-- : --
Зарегистрировано — 123 521Зрителей: 66 586
Авторов: 56 935
On-line — 13 372Зрителей: 2609
Авторов: 10763
Загружено работ — 2 125 293
«Неизвестный Гений»
О Боге одном или Едином
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
11 февраля ’2014 07:38
Просмотров: 19962
"Бог один или триединый Бог?" – такой или подобный вопрос очень часто задают нам, христианам, представители других монотеистических религий. И мы вынуждены давать на него ответ; но как ответить?
На тему о Боге – о триедином Боге написано много книг: написан труд Августина Аврелия, книги Григория Богослова, Иоанна Златоуста, и Иоанна Дамаскина, написаны книги современных богословов – очень много книг. Но смог ли кто из вас, братья и сестры во Христе, читая эти книги, найти ответ, поданный в простой и логичной форме? Разве можно использовать те многосложные для понимания труды в краткой беседе с мусульманином или иудеем? Нет. Да и авторы – это для нас они авторитетны и достойны того, чтобы потратить дни, месяцы на изучение их трудов, а для тех же иудеев их имена ни о чем не говорят.
Вот и получается, написано много, изучено нами много, а чтобы так, в двух-трех фразах, нечего сказать. Нечего, потому что вопросы эти рассматривались с позиции теологии, точнее триадологии, а не с позиции общения двух простых человек.
О БОГЕ ОДНОМ ИЛИ ЕДИНОМ
Как-то в письме мне задали вопрос: "Я слушал радиопередачу из Тегерана. Сегодня был антихристианский текст против Троицы. Аллах, не один из трех; заблуждаются те, кто так думает, и пойдут они в ад. В общем, я задумался над этим. Мне кажется, что мы можем говорить о единстве Бога, а всякие количественные характеристики к Нему неприменимы?".
Как смог, я ответил тому человеку.
Тема Троицы очень часто поднимается, когда мы, христиане, общаемся с мусульманами, или с иудеями, или со свидетелями Иеговы, да и с некоторыми из христиан, например, с пятидесятниками-единственниками. И, как правило, выяснение заканчивается спором, а то и ссорой. Хотя, если разобраться, речь в таких спорах сводится не к тому, один Бог или три. Все – и иудеи, и христиане, и мусульмане говорят: Бог один. Разногласия начинаются на уровне взаимоотношений Бога с Его творением – с людьми.
Кратко напомню учения о Боге и о Его единстве в трех основных монотеистических религиях.
Мусульмане считают, что Бог один и что Он может проявлять Себя по отношению к своему творению, как Творец сущего, чьей волей поддерживается это сущее. Проявляет Себя, как Бог беспредельный, непознаваемый и ПРЕБЫВАЮЩИЙ ВНЕ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Такое понимание Бога в некоторой степени похоже на христианское понятие: Отец. Иногда Бог (Аллах) сообщает Свою волю Ангелам, или избранным Своим пророкам. Роль же человека сводится лишь к послушанию Богу.
Иудеи, так же, как и Мусульмане, говорят: Бог один. Но их понимание взаимоотношений Бога с человеками шире, чем у Мусульман. Они учат еще и о помазании Божием: о таком состоянии человека, когда Дух Божий может нисходить, являть Себя, хотя и не явно среди своего Народа. Бог может нисходить на пророков и даже входить в них в виде особого духовного помазания (у Мусульман, насколько я знаю, голос Божий пророки слышат только "извне"). Таким образом, у иудеев Бог (Всемогущий) проявляет Себя уже не только как Творец и Вседержитель, пребывающий вне Своего творения, но и КАК БОГ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ СРЕДИ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Это близко Христианскому понятию: Дух Святой. Дух, пребывающий, как Бог, который может снисходить и пребывать над Ковчегом Завета. Беспредельный Бог может ради взаимодействия с человеком проявить Себя в ограниченном пространстве и времени – среди Своего Народа.
