Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
24 февраля ’2013
17:25
Просмотров:
21635
Прежде чем приступить к чтению книги «Одиночество в сети» изучил жаркую дискуссию в интернете по поводу дебютной книги польского писателя Януша Леона Вишневского. Как и подобает квалифицированному читателю – изучил критику. Читал в «Википедии» биографию писателя. Стало интересно увидеть его воочию. Потом нашел видео с интервью автора, презентацией очередной книги перед читателями. Увидел воочию.
В интернет-дискуссиях немало тех, кто пишет, что эта книга потрясла их до глубины души. Кто-то дает определение ей - «продвинутый женский роман». Видимо имеется в виду то, что «Одиночество» может быть интересно не только представительницам слабого пола, но и прочей читающей публике. Отзывы в основном хорошие и даже хвалебные, но многие отмечают неровность повествования.
И вообще мне была интересна тема любовных отношений в интернете. Я хотел прочитать нечто подобное. Не так уж много книг формата романа (крупной формы) я осилил в электронном виде – по моим меркам это еще одна похвала автору.
У меня складывается впечатление, что автор сразу хотел рассказать о многом. То ли первый литературный опыт, то ли ему нравится этакая многослойность повествования. В итоге в сюжет оказались вплетены кроме основной темы «виртуальной» любовной линии еще несколько «лав стори». В канву романа вплетен ряд историй, некоторые из которых достойны, ей богу, отдельных книг. Сама основная тема занимает в книге не более половины объема. Имя главного героя Якуб, как и имя автора Януш начинается с одной и той же буквы. Второе имя автора Леон, у героя мы узнаем, что оно тоже начинается с буквы «Л». Похоже, это не совпадение, автор намекает на то, что есть элемент автобиографичности в повествовании. Плюс кое-какие сведения о жизни писателя подтверждают это.
Сам Я.Л. Вишневский называет себя «суперфеминистом», считая, что женщины гораздо лучше мужчин. Некоторые читатели в интернет-дискуссии приняли автора за женоненавистника(?). Ведь героиня виртуального» романа растоптала любовь Якуба. Толкнула фактически его на самоубийство. Парадоксально, что у нее, главной героини романа, даже нет имени… Одно ясно – Вишневский много знает о женщинах, они предмет его пристального изучения. И вообще трудно, ох, как трудно признать женоненавистником автора «женского романа». В конце концов, она выбрала радость материнства и семейные ценности а не… как бы это назвать?! Любовь на стороне, закономерная измена, отношения без будущего. Тем более непонятные отношения в «цифровом виде». С другой стороны: радость материнства, маленький сын Якубек и … постылый муж.
Мне захотелось сравнить творчество Вишневского с книгами Сидни Шелдона. Я прочитал пару романов самого знаменитого автора «женских романов» и с некоторым удивлением обнаружил - мне понравилось! Не зря его все-таки перевели на 56 языков. Миллионы читательниц не могли ошибаться))) Шелдон прекрасный, занимательный рассказчик, и есть у него в произведениях правда жизни…
А вообще рядом с Вишневским Шелдон выглядит «попсовато», и я понял почему. Подкупающий натурализм Вишневского. Он добавляет автору убедительности и не похож на копание в грязном белье, а именно - правдив. Проза жизни, не всегда лицеприятная. Вообще-то ныне натурализм после фантастических изысков постмодернистской литературы стал популярен и среди читателей, и среди писателей. Не думаю, что немолодой уже автор Вишневский писал в «модном» направлении, просто он попал в точку. Причем слово «ебаться» употребляется в книге единожды и в прямой речи, там, где идет поток ругани пьяного матроса. Ясен перец – в той ситуации по-другому и не скажешь))) Натурализм фигурирует как атрибут откровенности, а не эпатажа. От этого книга кажется лишь более убедительной и вызывающей доверие, без ханжества и лицемерия повествует об отношениях мужчины и женщины. Что очень важно – книга лишена слащавости стандартных женских романов. К примеру - оба героя мастурбируют – что, конечно же, непростительный грех для «романтичного» женского романа)))….
К истории вопроса. «Женский роман» появился тогда, когда грамотность стала массовым явлением, новая читательская аудитория с невзыскательным вкусом потребовала свою литературу, ей понятную и доступную. В принципе, основная схема женских романов непритязательна: красивая и достойная, душевная недооцененная золушка и принц. И весь роман посвящен коллизиям их отношений. Не смотря на все невзгоды и перипетии, заканчивается все, как и положено в сказке, торжеством любви двух сердец. Роман же Вишневского заканчивается предательством своей любви героиней и самоубийство героя. То, что он погибнет – недвусмысленно дается понять читателю в самом начале книги, изначально окрашивая ее в печальные, трагедийные тона. Мне кажется, что надо рассматривать книгу Вишневского шире, не как стандартный «женский роман», а отнести ее к понятию «любовный роман». Любовный роман – явление в литературу более протяженное во времени и серьезное. Тогда уж «Одиночество» оказывается в почетной компании с «Красным на черном» Стендаля и «Госпожой Бовари» Г. Флобера. Я думаю, автору весьма польстила бы такая компания))) Тем более оба произведения трагичны – главного героя у Стендаля казнят, погибает и раненая им из пистолета по оговору возлюбленная. У Флобера Эмма Бовари, запутавший в супружеских изменах, совершает самоубийство. Судьба автора «Бовари» сама показательна: свои дни он закончил в доме скорби, в безумии повторяя одно лишь слово: «Женщина». Да вот, я хочу причислить, так сказать, Вишневского к большой литературе, что бы то ни говорили.
Роман, к примеру, познавателен. Забавно, автор даже пытается выдать читателю кое-какую научно-популярную информацию, например, о строении ДНК.
У меня возникают подозрения, что лишив имени героиню романа, сделав ее губителем Якуба, автор книги отомстил кое-кому в своей личной жизни. Он, конечно, женщин-то любит, но вот одной той, единственной, он отомстил за что-то… Любовь и ненависть ходят рядом - в очередной раз убеждаешься в этом. И такое «мщение» у писателей бывает. Я сталкивался с тем, что автор в своих книгах чинит расправу над недругами, сопоставляя, например, книги и реалии биографии Булгакова. Специалисты наверняка могут найти подобное у многих авторов.
Героиня пишет Якубу, что тот «женственен», и это звучит как комплемент. И для самого автора-суперфеминиста женственность в мужчине – положительное качество. Психологи говорят о «феминностти» в мужчине и «маскулинности» в женщине, о том, что это существует.
В самом деле, интересная вещь, когда говорят о женщине, что она мужественна – это считается хорошо, а женственность в мужчине в лучшем случае похвала сомнительная, а подчас может восприниматься как нечто обидное, оскорбительное. У многих возникают ассоциации с существующими в современном обществе табу. А ведь женственность в данном контексте – чувствительность, умение тонко сопереживать, интуитивность и внимание к деталям. В самой книге нет и намека на гомосексуальные отношения, и признание в женственности не звучит двусмысленно. К примеру, намек на женственность Якуба дается же в начале книги – герой хорошо разбирается в ароматах духов, они для него «как поэма». Типичное женское свойство - внимание к запахам, подчас даже умение читать человека по запаху. Впрочем, и ученые говорят, что запахи – часть невидимого диалога между людьми, особенно, конечно, это касается взаимоотношений полов.
Роман «Одиночество в сети» если и не потряс меня, то оставил неизгладимое впечатление – это уж точно. Вообще чтение – одно из главных удовольствий моей жизни. Это удовольствие сродни с общением с интересным умным собеседником… Наверно так оно и есть.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи