Характерной чертой начального периода восстания Болотникова является быстрота распространения движения и расширения района восстания. Английское донесение о восстании Болотникова отмечает «поразительный успех агитации организаторов восстания и недовольного мятежного люда» в результа-те чего «большинство городов в этой части страны (южные ок-раины русского государства. — И. С.) отказались от своей присяги нынешнему государю и принесли новую присягу предполагаемому в живых Димитрию».
Исаак Масса говорит, что к восстанию присоединились города «в земле северской и волости комарицкой, а именно: Путивль, Елец, Тула, Кромы, Рыльск и многие другие рядом с ними». Болотников был не просто холоп, а военный холоп. Он начал свой поход из Путивля, двинувшись через Комарицкую волость на Кромы. Под Кромами и произошло первое столкновение Болотникова с войсками Василия Шуйского. Начало по-хода против Болотникова следует отнести к июлю 1606г.
В стратегическом отношении центрами в районе восстания были города Кромы и Елец. Военное значение Кром было продемонстрировано ещё во время борьбы Бориса Годунова с Лжедмитрием, когда именно под Кромами решился исход борьбы. Стратегическое значение Кромы сохранили и во время восстания Болотникова, закрывая и открывая путь на Москву с юга. Именно этим надо объяснить, что, не дожидаясь подхода к Кромам главных сил Шуйского, туда был послан (наперёд того) М.А. Нагой.
Исаак Масса называет Кромы в числе первых городов, поднявших восстание против В. Шуйского. Свидетельство Массы подтверждается разрядной записью о том, как «Лета 7114 году указал государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии быть на Севере на три полки, иттить из Корачева под Кромы, как при царе Василье отложился».
Можно думать, что к приходу под Кромы М.А. Нагого город уже находился в руках восставших, на соединение с которыми и шёл Болотников. Разрядные записи отмечают не только факт посылки М.А. Нагого под Кромы, но и бой его с Болотниковым.
Запись эта имеет следующий вид: «А под Кромами наперёд того (т. е. до прихода больших воевод) был боярин Михаила Александрович Нагой... И Болотников приходил в Кромы, и он Болотникова побил. ...И с того бою прислал от себя к Москве и государю с сеунчом (донесение) дорогобуженин Ондрей Семёнов сын Колычев. И за ту службу Ондрей пожалован».
Нет оснований не доверять данному свидетельству разря-да о том, что первое столкновение Болотникова с войсками Шуйского было неудачным для Болотникова. Однако победа эта была невелика. По-видимому, М.А. Нагому удалось заставить Болотникова лишь отступить от Кром и только. Положение в са-мих Кромах не изменилось. М.А. Нагой так и не попал в Кромы, «оставшись под Кромами», куда затем подошли (через Карачев) и основные силы войск Шуйского в составе трёх полков под командованием Ю.Н. Трубецкого и других воевод.
Стратегическое значение Ельца было более велико, чем Кром, дело в том, что Елец ещё при Лжедмитрии I был превра-щён в главную военную базу для похода на Крым.
Правительство Шуйского после поражения под Кромами пытается активизировать войска, застрявшие под Кромами. Специально посланные лица в 1606г стали проверять войска. Разрядные книги так характеризуют этот смотр полков:
«августа в... день посыланы в полки смотреть столники: в сторожевой полк на Орёл, в украинский розряд, да под Кромы в полки столник Фёдор Васильевич Волынской».
В то время как князь И.Н. Воротынский и другие воеводы Шуйского безуспешно осаждали Елец, а полки князя Ю.Н. Тру-бецкого столь же безуспешно стояли под отложившимися Кро-мами, Болотников готовился к переходу в решительное наступ-ление. И первый удар им был нанесён в направлении на Кро-мы. И здесь войска Шуйского потерпели полное поражение.
Русские источники тенденциозно замалчивают бой под Кромами, и пытаются сказать, будто воеводы Шуйского сами отошли от этого города. Именно так изображает дело «Новый летописец»: «Ивашко Болотников, собрався со многими людми и приидя под Кромы; и воевод ж от Кром отоидоша».
Более отчётливо можно представить о бое под Кромами по материалам разрядов. Разрядные записи признают бес-спорное поражение под Кромами войск Шуйского и вынужденный их характер отхода от Кром. В одной записи так говорится: «Болотников князя Ю.Н. Трубецкого от Кром оттолкнул».
Другая запись о бое под Кромами говорит более подробнее: «И под Кромами у воевод с воровскими людми был бой и из Путимля пришёл Ивашка Болотников да Юшка Беззубцов со многими северскими людми и с казаки пришли на проход в Кромы (вариант: прошли) и после бою в полках ратные люди далних городов: ноугородцы и псковичи... (и других замосков-ных городов) под осень в полкех быть не зохотели, видя, что во всех Украиных городех учинилась измена. И умчали ис полков разъезжаца по домам. И воеводы, князь Юрьи Никитич с това-рыщи отошли на Орёл».
Но и разрядные записи не дают полной картины боя под Кромами. B.Диаментовский посвящает в своём дневнике бит-ве под Кромами следующую запись:
«Пришла весть, что 8 тыс. людей Шуйского побито под Кромами: гнали и били их на протяжении 6 миль. От этого на Москве тревога. Срочно разослано по городам за людми, сго-нять их принудительно к Москве...».
Всё это даёт картину полного разгрома войск Шуйского и бегство их от Кром. Воеводы Шуйского отступили к Орлу. Кром-ская победа Болотникова полностью изменила всю стратегиче-скую обстановку. Восстание тем временем распространилось и на район Орла. После победы под Кромами Болотников не забывает и об Ельце. Там он одержал не менее убедительную победу, чем под Кромами. Можно думать, что бои под Кромами и Ельцом были в августе 1606г.
50. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом
*