Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
17 декабря ’2012
00:16
Просмотров:
22708
"КУБАНЬ"
А еще, здесь же, на втором этаже, помещалась редакция журнала "Кубань". Казалось бы, что это единственный в крае литературно-публицистический журнал для местных писателей.
Раньше я выписывал московские газеты и журналы. Они участвовали в формировании моих литературных вкусов и взглядов. Местных писателей и публицистов почти не знал. Но ведь пора знакомиться я уже пенсионер, сам пытаюсь писать воспоминания. И вот, кажется в 90-ом, впервые открываю "Кубань". Нет, местных, теперешних авторов журнал печатал редко и мало. Но этот журнал значительно повлиял на мои взгляды и представления о жизни - расширил и дополнил их поэтому немного о журнале.
Еще со школьных лет запомнил слово - веховцы и фамилия одного из них - Бердяев. Теперь к веховцам я бы отнес еще Ивана Ильина, Ивана Шмелева, Семена Франка, Петерима Сорокина...Это философы, стоявшие на национал патриотических позициях и блестящие ( по-моему непревзайденные ) публицисты. В 20-ых годах все были изгнаны из Советской России.
Во времена, предшествовавшие марксизму прославились, приобрели всемирную известность немецкие, французские, английские философы. А в России философов такого уровня не было. Конечно же не мне судить о философии. И все же, очень кратко и на обывательском уровне выскажу свои соображения, сложившиеся под влиянием прочитанного. Те прославленные философы пытались объяснить и упорядочить мир полагаясь на разум. Бог, при этом, присутствовал в качестве почетного гостя или его вовсе не было. И вот ренессанс в философии, совершенно новое русское направление. Бог - идеал, хоть и недостижимый, но к которому постоянно следует стремиться. Только на пути к Богу человек обретает личную духовную свободу, равенство во Христе и братство ( соборность ). Обретает и другие нравственные ценности. В основе религия, но она сочетается с тщательным, скрупулезным анализом современной жизни. Веховцы подвергли серьезной, впечатляющей критике марксизм. Конечно же, я не могу здесь сколько-нибудь толково и убедительно сказать о них. Мы этой философии не знаем, но в Западной Европе она получила признание и широкое распространение.
Как говорится - бог с ней с философией. В поисках путей к благополучию своего народа ( и всех народов мира ) национал патриоты опирались на глубокие знания ( и глубокое понимание ) всего русского - истории, обычаев, образа жизни, национального характера, живописи, архитектуры...Странно, но в советское время, мы будто бы и не интересовались всем этим.
Листаю журнал в обратной последовательности, случается со мной такое. Вот концовка статьи какого-то И.Ильина, распространенная фамилия. Читаю абзац и как будто бы споткнулся...замер в изумлении.
По моему, некоторые публикации веховцев сравнимы с поэзией или музыкой. Музыкой вдохновенной, страстной, глубокой. Торжествующие, потрясающие своей мощью аккорды чередуются с беглыми, быстрыми, но четкими и чистыми звуками, способными передать тончайшие движения души и разума. Если исполнитель музыкант истинный, от Бога, то мелодия, как бы сложна она ни была, звучит легко свободно, убедительно, без натяжек и фальши.
В НАЧАЛЕ ЖУРНАЛА, обычно статья одного из столпов национал патриотизма, написанная в 20-ых, но вполне актуальная и теперь, в период развала СССР. Или журнал начинал, как равный среди бессмертных, Виталий Канашкин - главный редактор. О чем же он писал? Трудно сказать, что в статье, кроме ругани. Ругал всех и всё - коммунистов и либералов, прессу и литераторов, сегодняшний день и вчерашний, крепко доставалось жидомассонам, причем, как мне казалось, в жидомассонах мог оказаться кто угодно. Ругань - не то слово. Это была гениальная ругань и брань. Ругань злая, яростная, неистовая, виртуозная, неподражаемая...Текст пестрил нецензурными и жаргонными словами и словечками. Вставлял он их к месту, верней сам текст состоял из них. Иногда ругань ну до того изощренная, что просто поражает. Ничего подобного не приходилось читать или слышать. В статье могли быть информация и факты-неожиданные, нетипичные, интересные... И все же думалось - В.К. литературный хулиган в "законе". Что же можно ожидать от журнала с таким главным редактором.?
Воображение рисовало ВК человеком разочарованным, мрачным, раздраженным, с недобрым колючим взглядом, что-то вроде демона.
Как-то,сидя в вестибюле, стал невольным свидетелем оживленного разговора в группе мужчин среднего возраста. Остроты, шутки, веселый смех...- А кто же это? Неужели ВК? Да, он. Я его уже мельком видел и вот теперь...На нем джинсовые штаны с лайб лом, отутюженная ковбойка с распахнутым воротом, пиджачок, спортивного покроя, сам стройный, подтянутый... Возраст выдавала, пожалуй, только проседь в богатой черной шевелюре.
Кабинет ВК - цветные литографии, масштабные фотопанно. На них встреча в аэропорту с знаменитыми литераторами, дикая природа Кавказа... Благодаря им кабинет как бы лишается стен, становится частицей пространства и большой жизни. Хозяин прост, приветлив, речь нормального интеллигента. ВК никак не соответствовал заочно сложившемуся у меня образу. Позже с удивлением узнал, что он профессор, преподает в университете. Не сразу до меня дошло, что в ругани ВК все же смысл был. Дело в том, что по мнению национал патриотов власть - и та что была и та что стала служит кому угодно или чему угодно, но только не народу.
И что же в журнале еще? Тогда, в начале 90-ых, в каждом номере было для меня что-то новое, неожиданное. Знакомлюсь с Ф.Щербиной, верней с историей кубанского казачества. Обычно история - это даты, факты, события, личности и их поступки. И здесь то же, но не только .Автор подробно описывает жизнь и быт казачества.
"Протоколы сионских мудрецов". Ну где бы еще я мог прочитать такое. "Протоколы" меня если не потрясли, то крепко удивили. Как я понял "Мудрецы" отрицали участие разума, логики и здравого смысла в истории человечества. В прогнозах и оценках они опирались на знание инстинктов - низменных, стадных инстинктов и страстей. Получается, что люди, когда они вместе ( в каком либо обществе ) мало отличаются от скотины, овец к примеру. Им нужен предводитель - козел. И вот при таком подходе они подробно и точно предсказали нашу историю. Считают, что "Протоколы" поздняя подделка. Их написали во второй половине Х!Х-века. Допустим так. Но как же они смогли в довольно благополучном веке предсказать катаклизмы нашего века - революции, гражданские и мировые войны ит.д. Кто то возразит - сущность "Протоколов" в другом, это учение - как сионистам овладеть миром. Да, согласен, но об этом я уже читал, это меня не удивило.
Произвели впечатление - Игорь Шафаревич, своим исследованием русофобии, поэзия Ю.Кузне-цова, рассказ Федора Крюкова - того самого, что по стилю и языку схож с М.Шолоховым, верней наоборот, П.Паламарчук, В.Шаламов и др. Из кубанцев в журнал были вхожи В.Лихоносов, В.Бакал-дин, А.Знаменский, И.Варава, В.Иваненко, И.Дроздов...
Среди почетных авторов - московский публицист В.Кожинов, Н.Кондратенко ( тогда еще он не был всенародным батькой ). Журнал охотно публиковал духовных иерархов, зарубежных родственников царской семьи или писал о их жизни и деятельности.
О СТАРИНЕ . Небольшое отступление. Как утверждает молва - раньше природа была девственной, щедрее и колоритней. Люди сильны телом и духом. Жили достойно. Свято верили в Бога, царя любили Отечество. В таких словах и понятиях как - Родина, воля, воинская доблесть, верность присяге и традициям, преданность в дружбе... сущность казачества. Казак должен быть лихим - то есть отважным, дерзким, находчивым... иначе не выжить. Нельзя казаку и без земли. Труд воинский и мирный то чередовались, то сплетались воедино. И еще были милые сердцу казака - станица, отчий дом, родичи, друзья...По Толстому ( "Казаки" ) получается, что жизнь казака без войны, без риска и приключений была бы скучна, бесцветна, даже бессмысленна.
Воля - какое замечательное слово. Для натуры широкой, сильной, неудержимой - воля бесценна. Воля это что-то загадочное, влекущее, беспредельное. Казак без воли, что орел без неба. По мотивам казачьей вольницы Гоголь, Толстой, Репин создали свои лучшие произведения.
Воля и цивилизация. Нет, не близнецы-братья. Чем больше цивилизации, тем меньше воли ( свободы ), тем меньшую роль в нашей жизни играют эмоции, романтика и природа. Небо остается все таким же голубым и бескрайним, но в нем все меньше вольнолюбивых птиц.
О славном прошлом казачества немало легенд, преданий, песен. И все же такое представление о старине несколько одностороннее. Чтобы понять душу народа, войти в его жизнь, представить себя в том времени нужна проза, или, если хотите, поэзия быта. По-моему, журнал немало делал в этом направлении.
В журналах были широко представлены мемуары и воспоминания белоэмигрантов - именитых и безвестных ( в смысле не именитых ). Интересны и те и другие.
В нашей литературе - если белый, значить законченный негодяй - заносчивый, жестокий, подлый. Думалось - и красные выглядят не лучше у тех, кто отступал с белыми. Нет, как мне показалось, публикуемые авторы не сосредотачивались на боях, жестокости, политике, а то и вовсе о них не писали. Получалось, что гражданская война это трагедия народа, трагедия и тех кто воевал и тех кто оставался в хатах.
Наибольшее впечатление произвели и запомнились воспоминания нижних чинов, то есть станичников. Оказывается к концу жизни брали в руки перо и такие. Вот уж где истинная ностальгия по прошлому, по родной станице, семье, близким.
Один из авторов вырос без отца. Но была мать, которая управлялась и в поле и по хозяйству. Ради семейного достатка они вместе трудились не покладая рук. Хлопец мужал, стал пасти табуны коней в степях, появилась зазноба, которая так и не стала женой из-за войны. Когда настало время призыва, мать продала корову и многое другое, чтобы купить сыну строевого коня. - Казаку негоже служить в пластунах - считала она. Автор пишет просто, не претендуя на литературную одаренность, но та, в общем-то не легкая, но милая сердцу жизнь, описана с такой искренностью и любовью, что читателю нельзя, невозможно остаться равнодушным.
Теперь я воспринимаю написанное как откровение, как картину подлинной жизни. Мы о ней так мало знаем и так трудно себе представляем. Читал с восхищением и благодарностью. А ведь тогда, подобная картина с натуры вряд ли могла заинтересовать современников.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи