16+
Лайт-версия сайта

История русских о Христианстве и Язычестве, Раздел 7.25 Киевская Русь и Священная Римская империя германской нации.

Литература / Религия / История русских о Христианстве и Язычестве, Раздел 7.25 Киевская Русь и Священная Римская империя германской нации.
Просмотр работы:
23 февраля ’2016   02:20
Просмотров: 16371

Ex libris История русских о Христианстве и Язычестве, Раздел 7.25 "Священная Римская империя германской нации и Киевская Русь" (в Приложении: 1. Киевский князь Святослав Игоревич, 2. Священная Римская империя германской нации)

Продолжим знакомиться со столь актуальным трудом немца протестанта-миссионера Эвальда Франка "Традиционное Христианство: Истина, иль Заблуждение!?":

С.167 -- ...Перед лицом нынешнего положения дел осталась неизменной целевая установка Всемирной церкви: все события прошедшего времени следует понимать как предостережение на будущее! /Например, как некогда Христианство варварски расправилось с Язычеством, так ныне и ИГил варварски расправляется с Христианством (в Сирии, Ираке...). Отсюда в очередной раз следует, как говорят русские люди, вывод: "Не плюй в колодец (Язычество) -- водицы придётся из него напиться", и "Если стреляешь в Прошлое из пистолета, то Будущее в тебя пальнет из пушки". А потому отдельные, увы, православные иерархи, которые мимоходом хулят Язычество (ссылки на них мы выше уже пару раз давали, например 06.01.2015г), шутят с огнём! Это всегда опасно делать, особенно в наше переломное время на стыке 2.000- летних Эпох (по классификации язычников -- древних ариев, которые были гораздо более лучшими, и более адекватными Предсказателями-Ясновидящими, чем все христианские Пророки, западные и восточные, вместе взятые -- СК/.
Так наз. "Святая Римская империя германской нации" состояла из религиозной и политической власти /называют её и короче: Священная Римская империя. "Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges R;misches Reich Deutscher Nation) — государственное образование, существовавшее с 962 г. по 1806 г. и объединявшее территории Центральной Европы". Причем, что удивительно! -- эта уникальная Империя возникла практически во времена укрепления Киевской Руси великим князем-воителем Святославом Игоревичем киевским, а канула в века в 1806 году (в начале XIX века, из-за корсиканца-карлика Наполеона; т.о. эта империя просуществовала почти 850 лет!). Её основателем был король Оттон I (936-973гг). И если потомки Оттона всемерно укрепляли дело своего родителя, то сыновья князя Святослава (особенно из них постарался -- в том числе и благодаря христианской бабке своей Ольге -- не вполне достойный своего отца, сын-рабынич Владимир Креститель -- так сынка Святослава называла княжна Рогнеда, жестоко изнасилованная Владимиром на глазах её родителей и братьев, затем Владимиром тут же зарезанных: считалось что Владимир утратил сакральность великокняжеской крови, так как его родила рабыня хазарка-еврейка -- вот как бы еще одна из фундаментальных-сакральных причин, почему Украину с тех самых пор преследуют катастрофы, "колбасит" вплоть до нынешней поры. Кстати, есть и ещё одно интересное совпадение: в 2015 году исполнилось ровно 1.000 лет со дня смерти мятущегося князя Владимира Святославича Киевского (как его некоторые называют:"Злого демона Украины" с его кровавым крещением, духовным разделом-разладом и ослаблением Киевской Руси и последующим её крахом) -- это событие сопровождается на Украине вновь засилием иудео-хазар (Порошенко-Вальцман, Яценюк-Гельфанд, спикер Гросман, Беня Каломойский...) плюс разгаром гражданской войны, плюс религиозным расслоением-христианским разладом католиков, униатов и православных, вплоть до их религиозных междоусобиц резни, убийств -- почти как и во времена князя Святослава Игоревича, когда он восстал на иудео-хазар...-- СК/.

Эта формулировка имеет своё обоснование в той мере, поскольку здесь Ватикан для достижения своих целей ИСПОЛЬЗОВАЛ немцев совершенно особенным образом. Также и в процессе объединения Европы Германия играет главную роль, так как она "локомотив всего поезда", поворотный круг Востока и Запада /если точнее, то в Евросоюзе есть две главные экономики -- Германия и Франция, но у Франции с экономикой дела обстоят все же похуже. Англия же из этой связки выпадает -- нынешние склоки и дебаты тому свидетельство, а буквально днесь подписаны и очень важные бумаги по особому статусу Англии в Евросоюзе (накануне летнего на островах референдума о туманной степени участия Туманного Альбиона (этого, вспомним, "ярого шакала Табакки США) в общеевропейских делах -- СК/.
Многие историки, то ли по своей мудрости, то ли из-за страха перед церковью, не описывали эту щекотливую религиозную главу, или же лишь письменно отметились в виде намеков.
(Продолжение следует)

Комментарии С.Канунникова, 22.02.2016г


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Князь Святослав воитель
(фрагмент из ВИКИПЕДИИ)


Святослав Игоревич
Св;тославъ Игоревичь
Slav warrior from Solntsev book.jpg
Изображение князя Святослава работы Федора Солнцева по описанию Льва Диакона, 1869
Флаг
Великий князь Киевский
945 — март 972
Предшественник: Игорь Рюрикович (де-факто Ольга)
Преемник: Ярополк Святославич
Князь новгородский
940-e — 969
Предшественник: Игорь Рюрикович

Вероисповедание: Язычество
Рождение: 942
Киев
Смерть: март 972
на Днепре
Род: Рюриковичи
Отец: Игорь Рюрикович
Мать: Ольга
Супруга: Предслава, Малуша
Дети: Ярополк, Олег, Владимир
Святосла;в И;горевич (Св;тославъ Игоревичь, 942 — март 972) — князь новгородский в 945—969 годах, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря, но самостоятельное правление началось около 964 года. При Святославе Древнерусским государством в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.

Содержание
Ранняя биография
Имя Святослав
Детство и княжение в Новгороде
Начало самостоятельного правления
Хазарский поход
Болгарские походы
Война с Болгарским царством (968—969)
Война с Византией (970—971)
Гибель
О внешности Святослава
Сыновья
Оценка в историографии
Образ Святослава в искусстве
В кино
Примечания
Литература
Ссылки
Ранняя биография Править

Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном великого киевского князя Игоря и княгини Ольги. Год его рождения точно не известен. По Ипатьевскому списку[1], Святослав родился в 942 году, однако в других списках Повести временных лет, например Лаврентьевском, такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям.

В литературе как год рождения Святослава упоминается также 920[2], но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.

Имя Святослав Править


Портрет Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в.

Святослав Игоревич на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Святослав — первый достоверно известный киевский князь со славянским именем, хотя его родители носили имена с предположительно скандинавской этимологией.

В византийских источниках X века его имя пишется как ;;;;;;;;;;;;; (Сфендославос)[3], откуда историки, начиная с Татищева, делают предположение о соединении скандинавского имени Свен (дат. Svend, др.-сканд. Sveinn, совр. швед. Sven) со славянским княжеским окончанием -слав[4]. Однако со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят-, например, имя Святополка (в источниках Zwentibald или Свентиплук[5]), князя Великой Моравии в 870—894 годах, или киевского князя 1015—1019 годов Святополка Владимировича (Suentepulcus у Титмара Мерзебургского). Согласно этимологическому словарю Фасмера, начальная часть этих имён восходит к праславянскому корню *svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят — 'святой'. Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке. Ср. польск. ;wi;ty (Шьвенты) — святой.

Отмечалось[6], что первая часть имени Святослава по значению соотносится со скандинавскими именами его матери Ольги и князя Олега Вещего (др.-сканд. Helgi, Helga 'святой, святая'), а вторая — имени Рюрика (др.-сканд. Hrorekr 'славой могучий') что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако некоторые исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение[7]. Женский вариант имени Святослав (Святослава) носила сестра датского и английского короля Кнуда I Великого, мать которой была родом из польской династии Пястов.

В 1912 году на территории Десятинной церкви в Киеве Д. В. Милеев проводил раскопки. При этом была найдена свинцовая вислая актовая печать[8], на которой, помимо изображения княжеского двузубца, сохранилось греческое написание имени «Святослав»[9].

Детство и княжение в Новгороде Править

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года[10].

Князь Игорь Рюрикович, по летописной версии, был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив

«копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“»[11].

Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.

Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии»[12]. В «Немогарде» Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Начало самостоятельного правления Править


Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. К. Лебедев, 1916
Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть»[13]. Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и «люди Святослава», получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги, а в протоколе второго приёма вообще не упомянутые. А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке «люди Святослава» были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава.

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».[14]

Хазарский поход Править

Основная статья: Восточный поход Святослава

Руины Саркела (Белой Вежи). Аэрофотоснимок 1951 года
В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью[15].

В 965 году Святослав атаковал Хазарию:

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов»[16].

Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к чуть более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками:

«Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма»[17].

По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешли Северный Крым и Тмутаракань[18]. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

Болгарские походы Править

Основная статья: Русско-византийская война 970—971 годов
Война с Болгарским царством (968—969) Править
В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Древнерусское государство, которое после присоединения Хазарии могло обратить свой взгляд на крымские владения империи[19].

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков»[20]. В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего напряжёнными, но итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота, что выглядит несколько странно.

К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (хотя есть причины полагать что Византии это было не менее выгодно), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а противники Святослава в Хазарии окончательно разгромлены[17].

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском[21]. «Повесть временных лет» передаёт его слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы»[22].

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар[23]. Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война с Византией (970—971) Править
Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились)[24].

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.


Преследование отступающей русской армии византийцами.
Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы
Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. По версии Сюзюмова М. Я. и Сахарова А. Н.[25], сражение, о котором рассказывает русская летопись и в котором русские одержали победу, было отдельным от битвы под Аркадиополем. Оно также произошло в 970 году, византийским войском командовал не упоминаемый при Аркадиополе патрикий Пётр, а противостояла ему та часть русского войска, которая не сражалась вместе с союзниками под Аркадиополем.

Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились, Варда Склир с войском был срочно отозван в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания в ноябре 970 года Варда Склир снова перебрасывается на границы Болгарии.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра[24]. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

Гибель Править


Кончина Святослава. Б. А. Чориков, «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках», 1836 г.
По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:

«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку»[26].

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:

«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, на...




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДВОРЯНЕ |КОРОЛИ |ОРДЕНА |ТИТУЛЫ |ГАЛЕРЕИ |БАННЕРЫ |БИБЛИОТЕКА |EMAIL | | ГЕНЕАЛОГИЯ ДВОРЯН ЕВРОПЫ

Происхождение Священной Римской империи

В. Д. Балакин, кандидат исторических наук, доцент Московского педагогического универститета

Официальное название средневековой Германии - Священная Римская империя. К нему в конце XV в, прибавили слова “германской нации”. Оно сегодня кажется странным: почему империя Римская, если она германской нации? И что в ней священного? В самом названии отразились особенности исторического пути страны. Его непохожесть на пути развития Франции или Англии. Германия стала империей благодаря усилиям ее короля Оттона I (936—973), прозванного Великим. Но он не придумал такую форму государственного устройства, а, согласно средневековой теории передачи императорской власти, подхватил ее из рук угасавшей династии, когда-то правившей Франкской империей, которая, в свою очередь, выступила наследницей империи Древнего Рима.

Восстановленная Римская империя была мало похожа на некогда существовавшую. Та держава погибла. Но некоторые ее традиции продолжали жить. Современники крушения Западной Римской империи отказывались верить собственным глазам: казалось, империя существовала всегда и будет жить вечно, столь универсальной, древней и священной была самая ее идея. Взятие и разграбление Рима варварами в 410 и 455 гг. произвело удручающее впечатление, но еще не уничтожило императорской власти, поскольку считалось, что где император, там и Рим. К отдельным ее представителям могли относиться даже с презрением, но это не умаляло уважения к ее государственному достоинству, даже в глазах варваров. Начальник наемного германского отряда на римской службе Одоакр, сместивший в 476г. последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, отправил императорские инсигнии византийскому басилевсу Зенону, получив от него титул патриция и все полномочия на управление западными провинциями. Произошло как бы воссоединение Западной Римской империи с Восточной, взаимно отколовшихся в конце IV века. Создатель Франкского королевства Хлодвиг (486-511) был весьма польщен, когда византийский император Анастасий пожаловал ему достоинство римского консула и подтвердил те полномочия, в которых и не мог ему отказать. Облачившись в консульскую, подбитую пурпуром тогу, Хлодвиг торжественно разъезжал по улицам Тура, и толпа приветствовала его как Августа.

Античность оставила после себя идею всемирной монархия и одну из мировых религий - христианство. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства народа. Многие представители духовенства сами были римлянами, жили по римскому праву, пользовались латинским языком, как родным, хранили античное культурное наследие и идею единого всемирного светского государства. Формально признавалось верховенство византийского императора, однако с середины VIII в., когда а Византии началось ударившее по церкви иконоборчество, римские папы все больше ориентировались на Франкское королевство. Результатом новой ориентации явился "Пипинов дар" 756 г. - светское государство, переданное франкским королем Пипином Коротким римским папам в качестве Папской области. Идея возвести франкского короля в императоры родилась в Риме. Карл Великий (768-814), на которого возлагались надежды по возрождению на Западе империи, первоначально отнесся к этой идее отрицательно. Он, приверженец франкских народных обычаев и христианства, считал ее языческой я безбожной. Однако один из ближайших и влиятельнейших советников Карла англо-саксонский монах Алкуин сумел переубедить его и внушил ему, что его государство должно стать "христианской империей".

Реальная власть Карла к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III увенчал его императорской короной, была такова, что в глазах современников она могла сравниться только с властью повелителя Римской империи. Роль покровителя, которую исполнял Карл по отношению к церкви и святому престолу, принадлежала, согласно представлениям того времени, исключительно императору. Коронация явилась завершением и легализацией его власти, скорее освящением, нежели увеличением ее. Но Карл придавал большое значение титулу императора, который возвышал его в глазах окружающих.

При этом ни он сам, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в делом, включая ее восточную часть. Формальным основанием для такого притязания послужило то, что как раз тогда в Византии, после смерти императора Константина VI. престол заняла женщина - императрица Ирина, что по понятиям того времени было равнозначно его вакантности. Однако Византия не признала новоявленного императора на Западе, и лишь в 812 г., после многолетних упорных переговоров. Карл Великий и Михаил I урегулировали отношения друг с другом. Титул императора римлян остался за басилевсом, а Карл был поименован как император-август. В официальных документах Франкского королевства для обозначения двух империи стали употребляться термины: Восточная империя и Западная империя. Таким образом, империя Карла Великого олицетворяла собой западный, римско-католический мир.

Западная империя оказалась недолговечной. Уже при сыне Карла Великого Людовике Благочестивом берут верх центробежные тенденции, я в 843 г. три внука основателя империи заключили Верденский договор, поделив ее между собой на Францию. Лотарингию и Германию (они так официально еще не назывались). Правда формально она сохранилась. Старший из братьев Лотарь I носил титул императора. Но реально его власть не простиралась дальше доставшейся ему Лотарингии. Вся империя его сына Людовика II заключалась вообще а пределах Северной Италии. Последний умер бездетным, и императорская корона, остававшаяся таковой только по названию и не дававшая ничего ее обладателю, поочередно переходила к королю Западнофранкского королевства Карлу Лысому; Карлу III Толстому, на время объединившему все части империи Карла Великого, но бесславно потерявшему свои владения и титулы: герцогу Сполетскому Видо; Арнульфу Баварскому и, наконец, маркграфу Фриульскому Беренгару, после смерти которого в 924 г. она оказалась никому не нужна. Империя опять угасла, снова обратившись в традиционную идею.

В восточной части бывшей Каролингской империи, то есть Восточнофранкском королевстве, тогда правил Генрих I (919—936), основатель первой немецкой династии — Саксонской (919—1U241, Каролингская династия здесь пресеклась еще в 911 г., когда умер Людовик Дитя. Германские герцоги не захотели подчиниться власти западного Каролинга и избрали королем одного из своей среды - герцога Франконии Конрада (911-918). Однако ему не суждено было упрочить свою власть и стать родоначальником династии. В декабре 918г., будучи при смерти от полученных в бою ран и потеряв надежду утвердить свое верховенство над соперниками внутри государства, он отправил знаки королевской власти самому могущественному из них - герцогу Саксонии Генриху, который и был спустя несколько месяцев провозглашен королем.

Генрих Птицелов, как позднее стали называть его хронисты и историки, оказался искусным правителем. Он наладил отношения с непокорными герцогами Швабии н Баварии, в 925 г. возвратил в состав королевства Лотарингию, не признавшую в 911 г. Конрада Франконского и перешедшую под власть западных Каролингов, и сумел дать отпор мадьярам, уже несколько десятилетий тревожившим своими набегами страну, Победа над ними при Риаде в 933 г. стала поворотным моментом. Видукинд Корвейский, автор хроники "Деяния саксов", сообщает о чествовании короля-победителя: "Затем войско провозгласило его отцом отечества. повелителем и императором".

Здесь мы имеем дело не только с традицией, воспоминанием о временах Древнего Рима, когда легионеры делали императором своего предводителя. Как когда-то Карл Великий, так теперь и Генрих I обладал властью, оправдывавшей в глазах окружающих притязания на право называться императором. Но Птицелов так и не был увенчан императорской короной, хотя остается вопрос, имел ли он вообще подобное намерение. Большинство исследователей отвечает утвердительно. Генрих заложил основание не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Косвенным подтверждением служит получение им в 935 г. от короля Рудольфа II Бургундского так называемого Священного копья, считавшегося символом господства над Италией и символом притязаний на императорскую корону. Генрих, вероятно, не успел завершить начатое ибо, по свидетельству Видукинда, "покорив все окружающие народы, он решил отправиться в Рим, но, сраженный недугом, прервал путь".

Дело отца продолжил Оттон I, следовавший и примеру Kaрла Великого, чью столицу г. Аахен он избрал местом cвоей коронации. Его королевство должно было стать наследником Каролингской империи. Оттон решил столь нарядно заявить о своих притязаниях еще и потому, что как раз в то время в Западнофранкском королевстве на престол вернулась Каролингская династия в лице Людовика IV Заморского (936—954). Кому быть наследником Карла Великого - его прямому потомку Каролингу или саксу, с предками которого франки долго вели кровопролитные войны? После Верденского договора прошло почти 100 лег, а представление о единой Франкской державе, как и идея Римской империи, продолжало жить.

Видукинд выразил эту мысль о неразрывной связи с каролингской, то есть франкской традицией, рассказывая, как Генрих I, сраженный тяжелым недугом, созвал народ и в его присутствии поставил Отгона I "во главе братьев и всей империи франков". Далее, рассказывая о церемонии коронации в Аахене, он вложил в уста архиепископа Майнцского Гильдеберта слова о том, что Оттону передается "власть над всей империей франков, для сохранения прочного мира среди всех христиан". Представления саксонского хрониста сближаются здесь с идеей Алкуина о "христианской империи".

Оттон I энергично принялся воплощать замысел, в первый же год правления положив начало своей итальянской политике. Поводом послужила смерть в 937 г. короля Верхней Бургундии Рудольфа II. Правивший Северной Италией Гуго Провансский, дабы завладеть Бургундией, женился на королеве-вдове Берте, а своего малолетнего сына обручил с дочерью Рудольфа шестилетней Адельгейдой, причем сын покойного короля Конрад должен был лишиться всего. Оттон незамедлительно вмешался, обеспечил защиту наследнику Бургундии, а затем принял от него вассальную присягу, установив, таким образом, свое верховенство над его владениями. Вмешательство Отгона в бургундские дела привело его к столкновению с Гуго Провансским.

Их конфликту придавало особую остроту стремление обоих к императорской короне. Когда король Гуго летом 941 г. предпринял попытку овладеть ею. Оттон тут же отреагировал. Источники освещают этот эпизод скупо и противоречиво. Если верить хронисту Лиутпранду Кремонскому, в результате вооруженной борьбы Гуго признал сюзеренитет Отгона и согласился выплачивать ему ежегодную дань, что на время удержало немецкого короля от дальнейшей экспансии в Италии. Пока что императорская корона не досталась ни тому, ни другому: правивший тогда в Риме "патриций и сенатор" Альберик, державший в подчинении пап, и слышать не хотел о чужеземных притязаниях на верховную власть.

В том же 941 г. в Германию бежал, спасаясь от своего врага короля Гуго, маркграф Иврейский Беренгар. Хотя он н принес Оттону вассальную присягу, однако помощи не получил, поскольку Гуго тоже признавал сюзеренитет германского короля. Это затишье в итальянских делах, вызванное равновесием сил и весьма желательное для Отгона, поглощенного внутригосударственной борьбой, закончилось в 945 г., когда Беренгар не без помощи герцога Швабии вернулся в Италию, нашел там поддержку и повел наступление на Гуго. На сей раз последний проиграл и лишился власти. Его сын Лотарь сохранил корону, но был вынужден заключить с Беренгаром соглашение, обеспечивавшее тому господство в королевстве. В 950 г. Лотарь умер, и Беренгар стал королем Италии. Молодую королеву-вдову Адельгейду заключили под стражу. И тогда се сторонники обратились за помощью к Отгону I.

Теперь итальянская политика германского короля вступила в новую фазу: он решил установить свою власть в Италии, воспользовавшись зовом на помощь как поводом. Туда его влекла не только надежда стать императором, но и потребность внутреннего сплочения государства. Герцоги Швабии и Баварии самостоятельно проводили политику в Италии как соперники короля, что угрожало целостности королевствам. Оттон берет инициативу в свои руки, и сам возглавляет военный поход в Италию, используя соперников как помощников. В сентябре 951 г., не встретив сопротивления со стороны Беренгара, обратившегося в бегство, он вошел победителем в недавнюю лангобардскую столицу Павию. С этого момента он именует себя, следуя каролингской традиции, королем франков и лангобардов. В Павию прибывает, бежав от своих тюремщиков, Адельгейда. Овдовевший Оттон сочетается с вей браком, приобретая дополнительные права на Италию. Именно это было для него главным, хотя рассказ некоторых историков о первом его походе за Альпы носит налет романтического повествования о поездке короля за невестой. Для полноты успеха недоставало только императорской короны, и Отгон направил в Рим архиепископа Майнцского Фридриха вести переговоры о коронации. Однако в Вечном городе не проявили готовности подчиниться власти германского короля, и тот в феврале 952 г. ушел восвояси с единственным приобретением - новой королевой Германии.

Реализация имперского замысла опять отодвинулась. Беренгар на рейхстаге в Аугсбургс (август 952 г.) поклялся быть верным Отгону, за что получил право от его имени править Италией. Но спустя годы немцам пришлось повторять завоевательный поход, поскольку Беренгар, почувствовав себя полновластным хозяином, вышел из подчинения. Смелости ему придавал очередной внутренний раздор в Германии. На сей раз предводителем мятежников выступил родной сын Отгона Лиудольф, усмотревший в его женитьбе на 20-летней Адельгейдс угрозу своим наследственным правам. Оттон опять вышел победителем, однако ему было пока не до Италии. Мадьяры, на время присмиревшие после битвы при Риале, возобновили набеге на Германию, полагая, что восстание Лиудольфа дает им хорошую возможность. Власть Отгона повисла на волоске, но он сумел обратить угрозу в триумф.

Его победа над мадьярами 10 августа 955 г. на р. Лея имела далеко идущие последствие. Авторитет Оттона укрепился не только в Германии, но и среди правителей других государств. "Король снискал славу благодаря замечательной победе, и войско провозгласило его отцом отечества и императором", - пишет Видукинд. Далее в своей хронике он называл Оттона исключительно императором. Таковым он стал для него благодаря одержанной победе. Вообще для многих, особенно в Саксонии, титул императора был связан, согласно старинному обычаю германцев, не с коронацией в Риме, а с провозглашением его повелителем воинами на поле победной битвы.

Иного мнения придерживался сам Оттон: он не стремился стать солдатским императором. Для него победа 955 г. была важной вехой на пути к императорской короне, но имперская идея в собственном смысле термина связывалась с Италией и получением императорского достоинства от папы в Риме. Будучи религиозным человеком, он хотел быть христианским императором. Его союз с церковью и франко-имперская традиция, которую он решил продолжать в качестве наследника Карла Великого, звали его в Италию. Это имело и большое политическое значение.

Осенью 955 г. Оттон послал аббата Фульдского монастыря Гадамара в Рим. Цель поездки была многообразной: утверждение Бруно, родного брата короля. архиепископом Кёльнским: приобретение реликвий для возводившегося в Кельне храма Св. Пантелеона: получение санкции на учреждение Магдебургского архиепископства, которое должно было стать центром христианской миссии среди славян Восточной Европы. Это детище Оттона явилось на свет лишь после того, как сам он был увенчан императорской короной, что наглядно демонстрирует связь его итальянской, имперской политики с задачами и целями экспансии на славянский Восток. На Гадамара возлагалось и изучение обшей ситуации в Риме: благоприятствует ли она визиту самого Оттона? Оказалось, что нет: в тот год в Риме появился новый папа, Иоанн XII. 18-летний сын умершего Альберика, решивший продолжать прежнюю независимую политику.

В 956-957 гг. было восстановлено господство немцев в Северной Италии, куда во главе большого войска прибыл прощенный отцом Лиудольф. Беренгар разгромлен, его самовластию пришел конец. Однако в сентябре 957 г., на обратном пути в Германию, Лиудольф умирает, и Беренгар опять становится хозяином положения. В 959 г. он напал на герцогство Сполето, угрожая непосредственно папе Иоанну XII, и тот, оказавшись в затруднительном положении, обратился за помощью к Отгону. Германский король использовал очередной крик о помощи из Италии как удобный повод, однако не бросился туда, очертя голову, а тщательно готовил военный поход. В мае 961 г. он добился избрания своего малолетнего сына Отгона II королем, а затем коронации его в Аахене. Одновременно велись приготовления к торжественной церемонии в Риме: В Майнцском аббатстве Св. Альбина разработали порядок императорской коронации, а ювелиры изготовили имперскую корону, которую должны были возложить на голову германского короля.

Закончив приготовления, Оттон I в августе 961 г. отправился из Аугсбурга в Италию. В сентябре он был уже в Павии. Беренгар бежал, не вступая в сражение. Из Павии Оттон направил в Рим уполномоченных, которые должны были вести с папой Иоанном XII переговоры об условиях пребывания короля в Риме и о порядке коронации. Переговоры затянулись, и Отгон праздновал Рождество 961 г. в Павии, хотя он, следуя примеру Карла Великого, рассчитывал именно в тот день обрести императорское достоинство. Пройдут годы, и он добьется, чтобы его сын Оттон II короновался императором как раз на Рождество 967 года.

По завершении трудных переговоров. 31 января 962 г. Оттон II принес Иоанну XII присягу, в которой обещал охранять безопасность и интересы папы и Римской церкви. Эта присяга продолжила франко-имперские традиции IX в., явившись. в свою очередь, юридическим основанием для становления и развития средневековой Римской империи. 2 февраля 962 г. в церкви Св. Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной. Затем он, уже в новом качестве, заставил Иоанна XII и римскую знать присягнуть, что они будут хранить ему верность и не станут больше поддерживать Беренгара. Так родилась новая Римская империя.

Этот титул применительно к империи немцев впервые был употреблен в 1034 году. Ранее ее правители именовались "императоры-августы". С середины ХII в. новая империя называлась уже Священной в знак ее христианско-католического характера. С середины XIII в. впервые попадается полное сочетание слов "Священная Римская-империя". Это обстоятельство явилось центральным событием немецкой истории и одним из важнейших в истории Европы. Теперь в империю входили Германия, большая часть Италии, бургундское королевство Арелат (с 1034 г.), завоеванные земли полабских славян и вассальная Чехия. Но далеко не все согласны с такой оценкой события. Одни источники того времени вообще не содержат соответствующих данных: английские и французские молчат о том; другие говорят об имперской коронации Оттона I скупо. Ведь современникам было трудно понять значимость переживаемого события; иные же сознательно принижали его роль, исходя из политических соображений. Даже в самой Германии, особенно в родном герцогстве Оттона I Саксонии, существовала оппозиция его итальянской политике. Недовольные феодалы считали более перспективными захваты в Восточной Европе. Но большинство все же поддерживало своего короля, особенно после его победы на р. Лех.

Оценка в веках исторического значения Священной Римской империи всегда страдала политизацией. Тем не менее, нельзя забывать, что новая империя просуществовала до 1806 г- слишком долго, чтобы можно было одной фразой отделаться от ее длительной истории. А добавлять к ее титулу слова "германской нации" стали после того, как в руках австрийской имперской династии Габсбургов оказались в XV в. все земли (кроме швейцарских), населенные немцами, хотя не только немцами.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

От счастья ключик

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft