.
На сегодняшний день подготовка специалистов религиоведения осуществляется по следующим профильным направлениям: «Религиовед – преподаватель религиоведения», «Религиовед – эксперт по связям религии и государства», «Религиовед – эксперт по исламской теологии», «Религиовед – эксперт по христианской теологии», «Религиовед – эксперт по новым религиозным течениям», «Религиовед – теоретик». Обучение по вышеперечисленным профильным специальностям в основном ведется в Казахском национальном университете им. аль-Фараби. Также в Казахском национальном университете им. аль-Фараби готовят магистрантов религиоведения производственного профильного направления и научно-педагогического направления для научной и преподавательской деятельности в ВУЗах