Мы, христиане, тоже говорим: Бог один. Но по нашему учению Господь Бог может взаимодействовать с людьми не только на уровне, о каком говорят мусульмане и иудеи, но еще глубже, еще ближе. По Христианскому учению, ради воплощения Своего замысла при сотворении человека, ради того, чтобы человек мог пребывать в Божьей любви и, освящаясь, все более и более уподобляться Ему, Беспредельный и Всемогущий Бог Вседержитель не только низвел Себя к пребыванию, к проявлению среди Своего творения (что признают и Иудеи), но в определенный момент времени СТАЛ ПОДОБНЫМ ОДНОМУ ИЗ СВОИХ ТВОРЕНИЙ – стал подобным Человеку. Чтобы через это воплощение открыться нам, уверовавшим во Христа Иисуса, Своей Божственной сущностью: Сын.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:1-14)
Не стану здесь упоминать о роли каждой ипостаси Единого Бога в творении и в поддержании сущего – это другая тема.
Как видите, спор: один Бог или единый Бог – свелся уже к тому, ЧТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ГОСПОДЬ БОГ, на каком уровне, и в какой форме Он может взаимодействовать со Своим творением, общаться с нами, людьми в целом и с каждым человеком персонально.
Вот такой ответ я дал на то письмо; хотя, из-за краткости эпистолярного жанра и не совсем корректный с теологической точки зрения.
* * * * *
В ответ на мое письмо адресат задал еще вопрос: "Я слышал, что на одной из мечетей на Храмовой горе написано, что Бог ненавидит Израиль. О каком одном Боге с мусульманами тогда можно говорить?".
Думаю, что можно и даже нужно говорить, что у иудеев, и у мусульман, и у христиан один Бог. Но говорить, учитывая особенности религиозного воспитания иудеев и мусульман. Ибо разговаривать о Боге, безусловно, будет сложно даже с доброжелательно настроенными собеседниками, потому что первое, что внушается всем: и христианам, и иудеям, и мусульманам – это мысль, что их учение – истина в последней инстанции. Согласитесь, если кого уже научили, что именно он носитель и хранитель абсолютной истины о Боге, то какой разговор будет с таким человеком? Он снизойдет в общении с вами, лишь как учитель, но никогда не будет считать вас равнозначным собеседником, и тем более, не захочет чему-либо научиться у вас. Максимум, чего вы добьетесь в споре-диалоге, даже если и предъявите убедительнейшие и неоспоримые аргументы – ваш оппонент согласится, что еще недостаточно компетентен в учении СВОЕЙ веры. Поэтому поставьте перед собой задачу найти сходство во взглядах, а не различие, и лишь потом, если духом своим почувствуете, что собеседник готов расширить диалог и это не обидит его веры, переходите к теме степени взаимоотношений Бога с человеком.
Погребняк Н. 2012
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
На тему о Боге – о триедином Боге написано много книг: написан труд Августина Аврелия, книги Григория Богослова, Иоанна Златоуста, и Иоанна Дамаскина, написаны книги современных богословов – очень много книг. Но смог ли кто из вас, братья и сестры во Христе, читая эти книги, найти ответ, поданный в простой и логичной форме? Разве можно использовать те многосложные для понимания труды в краткой беседе с мусульманином или иудеем? Нет. Да и авторы – это для нас они авторитетны и достойны того, чтобы потратить дни, месяцы на изучение их трудов, а для тех же иудеев их имена ни о чем не говорят.
Вот и получается, написано много, изучено нами много, а чтобы так, в двух-трех фразах, нечего сказать. Нечего, потому что вопросы эти рассматривались с позиции теологии, точнее триадологии, а не с позиции общения двух простых человек.
О БОГЕ ОДНОМ ИЛИ ЕДИНОМ
Как-то в письме мне задали вопрос: "Я слушал радиопередачу из Тегерана. Сегодня был антихристианский текст против Троицы. Аллах, не один из трех; заблуждаются те, кто так думает, и пойдут они в ад. В общем, я задумался над этим. Мне кажется, что мы можем говорить о единстве Бога, а всякие количественные характеристики к Нему неприменимы?".
Как смог, я ответил тому человеку.
Тема Троицы очень часто поднимается, когда мы, христиане, общаемся с мусульманами, или с иудеями, или со свидетелями Иеговы, да и с некоторыми из христиан, например, с пятидесятниками-единственниками. И, как правило, выяснение заканчивается спором, а то и ссорой. Хотя, если разобраться, речь в таких спорах сводится не к тому, один Бог или три. Все – и иудеи, и христиане, и мусульмане говорят: Бог один. Разногласия начинаются на уровне взаимоотношений Бога с Его творением – с людьми.
Кратко напомню учения о Боге и о Его единстве в трех основных монотеистических религиях.
Мусульмане считают, что Бог один и что Он может проявлять Себя по отношению к своему творению, как Творец сущего, чьей волей поддерживается это сущее. Проявляет Себя, как Бог беспредельный, непознаваемый и ПРЕБЫВАЮЩИЙ ВНЕ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Такое понимание Бога в некоторой степени похоже на христианское понятие: Отец. Иногда Бог (Аллах) сообщает Свою волю Ангелам, или избранным Своим пророкам. Роль же человека сводится лишь к послушанию Богу.
Иудеи, так же, как и Мусульмане, говорят: Бог один. Но их понимание взаимоотношений Бога с человеками шире, чем у Мусульман. Они учат еще и о помазании Божием: о таком состоянии человека, когда Дух Божий может нисходить, являть Себя, хотя и не явно среди своего Народа. Бог может нисходить на пророков и даже входить в них в виде особого духовного помазания (у Мусульман, насколько я знаю, голос Божий пророки слышат только "извне"). Таким образом, у иудеев Бог (Всемогущий) проявляет Себя уже не только как Творец и Вседержитель, пребывающий вне Своего творения, но и КАК БОГ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ СРЕДИ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Это близко Христианскому понятию: Дух Святой. Дух, пребывающий, как Бог, который может снисходить и пребывать над Ковчегом Завета. Беспредельный Бог может ради взаимодействия с человеком проявить Себя в ограниченном пространстве и времени – среди Своего Народа.
Мы, христиане, тоже говорим: Бог один. Но по нашему учению Господь Бог может взаимодействовать с людьми не только на уровне, о каком говорят мусульмане и иудеи, но еще глубже, еще ближе. По Христианскому учению, ради воплощения Своего замысла при сотворении человека, ради того, чтобы человек мог пребывать в Божьей любви и, освящаясь, все более и более уподобляться Ему, Беспредельный и Всемогущий Бог Вседержитель не только низвел Себя к пребыванию, к проявлению среди Своего творения (что признают и Иудеи), но в определенный момент времени СТАЛ ПОДОБНЫМ ОДНОМУ ИЗ СВОИХ ТВОРЕНИЙ – стал подобным Человеку. Чтобы через это воплощение открыться нам, уверовавшим во Христа Иисуса, Своей Божственной сущностью: Сын.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:1-14)
Не стану здесь упоминать о роли каждой ипостаси Единого Бога в творении и в поддержании сущего – это другая тема.
Как видите, спор: один Бог или единый Бог – свелся уже к тому, ЧТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ГОСПОДЬ БОГ, на каком уровне, и в какой форме Он может взаимодействовать со Своим творением, общаться с нами, людьми в целом и с каждым человеком персонально.
Вот такой ответ я дал на то письмо; хотя, из-за краткости эпистолярного жанра и не совсем корректный с теологической точки зрения.
* * * * *
В ответ на мое письмо адресат задал еще вопрос: "Я слышал, что на одной из мечетей на Храмовой горе написано, что Бог ненавидит Израиль. О каком одном Боге с мусульманами тогда можно говорить?".
Думаю, что можно и даже нужно говорить, что у иудеев, и у мусульман, и у христиан один Бог. Но говорить, учитывая особенности религиозного воспитания иудеев и мусульман. Ибо разговаривать о Боге, безусловно, будет сложно даже с доброжелательно настроенными собеседниками, потому что первое, что внушается всем: и христианам, и иудеям, и мусульманам – это мысль, что их учение – истина в последней инстанции. Согласитесь, если кого уже научили, что именно он носитель и хранитель абсолютной истины о Боге, то какой разговор будет с таким человеком? Он снизойдет в общении с вами, лишь как учитель, но никогда не будет считать вас равнозначным собеседником, и тем более, не захочет чему-либо научиться у вас. Максимум, чего вы добьетесь в споре-диалоге, даже если и предъявите убедительнейшие и неоспоримые аргументы – ваш оппонент согласится, что еще недостаточно компетентен в учении СВОЕЙ веры. Поэтому поставьте перед собой задачу найти сходство во взглядах, а не различие, и лишь потом, если духом своим почувствуете, что собеседник готов расширить диалог и это не обидит его веры, переходите к теме степени взаимоотношений Бога с человеком.
Погребняк Н. 2012
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор